Задания для самостоятельной работы по естествознанию
план-конспект урока на тему

Чахоян Ольга Витальевна

В данной брошюре предлагаются задания для самостоятельной работы студентам 1-го курса, изучающим естествознание в части  «Химия и «Биология».

     В первой части они выполняют задания по теме: «Химические элементы в организме человека.  Органические и неорганические вещества»;

«Молекула ДНК – носитель наследственной информации» - химия.

     Во второй части – по теме: «Клетка - элементарная единица жизнедеятельности организма» - биология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam._rabota_po_estestvoznaniyu.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Технологический колледж № 28

Чахоян О.В.

для студентов первого курса по специальностям

социально-экономического профиля

Москва

2011

     Задания для самостоятельной работы по естествознанию для студентов 1 курса для специальностей:

080501 – «Менеджмент (по отраслям)»

080110 – «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

на тему: «Химические элементы в организме человека.

 Органические и неорганические вещества»;

«Молекула ДНК – носитель наследственной информации».

________________________________________________________________

      В данной брошюре предлагаются задания для самостоятельной работы студентам 1-го курса, изучающим естествознание в части  «Химия и «Биология».

     В первой части они выполняют задания по теме: «Химические элементы в организме человека.  Органические и неорганические вещества»;

«Молекула ДНК – носитель наследственной информации» - химия.

     Во второй части – по теме: «Клетка - элементарная единица жизнедеятельности организма» - биология.

Автор: Чахоян Ольга Витальевна, преподаватель дисциплины «Естествознание».

Рецензент: Кирикова Ирина Михайловна, преподаватель химии

Редактор: Малькова Людмила Алексеевна, зам. директора по учебно-методической работе.

Рукопись рассмотрена на заседании ЦМК естественнонаучных дисциплин, протокол №  от «__»________________2011 г.

Самостоятельная работа

по естествознанию для студентов 1 курса для специальностей:

080501 – «Менеджмент (по отраслям)»

080110 – «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

на тему: «Химические элементы в организме человека.  Органические и неорганические вещества»;«Молекула ДНК – носитель наследственной информации».

Задание №1. Изучите имеющийся материал по заданной теме, используя материал учебника.

Задание №2. Выполните задания, выбрав правильные ответы. 

  1. Установите соответствие:

1.Макроэлементы.

2.Микроэлементы.

3.Ультрамикроэлементы.

а) цезий                     и) медь

б) водород                к) кислород

в) железо                 л) натрий

г) ртуть                  м) хлор

д) сера                     н) калий

е) молибден             о) кальций

ж) фосфор              п) азот

з) углерод                р) золото

  1. Назовите формы существования воды в клетке:

а) информационная

б) свободная

в) диссоциированная

г) связанная

  1. Перечислите функции воды:

а) образование гидратных оболочек

б) информационная

в) энергетическая

г) играет роль в поддержании осмотического давления

д) участвует в передаче наследственной информации

е) обеспечивает поступление и выведение веществ

    ж) обеспечивает протекание биохимических реакций

    з) участвует в терморегуляции

    и) играет роль в движении структур клетки

    к) является растворителем

    л) составляет гидроскелет клетки.

4.Каждому неорганическому соединению подберите соответствующие функции:

1. Минеральные соли.

2. Вода связанная.

3. Вода свободная.

а) источник энергии;

б) поддержание осмотического давления;

в) растворитель;

г) протекание биохимических реакций.

д) образование гидратных оболочек;

е) поддержание кислотно-щелочного равновесия;

ж) передача наследственной информации)

з) участие в теплорегуляции.

5. Укажите функции, не характерные для минеральных солей в клетке:

а) поддерживают кислотно-щелочное равновесие;

б) обеспечивают терморегуляцию;

в) служит источником энергии;

г) обеспечивает соединение атомов углерода;

д) обеспечивают постоянство  осмотического давления;

е) образуют буферные системы;

ж) участвуют  в протекании биохимических реакций;

з) играют роль в поступлении воды в клетку.

6. Установите соответствие:

1.Изотонический раствор

2.Гипертонический раствор

3.Гипотонический раствор

4.Физиологический раствор

а) концентрацияNaCl-2,5%;

б) концентрацияNaCl-0,9%;

в) концентрацияNaCl-9,5%;

г) концентрация NaCl- 0,7%.

 

   7. Какие из перечисленных ниже веществ являются мономерами:

1.Полисахориды.

2. Моносахариды.

3. Олигосахариды.

а) аминокислоты;        е) нуклеотиды;

б) жирные кислоты;   ж) фруктоза;

в) углекислый газ;       з) вода;

г) глюкоза;                    и) глицерин.

д) пептиды;

8. Каждой группе углеводов, приведённой в левой колонке, подберите соответствующие  примеры:

1.Полисахариды.

2.Моносахориды.

3.Дисахориды.

а) крахмал;                      к) мальтоза;

б) целлюлоза;                  л) тимин;

в) хитин;                         м) сахароза;

г) рибоза;                        н) фруктоза;

д) мальтоза;                  о) глицерин;

е) гликоген;                     п) глюкоза;

ж) метионин;                р) галактоза;

з) дезоксирибоза;           с) клетчатка;

и) лактоза;

   9.Перечислите функции углеводов:

а) энергетическая

б) каталитическая

в) структурная

г) защитная

д) информационная

е) регуляторная

ж) запасающая

10.Назовите моносахариды, не характерные для нуклеотидов РНК:

а) дезоксирибоза

б) глицерин

в) гуанин

г) крахмал

д) рибофлавин

е) глактоза

ж) гликоген

з) рибоза

и) целлюлоза

к) фруктоза

л) глюкоза

м) лактоза

11. Отметьте группы липидов:

а) липоиды                                

б) нейтральные жиры

в) стероиды

г) липазы

д) каратиноиды

е) лактозы

ж) фосфатиды

з) воски

и) фосфолипиды

12. Назовите структурные компоненты липидов:

а) нуклеотиды

б) аминокислоты

в) глицерин

г) фосфорная кислота

д) неорганические кислоты

е) высокомолекулярные органические кислоты

13. Укажите функции жиров:

а) структурная

б) защитная

в) двигательная

г) депонирование энергии

д) поддержание кисло-щелочного равновесия

е) передача генетической информации

ж) терморегуляция

з) предшественники биологически активных веществ

14. Установите соответствие:

1. Жироподобные вещества (липоиды)

2. Липиды

3. Сложные соединения

а) аминокислоты

б) стероиды

в) воски

г) фосфолипиды

д) нейтральные жиры

е) галактоза

 ж) гликопротеиды

з) гликоген

и) липопротеиды

к)каратиноиды

  1. ДНК

  1. РНК

  1. АТФ

а) рибоза

б) фосфорная кислота

в) аденин

г) дезоксирибоза

д) фруктоза

е) тимин

ж) урацил

з) гуанин

и) цитозин

к) глицерин

15. Назовите компоненты нуклеотидов:

16. Каким способом не осуществляется репликация ДНК:

а) консервативным

б) полуконсервативным

в) дисперсным

17. Назовите мономеры ДНК:

а) аминокислота

б) уридиловый нуклеотид

в) рибоза

г) тимидиловый нуклеотид

д) аминокислотный остаток

е) цитидиловый нуклеотид

ж) моносахарид

з) гуаниловый нуклеотид

и) глицерин

к) адениловый нуклеотид

18. Укажите составные части нуклеотида ДНК:

а) галактоза

б) глюкоза

в) тимин

г) синильная кислота

д) аденин

е) дезоксирибоза

ж) глицерин

з) гуанин

и) рибоза

к) урацил

л) цитозин

19. Почему комплементарны А-Т и Г-Ц:

а) А-Т – 3 водородные связи

б) спаренные азотистые основания Г-Ц соответствуют расстоянию 1,1 н.м между углеводами противоположных цепей ДНК

в) А-Ц – 2 водородные связи

г) Г-Ц – 3 водородные связи

д) Г-Ц – 2 водородные связи

е) спаренные азотистые основания А-Т соответствуют расстоянию 1,1 н.м между углеводами противоположных цепей ДНК

20. Когда в клетке может происходить синтез ДНК:

а) в постмитотический период интерфазы

б) во время восстановления поврежденной ДНК

в) во время телофазы митоза

г) в течение синтетического периода интерфазы

21. Укажите функции ДНК:

а) осуществляет транспорт энергии в клетке

б) является матрицей для синтеза белковых молекул

в) обеспечивает процесс трансляции в цитоплазме

г) осуществляет перенос активированных аминокислот

д) обеспечивает воспроизводство генетической информации
е) играет защитную роль в клетке

ж) осуществляет воспроизводство генетической информации

з) является строительным материалом клеток

и) обеспечивает хранение генетической информации

22. Укажите, что называют денатурацией нуклеиновых кислот:

а) построение второй цепи ДНК на матрице первой цепи

б) раскручивание двуцепочной спирали ДНК с образованием одноцепочных фрагментов

в) формирование двуцепочной спирали ДНК при прекращении неблагоприятных воздействий

г) взаимодействие цепей ДНК и РНК друг с другом по комплементарным участкам с образованием двойных спиралей

д) ДНК зависимый синтез РНК

23. Какими связями соединяются нуклеотиды в полинуклеотидные цепи РНК и ДНК? Укажите также связи между комплементарными  нуклеотидами двух цепей ДНК и двуцепочечнымиными фрагментами молекул РНК:

а) сульфидными связями

б) фосфодиэфирными связями между 3 и 5 С-атомами соседних рибоз

в) пептидными связями

г) фосфодиэфирными связями между 3 и 5 С - атомами соседних дезоксирибоз

д) гидрофобными связями

е) водородными связями

24. Установите соответствие:

а) т -РНК

б) АТФ

в) р- Рнк

г) ДНК

д) м -РНК

1. Двухцепочечные молекулы

2. Одноцепочечные молекулы

3. Молекулы с двухцепочечными фрагментами

25. Каждой нуклеиновой кислоте, приведенной в левой колонке, подберите соответствующие особенности строения и функции. Отметьте место локализации в клетке:

1. ДНК

2. м-РНК

3. р-РНК

4.  т-РНК

а) передача наследственной информации

б) реализация генетической информации

в) синтез в рибосоме полипептида

г) матрица для синтеза полипептида

д) хранение наследственной информации

е) матрикс цитоплазмы

ж) хранение наследственной информации

з) матрикс цитоплазмы

и) одноцепочечная молекула

к) двуцепочечная молекула

л) перенос аминокислот

м) комплекс Гольджи

н) ядро

о) рибосома

п) центриоли

р) митохондрии

с) рибоза

т) ядрышко

26. Укажите клеточные структуры, не содержащие ДНК:

а) ядро

б) рибосомы

в) микротрубочки

г) пластиды

д) центриоль

е) гранулы

ж) базальное тельце

з) митохондрии

и) матрикс цитоплазмы

27.Назовите мономер полипептида:

А) нуклеотид;

Б) аминокислота;

В) аминокислотный остаток;

Г) глицерин.

28. Какие формы укладки пептидных цепей вам известны:

А) структурные.

Б) глобулярные.

В) симметричные.

Г) фибриллярные.

29. Перечислите функции белков:

А) транспортная.

Б) энергетическая .

В) структурная.

Г) двигательная.

Д) защитная.

Е) обеспечение теплорегуляции.

Ж) каталитическая.

З) образование гидратных оболочек.

И) хранение наследственной информации.

К) депонирование энергии.

Л) регуляторная.

М) рецепторная.

30. Назовите части молекулы аминокислоты :

А) радикал.

Б) рибоза.

В) аминогруппа.

Г) азотистое основание.

Д) карбоксильная группа.

Е) фосфорная кислота.

31. Укажите содержание в клетке химических соединений:

1.Неорганические вещества.

2.Низкомелекулярные органические вещества.

3.Вода.

4.Углеводы.

5.Нуклеиновые кислоты.

6.Жиры.

7.Белки.

А) 75-85 %

Б) 10-20 %

В) 1-5 %

Г) 0.2-2.0 %

Д) 1-2 %

Е) 0.1-0.5 %

Ж) 1.0-1.5 %

Задание 3. Вопросы и задания для проверки.

1.В чём заключается биологическая роль химических элементов?

2.Каковы различия вклада различных элементов в организме?

3.Как физико-химические свойства воды проявляются в обеспечении процессов жизнедеятельности клетки и целостного организма?

4.Какие органические вещества входят в состав клетки?

5.Из каких простых органических соединений состоят белки?

6.Что такое пептиды?

7.Что такое первичная структура белка?

8.Как образуется вторичная , третичная структура белка?

8.Что такое денатурация белка?

10.Какие функции белков вам известны?

11.Какие химически соединения называют углеводами?

13.Что такое моносахориды? Приведите примеры.

14.Что такое жиры? Опишите их химический состав .

15.Какик функции выполняют жиры?

16.Чем определяется специфичность деятельности биологических катализаторов – ферментов?

17.Каков механизм действия рецепторов клеточной поверхности?

18.Что такое нуклеиновые кислоты?

19.Какие простые органические соединения служат элементарной составной частью нуклеиновых кислот?

20.Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?

21.Чем отличается строение молекулы ДНК и РНК?

22.Перечислете функции ДНК.  

Самостоятельная работа

по «Естествознанию»  для студентов 1 курса для специальностей:

080501 – «Менеджмент (по отраслям)»

080110 – «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

на тему: «Клетка - элементарная единица жизнедеятельности организма».

Задание 1.Изучите имеющийся материал по заданной теме.

Задание 2. Выполните задания, выбрав правильные ответы.

    1.Установите соответствие.

1.Неклеточные формы

2.Прокариоты

3.Эукариоты.

а) простейшие                           е)животные

б) цианобактерии                     ж)растения

(сине-зеленые водоросли)         з)фаги

в) вирусы                                     и)лишайники

г) грибы                                      к)одноклеточные

д) бактерии                                  водоросли.

2.Укажите компоненты клеток различных типов организации:

1.Прокариотическая

 клетка.

2. Эукариотическая

клетка

а) ядро                       л) цитоплазматическая мембрана

б) цитоплазма           м) клеточная стенка

в) митохондрия        н) лизосома

г) нуклеотид             о) эндоплазматическая сеть

д) рибосома               п) мезосома

е) РНК                       р) комплекс Гольджи

ж) хромосома           с) микротрубочка

з) ДНК

и) жгутики

к) лизосома

3.Определите, к какой группе органелл относят перечисленные структуры клетки:

1.Мембранные органеллы.

2.Немембранные органеллы.

3.Специальные органеллы.

а) жгутики

б) рибосомы

в) микроворсинки

г) митохондрии

д) хлоропласты

е) ядро

ж) миофибриллы

з) лизосомы

и) микротрубочки

к) вакуоли

л) эндоплазматическая       сеть

м) центриоли

н) реснички

о) базальные тельца

п) сократительные вакуоли

р) комплекс Гольджи

с) клеточный центр

4.Укажите компоненты биологических мембран:

а) РНК

б) белки

в) вода

г) липиды

д) углеводы

е) АТФ

5.Перечислите функции эндоплазматической сети:

а) опорная

б) синтез мембранных белков

в) синтез секретируемых белков

г) синтез АТФ

д) синтез углеводов

е) формирование межклеточных контактов

ж) разделение клетки на компоненты

з) синтез липидов

и) образование лизосом

к) транспорт молекул

6.Отметьте пластиды, содержащиеся в растительных клетках:

а) мезосомы

б) протопласты

в) лейкопласты

г) нуклеосомы

д) хромопласты

е) анизопласты

ж) хлоропласты

7.Назовите органеллы клетки, имеющие собственные рибосомы:

а) цитоплазма

б) гладкая эндоплазматическая сеть

в) шероховатая эндоплазматическая сеть

г) митохондрии

д) пластиды

е) ядро

8.Приведите примеры вторичных лизосом

а) фагосома

б) пищеварительная вакуоль

в) сократительная вакуоль

г) пиноцитозный пузырек

д) аутофагирующая вакуоль

е) остаточное тельце

ж) рибосома

9.Перечислите основные части цитоплазмы:

а) матрикс

б) кариоплазма

в) хромосомы

г) органеллы

д) включения

е) хроматин

10.Укажите функции клеточной оболочки:

а) избирательная проницаемость

б) размножение

в) фагоцитоз

г) активный перенос

д) цитоскелет

е) осуществление контактов между клетками

ж) отделение ядра от цитоплазмы

з) обеспечение постоянства среды

и) пиноцитоз

к) участие в биосинтезе белка

11.Каждой субъединице рибосомы, приведенной в левой колонке, подберите соответствующие компоненты и функции:

1.Большая субъединица

2.Малая субъединица

а) ДНК

б) белки

в) углеводы

г) синтез жиров

д) р-РНК

е) т-РНК

ж) липиды

з) АТФ

и) мембрана

к) прикрепление м-РНК

л) синтез полипептидной цепи

м) прикрепление к мембране эндоплазматической цепи

н) аминоацильный центр (акцепторный участок)

о) пептидный центр (донорский участок)

п) взаимодействие кодона м-РНК с антикодоном т-РНК

12.Соотнесите виды не мембранных органелл с их строением и функциями:

1.Цетриоль

2.Микротрубочка

3.Базальное тельце

4.Жгутик

а) вырост цитоплазмы

б) глобулы тубулина

в) участвует в движении хромосом в митозе

г) участвует во внутриклеточной циркуляции

д) обеспечивает движение клеток

е) участвует в движении внутриклеточных структур

ж) играет роль цитоскелета

з) находится в основании жгутика или реснички

и) содержит в своем составе ДНК

к) относится к полуавтономным органеллам

13.Назовите функции гранул и вакуолей:

1. Гранула

2. Вакуоль

а) фотосинтетическая

б) трофическая

в) фагоцитирующие

г) секреторные

д) специальные

14.Установите соответствие:

1. Осматическое давление

2. Тургорное давление

3. Осмос

4. Диффузия

5. Активный транспорт

6. Буферность

а) упругое состояние клетки, зависящее от противодействия ригидной клеточной оболочки растягивающему действию на нее цитоплазмы

б) способность проникновения веществ через цитоплазматическую мембрану против градиента концентрации

в) способность вступать в реакцию как с кислотами

Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Естествознание» для студентов, обучающихся по социально-экономическим специальностям.

___________________________________________________________

Чахоян Ольга Витальевна  – преподаватель дисциплины «Естествознание» ГОУ ТК № 28

Сдано в печать 28.02.2011.

Формат бумаги 60х90/16

Тираж 16 экз.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Технологический колледж № 28»

Адрес: Москва, ул. Кабельная, 2

Тел. 8 (495) 673-54-22

E-mail: 78@prof.educom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы студентов Дисциплина Общая экология для специальности 280711Рациональное использование природоохранных комплексов

использовать для самостоятельной работы студентовДисциплина Общая экологиядля специальности280711Рациональное использование природоохранных комплексов...

Методические указания и задания для самостоятельных работ по учебной дисциплине "Информатика"

Методические указания и задания для самостоятельных работ по учебной дисциплине "Информатика" (I семестр).  Задания составлены для студентов заочного отделения специальностей 270802 "Строительств...

Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по специальностям СПО по дисциплине «История»

В методической разработке представлены все разделы: пояснительная записка, содержание (задания) аудиторной самостоятельной работы студента, порядок оформления работы, приложение, список литературы.В п...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Учебное пособие по дисциплине иностранный язык разработано  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего професси...

Комплект заданий для самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 "Основы права"

Задания для самостоятельной работы обучающихся СПО по дисциплине "Основы права"...

А21 Задание для самостоятельной работы по теме : "Магнитное поле"

Оценивание заданий частей А и ВЗа выполнение задания А обучающийся получает 1 балл, если выбранный им ответ совпадает с указанным в таблице ответом.За выполнение задания В обу...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по естествознанию

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся для освоения общих и профессиональных...