Закономерности и принципы воспитания обучающихся
статья на тему

Различные подходы к выделению принципов воспитания подчеркивают сложность такого понятия, как воспитание, воспитательная работа, в современных социально-экономических условиях. Союз различных принципов придает воспитанию гармонию и позволяет формировать личность будущего специалиста с учетом его потребностей и потребностей общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закономерности и принципы воспитания обучающихся

        Занимаясь воспитанием и обучением, преподаватель должен не только хорошо представлять себе конкретные педагогические действия, но и знать, какими педагогическими закономерностями они определяются. Так, различают закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности (педагогические закономерности).

        Закономерности дают знание о том, как протекают воспитательные процессы.

Закономерности воспитания как процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.

Воспитание как социальное явление есть функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно опирается на следующие общие закономерности:

  • подрастающее поколение присваивает социальный опыт старших поколений посредством воспитательных отношений;
  • содержание воспитания определяется особенностями деятельности, которая характерна для данного этапа развития общества;
  • характер воспитания определяется:
  • уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений;
  • материальными и духовными ценностями общества, т. е. его культурой;
  • идеологией и интересами общества.

На основании данных закономерностей можно сделать следующий вывод: воспитание общества — это открытая самодостаточная (т. е. самостоятельная и автономная)система, развивающаяся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов.

Рассмотрим закономерности воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности.

Для педагога важное значение имеют закономерности, определяющие педагогическую инструментовку (организацию, строение) образовательного процесса, так как они дают более или менее конкретное представление о том, как воспитание и обучение осуществляется на практике.                                                                                                                                                                                      

Эффективность воспитательных отношений определяют три важнейших                                                               фактора: студент; воспитательный процесс; среда. Соответственно, можно выделить                         три группы педагогических закономерностей.

                                                                                                                                                                                                                                           

    Воспитательный процесс                                                  

                                   

       Среда                                              

                                                       

        Студент                                        

 

К первой группе относятся закономерности, вытекающие из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяемые особенностями его психики. Рассмотрим их подробнее.

  1. Воспитание личности происходит только в процессе включения её в деятельность. Эта закономерность обусловлена тем, что личностное развитие человека происходит благодаря «присвоению» им общечеловеческого опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладел знаниями, ему необходимо  осуществлять познавательную деятельность. Поскольку цель образования заключается в разностороннем и гармоническом развитии личности, то в процесс образования студентов следует включать разнообразные виды деятельности.
  2. Формирование личности студента будет более эффективным, если стимулировать её активность и самостоятельную деятельность. Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л. Рубинштейн, внешнее формирует личность, только проходя через её внутреннюю сферу, только опосредуясь её активностью и реализуясь в ней.
  3. В процессе воспитания необходимо открывать перед студентами перспективы их роста, т. е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности. У студентов могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. В таком случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности студентов. Мотив как понятие означает субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается студентами как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией, достижением определенного статуса в обществе и т. д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у студентов соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения,убеждений и намерений их будущей деятельности.

Можно сказать, что в основе данной закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

  1. В воспитательном процессе необходимо выявлять положительные качества студента и опираться на них. Открывая перед студентами перспективы их роста и разностороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личного формирования. Всякая деятельность требует от них большего напряжения физических сил и нервной энергии.

В этих условиях деятельность студента становится более эффективной, если он опирается на свои положительные качества. Задача педагога-выявить личностные качества и использовать.

  1. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности студента в сочетании с высокой требовательностью. Характер отношений педагога и студента вызывает у последнего определенные внутренние (эмоционально-чувствительные) переживания и непосредственно сказывается на его деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то влияние преподавателя, как правило, будет вызывать у студентов положительную реакцию и стимулировать их деятельность.

  1. В педагогическом процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Данная закономерность является вполне очевидной. Однако преподаватель профессиональной школы, работающие в более-менее стабильном возрастном диапазоне, не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих студентов. Уровень и специфика умственного, физического и нравственного развития каждого студента, свойства его характера должны находить соответствующие отражение в процессе образования т. е. обучением и воспитанием.

Закономерности второй группы  объясняют ход самого педагогического процесса, процесса взаимодействия педагога и студента. Педагогический процесс должен быть целостным в отношении всех его составляющих (компонентов) всех его этапов и действий участников в соответствии с целями. Таким образом, можно сказать, что педагогический процесс должен быть технологичным. Это и есть основная закономерность хода педагогического процесса. Примеры такой технологичности находим в практике. Макаренко и Сухомлинского. Свое дальнейшее развитие данная закономерность получила в конкретных педагогических принципах, объясняющих, как строить педагогический процесс на технологичной основе.

Нетрудно видеть, что понятие «технологичность воспитательного процесса» также будет включать методы, приемы, операции и т. п. «Продукцией» же его будут качества формируемой личности, знания и умения.

Третья группа закономерностей  обусловлена взаимодействием педагогического процесса с внешней средой, т. е. с социумом.

  1. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив, и поэтому он должен формироваться в духе коллективизма, с развитыми коллективистскими качествами.
  2. В процессе воспитания необходимо добиваться единства в действиях педагога, семьи и общества в целом с его потребностями в отношении подготовки подрастающего поколения. Поскольку педагогический процесс технологичный, то среда, обеспечивающая его протекание, будет оказывать на него большое влияние. Поэтому вполне понятно, то такое влияние должно быть согласованным и обеспеченным целями воспитания.

Мы рассмотрели закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления вообще, и закономерности, лежащие в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности, т. е. как педагогического явления.

Рассмотрим закономерности воспитания на уровне межличностного взаимодействия преподавателей и студентов, вытекающие из особенностей и структуры воспитательных отношений.

Основываясь на психологических особенностях развития студентов, можно выделить следующие закономерности воспитания:

  • включение студентов в активную совместную деятельность;
  • соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития студентов;
  • опора на положительные личностные качества студентов, характерные для современного развития общества;
  • учет возрастных особенностей развития студентов.
  1. Включение студента в активную совместную деятельность связано с формированием активной жизненной позиции и социальной мобильности, характерной для рыночных отношений. Все это способствует реализации. Я-концепции обучающихся и как следствие самореализации личности.
  2. Соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития студента позволяет видеть перспективы собственного роста и быстрее добиваться результатов в воспитании, а также воздействовать на внутреннюю систему мотивов, потребностей, эмоций студента, трансформируя тем самым воспитательные воздействия во внутренние достижения.
  3. Опора на положительные качества личности (гуманизм, толерантность, взаимодействие, коллективизм, креативность) формирует соответствующие воспитательные отношения.
  4. Учет возрастных особенностей развития студентов необходим в процессе воспитания, поэтому технология воспитательных воздействий для разных возрастных групп будет различной.

Закономерности, объясняющие ход самого воспитательного процесса взаимодействия педагога и студента, позволяют говорить о его технологичности. Благодаря технологизации воспитания появляется возможность учесть всю совокупность объективных и субъективных факторов, воздействующих на процесс воспитания, и сделать его оптимальным и более качественным.

Особенности взаимодействия процесса воспитания с внешней средой определяется следующими закономерностями:

  • воспитание в коллективе и через коллектив;
  • единство в действиях педагога, семьи и общества в целом;
  • учет национально-региональных особенностей и социально-экономических условий развития общества;
  • социального партнерства.

В воспитательной работе преподавателя реализует принципы воспитания, служащие мостиком между теорией и практикой.

Принцип — это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.

В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов организации воспитательной работы.

Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Его сформулировал А.С. Макаренко, который утверждал: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей». Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих студентов, проводя с ними досуг, он не только должен выпускать из виду цели воспитания, но, наоборот, последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного специалиста.

Опытный педагог как бы держит перед глазами эту программу и, понимая что, «человек не воспитывается по частям», настойчиво стремится к достижению поставленных воспитательных целей. Так реализуется на практике принцип педагогической целесообразности.

С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, который в настоящее время приобретает особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в образовательных учреждениях была односторонне политизирована и идеологически нацелена на коммунистическое воспитание молодого поколения.

В современном обществе, когда происходит резкое классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, такая односторонность воспитательной работы становится неоправданной и попросту невозможной. Политические пристрастия — личное дело каждого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как это было прежде. В этих условиях возникает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а, наоборот, объединяли людей.

Ценностное отношение к действительности окружающей студента, в корне преобразует его поведение., а в поведении он выстраивает к тому, что ценностное для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.

Следующий принцип воспитания — единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы становились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, её интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма. Но человек — это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально существует и развивается личность, а именно семья, коллектив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо её комфортное существование. Одним из важнейших открытий педагогики XX века стала концепция воспитательного коллектива, понимание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивается достижения воспитательных целей.

Принцип развития самодеятельности личности впервые был выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность студента в учении: «Педагог должен только помогать студенту бороться с трудностями постижения того или иной дисциплины; не учить, а помогать учиться»*. Не учить, а помогать учиться — так просто был сформулирован принцип развития самодеятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу буквально, считая, что студенту надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Однако опыт показал, что творчество не возникает на пустом месте.

Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.

Принцип развития воспитательных функций коллектива обуславливает общие личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. Народ давно подметил эту закономерность и определил её образно и просто: «С кем поведешься — от того и наберешься». Но не всякий коллектив воспитывает в соответствии с поставленными целями. Нужна специальная работа организатора, наставника, педагога, чтобы коллектив стал воспитательной силой.

Принцип, определяющий направления развития отношений педагога и студентов, четко сформулировал Макаренко — это единство требования и уважения к личности.

«У нас к личности, - говорил Антон Семенович, - предъявляются глубокие, основательные и общие требования, но, с другой стороны, мы оказываем личности необыкновенно большое, принципиально отличное уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней — не две разные вещи, а одно и то же. И наши требования, предъявляемые к личности, выражают и уважение к ее силам и возможностям, и в нашем уважении предъявляются в то же самое время и требования наши к личности. Это уважение не к чему-то внешнему, вне общества стоящему, это уважение к товарищам, участвовавшим в нашем общем деле, в нашей общей работе, это уважение к деятелю».

Данный принцип особенно важен на современном этапе развития нашего общества, когда растет число беспризорных подростков, бедных и сверхбедных семей, активно развивается негосударственная форма образования и т. д.

При рассмотрении современных подходов к проблемам воспитания особый интерес представляет состав принципов организации воспитательной работы, предложенный академиком Е.В. Ткаченко.

Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия студента, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и студентов.

Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО  как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного и других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.

Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.

Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.

Принцип универсализации воспитания — его реализации не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.

Социальное партнерство в воспитании подразумевает сотрудничество образовательного учреждения со всеми социальными структурами, имеющими отношение к воспитанию подрастающего поколения: общественными организациями, союзами и ассоциациями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, центрами психологической помощи семье и подростку, досуговыми центрами, отделами молодежи и спорта и т. д. Эффективность образовательного процесса, социализации молодого поколения и его конкурентоспособности на рынке труда еще больше повысится, если такое сотрудничество будет строиться с учетом радикально изменяющихся жизненных интересов, ценностей и приоритетов современной молодежи.

Предметом совместной деятельности социальных партнеров должны стать: формирование контингента обучающихся, проектирование и содержания образования и воспитания, педагогическое, учебно-технологическое обеспечение образовательных программ, оценка качества подготовки и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования как важнейших факторов, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Пришло время, когда в качестве субъектов социального партнерства следует рассматривать также семью, личность студента, преподавателей.

Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.

Сущность разработки этого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему профессионального образования, уже относится к группе риска, по- своему трактующей законодательные нормы в обществе. Поэтому как можно более ранняя организация профильной воспитательной работы со своим «будущим контингентом» не только в основной школе, но даже в детском саду (в условиях учреждений непрерывного образования) является важным и перспективным направлением работы как для конкретных детей и учреждений ПО, так и для общества в целом.

Принцип совместного творчества, совместной творческой работы студента, преподавателя, родителей означает, что молодежь стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства). Здесь имеется база не только для высокой самооценки, но и для позитивной оценки деятельности подростков их родителями, педагогами, часто переходящей в сотрудничество, совместное творчество. В рамках этого принципа создаются особо благоприятные условия для развития индивидуальности подростков (фактически на основе принципа развития индивидуальности).

Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку проявить на уровне индивидуальности, стимулирует его внутреннюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.

 Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т. е. исторического опыта системы воспитания и лучшего опыта патриотического, нравственного воспитания, освобожденного от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.

Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.

Различные подходы к выделению принципов воспитания подчеркивают сложность такого понятия, как воспитание, воспитательная работа, в современных социально-экономических условиях. Союз различных принципов придает воспитанию гармонию и позволяет формировать личность будущего специалиста с учетом его потребностей и потребностей общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» на 2012-2015 г.г.

Программа патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с Государственной  программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2015 годы” (утв. постан...

Принципы воспитания

Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принци...

Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины "Физика"

В материале представлен опыт преподавателя организации среднего профессионального образования по патриотическому воспитаю обучающихся при изучении дисциплины "Физика"...

Презентация на тему: "Принципы воспитания"

В презентации представлены принципы воспитательного процесса П.И.Пидкасистого...

Статья 8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей.

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал ог...

"Принципы воспитания семьей"

Принципы воспитания семьей...