База тестовых заданий по программе "Математические основы моделирования и конструирования"
тест по теме

Садовская Генриета Айдаровна

Тестовые задания для определения уровня развития психических механизмов и творческого мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_mladshih_shkolnikov.docx12.59 КБ
Файл diagnostika_intellekta_metodom_risunochnogo_testa.docx11.21 КБ
Файл diagnostika_temperamenta_mladshih_shkolnikov.docx16.56 КБ
Файл diagnostika_tipa_pamyati.docx14.15 КБ
Файл izuchenie_vnimaniya_mladshih_shkolnikov.docx12.85 КБ
PDF icon izuchenie_razvitiya_logicheskih_operatsiy.pdf169.82 КБ
Файл izuchenie_samootsenki_lichnosti_mladshego_shkolnika.docx11.86 КБ
Файл izuchenie_sposobnosti_k_obobshcheniyu.docx11.7 КБ
Файл issledovanie_logichnosti_i_gibkosti_myshleniya.docx12.72 КБ
Файл metodika_vydelenie_sushchestvennyh_priznakov.docx14.37 КБ
Файл metodika_izuchenie_voobrazheniya.docx12.18 КБ
Файл metodika_izuchenie_pamyati.docx14.21 КБ
Файл metodika_izuchenie_skorosti_myshleniya.docx13.09 КБ
Файл metodika_izuchenie_urovnya_vnimaniya_u_shkolnikov.docx12.16 КБ
Файл metodika_issedovanie_kratkovremennoy_pamyati.docx11.83 КБ
Файл metodika_opredelenie_tipa_pamyati.docx12.59 КБ
Файл opredelenie_neyrodinamicheskih_sposobnostey.docx15.08 КБ
Файл opredelenie_raspredeleniya_vnimaniya.docx339.77 КБ
Файл opredelenie_skorosti_myshleniya.docx12.9 КБ
Файл opredelenie_urovnya_sformirovannosti_slovesno_-_logicheskogo_myshleniya.docx166.48 КБ
Файл opredelit_uroven_psihomotornogo_razvitiya.docx1.16 МБ
Файл otsenka_ustoychivosti_vnimaniya_metodom_korrekturnoy_proby.docx12 КБ
Файл test_dlya_issledovaniya_zritelnoy_pamyati.docx13.28 КБ
PDF icon test_dlya_otsenki_voobrazheniya.pdf125.55 КБ
PDF icon test_kreativnosti.pdf217.9 КБ
Файл test_metodika_opredeleniya_umstvennogo_razvitiya.docx17.03 КБ
PDF icon test_na_assotsiatsii_i_obobshcheniya.pdf317.1 КБ
Файл test_na_issledovanie_osobennostey_analiza_i_sinteza.docx12.31 КБ
PDF icon test_na_nablyudatelnost.pdf319.39 КБ
Файл test_na_opredelenie_impulsivnosti_rebyonka.docx152.69 КБ
Файл test_na_opredelenie_kratkovremennoy_pamyati.docx11.73 КБ
PDF icon test_na_opredelenie_obyoma_vnimaniya.pdf322.76 КБ
PDF icon test_na_opredelenie_tvorcheskih_sposobnostey.pdf287.97 КБ
Файл test_na_opredelenie_urovnya_vnimatelnosti.docx13.24 КБ
Файл test_na_opredelenie_urovnya_intellektualnogo_razvitiya.docx402.43 КБ
Файл test_na_opredelenie_urovnya_razvitiya_logicheskogo_myshleniya.docx101.7 КБ
Файл test_na_opredelenie_urovnya_razvitiya.docx185.98 КБ
PDF icon test_na_opredelenie_urovnya_sluhovoy_pamyati.pdf289.86 КБ
Файл test_na_otsenku_osobennostey_myshleniya.docx62.72 КБ
PDF icon test_na_razvitie_vnimaniya.pdf78.36 КБ
Файл test_na_soobrazitelnost.docx11.76 КБ
PDF icon test_na_uznavanie.pdf387.96 КБ
Файл test_shkolnoy_zrelosti.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).



Предварительный просмотр:

Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. (Тест Гудинаф-Харриса)

Инструкция и процедура проведения теста.

 Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно -плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш — обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения.



Предварительный просмотр:

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Схема наблюдения за темпераментом школьника.

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.



Предварительный просмотр:

Диагностика типа памяти ребенка

4 группы слов для запоминания, записанных на отдельных карточках:

I — слухового;                             III — моторно-слухового;

II — зрительного;                         IV — зрительно-слухо-моторного.

 

Слова для запоминания:

 

 

I

II

III

IV

ИРИЖАБЛЬ

САМОЛЕТ

ПАРОХОД

ВОЛК

АМПА

ЧАЙНИК

СОБАКА

БОЧКА

БЛОКО

БАБОЧКА

ПАРТА

КОНЬКИ

АРАНДАШ

НОГИ

САПОГИ

САМОВАР

РОЗА

СВЕЧА

СКОВОРОДА

ПИЛА

ТКА

ТАЧКА

КАЛАЧ

ВЕСЛО

БРУЧ

ЖУРНАЛ

РОЩА

ЗАГАДКА

1ЕЛБНИЦА

МАШИНА

ГРИБ

ПРОГУЛКА

ОПУГАЙ    .

СТОЛБ

ШУТКА

ТРАКТОР

ИСТОК

БРЕВНО

СЕНО

КНИГА

 

ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Первый ряд слов читает психолог с интервалом 4-5 с между словами духовое запоминание). После 10-секундного перерыва испытуемый запивает слова и 10 минут отдыхает.

Второй ряд читает ученик 1 раз про себя (зрительное запоминание) и тем записывает.

Через 10 минут воспринимается 3 ряд, психолог читает слова, а ребенок шепотом повторяет их и "записывает" в воздухе пальцем моторно-слуховое запоминание). Потом записывает эти слова на листе бумаги.

С перерывом в 10 минут воспринимаются слова 4 ряда. В этот раз психолог читает слова, а испытуемый одновременно следит зрительно по точке и шепотом повторяет каждое слово. Далее слова записываются по памяти (зрительно-слухо-моторное запоминание).

Обработка результатов

Тип памяти ученика характеризуется тем, в каком из рядов было больше «произведено слов. Подсчитывается коэффициент типа памяти (С):

         а

С '= ___

        10

а- количество правильно воспроизведенных слов. Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у ребенка данный тип памяти



Предварительный просмотр:

1. Методика "Изучение переключения внимания"

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер. 

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

спытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. 

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Изучение самооценки личности младшего школьника

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу».

Инструкция: Перед вами – ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.

«Идеал» смелость, доброта, любознательность, трудолюбие, вежливость, усидчивость, честность, правдивость, настойчивость, активность

«Антиидеал» хвастовство, грубость, лень, трусость, зависть, лживость, жадность, драчливость, жестокость, обидчивость

       Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке.

       Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.



Предварительный просмотр:

Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.



Предварительный просмотр:

Методика "Простые аналогии"

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,


Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.



Предварительный просмотр:

Методика "Выделение существенных признаков"

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения". 

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

 Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

 Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в

Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9



Предварительный просмотр:

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).



Предварительный просмотр:

Исследование логической и механической памяти

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

  Первый ряд:   

Второй ряд:

  • кукла – играть
  • курица – яйцо
  • ножницы – резать
  • лошадь – сани
  • книга – учитель
  • бабочка – муха
  • снег – зима
  • лампа – вечер
  • щетка – зубы
  • корова – молоко
  • жук – кресло
  • компас – клей
  • колокольчик – стрела
  • синица – сестра
  • лейка – трамвай
  • ботинки – самовар
  • спичка – графин
  • шляпа – пчела
  • рыба – пожар
  • пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами, второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

  Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A



Предварительный просмотр:

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий



Предварительный просмотр:

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

 

Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.

Инструкция. «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Обработка данных

Подсчитывается количество пропущенных ошибок:

0-2 – высший уровень внимания;
3-4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.



Предварительный просмотр:

Методика исследования кратковременной памяти

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

Описание: испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлена таблица с числами. Вы должны постараться за 20 секунд запомнить и, потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!»

Оценка.

По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти.

        Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти, — 10 единиц материала.

        Средний уровень: 6-7 единиц.

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

94

52



Предварительный просмотр:

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.



Предварительный просмотр:

ТЕППИНГ-ТЕСТ

Цель:   Определение нейродинамических особенностей.

Описание Перед вами пронумерованные квадратики. Задача ребенка как можно быстрее ставить точки в рабочем квадратике и по сигналу переходить в другой. На работу в каждом квадратике отводится пять секунд. Затем ребенок переходит к следующему квадратику и так до шестого. Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний — левой, начиная с четвертого, пятый и шестой. Перед началом тестирования объясните ребенку, в какой последовательности и какой рукой он должен будет работать.

Сейчас тебе надо будет ставить точки в каждом квадратике. Переходить в следующий квадрат ты будешь по моей команде. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате.

Оценка.  Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате. (Сложите точки во всех квадратах и разделите на шесть.)

  • 1—16 точек — ребенок медлительный, все задания он будет выполнять в медленном темпе. Торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движений, за счет этого может увеличиться скорость работы.
  • 16—20 точек — ребенок способен работать в нормальном, сред-     нем, темпе. На уроках он, скорее всего, успеет справиться с заданным объемом работы.
  • 20 и более точек — скоростной малыш, у которого все просто «горит в руках». Есть смысл обратить внимание на качество работы.

По количеству точек в каждом квадрате можно определить выносливость ребенка. Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число уменьшается (анализ проводить для каждой руки по отдельности), то можно говорить о быстрой утомляемости ребенка.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ЛАБИРИНТЫ ВЕНГЕРА

ЦЕЛЬ. Эта комплексная методика позволяет выявить степень развития пространственной ориентации ребенка, распределение внимания, сосредоточенности на задаче и особенности наглядно-образного мышления.

Описание Суть задания заключается в том, что ребенок    должен  будет по «письму-адресу» найти на полянке домик.

На полянке очень много домиков и разветвленных дорожек.

«Адрес» — указывает путь только к одному из них. «Письма-адреса» находятся внизу, под изображением полянки. Ребенок должен внимательно прочитав «письмо-адрес», найти соответствующий домик на полянке и зачеркнуть его.

Первые два задания — тренировочные. Выполнение каждого из них проверяется взрослыми, на этом этапе помогать ребенку разрешается. Пусть малыш работает в своем темпе, не торопите его.

Далее следуют 10 основных задач. Чтоб найти нужный путь

в задачах 1—2 ребенок должен учитывать направления поворотов,

в задачах 3— 4 — характер ориентиров и их последовательность,

в задачах 5—6 сочетание ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7—10 одновременно ориентиры и направления поворотов.

            ЗАДАЧА    А

1. Посмотри. Здесь нарисована полянка. На ней ты  видишь дорожки и в конце каждой дорожки домики.

Нужно правильно найти один домик. Для этого надо смотреть на «письмо-адрес» (показываем письмо-адрес). В письме сообщается, что идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, и тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты.

            ЗАДАЧА Б

2. Здесь тоже два домика и опять нужно найти нужный домик. Но письмо тут другое. На нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону. Попробуй  найти домик.

Тренировочные задачи

http://57

ЗАДАЧИ 1,2

В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начиная двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его.

http://58

ЗАДАЧА 3

Смотри на письмо. Надо идти от травки мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом мимо елочки. Найди, нужный домик и зачеркни его.

ЗАДАЧА 4

Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом мимо стульчика. Найди нужный домик.

http://59

ЗАДАЧИ 5, 6

Будь очень внимателен. Смотри на письмо и отыщи нужный домик.

http://60

ЗАДАЧА 7—10

Смотри на письмо. В нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен. Отыщи нужный домик.

http://61

http://62

ОЦЕНКА. Оценивая результаты, необходимо учитывать номер       выбранного домика и номер задачи. В месте пересечения координат указана оценка в баллах. Номер выбранного домика и оценка заносятся в таблицу. Все оценки суммируются.

Максимальное количество баллов — 44.

 38—44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют полное и расчлененное пространственные представления.

    31—38 баллов — дети с незавершенной ориентировкой на два

параметра. (Обычно правильно решают первые шесть задач.) Если необходимо учесть одновременно два параметра, постоянно ограничиваются одним, что обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

  24—31 балл — дети с четко завершенной ориентировкой только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

    18—24 балла — дети с незавершенной ориентировкой даже

на один признак. Они делят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться образ наглядной ориентировки в пространстве.

     Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами

ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это связано с несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, то есть с недоразвитием наглядно-образного мышления.

http://63



Предварительный просмотр:

Методика "Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

 Слова:

п-ра

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

г-ра

з-м-к

р-ба

о-н-

п-ле

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

к-са

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

т-ло

с-ни

у-и-ель

ш-ш-а

р-ба

с-ол

к-р-ца

п-р-г

р-ка

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

п-ля

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-ло

с-л-це

с-ег

к-нь-и

м-ре

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.



Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИИ

Цель.  Это задание выявляет уровень сформированности  понятийного, словесно-логического мышления ребенка, способность  находить существенные признаки и по этим признакам объединять различные объекты.

Предлагаем два варианта: простой (с картинками) и сложный (без картинок).

Давай поиграем в четвертый лишний. Перед тобой четыре картинки (произносим четыре слова), а тебе нужно сказать, какая картинка (слово) лишняя, и объяснить почему.

1. Змея, еж, заяц, лошадь.

2. Скрипка, труба, арфа, свистулька.

3. Ключи, учебник, глобус, карандаш.

4. Жук, паук, бабочка, муха.

5. Гнездо, аквариум, дом, завод.

6. Груша, банан, помидор, яблоки.

7. Сова, ласточка, воробей, голубь.

8. Василек, мак, роза, кактус.

9. Мальчик, женщина, мужчина, старик.

10. Самолет, ракета, вертолет, танк.

83

84


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Цель:  С помощью данного теста можно исследовать особенности зрительной памяти ребенка.

Описание  Покажите ребенку 10 картинок. Картинки необходимо вырезать

из приложения. Не торопитесь. Каждую картинку демонстрируйте 5—б секунд.

Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.

Сейчас мы с тобой поиграем в разведчиков. Тебе надо будет запомнить все картинки, которые я тебе покажу, и потом рассказать все, что ты запомнил. Очень важно запомнить все картинки.

•        Обратите внимание, есть ли повторы?

•        Встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали?

•        Сколько всего вспоминается картинок?

•        Покажите ребенку картинки, которые он забыл.

•        Попросите вспомнить все картинки через 10 минут.

Снова отметьте ошибки. Затем попросите вспомнить картинки через час.

ОЦЕНКА

•        Хороший результат — 8—10 картинок.

•        Удовлетворительный результат — 5—7 картинок.

•        Неудовлетворительный результат — меньше 5 картинок.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Цел.  Выявление умственного развития детей 7—9 лет. Если малышу меньше семи лет, результаты могут быть не достоверными.

Описание.  Методика состоит из четырех заданий.  

Первая группа заданий требует от ребенка умения различать существенные и несущественные, второстепенные признаки предметов. Этот тест оценивает общий запас знаний ребенка.

Вторая группа заданий оценивает степень владения операциями обобщения. Выполнение заданий этой группы может показать,

как ребенок выделяет существенные признаки предметов, какие основания он берет для объединения предметов в одну группу.

Третья группа включает в себя задания на умозаключения по аналогии. Для выполнения этих заданий ребенку необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Четвертая группа заданий выявляет умения ребенка обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание).

 1 ТЕСТ

Я прочту тебе начало предложения и несколько вариантов его окончания.  Tы  должен выбрать только одно слово, чтобы закончить предложение правильно.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) 1,9

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 2,8

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев 2,7

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 2,3

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 2,6

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда) 2,2

7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 2,8

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 3,4

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 2,8

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 2,6

2 ТЕСТ

 Я назову тебе пять слов, а ты скажи, какое из них лишнее,

не подходит ко всем остальным.

Зачитывая группу из пяти слов, убедитесь, что ребенок хорошо запомнил все пять, в противном случае результаты могут быть низкими только потому, что ребенку не удалось запомнить все пять слов, и выбор его был случаен.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6

2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка 2,7

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7

3 ТЕСТ

 Я назову тебе два слова, имеющие нечто общее. Подбери к третьему слову еще одно так, чтобы они составляли такую же пару, как первые два слова.

1. Огурец — овощ, георгин (сорняк, роса, садик, цветок, земля) 2,0

2. Учитель — ученик, сад (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

2,4

3. Огород — морковь, врач (очки, больной, палата, больной, термометр) 2,2

4. Цветок — ваза, птица (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья) 2,6

5. Перчатка — рука, сапог (чулки, подошва, кожа, нога, щетка) 2,4

6. Темный — светлый, мокрый (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) 2,1

7. Часы — время, термометр (стекло, температура, кровать, больной, врач) 2,5

8. Машина — мотор, лодка (река, моряк, болото, парус, волна) 2,2

9. Стул — деревянный, игла (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) 2,2

10. Стол — скатерть, пол (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди) 2,2

4 ТЕСТ

Я назову тебе два слова. Скажи одним словом, что это  такое.

1. Метла, лопата ... 2,6

2. Окунь, карась ... 3,0

3. Лето, зима ... 2,1

4. Огурец, помидор ... 2,2

5. Сирень, шиповник ... 2,6

6. Шкаф, диван ... 3,0

7. День, ночь ... 2,8

8. Слон, муравей ... 2,2

9. Июнь, июль ... 2,4

10. Дерево, цветок ... 2,2

Оценка

1. Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа

от задания. Максимальная сумма баллов при  правильном выполнении всех заданий — 100 баллов.

2. Максимальная сумма распределяется по группам:

1—2 тесты — по 26 баллов;

3 тест — 23 балла;

4 тест — 25 баллов.

3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:

 первая группа — 75—100 баллов

(высокий уровень умственного развития);

 вторая группа — 50—74 балла

(средний уровень умственного развития) ;

 третья группа — 25—49 баллов

(низкий уровень умственного развития).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Цель. Исследование особенностей анализа и синтеза.

Описание. Ребенку зачитывают четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а четвертое — не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить,

почему оно «лишнее».

Сейчас я прочитаю тебе четыре слова. Будь внимателен, одно из них не подходит к трем остальным. Скажи, какое слово не подходит, и объясни почему.

 Книга, портфель, чемодан, кошелек.

• Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.

• Лодка, самокат, мотоцикл, велосипед.

• Река, мост, озеро, море.

 Полотенце, линейка, карандаш, ластик.

• Добрый, красивый, злой, веселый.

• Дедушка, учитель, папа, мама.

• Минута, секунда, час, вечер.

• Василий, Федор, Иванов, Семен.

• Телевизор, холодильник, утюг, печка.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл,

за  неправильный — О баллов.

Оценка.

•   Высокий уровень развития обобщения — 10—8 баллов.

 Средний уровень развития обобщения — 7—5 баллов.

   Ребенок не всегда может выделить существенные признаки предметов.

 Способность к обобщению развита слабо — 4 и менее баллов.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПАЛОЧКИ И КРЕСТИКИ

Цель.  Этот тест позволяет сделать вывод об импульсивности  ребенка. Умеет ли ребенок контролировать свои действия, вовремя останавливаться.

Видишь, наверху написаны палочки и крестики. Тебе     нужно будет писать их, соблюдая вот такие правила.

• Пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

• Переходи на другую строчку после знака минус.

• Не пиши на полях.

• Пиши каждый знак в одной клеточке.

• Соблюдай расстояние между строчками в две клеточки.

Оценка

Высокий уровень — ребенок точно следует инструкции,

не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается выполнять задание аккуратно.

Средний уровень — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается их исправить. Не очень заботится о качестве работы, но стремится к успеху.

Низкий уровень — безразличный к результату работы, не стремится исправлять ошибки, выполняет задание хаотично, следует лишь некоторым правилам.

96



Предварительный просмотр:

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Описание: Внимательно прочитайте предложенные ниже 10 слов. Затем сразу же запишите те слова, которые вы запомнили (в любом порядке).

Хлеб, дом, игла, река, стол, время, окно, дождь, муха, книга.

Прочитайте слова еще раз и снова запишите те, которые вы запомнили (и записанные ранее, и новые). Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не сможете правильно воспроизвести все 10 слов. Через час попробуйте снова воспроизвести слова уже без предварительного прочтения.  Интерпретация.

         При нормально развитой кратковременной памяти с каждым прочтением количество правильно записанных слов должно увеличиваться.

         Если к третьему повторению вы правильно воспроизвели 9-10 слов, с памятью у вас все в порядке.

         Если вы смогли записать все слова уже после второго или даже первого повторения – у вас отличная память.

         Если же после четвертого прочтения вы так и не запомнили все слова, значит, некоторые проблемы с памятью все-таки существуют.

         Если с первой попытки вам удалось воспроизвести 8 или 9 слов, а с каждой следующей попыткой – все меньше и меньше, налицо повышенная утомляемость или, возможно, забывчивость и рассеянность.

         Если в ваших записях встречаются слова, которых не было в образце (особенно если они повторяются в последующих попытках), то ваша проблема в невнимательности, а не в плохой памяти. Количество слов, воспроизведенных через час, говорит о том, насколько хорошо развита ваша долговременная память.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ЭЛЬКОНИНА

Цель  Этот тест позволяет оценить уровень внимательности

ребенка, способность ориентироваться в пространстве листа,

умение выполнять словесные инструкции.

Описание Все узоры следует диктовать медленно и четко.

Если ребенок допускает ошибку, рисуя тренировочный узор, вы можете его поправить и помочь точно выполнить инструкцию. Когда ребенок перейдет к рисованию последующих узоров, вы должны следить только за тем, чтобы каждый новый узор начинался от нужной точки. А Для выполнения заданий вам необходимо вырезать лист из приложения в конце книги.

Сейчас мы будем рисовать узоры. Постарайся, чтобы                                     они получились красивые и ровные. Я буду говорить тебе

на сколько клеточек и в какую сторону надо провести линию. Не отрывай карандаш от бумаги, чтобы линия была непрерывной. Поставь карандаш на первую точку. Это будет начало нашего узора.

Узор 1. (Не оценивается.)

Одна клеточка вниз, одна вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, она клетка вправо, одна клетка вверх. А теперь продолжай этот же узор сам.

Узор 2.

Теперь поставь карандаш на вторую точку. Внимание! Начинаем рисовать. Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо. Одна клетка вверх, одна клетка вправо. А теперь продолжай этот же узор сам.

Узор 3.

Две клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево (выделить голосом), одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки вправо, две клеточки вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево, две клеточки вверх. А теперь продолжай этот же узор сам.

Узор 4.

Три клеточки вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо, три вверх, три вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, одна влево, две вниз, три вправо. А теперь продолжай этот же узор сам.

Оценка   Посмотрим, что получилось.      

 •    Замечательно, если ваш ребенок выполнил это задание абсолютно правильно и сделал все узоры без ошибок.

•      Если ребенок сделал ошибки, посмотрите, какого они типа: путает право-лево, верх-низ, не проводит нужное количество клеточек, прерывает линию.

•       Если ребенок не смог справиться с этими заданиями, возможно, у него проблемы с вниманием, ориентацией в пространстве листа. Попробуйте еще раз сделать это задание вместе с ним, придумайте новый узор для ребенка, а потом попросите придумать узор для вас и продиктовать его вам.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

Цель. Этот тест определяет не только уровень интеллектуального развития, но и уровень общей осведомленности, эрудиции и наблюдательности, а также способность к пониманию ситуациии предвосхищению событий.

Описание. Ребенок смотрит на картинки и распределяетих по порядку, придумывая историю. После того как ребенок распределит все картинки, попросите его рассказать историю, которая у него получилась. Рассказывая, малыш может сам увидеть противоречие и исправить его. Если ребенок не очень хорошо понимает сюжет истории на картинках, вы можете помочь ему, поправив его рассказ и правильно расположив картинки. Подскажите ребенку, как подобное происходит в действительности, взаправду, а не понарошку.

Посмотри у меня пять картинок. Из них можно составить маленький мультфильм. Разложи эти картинки так, чтобы получилась история с началом, серединой и концом. Картинку, на которой нарисовано начало истории, положи первой. Дальше должно быть продолжение истории. На последней картинке в ряду должен быть конец истории. Но учти, все должно быть как в жизни. А теперь расскажи мне эту историю по картинкам. Что происходило.

Оценка.

•      Если ребенок разложил все правильно и правильно  

все рассказал (!), то он у вас просто гений.

•      Если есть хотя бы одна ошибка или рассказ не соответствует

порядку расположения картинок, то у ребенка надо развивать способность делать умозаключения.

Рассматривайте с ребенком различные картинки, фотографии, реальные сценки из жизни. Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое изображено на картинке. Спросите, что будет потом. Подобные беседы будут способствовать формированию наблюдательности, умения предвидеть собв1тия, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Картинки для рассказа необходимо вырезать.

80

81

82



Предварительный просмотр:

ТЕСТ ТАБЛИЦА ВЕНГЕРА

Цель Выявление уровня развития логического мышления, глазомера, способности планировать свои действия и ориентации в пространстве листа.

Описание. Перед началом работы вам необходимо вырезать таблицу и фигурки.

      Перед ребенком кладется таблица, после чего он должен мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, которые вы ему покажете, в соответствии с их формой и величиной. При этом ребенок должен сам понять принцип построения таблицы.

       Первые три фигуры ребенок располагает вместе с вами. Последующие задания выполняет самостоятельно. Каждый раз ребенку предлагается разместить новые фигурки, те, которые еще не были использованы. Использованные фигурки с таблицы убираются.

Рассмотри таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. А теперь посмотри, середина таблицы не заполнена. Сейчас мы будем размещать оставшиеся фигурки по клеточкам. Если ты правильно определишь место для фигурки, то заберешь ее себе.

Если нет — фигурку заберу я. Посмотрим, у кого будет больше фигурок.

Оценка

•Хороший результат — если ребенок правильно, разместил 2/3 всех фигурок.

 Слабый результат — если ребенок разместил 5 и меньше фигурок.

http://55



Предварительный просмотр:

ТЕСТ НЕЛЕПИЦЫ

ЦЕЛЬ. Данное задание позволяет выявить кругозор, уровень  познавательной активности, переключаемость внимания, способность использовать предыдущий опыт, строить суждения,

 и определяет уровень развития словесно-логического мышления. Кроме того, этот тест поможет выявить уровень эмоционального развития ребенка.

•    Проявляет ли ребенок удивление?

•    Понимает ли нелепость ситуации?

•    Соответствуют ли эмоции ребенка изображаемой ситуации?

•  Испытывает ли ребенок радость, удовольствие, удивление или же остается равнодушным?

Описание Ребенку предъявляется картинка, в которой наряду с реальными

вещами изображено то, чего быть не может.

Посмотри на эту картинку. Она смешная? Так бывает или нет? Правильно ли нарисовал художник?

ОЦЕНКА   Нормальный уровень развития — ребенок способен достаточно быстро (в течение 1—2 минут) найти все не  соответствия

и нелепицы на картинке.

78

79


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ЗАСЕЛЕНИЕ ДОМИКА

Цель. Этот тест позволяет оценить особенности мышления  ребенка: комбинаторные умения и навыки. С помощью  данной методики можно выявить, насколько ребенок умеет планировать свою деятельность и контролировать ее результат.

Описание.  Ребенок должен разместить  ряд объектов несколькими способами.

Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три  жильца: галочка, точка и крестик.

(Рисуете рядом с домиком точку, галочку и крестик.)

Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой,

уже заселен вот так: точка, галочка, крестик. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой как на шестом этаже.

71 

        Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались незаселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Оценка

•   Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.                        

 •Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже не плохой результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание. Идеальный вариант выполнения.

72 

Вы видите, что перебор комбинаций идет последовательно и целенаправленно.

Прорабатывается фигура и всевозможные комбинации с ней. Если у ребенка много ошибок или он не справился с заданием, скорее всего он недостаточно хорошо спланировал свою деятельность и заселял жильцов хаотично, не до конца уяснив принцип заселения. Возможно, он не смог найти свои ошибки при проверке. Если ребенок не смог сделать больше одного правильного заселения, необходимо поработать с ним в этом направлении дополнительно: учить ребенка планировать выполнение задания и проверять его после выполнения.

Подобные задания помогут вам выяснить степень обучаемости ребенка

Для этого, после выполнения первого задания и разбора всех ошибок, предложите ребенку очень похожее задание, но немного в другой форме.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Цель.  Ребенку предъявляется набор картинок.

Второй набор  просят разложить так, чтобы каждой картинке первого набора соответствовала только одна картинка второго набора.

Если ребенку трудно начать, он не сразу понимает, помогите ему

на первом примере. Корова дает молоко, значит, под рисунком коровы должен быть рисунок бутылки с молоком. Далее ребенок продолжает самостоятельно.

Описание.  Обязательно спрашивайте, почему ребенок именно так разметил свои картинки. Что общего между парами. Перед началом тестирования картинки необходимо вырезать из приложения.

Посмотри на мои картинки. Скажи, что на них нарисовано. А вот еще пять картинок. Разложи их по порядку так, чтобы над каждой моей картинкой была твоя, которая больше всего к ней подходит.

Оценка

•  Отличный результат — ребенок справился со всем,    без подсказок, хорошо объяснил свои действия.

• Хороший результат — ребенку понадобилась подсказка для начала работы, он правильно размечал картинки, но не всегда мог объяснить свой выбор.

• Средний результат — ребенок после подсказки справился с тремя-четырьмя картинками из пяти, ему постоянно требовалась помощь

и он не мог объяснить зависимости.

• Низкий результат — ребенок практически не справился

с предложенной задачей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Цель. Составить предварительное впечатление об уровне развития малыша.

Тест рассчитан на детей 6—6,5 лет.

Описание.   Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все,

что знает или думает по этому вопросу. Не торопите его,

не подсказывайте ему и побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.

Сейчас я буду задавать тебе вопросы, а ты расскажи все-все, что ты знаешь об этом.

1. Какое животное больше, лошадь или собака?

Правильный ответ — 0 баллов, неправильный — «-5».

2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...

Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу, мясо) — 0 баллов, неправильный — «-3».

3. Днем светло, а ночью ...

Правильный ответ (темно) — 0 баллов, неправильный — «-4».

4. Небо голубое, а трава ...

Правильный ответ (зеленая) — 0 баллов, неправильный — «-4».

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это что?

Правильный ответ (фрукты)  «+1».       неправильный —«-1».

6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускают шлагбаум?

Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) — 0, неправильный — «-1».

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Киев?

Ответ: «Города» —«+1». «Станции» — 0.

Неправильный ответ —«-1». 

8. Который час?

Ребенок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.

Все правильно — «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час — «+3», не умеет определять время по часам — 0.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это маленькая овечка — это ...

Щенок, ягненок — «+4», один правильный ответ — 0 баллов,

неправильный — «-1».

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?

Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия— «+1», без приведения признаков подобия — 0,

неправильный, ответ — «-3».

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины — «+1», одна причина — 0,

неправильный ответ — «-1».

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два любых признака — «+3», один признак — «+2»,

 неправильный ответ — «-1».

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Дается определение, что это млекопитающие или приводятся

два частных признака — «+3», приводится одно подобие — «+2», неправильный ответ — 0.

14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?

У винта нарезка — «+3», винт ввинчивается, а гвоздь вбивается или у винта гайка — «+2», неправильный ответ — 0.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание — это ...

Спорт, физкультура — «+3», игры, упражнения, соревнования — «+2», неправильный ответ — 0.

16. Какие транспортные средства ты знаешь?

Три наземных + самолет, корабль — «+4», то же самое, но только после объяснения, что транспортное средство — это то, на чем мы ездим, передвигаемся — «+2», неправильный ответ — 0.

17. Чем отличается старый человек от  молодого, какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) — «+4», одно или два различия — «+2», неправильный ответ (у него палка, он курит) — 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Названы две причины — «+4», одна причина — «+2», неправильный ответ — 0.

19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?

Остальные должны работать за него, то есть кто-то из-за него страдает — «+4», он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить — «+2», неправильный ответ — 0.

20. Почему на письмо надо наклеивать марку?

Так платят за перевозку письма — «+5», неправильный ответ — 0.

ОЦЕНКА Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами

•         Очень хороший результат — 24 балла и выше.

       Норма, нормальный уровень школьной зрелости — 14—23 балла.

        Ниже среднего уровня — 0—13 баллов.

        Низкий уровень -1»—«-10».

        Очень низкий результат — «-11» и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая литература к программе "Математические основы моделирования и конструирования"

Методическая литература к программе дополнительного образования "Математические основы моделирования и конструирования"...

Развивающие игры к программе "Математические основы моделирования и конструирования"

Развивающие игры к программе "Математические основы моделирования и конструирования"...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» по программе профессиональной подготовки по профессии 19601 Швея

Тестовые задания разработаны для проведения всех видов контроля по предмету "Основы конструирования швейных изделий" для обучающихсяпо программам провессиональной подготовки по профессии 19601 Швея...

Тестовые задания МДК.02.02 Моделирование и художественное оформление причесок

Тестовые задания МДК.02.02 Моделирование и художественное оформление причесок...

База тестовых заданий в компьютерной системе SunRav WEB Cllass lkz ППССЗ УГС 13.00.00 по дисциплине ОП.01 Техническое черчение"

         Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Техническое черчение» разработаны на основе Федерального госу...

База тестовых заданий в компьютерной системе SunRav WEB Cllass lkz ППССЗ УГС 13.00.00 по дисциплине ОП.05 Материаловедение

Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Материаловедение» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (дале...

База тестовых заданий в компьютерной системе SunRav WEB Cllass lkz ППССЗ УГС 13.00.00 по дисциплине ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация

Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Метрология, стандартизация, сертификация» разработаны на основе Федерального государственного образова...