Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Электротехника и электроника"
методическая разработка на тему

Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Электротехника и электроника" предназначены для студентов специальности 140448 "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_po_vypolneniyu_prakticheskikh_rabot.rar409.83 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский индустриальный колледж»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе

__________________Н.В.Выручаева

  «______»_______________20     г.

 

Методические указания

по выполнению практических работ

дисциплина «Электротехника и электроника»

для специальности:

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.

Белгород 2014 г.

разработаны в соответствии с рабочей программой на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.

Рассмотрено:                                                                          УТВЕРЖДАЮ 

Предметно-цикловой комиссией                         Заместитель директора

электротехнических дисциплин                       по учебной работе

Протокол  заседания  №1                                  ______________ Выручаева Н.В.

От 29.08.2012г                                                    «  30  »    августа   2013г.                            

Председатель цикловой комиссии

____________Новоспасская Л.Д.

Составитель: преподаватель   ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж», преподаватель  высшей категории                             Шатохин А.А.                                                                                  

Внутренняя рецензия: ОГАОУ СПО «Белгородский индустриальный колледж», преподаватель  высшей категории                        Новоспасская Л.Д.                          

Внешняя рецензия: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж», преподаватель  высшей категории                                                Булгаков С.С.

Практическая работа №1

«Расчет смешанного соединения конденсаторов»

Цель: закрепить знания методов расчета электрической емкости и зарядов конденсаторов при их смешанном соединении.

Теоретические сведения

 Электрический конденсатор—это система из двух проводников (обкладок, пластин), разделенных диэлектриком.

Конденсаторы обладают свойством накапливать на своих обкладках электрические заряды, равные по величине и противоположные по знаку.

Электрический заряд q каждой из обкладок пропорционален напряжению U между ними:

Величину С, равную отношению заряда одной из обкладок конденсатора к напряжению между ними, называют электрической емкостью конденсатора и выражают в фарадах (Ф).

Емкость конденсатора зависит от геометрических размеров, формы, взаимного расположения и расстояния между обкладками, а также от свойств диэлектрика.

Конденсаторы могут быть соединены последовательно, параллельно и смешанно (последовательно-параллельно).

Последовательное соединение

При таком на обкладках всех конденсаторов будут одинаковые по величине заряды:

Напряжения на  конденсаторах будут различны, так как они зависят от их емкостей:    

                                ;  …

Общее напряжение:

                       

Общая, или эквивалентная, емкость

                      или

Параллельное соединение

 

При параллельном соединении напряжение на всех конденсаторах одинаковое.

Заряды на обкладках отдельных конденсаторов при различной их емкости:

                     , ….

Заряд, полученный всеми параллельно соединенными конденсаторами:

                       

Общая (эквивалентная) емкость:


Задание

                           

  1. Определить эквивалентную емкость батареи конденсаторов, соединенных по схеме, при соответствующих положениях ключей.

Вариант

Положение

ключей

С1, мкФ    

С2, мкФ    

С3, мкФ    

С4, мкФ    

С5, мкФ

С6, мкФ

  С7, мкФ

К1

К2

К3

1

0

0

0

2

1

3

1

3

1

1

2

1

0

0

3

1

1

2

2

1

3

3

0

1

0

1

1

2

2

3

3

0,5

4

0

0

1

2

1

1

1

3

2

1

5

1

1

0

1

2

2

3

1

2

2

6

1

0

1

0,5

3

3

2

1

3

1

7

0

1

1

2

3

3

0,5

1

1

2

8

1

1

1

2

1

1

2

1

3

3

9

1

0

0

1

0,5

1

3

3

0,5

2

10

0

0

1

1

3

1

2

2

3

2

  1. Для случая, когда ключи К1, К2 и К3 разомкнуты, найти заряды на каждом конденсаторе и общий заряд схемы.

№ варианта

С2, мкФ    

С3, мкФ    

С4, мкФ    

С7, мкФ    

 U2, B

U3, B

U4, B

U7, B

1

5

10

2

4

10

10

25

25

2

3

2

4

5

20

25

15

10

3

4

5

3

2

30

20

40

50

4

5

4

4

5

40

50

50

40

5

4

4

10

3

50

30

20

40

6

6

5

12

4

30

20

12

4

7

10

13

8

5

40

25

50

65

8

8

4

4

8

10

20

20

10

9

20

8

6

5

15

25

50

40

10

2

7

2

3

50

30

50

70

Порядок выполнения расчета

Задание 1

  1. Для своих данных начертить исходную схему.

Вариант

Положение

ключей

С1, мкФ    

С2, мкФ    

С3, мкФ    

С4, мкФ    

С5, мкФ

С6, мкФ

  С7, мкФ

К1

К2

К3

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

  1. Рассчитать последовательное соединение С37:

         

  1. Рассчитать параллельное соединение С45:

  1. Рассчитать последовательное соединение С245: 

   

   

  1. Найти эквивалентную емкость, рассчитав параллельное соединение С24537:

Задание 2

  1. Для своих данных начертить исходную схему.

№ варианта

С2, мкФ    

С3, мкФ    

С4, мкФ    

С7, мкФ    

 U2, B

 U3, B

 U4, B

U7, B

1

7

5

4

6

20

30

35

25

  1. Рассчитать заряды на каждом конденсаторе:

  1. Рассчитать общий заряд схемы:

  1. Проверка:

,

где

Практическая работа №2

«Расчет смешанного соединения резисторов»

Цель: закрепить знания методов расчета эквивалентного сопротивления резисторов при их смешанном соединении.

Теоретические сведения

Отдельные проводники электрической цепи могут быть соединены между собой последовательно, параллельно и смешанно (последовательно-параллельно).

Последовательное соединение

Проводники соединены таким образом, что по ним проходит один и тот же ток.

Сила тока в цепи:

       

Общее напряжение:

     

Эквивалентное сопротивление:

Параллельное соединение 

Два или более число проводников присоединены к двум узловым

точкам.

Сила тока в цепи:

Общее напряжение:

     

Эквивалентное сопротивление:                        

 или                                

Задание

Определить общее сопротивление цепи, токи во всех ветвях и напряжения на каждом сопротивлении, если напряжение U=120 В.

 

Вариант

Положение ключей

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

R4,

Ом

R5,

Ом

R6,

Ом

R7,

Ом

R8,

Ом

К1

К2

1

1

0

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

2

0

1

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

3

1

0

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

4

0

1

2

1,5

3

1

1,5

3

6

3

5

1

0

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

6

0

1

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

7

0

1

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

8

1

0

1

3

6

1,5

3

1,5

2

4

9

0

1

6

4

2

3

2

8

4

2

10

1

0

2

1,5

1

3

1,5

6

3

3

Порядок выполнения расчета

  1. Для своих данных начертить исходную схему.

Вариант

Положение ключей

R1,

Ом

R2,

Ом

R3,

Ом

R4,

Ом

R5,

Ом

R6,

Ом

R7,

Ом

R8,

Ом

К1

К2

1

1

0

1,5

2

1

3

1,5

3

3

6

  1. Рассчитать последовательное соединение R1-R4:

         

  1. Рассчитать параллельное соединение R14-R3:

  1. Рассчитать последовательное соединение R2-R5: 

  1. Рассчитать параллельное соединение R134-R25:

  1. Найти эквивалентное сопротивление, рассчитав последовательное соединение R12345-R78:

  1. Найти общий ток в цепи:

  1. Найти токи на сопротивлениях R7 и R8: 

  1. Найти напряжения на сопротивлениях R7 и R8:

 

10.  Найти напряжение между точками а и б:

11.  Найти ток на сопротивлениях R1 и R4:

12. Найти ток на сопротивлениях R2 и R5:

13. Найти ток на сопротивлении R3:

14.  Проверка:

Практическая работа №3

«Расчет неразветвленных электрических цепей переменного тока»

Цель: закрепить знания методов расчета параметров неразветвленных электрических цепей переменного тока.

Теоретические сведения

Реактивное сопротивление цепи рано разности индуктивных и емкостных сопротивлений:

 (брать все Х из схемы)

Формула для полного сопротивление цепи  имеет вид:

        

    Эту формулу нужно привести в соответствие со своей схемой, следуя указаниям:

        - если одно из этих сопротивлений в схеме отсутствует, то брать его за ноль;

        - если каких-то сопротивлений два, то при их подставке в формулу складывают;  причем  XL всегда берут с   «плюсом», а  ХC - с «минусом».

Ток в цепи можно найти несколькими способами:

                            

 Напряжения в цепи также можно найти по нескольким формулам:  

                    

Коэффициент мощности равен отношению активного сопротивления к полному:

                                                      

sin ϕ находят как отношение реактивного сопротивления к полному:

Формулы для мощности цепи имеют вид:

активная    

реактивная  

полная    

Для построения  векторной диаграммы необходимо:

  1.  Составить уравнение  (векторно сложить в порядке схемы соответствующие напряжения).
  2. Выбрать масштаб, т.е. поделить все значения напряжений на одно число, чтобы результат деления было удобно строить в сантиметрах.

U.. . = … В

U… = … В

U.. . = … В

I …  = … А

  1.  После этого построить векторную диаграмму по масштабу и  в соответствии с уравнением.

     ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. первым всегда строят ток I;
  2. вектор    UR   всегда идет параллельно току;
  3. вектор    UL   перпендикулярно току вверх;
  4. UC   перпендикулярно току вниз;
  5. итоговый вектор    U  соединяет начало первого вектора с концом последнего.  

Проверка: длина вектора  U в сантиметрах, измеренная по линейке, должна совпадать с расчетной величиной.            

Задание

Неразветвленная цепь переменного тока содержит активные и реактивные сопротивления, величины которых заданы в таблице. Кроме того, известна одна из дополнительных величин.  Определить следующие величины, если они не заданы в таблице вариантов: полное сопротивление цепи;  напряжение, приложенное к цепи: силу тока в цепи; активную, реактивную и полную мощности; cos φ; sin φ.

Вариант

R1,

Ом

R2,

Ом

XL,

Ом

XC,

Ом

Дополнительная величина

1

8

4

18

2

I = 10А

2

10

20

50

10

P = 120 Вт

3

3

1

5

2

P2 = 100 Вт

4

12

20

30

6

U1 = 72 В I = 1 А

5

4

8

18

2

U = 40 В

6

2

1

4

8

Q1 = -96 вар

7

1

3

2

5

QС1 = -125 вар

8

1

2

8

4

S = 80 В∙А

9

20

10

10

50

Q = -640 вар

10

8

4

6

22

Р1 = 32 Вт

Порядок выполнения расчета

  1. Начертить исходную схему.

Вариант

R1,

Ом

R2,

Ом

XL,

Ом

XC,

Ом

Дополнительная величина

1

2

6

12

6

Q = 150 вар

  1. Найти реактивное сопротивление:


  1. Найти полное сопротивление цепи:

  1. Найти ток:

  1. Найти напряжения:

       

   

6. Найти cosφ  и sinφ:

 

7. Найти мощности:

активная

реактивная

полная

8. Построить векторную диаграмму:

  1. Векторно сложить соответствующие напряжения в порядке схемы

  1. Выбрать масштаб, т.е. поделить все значения напряжений на одно число, чтобы результат деления  было удобно строить в сантиметрах.

UR1  = 10 В                    1 см              

UL   = 60 В                     6 см

U R2  = 30 В       : 10      3 см

UC     = 30 В                    3 см

U   =   50 В                    5 см

I    =  5 А            : 1        5 см                                          

  1. Построить векторную диаграмму по масштабу и  в соответствии с уравнением.                                       

                  U R2 

                                      UC 

          UL                                            

                             

                       U                             

                   

               UR1                    I                               

     

Описание:

     1.  Первым строят ток I , горизонтально, длиной 5 см;

     2.  Вектор    UR1   идет параллельно току, длиной 1 см;

     3. Вектор    UL   перпендикулярно току вверх, от конца вектора UR1, длиной 6 см;

     4. Вектор    UR2   идет параллельно току, от конца вектора UL,   длиной 3 см;

     5.  UC   перпендикулярно току вниз, от конца вектора UR2 , длиной 3 см;

     6.  Итоговый вектор    U  соединяет начало первого вектора UR1 с концом последнего UC.  

Проверка: длина вектора  U в сантиметрах, измеренная по линейке, равна 5 см, что совпадает с расчетной величиной.            

Практическая работа №4

«Расчет трехфазных цепей»

Цель: закрепить знания методов расчета параметров трехфазных цепей переменного тока.

Теоретические сведения

Электрические цепи, которые состоят из совокупности переменных ЭДС одной частоты и сдвинутых по фазе друг относительно друга на треть периода называют трехфазной системой переменного тока. Однофазная цепь, входящая в систему данной многофазной цепи называется фазой.

В трехфазных системах обмотки генератора и электроприемника соединяют по схемам «звезда» или «треугольник». Если нагрузки (приемники) соединены в трехфазную цепь по схеме «звезда», то к сопротивлениям нагрузки приложены фазные напряжения. Линейные токи равны фазным и определяются по закону Ома:

              

а ток в нейтрали равен векторной сумме этих токов:  

При симметричных напряжениях UA, UB, UC и одинаковых сопротивлениях RA= RB = RC = R токи IA, IB, IC также симметричны и их векторная сумма (IN) равна нулю. Тогда

                                   

а напряжение            

Векторные диаграммы имеют вид:

Мощность трёхфазной нагрузки складывается из мощностей фаз:

Когда нагрузка симметричная и чисто резистивная, имеем

     При смешанной (активно-индуктивной или активно-емкостной) нагрузке:

активная мощность

реактивная мощность

полная мощность

     Если нагрузки (приемники) соединены в трехфазную цепь по схеме «треугольник»,  нагрузка R, R и Rкаждой фазы включается  на  полное линейное напряжение, которое равно фазному:

 

Фазные токи I, I и I определяются по закону Ома:

              

Линейные токи определяются по первому закону Кирхгофа:

      

При симметричных напряжениях U, U, U и одинаковых нагрузках фаз R= R = R= R токи также симметричны:

   

        Векторные диаграммы имеют вид:

        

Мощность, потребляемая трехфазной нагрузкой при ее соединении в «треугольник», складывается из мощностей фаз

При симметричной или чисто активной нагрузке

     При смешанной (активно-индуктивной или активно-емкостной) нагрузке:

активная мощность

реактивная мощность

полная мощность

Задание

1. В трехфазную четырех проводную сеть включили звездой несимметричную нагрузку: в фазу А – индуктивный элемент с индуктивностью LA , в фазу В – резистор с сопротивлением RB , и емкостный элемент с емкостью СВ , в фазу С – резистор с сопротивлением RС . Линейное напряжением сети UHOM . Определить фазные токи IA, IB, IC, активную мощность цепи P, реактивную мощность Q и полную мощность S.

Вариант

RB,

Ом

RC,

Ом

LA,

мГн

CB,

мкФ

Uн,

В

f,

Гц

1

25

5

10

100

380

50

2

5

10

20

200

220

50

3

10

15

15

300

380

50

4

15

20

25

400

220

50

5

20

25

12

500

380

50

6

25

5

24

600

220

50

7

5

10

22

700

380

50

8

10

15

14

800

220

50

9

15

20

18

900

380

50

10

20

25

30

100

220

50

2. В трехфазную сеть включили треугольником несимметричную нагрузку. В фазу АВ – емкостный элемент С , в фазу ВС – индуктивный элемент с активным сопротивлением RВС  и индуктивностью LBC , в фазу С – резистор с сопротивлением  RСА . Линейное напряжением сети UH. Определить фазные токи I, I, I, активную мощность цепи P, реактивную мощность Q и полную мощность трехфазной цепи S.

        

Вариант

R,

Ом

R,

Ом

LВС,

мГн

CАВ,

мкФ

Uн,

В

f,

Гц

1

4

10

10

320

220

50

2

2

5

12

310

127

50

3

6

15

14

300

220

50

4

8

20

16

280

127

50

5

12

15

18

330

220

50

6

8

10

20

325

127

50

7

6

5

18

290

220

50

8

4

20

10

310

127

50

9

2

15

14

315

220

50

10

4

5

12

270

127

50

Порядок выполнения расчета

Задание 1

  1. Начертить исходную схему

Вариант

RB,

Ом

RC,

Ом

LA,

мГн

CB,

мкФ

Uн,

В

f,

Гц

1

8

5

31,8

600

380

50

  1. Определить фазные напряжения:

   

В четырехпроводной цепи при любой нагрузке фаз выполняется соотношение:


  1. Определить сопротивление индуктивного элемента LA:

  1. Определить  сопротивление емкостного элемента СВ:

 

  1. Определить полное сопротивление в фазе В:

  1. Найти фазные токи, применяя закон Ома для участка цепи:

     

    

  1. Определить  активную мощность фаз:

  1. Определить  реактивную мощность  фаз:

  1. Полная мощность трехфазной цепи равна:

Задание 2

В трехфазную сеть включили треугольником несимметричную нагрузку. В фазу АВ – емкостный элемент С , в фазу ВС – индуктивный элемент с активным сопротивлением RВС  и индуктивностью LBC , в фазу С – резистор с сопротивлением  RСА . Линейное напряжением сети UH. Определить фазные токи I, I, I, активную мощность цепи P, реактивную мощность Q и полную мощность трехфазной цепи S.

Вариант

R,

Ом

R,

Ом

LВС,

мГн

CАВ,

мкФ

Uн,

В

f,

Гц

1

4

10

9,55

318,5

220

50

1. При соединении потребителей треугольником выполняется соотношение:

   

2. Определить сопротивление емкостного элемента в фазе АВ:

 

3. Определить сопротивление индуктивного элемента в фазе ВС:

4. Определить полное сопротивление фазы ВС:

5. Определить фазные токи:

     

    

6. Определить активную мощность фаз:

 

7. Определить реактивную мощность фаз:

8. Определить полную мощность трехфазной цепи:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МДК02.02 БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалт

Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 01.01 Выполнение стрижки и укладки волос по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер

Методические указания предназначены для обучающихся по профессии среднего профессионального образования 43.01.02  Парикмахер, изучающих   МДК 01.01 профессионального модуля Выполнение с...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...

Методические указания по выполнению практических работ по МДК 03.02 «Контроль качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования»

Методические указания обучающимся по выполнению практических работ «ПМ.03. Организация и контроль работ по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования&raq...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине ОП 03 Электротехника и электроника разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации госу...