Эссе "Учитель - это образ жизни"
материал на тему

Шнитникова Ольга Дмитриевна

Это эссе было написано для участия в конкурсе "Преподаватель года 2014" Тверская область.  В нем отражена моя точка зрения на деятельность учителя и педагога, подкрепленная выссказываниями знаменитых основателей педагогической профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitel-eto_obraz_zhizni.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – это образ жизни

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь

и любить тех, кому преподаешь»

В.О. Ключевский

Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобному, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствует в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя – такое и общество. Из глубины веков идут требования к учителю. Люди всегда предъявляли к нему повышенный спрос, хотели видеть своего учителя свободным от всех неземных недостатков.

С давних пор под словом учитель подразумевался наставник, человек, который способен объяснить тебе неизвестное, помочь в решении вопросов... В настоящее время понятие учитель сузилось до человека, который тебе объясняет материал в рамках своего рабочего времени... Для многих нынешних учителей и преподавателей учить - это работать, постараться донести до своего ученика знания в рамках темы занятия... Многие педагоги ссылаются на трудно обучаемых студентов, на тесные рамки, на многие вопросы, которые им необходимо решать кроме уроков - это и написание планов, рабочих программ, и составление отчетности...

Но не смотря на все это есть еще такие Педагоги, которых действительно можно назвать человеком своего дела... На занятиях у такого учителя всегда есть что то интересное, это может быть и манера ведения урока, и способ опроса, и даже вспомогательный материал, который сейчас многообразен... Для такого человека - учителя просто неприемлемо вести урок, когда он не подготовлен, он всегда оставит все свои заботы за стенами кабинета, на урок он придет с хорошим настроением, с удовольствием оглянет класс и скажет доброе слово.  Этот педагог всегда знает, что от его поступков зависит многое: это и настроение детей - учеников, и их саморазвитие, развитие у них интереса и отвлечения от окружающих проблем и негативных факторов (компании, алкоголь, наркотики, компьютерные игры и т.п.)...

Когда приходишь на урок к такому человеку, то чувствуешь себя нужным, на тебя всегда обратят внимание, тебе всегда скажут доброе слово и помогут если что то не получается. Самое главное - это разрешить педагогу увлечь тебя в страну знаний....

Есть много разных негативных факторов, в которых преподаватель, учитель, педагог может потеряться. Это и отношения в коллективе, и материальная сторона, которая к сожалению в настоящее время стала преобладающей... Многие преподаватели жалуются на свою маленькую зарплату, большую нагрузку, неспособных детей... Они готовы все это проецировать на свой урок. «Если ко мне плохо относятся и со мной не считаются, то зачем я буду делать больше того, что требуется?» Это отражается и на качестве образования и на отношении детей - учеников к этому уроку... И тут главное сделать для себя выбор, понять, что тебе действительно нужно и какой результат хочешь получить в итоге.

Я.А.Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать в них человечность.

Именно такое отношение к своему делу может дать отличный результат. Если в течении всего рабочего и личного времени преподаватель (педагог, учитель) будет посвящать себя обучению, воспитанию, развитию подрастающего поколения, то его пример обязательно будет перенят. Не всегда это будет 100%. Но это будет в любом случае. Только увлеченный человек может заинтересовать другого человека, только тот, кто по настоящему любит свою деятельность, сможет передать эту частичку любви окружающим.

Конечно, кроме работы у педагога есть и личная жизнь. К сожалению, в процессе отдачи себя любимому делу он забывает, что его близкие так же хотят от него внимания, и им не очень хочется видеть рядом с собой вечного учителя, с невозможностью быть другим. Для многих это становится проблемой. Когда сильно вживаешься в образ на работе, то остаешься в нем и дома. И уже своему ребенку пытаешься объяснять вещи с научной точки зрения, в мыслях всегда те ученики, которые требуют на работе большего внимания, твой стиль одежды всегда одинаково – деловой… Таких моментов не счетное множество. В подобной ситуации идеальным вариантом будет принятие близкими такого образа жизни. Лучше, если педагог будет чувствовать рабочую границу, которую не стоит переходить в домашней обстановке.

На что должен в первую очередь быть нацелен педагог: качество преподносимых знаний. И тут без саморазвития, самообразования уже нельзя. Ни одному ученику не будет интересно слушать информацию, которая опирается на прошло вековые данные, если только это не урок истории. Чтобы идти в ногу со временем, педагог просто обязан проходить курсы повышения квалификации, участвовать в различных семинарах, осваивать информационные технологии. Нынешний век – это век информатики, интернета. Какой бы вопрос не рассматривался, всегда нужно оценивать различные точки зрения, прорабатывать с различной литературой. И вот тут на помощь приходит мировая глобальная сеть интернет. И, кстати говоря, благодаря этой сети, учитель может всегда оставаться наставником для своих учеников, теперь они могут обращаться к ним через социальную сеть.

Доброе отношение, гуманизм, разносторонние знания, самообразование, любовь выбранной профессии, психологическая подкованность, возможность индивидуальной работы – вот те качества, которые просто необходимы тебе, если ты хочешь стать хорошим и любимым педагогом. Да, нынешнее время и нынешнее поколение не всегда может впитать в себя то доброе начало, которое ты готов в него вложить, но это не должно останавливать настоящего учителя, педагога, преподавателя. Именно желание развить, найти, преподнести даст результат. Педагог должен всегда быть открыт для своих учеников, для новой информации, новых взглядов, ведь без этого он не сможет оказывать поддержку тем, кто в нем нуждается.

« Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К. Д. Ушинский. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. « главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

                                                                Шнитникова О.Д. преподаватель ГБОУ СПО Осташковский ветеринарный техникум

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения мероприятий по здоровому образу жизни

Материал для работы по формированию здорового образа жизни. Можно использовать как раздаточный материал, наглядную агитацию, коментарии и текст для выступлений....

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

презентация "Здоровый образ жизни"

В презентации рассказывается о пагубных привычках и оих влиянии на здоровье человека....

Методическое описание учебного проекта "Здоровый образ жизни"

                Учебные учреждения совместно с семьей должны проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В процессе систематиче...

сценарий агитбригады "За здоровый образ жизни"

Основная идея агитбригады – показать альтернативу употребления наркотиков: то есть показать как можно красиво и полезно организовать досуг, получить дополнительное образование, определиться в професси...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...