Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»
статья на тему

Можжухина Нина Сергеевна

      Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представлять для специалистов, пришедших в систему профессионального образования из других сфер деятельности и не имеющих педагогического образования.

      Сегодня приходится  констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. В связи с этим, важной государственной задачей является создание для них социальных условий обучения, развитие общеучебных умений, формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, обеспечение предпосылок профессиональной и социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «ИПТ»

ДОКЛАД

Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»

Выполнила мастер п/о

Можжухина Н.С.

п.г.т. Запрудня

2014 г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….2
  2. Краткое теоретическое обоснование……………………………...3
  3. Профориентация……………………………………………………4
  4. Обмен опытом по приемам профессиональной подготовки…….4
  5. Заключение………………………………………………………….8
  6. Обзор литературы…………………………………………………..9
  7. Приложение………………………………………………………...10

Введение

      Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных  образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представлять для специалистов, пришедших в систему профессионального образования из других сфер деятельности и не имеющих педагогического образования.

      Сегодня приходится  констатировать факт непрерывного роста количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. В связи с этим, важной государственной задачей является создание для них социальных условий обучения, развитие общеучебных умений, формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, обеспечение предпосылок профессиональной и социальной адаптации.

Краткое теоретическое обоснование

С 1993г. наш техникум занимается профессиональной подготовкой детей-сирот с интеллектуальными отклонениями по специальности: «маляр строительный, штукатур». Как правило, это выпускники детских домов и школ-интернатов Московской области.

Первые несколько лет мы набирали одну группу из 10-12 человек, в настоящее время каждый год мы набираем по две группы общей численностью до 28 человек.

Хочу отметить, что детям с нарушением интеллекта трудно социально утвердиться вне стен учебных заведений, а также при переходе из одного учебного заведения в другое, т. к. они много лет живут в замкнутых, изолированных  условиях.

При переходе из интерната в техникум, многое в их образе жизни меняется. При этом из-за чрезмерного напряжения сил, повышенной чувствительности, они склонны к нервозности, вспышкам гнева, жестокости, уединению.

В этот период дети-сироты очень нуждаются в психологической помощи. Успешная социализация таких детей возможна при систематической и непрерывной работе согласно следующей схеме (таб.1):

Таб.1. Система подготовки выпускников  профессиональных училищ к трудовой деятельности

Подготовка

Содержание

В области учения

- Формировать устойчивую мотивацию к учению;

-Обеспечить требования, обозначенные в квалификационной характеристике по профессиям;

-Формировать общеучебные умения, навыки;

-Поддерживать и развивать познавательную активность учащихся.

В области воспитания

-Осуществлять личностный подход в воспитательном процессе;

-Переориентировать процесс воспитания подростков в самовоспитание;

-Развить нравственную и волевую сферу личности, формировать умение управлять собой;

-Формировать положительное отношение к труду;

-Обеспечить условия для максимального развития и компенсации дефектов.

В области психологического развития

-Развивать индивидуальные возможности;

-Составлять программы индивидуального развития учащихся.

В области социализации

-Осуществлять деятельный подход в организации жизнедеятельности;

-Формировать социальную активность;

-Готовить учащихся к социальной автономии;

-Обучать умениям взаимодействия в коллективе;

-Готовить к будущему профессиональному и жизненному самоопределению.

Профориентация

Важнейшей задачей обучения является своевременное выявление и поддержка одаренных учащихся. Программы поурочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, логическое мышление.

Начальным этапом в системе мероприятий по социально-трудовой реабилитации является профессиональная ориентация, которая включает в себя:

1) профессиональное обучение;

2) рациональное трудоустройство;

3) адаптацию в обществе.

Непрерывную профориентацию подростков мы выполняем в несколько этапов:

1) ранняя профориентация. Ранняя профориентационная работа включает проведение мероприятий на базе школ-интернатов: беседы и  рассказы об училище, показ стендов, наглядных пособий, видеоматериалов, а также  проведение «дней открытых дверей» для будущих учащихся, позволяющее ознакомиться с реальными условиями обучения и проживания, примерить их на себя, встретиться с выпускниками своих школ, услышать их мнение об учебном заведении.

2)  профконсультация. Проведение профессиональной консультации предусматривает предоставление информации по вопросам выбора профессии, ее статуса на рынке труда в настоящий момент, включая возможности для смены профессии.

3) профориентация учащихся, окончивших специализированные образовательные учреждения. Процесс профориентации включает профессиональную информацию, профессиональное консультирование с проведением профдиагностики и профотбора. Профотбор – это принятие решения о пригодности человека к профессиональной деятельности.

Обмен опытом по приемам профессиональной подготовки

В связи с тем, что в условиях современной экономики нужны специалисты, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу, возрастает значение использования в обучении форм и методов, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.

Развитие творческих способностей учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа – идеи в материальную предметную форму в зависимости от уровня сложности.

Профессиональной подготовкой мы занимаемся совместно с преподавателем технологии Кузьминой Р.Б.

Процесс профессиональной подготовки базируется на основных принципах обучения:

1) производительность труда;

2) наглядность обучения;

3) систематичность и последовательность в обучении;

4) доступность и посильность обучения;

5) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

6) прочность освоения знаний и навыков.

Перед мастером на уроках производственного обучения встают следующие задачи:

1) создать атмосферу заинтересованности каждого учащегося в работе группы;

2) стимулировать учащихся к высказыванию, к использованию различных способов выполнения задачи без страха ошибиться;

3) использовать в ходе урока дидактический материал, который позволяет учащемуся выбрать наиболее значимы для него вид и форму учебного содержания;

4) оценить деятельность учащегося не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

5) поощрить стремление учащегося найти свой способ решения задачи;

 6) создать ситуацию общения на занятиях производственного обучения, где каждый учащийся может проявить инициативу и самостоятельность.

Чередование разнообразных методов в обучении позволяет добиться повышения активности и самостоятельности учащихся.

Приведу примеры разнообразных методов обучения одной из основных тем: «Инструмент штукатура».

Важным элементом в обучении по спецпредметам является усвоение основной профессиональной терминологии. Сложность овладения речью связана с тем, что учащимся необходимо понять значение слов, научиться воспринимать их на слух, четко и внятно произносить.

 Нами используется следующий метод: в учебном кабинете постоянно висит рабочий стенд «запомни» с карманами для слов (Приложение 1). При изучении темы «Инструмент штукатура» карманы заполняем вкладышами с напечатанными словами. Например:

1) Контрольно-измерительный инструмент: рулетка, уровень, отвес;

2) Инструмент для нанесения раствора: мастерок, ковш, совок, терка, полутерок, сокол.

Такой прием позволяет  грамотно писать слова,  использовать стенд в качестве подсказки при ответе (всегда на глазах), что является одним из способов развития памяти. Также этот прием используется как элемент закрепления пройденного материала в виде практической работы: дети сами печатают слова по трафарету.

Изучение инструментов происходит на основе активизации всех  органов чувств, поэтому при изучении данной темы используются не только натуральные образцы инструментов, но и картинки – иллюстративные карточки с надписями названий инструментов (Приложение 2).

Кроме того, эти же карточки можно предложить без надписей с просьбой подписать названия инструментов, что также служит элементом первичного закрепления информации в памяти (Приложение 3).

Эффективно срабатывает следующая игровая ситуация: предлагаем ученикам нарисовать древо познания «инструмент штукатура» (Приложение 4). Рисуем ствол дерева с ветвями – видами инструмента, затем на каждой ветви просим написать название инструмента.

              Во время обучения, когда учащийся не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию успеха. С этой целью за каждый удачный момент ответа ставим поурочный бал.

Не смотря на то, что учащиеся пришли именно в конкретное профессиональное училище, их профессиональные намерения еще не устойчивы. В этом случае тактика мастера сосредоточена на целенаправленном развитии мотивов учебно-производственной деятельности. Интерес к содержанию труда прививаем посредством систематического показа привлекательных сторон профессии, осознания социальной значимости и престижа выбранной профессии.

             Для развития творческого мышления в процессе производственной практики ребята сами разрабатывают дизайн помещений, подбирают цветовую гамму и материалы отделки. Например, свои комнаты в общежитии, коридоры, места общего пользования учащиеся оформляют сами, используя художественную отделку. При этом есть возможность проявить творческий подход: набить рисунок по трафарету по окрашенной поверхности. Учащиеся с удовольствием изготавливают трафареты, подбирают цветовые решения и набивают рисунок.

            Кроме того, мы имеем возможность формировать трудовые отношения вне училища, нас приглашают на время практики оказать помощь в ремонте местных школ, больницы, пожарной части, в подъездах многоквартирных домов.  Дети с ответственностью и желанием выполняют предложенные работы. За успешную работу наши учащиеся неоднократно были отмечены в публикациях местной газеты, различными грамотами и благодарственными письмами. Несомненно, это благоприятствует социализации подростков в обществе.

              Каждый год училище принимает участие в конкурсе проф.мастерства в г. Зарайске и в г. Сергиевом-Посаде, где наши ученики занимают далеко не последние места. Например, в 2013 и 2014 году на конкурсе по профессии «Мастер отделочных, строительных работ» в Сергиевом-Посаде мы заняли почетное второе место.

Большое внимание уделяется работе с детьми во внеучебное время.  Сотрудники уделяют большое внимание созданию комфортных условий проживания детей-сирот в общежитии.

Хочу отметить, что ведется большая внеурочная работа, работают кружки дополнительного образования:

1)Кружок «Прикладного творчества», где ребята занимаются различными видами прикладного искусства: вяжут, рисуют, выжигают, вышивают. Лучшие творческие работы участвуют в поселковых и районных выставках и часто занимают призовые места.

2)Многие ребята посещают кружок «Художественной самодеятельности». Где поют, танцуют, ставят спектакли и готовят различные тематические вечера.

3)Работает спортивная секция, где дети играют в подвижные спортивные игры: футбол, волейбол, настольный теннис. Особенно любят секцию мальчики.

4)Подростки с удовольствием посещают кружок «Патриотическое воспитание». Периодически в училище устраиваются экскурсии по родному краю с посещением достопримечательностей.

Техникум не теряет связи с учащимися и после выпускного. Многие ребята обращаются к мастерам, преподавателям, соц.педогагам по всем возникающим у них вопросам в новой самостоятельной жизни, делятся успехами и достижениями, приезжают в гости.

Заключение

Для многих наших учащихся техникум – это последняя ступень системы специального и педагогического воздействия.

Социальная значимость воспитательного процесса в профессиональном училище углубляется  сутью поставленного перед ним социального заказа. Готовя молодого рабочего для включения в самостоятельную производственную деятельность, педагогический коллектив училища должен стремиться к развитию зрелости личности, формированию социально важных качеств, которые, в последствии, помогут его выпускникам адаптироваться в окружающей действительности.

Обзор литературы

1. Безюлева Г.В., Малышева В.А. Методические рекомендации. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.: Институт развития ПО, 2003. – 190 с.

2. Гальперин П.Я., Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 58 с.

3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 178 с.

4. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных стенах. – М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2005. – 178 с.

5. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А., Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Издательский центр «Академия», 2003, 320с.

6. Мирский С.Л., Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы. Дефектология, 2003, №1.

7. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Российская Академия образования ПО, 2005. – 69 с.

8. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

9. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002. – 187 с.

10. Скакун В.А. Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений. – М.: Институт развития ПО, 2001. – 120 с.

11. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей

Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.          Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одна и...