Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.
учебно-методический материал
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться в обществе.
Социальная адаптация таких детей сейчас нужна как никогда. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявления «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование положительной жизненной установки этих детей в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО.
Несмотря на то, что количество детских домов по России сокращается, и дети попадают в замещающие семьи, проблема социальной адаптации таких детей остается актуальной.
Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к этой группе имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, отсутствие эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбирать и осваивать профессию.
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
одна из наиболее важных составляющих успеха в воспитании будущих граждан
страны. Их будущее напрямую зависит от того, насколько они смогут ужиться
в обществе.
Социальная адаптация таких детей сейчас нужна как никогда. Уже есть четкое понимание потребностей таких детей в общении. Это, в свою очередь, помогает избежать проявления «чувства стаи», которое типично для таких детей и которое, зачастую, приводит к формированию ложных ценностей на почве сознательного отчуждения от общества.
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПО – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в
новых для нее условиях социальной среды. Процесс адаптации в этот период
времени направлен на формирование положительной жизненной установки этих детей в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается
активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных
связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением.
Решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых средств психоло-педагогического сопровождения и зависит от нескольких условий.
Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых
адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. Это государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т.д.).
Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность
сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп). Важную роль в этом процессе так же играет
профессиональное самоопределение и профессиональное становление.
Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов –
сирот, проживающих в общежитии должна быть направлена на то, чтобы они
учились решать свои проблемы самостоятельно. Важно с первого дня обучения в колледже и проживания в общежитии относиться к студентам-сиротам не как к
объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:
Первый этап. Первый месяц обучения в колледже и проживания в общежитии –
этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение
студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных
отношений в них. На этом этапе важны просвещение и координация деятельности
всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у
студентов при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности
к свободной (отсутствие жесткого контроля ими регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Ребят знакомят с традициями учебного заведения и общежития, где они будут проживать на время учебы, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов. Очень важно, чтобы эти студенты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме проживания в общежитии необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу они могут обратиться. К работе с новичками можно подключить старшекурсников, активистов, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.
Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов – сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов. У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Преподаватели, воспитатели и психолог
проводят работу по результатам успеваемости, пропускам и проблемам адаптации таких студентов. В результате вырабатывают индивидуальные рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного
момента. В это время происходит профессиональное самоопределение студентов-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, которое является ключевым вопросом в их подготовке к жизни.
Очень важно наличие четырех систем условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов в учебном заведении и в общежитии. Информационная система, в которой студент имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам. Важно научить его самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
- Свобода выбора, которая связана с развитием ответственности за собственный выбор. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых со студентами-сиротами, развитие ответственности у них.
- Принятие себя предполагает осознание своей индивидуальности, своих достоинств и недостатков, формирует положительное отношение к себе и окружающим.
- Привития нравственно-эстетических навыков поведения, что предполагает активное усвоение студентом навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, которые характерны для партнерских взаимоотношений и исключают манипулирование партнером по общению.
При работе с первокурсниками необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:
- на формирование самостоятельности в принятии решений;
-формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;
- умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;
- готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;
- владение приемами самоконтроля.
В зависимости с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально-педагогического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников:
- первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте-сироте
- тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа
- консультации педагога-психолога
- социально-педагогический патронаж проживающих в общежитии
- участие в работе центров, кружков.
Адаптация – это процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние, в зависимости от изменения внешних условий.
Адаптационный период в общежитии охватывает с сентября по декабрь и заключается в исследовании особенностей социальной и трудовой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в колледж.
Работа, проведенная социальними педагогами, педагогом-психологом, позволила выявить основные причины, предшествующие разным уровням адаптации обучающихся первого курса:
- темперамент первокурсника
-социальная активность
-умение приспосабливаться к различным условиям
-желание проявить самостоятельность
-наличие родственников в городе (или за его пределами) и их влияние на ребенка
-склонность вести асоциальный образ жизни
-неумение приспосабливаться к изменившимся условиям среды и недостаток практики позитивного бесконфликтного общения со сверстниками, что и приводит к конфликту.
Практика показывает, студенты испытывают значительные трудности, как в социальной, так и в профессиональной деятельности. Одна из проблем, с которой они сталкиваются – это трудность в установлении нормальных отношений с людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не умеют распределять бюджет, не умеют соизмерять свои потребности с возможностями, вести домашнее хозяйство, организовывать свой досуг.
Слаженная работа всех звеньев педагогического коллектива позволяет создать условия для успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в культурном и образовательном пространстве, включая организацию воспитательного процесса в условиях общежитиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства
Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...
Особенности социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся ьез попечения родителей
Что такое социальная адапртация. Типы и показатели социальной адаптации. Алгоритм работы по социальной адаптации в учебном заведении. Трудовая и профессиональная адаптация....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социальная и профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ МО «ИПТ»
Доклад адресован руководителям, преподавателям, мастерам производственного обучения профессиональных образовательных учреждений. Также особый интерес доклад может представля...
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.
Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...
Постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в ус...