Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в на
рабочая программа на тему

Дедюхина Анастасия Александровна

Программное обеспечение дополнительной подгоотовки в области информатики на специальности преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ispravlennyy_variant.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников         среднего профессионального образования по специальности 050709 Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области информатики.

Основы теории информации – это математическая дисциплина, использующая математические методы построения и изучения моделей обработки передачи и использования информации. Данная дисциплина создает фундамент, на котором строится все здание информатики.

Теоретическая информатика распадается на ряд самостоятельных дисциплин. В данной программе акцент делается на изучение информации как таковой, выявление общих свойств информации, и примыкающую к ней теорию кодирования. Также в программе отражены вопросы, опирающиеся на математическую логику.

Данная дисциплина изучает фундаментальные понятия об информации, методах её получения, хранения, обработки и передачи, алгоритмах и методах их разработки. Ознакомление с основными свойствами и видами алгоритмов. Курс обеспечивает подготовку будущих учителей информатики, углубление, уточнение и систематизацию знаний полученных в общеобразовательной школе. Часть практических занятий целесообразно строить в семинарской форме. Полезна подготовка рефератов, чтение докладов.

Системы счисления - одна из традиционных тем курса информатики. В настоящее время сохраняет своё значение как типичный случай кодирования информации, и в связи с широким использованием шестнадцатеричных обозначений в машинно-ориентированных разделах программирования. Знание систем счисления полезно для понимания представления данных в памяти ЭВМ и операция над ними. В данном курсе эта тема предполагает повторение уже известных из курса математики и информатики средней общеобразовательной школы сведений, специализацию в отношении систем счисления по основанию 16,8 и 2, а также обобщение в плане кодирования информации. Целесообразно проведение семинарского занятия, подготовка рефератов, посвященных истории и значению позиционных систем счисления. Особое внимание обращается на формирование стабильных навыков чтения и записи чисел в шестнадцатеричной системе счисления. Полезно знакомство с различными приёмами перевода чисел в системы счисления по основанию 2,8 и 16. Кодирование информации - одна из базовых тем курса теоретических основ информатики, отражающая фундаментальную необходимость представления информации в какой-нибудь форме. При этом слово "кодирование" понимается не в узком смысле, а в широком. По теме "кодирование информации" целесообразно проведение как семинарских так и практических занятий (по решению задач), подготовка рефератов. Лабораторная работа предусматривает отработку навыков по частному способу кодирования - представление данных в памяти ЭВМ; это полезно для предварительного формирования знаний по вычислительной технике.

Тему "Алгоритм и его свойства" традиционно считают главной темой информатики. Сам по себе алгоритм не может быть введен без исполнителя, два этих понятия являются начальными и не определяемыми. При изучении данной темы целесообразно применение различных форм занятий – и лекционных, и семинарских и лабораторно-практических. Надо иметь в виду, что основные практические навыки в отношении разработки алгоритмов будут формироваться в дальнейшем при изучении языков и методов программирования. Главная задача проведения занятий по данной теме - пропедевтика изучения в дальнейшем языков и методов программирования ЭВМ. Остается полезной и подготовка рефератов, посвященных истории формирования понятия алгоритм, различиям в трактовке алгоритмов в математике и информатике, известнейшим алгоритмам. Некоторые разделы дисциплины "Теоретические основы информатики" сложны, и требуют основательной математической подготовки. Вид итогового контроля - экзамен

Данный курс вводит студентов в современные проблемы теоретической информатики. Основной акцент в курсе делается на методологические аспекты и математический аппарат информатики, составляющие ядро широкого спектра научно-технических и социально-экономических информационных технологий, которые реально используются современным мировым профессиональным сообществом в теоретических исследованиях и практической деятельности.

Основы теории информации тесно связаны с дисциплинами математического цикла, используют элементы теоретических основ начального курса математики.

Целью курса является овладение понятийно-терминологической базой современной теоретической информатики, теориями и методами исследования формализованных математических, информационно-логических и логико-семантических моделей, структур и процессов представления, сбора и обработки информации.

Для достижения целей обучения необходимо решить следующие основные задачи:

  • формирование знаний, умений и навыков в области теории информации;
  • формирование знаний, умений и навыков в области теории кодирования и передачи информации;
  • формирование знаний, умений и навыков в области теории дискретных управляющих устройств и систем;
  • формирование знаний, умений и навыков в области теории решения задач распознавания и прогнозирования.

В процессе изучения дисциплины студент должен:

знать:

- основные единицы измерения количества информации;

- способы измерения информации;

- иметь представление о принципах кодирования информации;

- иметь представление о системах счисления;

- принципы представления данных и команд в компьютере;

- принципы кодирования текстовой, графической и звуковой информации;

-  знать способы хранения и основные виды хранилищ информации;

- сущность понятия «логика»;

- основные формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение);

- разновидность информационных моделей (знаковые, образные, вербальные и др.)

- понятие «системы».

уметь:

- использовать основную терминологию в прикладной информатике.

- основные единицы измерения количества информации;

- иллюстрировать свойства алгоритмов  на конкретных примерах;

- владеть языком блок-схемы.

- создавать информационные модели различных объектов;

- использовать один из языков программирования  для записи алгоритмов решения простых задач;

- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;

- определять истинность и ложность простых и составных высказываний;

- составлять составные высказывания, содержащие логические операции;

- использовать диаграммы Эйлера-Венна для иллюстрации понятий и соотношений между ними.

Для 22 группы программа рассчитана на 159 часов, из них 64 час семинарские и лабораторные занятия.  30 часов  предусмотрено для самостоятельной работы.

Для 32 группы программа рассчитана на 155 часов, из них 62 час семинарские и лабораторные занятия.  30 часов  предусмотрено для самостоятельной работы.

Для 42 группы программа рассчитана на 149 часов, из них 59 часов семинарские и лабораторные занятия.  28 часов  предусмотрено для самостоятельной работы.

С целью формирования познавательных интересов, выработки навыков самостоятельной работы с литературой и образовательными ресурсами Интернет, расширения кругозора в области информатики предложены темы для рефератов по каждому изучаемому разделу. Для проверки знаний студентов проводится рубежный контроль в различной форме (тесты, контрольные работы, зачетные практические работы и т.д.).

По завершении курса студенты сдают экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Максим.

нагрузка

Всего

Лекции

Практич.

занятия

Самост.

работа

Всего

159

129

65

64

30

Введение

2

2

2

0

Раздел 1. Информация и информационные процессы

38

32

14

18

6

Тема 1.1 Информация.

Информатизация общества.

8

6

2

4

2

Тема 1.2 Количественные характеристики информации.

8

8

6

2

Тема. 1.3 Кодирование числовой информации. Системы счисления.

10

8

2

6

2

Тема. 1.4 Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

12

10

4

6

2

Раздел 2. Основы алгоритмизации

40

34

14

20

6

Тема 2.1 Понятие алгоритма и его основные свойства

6

6

2

4

Тема 2.2  Основные типы алгоритмических структур

8

6

2

4

2

Тема 2.3 Формы представления алгоритмов.

12

12

2

10

Тема 2.4. Теория алгоритмов. (Принципы разработки алгоритмов)

14

10

8

2

4

Раздел 3. Основы логики и логические основы компьютера

34

28

8

10

6

Тема 3.1 Формы мышления.

8

6

2

4

2

Тема 3.2 Алгебра логики

16

12

10

2

4

Тема 3.3 Логические основы устройства компьютера

10

10

6

4

Раздел 4. Моделирование и формализация

45

33

17

16

12

Тема 4.1 Моделирование как метод познания.

14

10

4

6

4

Тема 4.2 Формы представления моделей. Формализация.

8

8

4

4

Тема 4.3. Типы информационных моделей.

10

7

1

6

3

Тема 4.4. Разработка и исследование моделей.

13

8

8

0

5

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен

знать:

- цели и задачи дисциплины «Основы теории информации» в плане профессиональной подготовки студентов.

Информационная эпоха в жизни современного общества. Информатизация образования. Информационная культура. Образовательные ресурсы Интернет.

Место и роль учебной дисциплины «Основы теории информации» в системе профессиональной подготовки студентов. Цели и задачи учебной дисциплины. Связь информатики с другими учебными дисциплинами.

.

Раздел 1. ИНФОРМАЦИЯ И  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 1.1  Информация. Информатизация общества.

Студент должен

знать:

- общие сведения об информатике как о науке;

- понятие «информация»;

- свойства информации

- основную терминологию в прикладной информатике;

- основные понятия по информатизации общества;

уметь:

- использовать основную терминологию в прикладной информатике.

- приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

- комментировать свойства информации, приводить примеры

Общие сведения об информатике. Понятие «информация», информационные процессы в природе, обществе, технике. Восприятие, запоминание и обработка информации человеком. Основная терминология в прикладной информатике. Информатизация общества. Информационная культура. Свойства информации. Виды информации.

Тема 1.2  Количественные характеристики информации

Студент должен

знать:

- основные единицы измерения количества информации;

- способы измерения информации;

- объяснять вероятностный подход к определению количества информации;

уметь:

- решать задачи на определение количества информации.

Количество информации. Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Формула Шеннона. Единицы измерения информации. Информационная емкость носителей информации.

Тема 1.3  Кодирование числовой информации. Системы счисления

Студент должен

знать:

- иметь представление о принципах кодирования информации;

- иметь представление о системах счисления;
- знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления

-  знать функции языка как способа представления информации

- правила арифметики двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.

уметь:

- объяснять принципы кодирования числовой информации;

- переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную,  

  шестнадцатеричную - системы счисления и наоборот.

           Формы представления информации. Язык как способ представления и передачи информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Двоичный алфавит. Системы счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная арифметика.

Тема 1.4  Кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

Студент должен

знать:

- принципы представления данных и команд в компьютере;

- принципы кодирования текстовой, графической и звуковой информации;

-  знать способы хранения и основные виды хранилищ информации;

уметь:

- кодировать текстовую, графическую и звуковую информацию.

Двоичное кодирование текстовой информации. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука. Двоичное  кодирования графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации.  Хранение информации.

Практическая работа:

1. Единицы количества информации.

  1. Решение задач на определение количества информации.
  2. Представление числовой информации с помощью систем счисления.
  3. Перевод чисел в позиционных системах счисления.
  4. Арифметические операции в позиционных системах счисления
  5. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
  6. Решение задач на определение количества информации
  7. Системы счисления.
  8. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

 

Раздел 2. ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ

Тема 2.1  Понятие алгоритма и его основные свойства.

Студент должен

знать:

- сущность алгоритма,

- основные свойства алгоритмов;

уметь:

- иллюстрировать свойства алгоритмов  на конкретных примерах;

- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;

Понятие об алгоритме. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Свойства алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Компьютер - автоматический исполнитель алгоритмов.

Тема 2.2  Основные типы алгоритмических структур.

Студент должен

знать:

- понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

- типы алгоритмических структур (цикл, ветвление, процедура);

уметь:

- уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа Черепашка, Робот и т.п.);

- применять алгоритмические конструкции для построения алгоритмов решения учебных задач

Основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура). Разработка алгоритмов с использованием алгоритмических конструкций.  Вспомогательные алгоритмы. Библиотеки алгоритмов.

Тема 2.3  Формы представления алгоритмов.

Студент должен

знать:

- формы представления алгоритмов;

- иметь представление об одном из языков программирования (или учебном алгоритмическом языке);

уметь: 

- использовать один из языков программирования  для записи алгоритмов решения простых задач;

- владеть языком блок-схемы.

Тип, имя и значение переменной. Формы представления алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмический язык. Языки программирования. 

Тема 2.4  Принципы разработки алгоритмов

Студент должен

знать:

- основные типы данных;

- сущность операции присваивания;

- методы построения алгоритмов.

уметь:

- уметь использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

- описывать основные типы данных;

- строить алгоритмы методом последовательной детализации и сборочным методом.

- выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Теория алгоритмов. Основные типы данных. Последовательная детализация. Библиотека алгоритмов. Разработка алгоритмов для решения задач.

Практическая работа:

  1. Разработка линейных и разветвленных алгоритмов.
  2. Разработка линейных и разветвленных алгоритмов
  3. Разработка алгоритмов циклической структуры.
  4. Разработка алгоритмов циклической структуры.
  5. Представление алгоритмов в различных формах
  6. Разработка алгоритмов в среде ЛогоМиры
  7. Работа с переменными в среде ЛогоМиры
  8. Проекты в ЛогоМирах
  9. Разработка алгоритмов на алгоритмическом языке.
  10. Разработка алгоритмов для решения задач.

Контроль знаний и умений. Тестирование. Выполнение зачетной практической работы.

Практическая работа 2.1..

Раздел 3. ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Тема 3.1  Формы мышления.

Студент должен

знать:

- сущность понятия «логика»;

- основные формы мышления (понятие, высказывание, умозаключение);

уметь:

- определять истинность и ложность простых и составных высказываний;

- составлять составные высказывания, содержащие логические операции;

- использовать диаграммы Эйлера-Венна для иллюстрации понятий и соотношений между ними.

Формы и способы рассуждений. Формы мышления. Простые и составные высказывания. Алгебра высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна.

Тема 3.2  Алгебра логики.

Студент должен

знать:

- знать основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность), их свойства и обозначения;

- логические законы и правила преобразования логических выражений.
уметь:

- представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности; 

- преобразовывать логические выражения;

- решать логические задачи;

- работать с логическими переменными в электронных таблицах.

Алгебра логики. Логическая переменная. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. Создание таблиц истинности с помощью электронных таблиц.

Тема 3.3  Логические основы устройства компьютера.

Студент должен

знать:

- базовые логические элементы;

- принципы построения логических схем;

уметь:

- объяснять назначение основных логических устройств ЭВМ (регистр, сумматор);
-  уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Базовые логические элементы. Логические схемы.  Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Практическая работа:

  1. Формы и способы рассуждений.
  2. Логические выражения и таблицы истинности.
  3. Решение логических задач.
  4. Решение логических задач.
  5. Построение логических схем

Раздел 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Тема 4.1  Моделирование как метод познания.

Студент должен

знать:

- понятие моделирования как метода познания;

- основные виды моделей;

- знать о существовании множества моделей для одного и того же объекта;

уметь:

- определять тип моделей;

- приводить примеры моделей из различных областей знаний.

Понятие «модель». Моделирование как метод познания. Виды моделей. Классификация моделей. Назначение и область применения моделей.

Тема 4.2  Формы представления моделей. Формализация.

Студент должен

знать:

- основные классы моделей;

- основной тезис формализации;

- классификацию моделей по фактору времени.

уметь:

- приводить примеры формализованного описания объектов и процессов;

. Формы представления моделей.  Основной тезис формализации. Классификация моделей по фактору времени. Визуализация формальных моделей.

Тема 4.3  Типы информационных моделей.

Студент должен

знать:

- разновидность информационных моделей (знаковые, образные, вербальные и др.)

- понятие «системы»;

уметь:

- представлять данные в текстовой форме, в табличной форме, в форме графа.

Типы информационных моделей. Табличные информационные модели. Иерархические информационные модели. Сетевые информационные модели. Модели логических устройств. Динамические модели. Системный подход в моделировании. Адекватность модели объекту.

Тема 4.4  Разработка и исследование моделей.

Студент должен

знать:

- этапы разработка моделей;

- возможности информационных технологий для моделирования и исследования объектов.

уметь:

- создавать информационные модели различных объектов;

- знать этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.

Основные этапы построения моделей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование.

Практическая работа:

  1. Классификация моделей.
  2. Основной тезис формализации.
  3. Визуализация формальных моделей.
  4. Табличные информационные модели.
  5. Табличные информационные модели
  6. Представление данных в табличной форме
  7. Представление данных в табличной форме.
  8. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Всего:  30 часов

Тема

Кол-во часов

Содержание работы

Форма

контроля

1

Информация. Информатизация общества

2

Подготовка устных сообщений

Проверка конспектов

2

Кодирование числовой информации. Системы счисления.

2

Подготовка устных сообщений

Проверка конспектов

3

Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

2

Решение задач

Проверка

тетрадей

4

Основные типы алгоритмических структур

2

Решение задач

Проверка

тетрадей

5

Теория алгоритмов

4

Поиск информации в Internet

Проверка рефератов

6

Формы мышления

2

Подбор информации для презентаций

Компьютерная презентация

7

Алгебра логики

4

Подготовка устных сообщений

Проверка конспектов

8

Моделирование как метод познания

4

Подготовка устных сообщений

Проверка конспектов

9

Типы информационных моделей

3

Поиск информации в Internet

Проверка рефератов

10

Разработка и исследование моделей

5

Подготовка к семинарам.

Проверка

тетрадей


ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:

  1. История развития информатики.
  2. Информационное общество.
  3. Представление информации в живых организмах.
  4. Системы счисления Древнего мира.
  5. История десятичной системы счисления.
  6. История кодирования информации.
  7. Известнейшие алгоритмы в истории математики.
  8. История формирования понятия «алгоритм».
  9. Основатели теории алгоритмов – Клини, Черч, Пост, Тьюринг.
  10. Машина Тьюринга.
  11. Дж. Буль – основатель алгебры логики.
  12. Моделирование как метод познания.
  13. Информационное моделирование.

КОНТОРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ:

  1. Тестирование на тему: « Основные алгоритмические конструкции»
  2. Контрольная работа № 1. «Основы алгоритмизации»
  3. Контрольная  работа № 2 «Алгебра логики»
  4. Тестирование «Основы логики»
  5. Контрольная работа № 3 «Моделирование как метод познания»

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. педвузов / под ред. Е.К. Хеннера. - М.: ACADEMIA, 2008.
  2. Угринович Н. Информатики и информационные технологии, Бином Лаборатория знаний, 2002.
  3. Бешенков С., Кузьмина Н, Ракитина Е. Информатика. Систематический курс. Бином Лаборатория знаний, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Пер. с нем. – М., Мир, 1990.
  2. Острейковский В.А. Информатика: Учеб. для вузов. - М.: Высшая школа, 2001.
  1.  Каймин В.А. Информатика: Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Угринович Н./, Болова Л, Михайлова Н. Практикум по информатике и мнформационным технологиям. Бином Лаборатория знаний, 2002

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Персональные компьютеры;
  2. Интерактивная доска;
  3. Принтер;
  4. Сканер;
  5. Цифровой фотоаппарат;
  6. Графические планшеты;
  7. CD –диск. Учебное проектирование. Издательство «Учитель».2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Рабочая программа по дисциплине "Основы теории информации"

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы теории информации» составлена  на  основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины «Основные теории информации» для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основные теории информации» для специальности: 09.02.06. «Сетевое и системное администрирование»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 09.02.06. «Сетевое и системн...