Из опыта работы. Применение "Рабочей тетради" на уроках математики
статья по теме

Козлова Людмила Григорьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Подготовила: Козлова Л.Г.,

преподаватель математики

2014 -2015 уч. год

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация деятельности обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение  направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающихся к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять,  чтобы повысить активность учащихся на уроках?  Попробую ответить на эти вопросы.

За годы работы в техникуме у меня выработалась определенная система  работы о которой и хочу рассказать. Сразу замечу, что не всё, предоставленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом перенятого опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.

           В начале своей педагогической деятельности я увлеченно применяла игровые моменты на уроках. Некоторое время тема “Игровые моменты на уроках математики” была моей темой самообразования, но, постепенно изучая методическую литературу, посещая уроки других преподавателей, я пришла к выводу, что заинтересовать детей можно и другими средствами. Их существует не мало. В конечном итоге я пришла к выводу, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил французский писатель Анатоль Франс. С 2014 года моя методическая тема звучит так: «Использование «Рабочей тетради» при изучении математики».

            В последние годы я уже неоднократно применяла Рабочую тетрадь на открытых уроках, убедилась в эффективности этого приема, а еще я считаю, что использование такого элемента делает любой урок более современным.

У каждого преподавателя свое мнение о современном уроке. Я придерживаюсь такой формулировки:

1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а обучающиеся понимали, что и зачем они делают на уроке.

2. Обучающихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока,

3. Полезно придерживаться принципа “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Все, что говорит преподаватель, желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а в такую, которая поможет, в ходе рассуждений,  найти связи между понятиями.

4. На уроке должно быть интересно. Преподаватель должен заразить своей эмоциональностью, передать свой положительный заряд, который поможет вдохновить ум ребят для деятельности.

5. Задача каждого преподавателя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).

6. По возможности стараться на уроке обратиться к каждому обучающемуся по несколько раз (осуществлять постоянную “обратную связь”, которая позволяет корректировать непонятое или неправильно понятое).

7. Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)- вводить забытое понятие поурочного балла.

        Если мы проанализируем структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить. Каким же образом можно заинтересовать учащихся?

Можно использовать следующий материал:

1.Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.

2.Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.

3.Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.

4.Решение задач, требующих расширение знаний по теме.

5.Математические фокусы, задачи занимательного характера.

6.Формируя мотивацию обучения, я использую различные приёмы.

7.Использование Рабочей тетради.

Теперь, непосредственно, о «Рабочей тетради». Как успеть в течение 45 минут осуществить контроль знаний (мы же помним о накопляемости оценок!), изучить и закрепить вновь изученный материал, коснуться истории математики, решить задачи профессиональной направленности и еще многое другое. Здесь хорошим помощником и преподавателю, и обучающемуся  станет «Рабочая тетрадь». Моя «Рабочая тетрадь» отличается от тех Тетрадей, которые учащиеся используют в школе. По моему мнению, в «Рабочей тетради» должен содержаться и краткий конспект изучаемого материала, и практический материал, и задание на дом. Приведу примеры «Рабочих тетрадей».


Задание на дом.

Решите уравнение:

1) а)     б)    в)  

     г) 

2) а)      б)      в)    

   г) 

Работа на уроке:

    1). cos х = ;

    2). 2cos х +1=0 ;

    3). cos 4x = 1

    4). 

   

   

   

    9) sin  =

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по математике

тема:

«РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ»

обучающейся гр. 1.7 Н

____________________________

Определение. Уравнения вида f(x) = а, где а – данное число, а f(x) – одна из тригонометрических функций, называются простейшими тригонометрическими уравнениями.

1. Пусть дано простейшее уравнение cos t = a.

Данное уравнение:

 при -1< t < 1 имеет две серии корней

tarсcos a + 2k, k  Z

= - arсcos a + 2m, m  Z.

Эти серии можно записать так

t = ± arсcos a + 2n, n  Z .

Частный случай:

при а = 1, t = 2n, n  Z ;          при а = -1, t =  + 2n, n  Z ;

при а = 0, t n, n  Z.      при а > 1 и a < -1 уравнение не

                                                                                   имеет корней.

0

0

1

0

1

0

-

-

-

-1

0

1

-

-

-1

-

0

-

1

0

-

-1

-

-

2. Пусть дано простейшее уравнение sin t = a.

Данное уравнение :

a) при -1< t < 1 имеет две серии корней

tarсsin a + 2n, n  Z

 - arсcsin a + 2n, n  Z.

Эти серии можно записать так

t = ( -1)k arсsin a + k, k  Z ;

Частный случай:

при а = 1,  t + 2n, n  Z     при а = -1,  t = -  + 2n, n  Z;

при а = 0,  t = n, n  Z ;            при а > 1 и a < -1 уравнение не

                                                                                 имеет корней.

V. Задание на дом.

1. Решите неравенство:

 (2 + 2x)  (3x – 1)

а) [1/3;3) б) (1/3; ) в) (1/3;3] г) ( - ;3]

2. Решите неравенство:

 (3x – 1) > -1

а) [ 1/3; ) б) (1/3;11/3) в) ( - ;11/3) г) (1/3; )

3. Найдите количество целых решений неравенства:

 (3x + 16) <  (4x + 9)

а) 9 б) 15 в) 18 г) 21

4. Решите неравенство:

 (x2 + 2x + 12) 3

5. Решите неравенство:

 (7x + 3) > -1

6. Решите неравенство:

(x + 7) <  ( 5 – x) +  (3 – x)

7. Решите неравенство:

 (4 – x) 2 3 + 11

8. Решите неравенство:

(x – 2) (x + 3) 0

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по математике

тема:

«РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ»

обучающегося гр. 2.1

___________________________

Свойства логарифмов.

1. Дайте определение логарифма числа по заданному основанию.(логарифмом числа b,  по заданному основанию а, называется показатель степени, в которую необходимо возвести данное число а, чтобы получить b)
2. Запишите основное логарифмическое тождество (
)
3. Запишите формулу логарифм произведения.

4. Запишите формулу логарифм частного.

5. Запишите формулу логарифм степени.

6. Запишите формулу логарифмического перехода от одного основания к другому основанию.
,  
7. Когда логарифм равен единице?

8. Когда логарифм равен нулю?  

9. Какие логарифмы называются десятичными и как они обозначаются? (логарифм, в основании которого находится число 10 называется десятичным

(логарифм, в основании которого находится число 10 называется десятичным и обозначается )
10. Дайте определение логарифмической функции (логарифмической функцией называется функция вида
, где )
11. Какие область определения и область значения функции
у = logax?(область определения  , область значений  ).
12. В каком случае функция
у = logax является возрастающей, в каком убывающей? (при а>1 функция возрастает, при 0<а<1 – функция убывает)

ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ

 

   

ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

№ 221, 223, 226, 227 все в-г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по математике

тема:

«ПРОИЗВОДНАЯ СЛОЖНОЙ ФУНКЦИИ»

обучающегося гр. 1. 415 (СПО)

___________________________

Заполнить таблицу:

4-х

5

(4-х)5

II. Объяснение нового материала

Рассмотрим функцию Z=f(x)=

Какова последовательность вычисления значения функции?

а) g=4-x

б) h=

Зависимость между g и h называется функцией. Значит, g и h могут быть представлены в виде g= g(х)=4-х    и    h= h(g)=

В результате последовательного вычисления g и h мы вычисляем функцию f(x)=h(g(x)). Таким образом, говорят, что f есть сложная функция, составленная из g и h. Функция g - внутренняя, h – внешняя.

 g(х)=4-x – внутренняя функция,  h= -внешняя.

Алгоритм вычисления производной сложной функции:

1. определить внутреннюю функцию g(x);

2. найти производную внутренней функции ;

3. определить внешнюю функцию h(g);

4. найти производную внешней функции ;

5. найти произведение производной внешней функции на производную внутренней функции

III. Закрепление материала

Пример:

1.

2.

3.

ТЕСТ:

I ВАРИАНТ                                                 II ВАРИАНТ

Вычислите производную:

                                     

_______________________________________________________

                                     


        «Рабочая тетрадь» позволила сэкономить время на конспектировании изучаемого материала и увеличить время  на закрепление, самостоятельную работу обучающихся. Трудовая деятельность обучающихся активизировалась, появилось время на осмысление изучаемого материала. Преподаватель имеет больше возможности оценить работу обучающихся. Темп урока возрастает, включаются все виды памяти. Применение на таких уроках компьютерных технологий  делает урок еще более современным. Моя задача – разработать «Рабочие тетради»  по отдельным темам курса.

          Подведу итог сказанному. Научить обучающихся трудиться и мыслить – основная задача любого учебного заведения, в том числе техникума. Преподаватель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения (в том числе «Рабочая тетрадь») имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово преподавателя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...

«Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики»

Статья: "Методы и приёмы самостоятельной работы обучающихся на уроках математики"...

Аннотация методической литературы для учителя математики серии "Книга для учителя (из опыта работы)".

Представлена аннотация к пособию для учителя "Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики" Левенберг Л. Ш. 1978 г....

Книги для учителя математики (серия "Из опыта работы") как средство культпросвещения учителя в советскую эпоху.

Аннотация к книге Ф. А Орехова ."Решение задач методом составления уравнений"...

Методическая разработка по теме : “ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Данная методическая разработка поможет преподавателяи так построить учебный процесс, чтобы студенты могли самостоятельно приобретать  новые знания и научились применять их на практике....