Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)
методическая разработка на тему

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для человека от 15 до 20 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, при этом организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Исследования ИВФ РАО позволяют выделить факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

• стрессовая педагогическая тактика;

• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;

• несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

• недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

• провалы в существующей системе физического воспитания;

• интенсификация учебного процесса;

• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

• частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

• отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Анализ указанных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от преподавателя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления факторов негативно влияющих на здоровье во время обучения.

Также к негативным факторам, наносящим вред здоровью, относят: плохую наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов (из материалов коллегии Министерства образования). Поэтому педагогам необходимо применять на своих уроках такие технологии и методики, которые направлены на воспитание элементарной культуры сохранения здоровья, формирование потребности, умения и решимости заботиться о своём здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – сохранить здоровье обучающегося, как непосредственно в ходе обучения, так и в повседневной жизни путём формирования у него необходимых знаний, умений, навыков ведения здорового образа жизни.

Для реализации целей преподавателям приходится на каждом уроке решать ряд задач:

1. организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья

2. создать условия ощущения у обучающихся радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;

3. развивать творческие способности;

4. давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;

5. осваивать новые методы деятельности в процессе обучения, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.

Современный урок математики – это, прежде всего, урок, на котором преподаватель умело использует все возможности для развития личности обучающегося, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного удвоения знаний, формирования моральных качеств, и при этом обеспечивает сохранение здоровья в ходе этого процесса. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по математике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

• формирует интерес к своему предмету;

• устанавливает доверительные, партнерские отношения;

• продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;

• максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Разработаны и требования к такому уроку:

- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),

- наличие мотивационной деятельности на уроке;

- количество видов учебной деятельности должно быть 4-7 за урок продолжительностью 7-10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.д.);

- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

- плотность урока - на учебную работу должно тратиться 60-80%;

- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

- оздоровительные моменты на уроке.

Как и многие преподаватели, я владею приемами, направленными на поддержание здоровья учащихся (проведение сквозного проветривания, гимнастики для глаз, динамических пауз во время урока, индивидуального темпа работы). Но я считаю, что роль математики в сохранении и укреплении здоровья обучающихся гораздо более значительна.

С первых минут урока, с приветствия создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроения. Поскольку у учащихся развита интуитивная способность чувствовать эмоциональное настроение преподавателя, то важно уметь контролировать преподавателю свое эмоциональное состояние. Игра – как методический прием может этому способствовать. Например, в упражнении «Верю – не верю» каждый вопрос начинается словами «Верите ли, вы что...» или упражнение «Найди ошибку»   (предлагаем учащимся ряд формул, среди которых есть правильные и неправильные) – способствует возникновению ситуации успеха на уроке, а также и формированию положительного отношения к предмету. Также можно уроки дополнить легендами (например, о К. Гауссе во время изучения прогрессий, решения систем линейных уравнений), биографиями выдающихся математиков загадкой, разгадав которую, учащиеся формулируют тему урока.

Организация здоровьесберегающего урока приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом  уроке. В этом случае можно использовать физкультминутки или эстафету с использованием математических заданий у доски. Такие упражнения можно использовать во время актуализации знаний или решения задач. Например: при изучении свойств квадратного корня, формирования умений решать квадратные уравнения с помощью теоремы Виета и т.д. При этом увеличивается производительность, а главное укрепляется здоровье учащихся.

Естественно, что при изучении математики учащимся приходится испытывать не только физические нагрузки, а и  значительные интеллектуальные и психоэмоциональные. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где «слабый» учащийся чувствует поддержку товарища. Так, например, во время изучения темы «Построение графиков функций с помощью геометрических превращений» группу делим на четыре команды. Первая команда выполняет задание построить графики функций у = х2 та у = х2-2, используя таблицу координат точек, вторая –  у = х2 та  у=х2+2, третья –  у=х2та у = (х-2) , четвертая – у = х2 и у=(х + 2) . После построения графиков функций и сделанных выводов каждая команда отправляет делегатов к другим командам для обмена опытом и обобщения выводов. Таким образом, учащиеся имеют возможность движения по аудитории.

Известным антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без страха ошибиться, получить неправильный Ответ: Во время оценивания такой работы необходимо учитывать не только достигнутый результат, а и степень старания учащегося. В конце урока необходимо обговорить не только то, что усвоено нового, но и выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось б повторить, задания какого типа выполнить.

Здоровьесберегающие технологии в обучении математики – это технологии проблемные, игровые, проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игры, общение, использование образов, идей, ролей. Без всего этого нет и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Для того чтобы научить заботиться о своем здоровье, полезно на уроках рассматривать задания, которые содержат понятия «знания о своем теле», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый способ жизни».

Например, во время решений систем уравнений первой степени использую знания по теме о правильном питании, решая такое задание:

1.        Одно из чисел на 0,3 больше, чем второе. 60 % большего числа на 0,03 больше, чем 70 % меньшего числа. Найдите эти числа и узнаете, суточную потребность организма в витаминах В1 и В2 (в миллиграммах). Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.

2.        Одно число на 5 больше, чем второе. 60 % большего числа на 2,7 больше, чем 70 % меньшего числа. Найдите эти числа и узнаете, суточную потребность организма в железе и меди (в миллиграммах). Ответ: 8 мг, 3 мг.

3.        Одно число в 2 раза больше второго. Если большее из этих чисел умножить на 2, а меньшее умножить на 4, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни отнимает у человека одна выкуренная сигарета. Ответ: 12 и 6.

4.        Одно число на 42 меньше, чем второе. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму добавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает никотин у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины. Ответ: 20 и 62.

Для нахождения дроби от числа и числа по заданной дроби я предлагаю такие задачи:

1. Средняя продолжительность жизни женщин 75 лет,  что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчин. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? Ответ: На 15 лет.

2.Человек в среднем проводит во сне – 1/3 своей жизни, еще 50 лет он не спит. Какая средняя продолжительность жизни человека? Ответ: 75 лет.

3. Способность обычного человека запоминать любую информацию составляет 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названых за определённое время слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше, чем тренированный? Ответ: 28 слов.

4. Японские врачи провели исследования и узнали, что каждый из 45 учащихся, которые имеют нарушения слуха, 30 регулярно слушают музыку через наушники. Узнайте, какой процент учащихся потеряли слух из-за активного стремления к этому? Ответ: 66,6 %.

5. С позиции здорового питания ежедневно пятиклассник должен съедать 0,4 кг овощей без учёта картофеля. Известно, что хомяк собирает на зиму 90 кг гороха. Кто больше и во сколько раз съедает овощей: пятиклассник за год или хомяк за зиму? Ответ: 146 кг, у 1,6 раза больше съедает пятиклассник.

6. Среднее арифметическое двух чисел равняется 32,5. Найдите эти числа, если извесно, что 20 % первого составляет 2/3 другого. Полученные вами числа покажут вам, сколько витамина С и витамина Е в миллиграммах должен ежедневно потреблять человек. Ответ: 50 мг, 15 мг.

7.  30 % первого числа на 4,1 больше, чем 20 % второго, а 280 % второго числа на 1,85 больше, чем 25 % первого. Найдите эти числа и узнайте, сколько фтора й цинка (у миллиграммах) нужно человеку ежедневно. Ответ: 2 мг, 15 мг.

8. Глупый молодой человек скуривает за день пачку сигарет по цене 248 денежные единицы. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если зарабатывает 35000 ден. ед. в месяц? Ответ: 21 %.

В ходе решения задач на пропорции предлагаю такие задачи:

1. Ученик 6 класса за пять дней съедает 1 кг яблок. Сколько дней ему нужно, чтоб съесть 300 кг яблок, которые созрели в его саду летом? Сколько друзей ему нужно позвать на помощь, чтоб за 100 дней съесть весь урожай, если каждый из друзей за день съедает 1 кг яблок? Ответ: 1500 дней; 3 друга.

2. В 100 г чёрной смородины содержится около 250 мг витамина С (1 мг = 0,001 г). Определите содержание витамина С (в граммах) в 1 кг чёрной смородины. Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1 кг чёрной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г? Ответ: 50 доз.

3. Чтобы заквасить 3 кг капусты, необходимо приготовить маринад объёмом 1155 г, в который добавляют сахар, подсолнечное масло, горчицу, маринованные косточковые плоды, морковку в соотношении: 80 : 60 : 1 : 50 : 40. Определите, сколько каждого вещества добавляют в маринад? Ответ: Сахар – 400 г, подсолнечное масло – 300 г, горчица – 5 г, плоды – 250 г, морковь – 200 г, маринад – 1155 г.

Тема: Решение текстовых задач.

Цель: формировать у учащихся умения и навыки решения задач на процентные вычисления; воспитывать навыки здорового способа жизни путём решения задач здоровьесберегающей тематики про вред мобильного телефона.

Задача: Телевизор и мобильный телефон вместе стоят 18000 ден. ед. После того, как цена телевизора поднялась на 10%, а цена мобильного телефона упала на 10%, то они стали вместе стоить 18400 ден. ед. Найдите начальную цену телевизора и мобильного телефона.

Информация про вред мобильного телефона. Мобильный телефон влияет на нервную систему человека, разрушают нейроны головного мозга. Нельзя пользоваться детям до 8 лет. Наибольшее излучение во время соединения с абонентом и вызова.

УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

Тема: Столбчатые и круговые диаграммы.

Цель: - формировать представление про понятие диаграммы и способ воспроизведения соотношения величины с помощью круговых диаграмм;

- формировать умения и навыки строить несложные круговые диаграммы по известным значениям величины

- развивать творческую деятельность, прививать интерес к математике, желание использовать полученные знания;

- формировать навыки ведения здорового способа жизни путём решения задач со здоровьесберегающим содержанием.

Форма работы:  коллективное решение задач.

Задача № 1. Врачи рекомендуют суточную потребность в еде разделять на четыре части: первый завтрак – 25%; второй – 15%, обед – 45%, ужин – 15%. Постройте столбчатую и круговую диаграммы распределения суточной нормы в еде.

Задача № 2. Постройте круговую диаграмму распределения времени учащегося в течение суток, если на сон он тратит 35% суток, 30% – на обучение, 5% – на занятия спортом, 30%  на помощь родителям, отдых и досуг.

 Задача № 3. Известно, что на здоровье человека влияют: экология – 20%; наследственность – 20%, уровень медицины – 10%; способ жизни – 50%. Постройте диаграмму.

Ожидаемые результаты: В ходе решения задач учащиеся повторяют, что на половину здоровье человека зависит от него самого.

Современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики и физики

Данная программа курса по выбору своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 классов. В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»

  ГПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум". Республика Коми,  г. Сыктывкар  Состовитель: Осадчий Алексей Иванович , руководитель физ-воспитания.Тема: "Использование зд...

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...