Здоровьесберегающие технологии на уроках математики и физики
статья на тему

МАЗИТОВА РУСЛАНА РАМИЛЬЕВНА

Данная программа курса по выбору своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 классов. В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за последние годы обучения, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит к материалу, который изучался в предыдущих классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_teme_-_kopiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Озерки Муниципального района Челно-_Вершинский

Мазитова Руслана Рамильевна

Государственное бюджетное учреждение

средняя  общеобразовательная школа с.Озёрки

Муниципального района Челно–Вершинский Самарской области

Статья

  по   теме

«Применение здоровьесберегащих  технологий

на уроках математики и физики»

Выполнил(а): Мазитова Руслана Рамильевна,

учитель физики и математики,

ГБОУ СОШ с Озерки,

 Муниципального района

Челно-Вершинский

Самарской области

                                                                               

                                                                                       

                                                                                                                                     

                                               

                                                                     Озерки 2015г

Статья по теме:

«Применение здоровьесберегащих  технологий

на уроках математики и физики».

« Прежде, чем сделать ребёнка   умным

                                                             и сообразительным – сделайте его здоровым»!

                          Ж.Ж. Руссо

         Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Здоровье детей является общей проблемой  медиков, педагогов и родителей. Решение этой проблемы зависит  от внедрения в процесс обучения  здоровьесберегающих технологий. Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ребенок, рано потерявший здоровье, — это человек с комплексом проблем, т. к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда — болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.

1. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а)  в физическом плане -  умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане -  проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

2. Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности:

а) строгая дозировка учебной нагрузки;

б) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

в) соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

г) благоприятный эмоциональный настрой.

Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растет и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников.

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными. Помочь в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики в  7 — 9 классах. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

Например:          

7 класс:   № 1.Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

№2 Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? Почему запрещается детям играть на дорогах или около них? (=117м).

№ 3.Для чего у троллейбуса справа и слева от водителя небольшие зеркала? (Чтобы водитель мог наблюдать за тем, что происходит с правой и левой стороны транспортного средства).

№4Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижает скорость движения машины?

8 класс: № 1.Иногда зимой тротуары посыпают солью. Для чего это делают?

№ 2.Для чего у машин — бензовозов сзади всегда висит кусок металлической цепи, касающейся земли?

9 класс: № 1.Автомобиль движется прямолинейно с постоянным ускорением 2.0 м/с2. В некоторый момент времени его скорость равна 10 м/с. Где он был 4.0 с назад? (В 24м до того места, где он находится в данный момент.)

№ 2.Какова была начальная скорость автомобиля, если, двигаясь с ускорением 1.5м/с2, он проходит путь 195м за 10с. (12м/с).

№ 3.Поезд двигался со скоростью 72 км/ч. Найти время торможения, если известно, что тормозной путь был равен 800м. (80с).

3. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

 Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности.

У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или (если позволяет оснащение кабинета) реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики. Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали всевозможные «проблемные ситуации», чтобы могли посмотреть на такой, казалось бы, очевидный и привычный факт, совсем по–другому, и как физик и удивиться! Учащиеся, как правило, прежде, чем отказаться от привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается, и только потом уж переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике.

     В целях развития воображения учеников полезно решать задачи, где ученики оказываются своего рода экспертами, следователями, руководителями больших предприятий (какой вид электрической схемы выберите, какую систему труб следует заказать для оснащения новых улиц водой)

Очень нежелательно использовать задачи «без сценария» - в которых проверяется лишь умение ученика применять  формулы.

В конце урока нужно оставить время на рефлексию и рекомендации по домашнему заданию.

Однако много факторов, которые негативно влияют на здоровье школьников. Среди них - малоподвижность школьного обучения. На своих уроках особое внимание я уделяю одному из принципов развивающего обучения: включаю в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример. На уроке по теме: «Закон Бернулли» демонстрирую ученикам опыт: лью из мерного стакана струйку воды и задаю вопрос: «Почему сужается струйка воды?». Ученики выдвигают гипотезу: скорость увеличивается, а площадь сечения уменьшается, так как объем воды в единицу времени остается постоянным (работает правое полушарие), а затем предлагаю ученикам математически это доказать (работает левое полушарие). Оба полушария в работе. Когда на уроке физики ученики фантазируют, воображают, придумывают какой-то мысленный эксперимент – это тоже помогает развивать творчество ребят. «Мозговой штурм» – метод стимуляции творческой активности помогает избежать на уроках скуку, нежелание работать. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах, снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Перед контрольной работой или зачетом  можно предложить  ребятам (на специально отведенной доске) рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение воспитанников.

Хорошие результаты дает проговаривание законов, прописывание  в воздухе формул, работа в группах.

Несколько минут на уроках ( но только если работа была напряженной) следует уделить коротким физическим упражнениям, упражнениям для глаз: ( а) движение глазами вверх – вниз; б) вправо – влево; вращение по часовой стрелке; против часовой стрелки; закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги; в) видеофизминутки.

Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности,поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности.

Нормой считается смена 4 – 7 видов деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.

В своей работе я предприняла попытку решения данной проблемы, создав на уроках физики и  математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников.

Огромную роль на уроке играет выбор учителем методов преподавания, которые повышают  у учащихся мотивацию к учебной деятельности  (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и психологический климат на уроке. На   уроке  необходимы  эмоциональные   разрядки: шутки,   улыбки, афоризмы с комментариями и т.д.

Всегда необходимо обращать  внимание на плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, темп урока, утомляемость учащихся.

Еще в 1805 году Г.Пестолоцци писал, что традиционные принципы обучения "Удушают" развитие детей, "Убивают" их здоровье. Поэтому главной целью современных педагогических технологий обучения является создание всех условий по здоровьесбережению учащихся.

Сегодня на первый план выходят компьютерно–информационные  технологии обучения, которые, на первый взгляд, ни как не соответствуют  принципам здоровьесберегающих технологий.

 С одной стороны конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств позволяет учащимся  развивать навыки работы в Интернете, разрабатывать обучающие презентации, способствует развитию творческих способностей детей, поддерживает интерес к процессу обучения. Но это  только с одной стороны. А с другой – работа с компьютером заставляет ученика просиживать за рабочим столом долгие часы, добиваясь долгожданного результата, что ведет к малоподвижному образу жизни.

 И все же  в разумных пределах использование на уроках компьютерно – информационных  технологий, делает урок более интересным, позволяет смоделировать различные задачи, взглянуть на давно уже известные истины с другой стороны, а, значит, и менее напряженным.  Следовательно, грамотно просчитанный урок с использованием  компьютерно – информационных  технологий является здоровьесберегающим.

Итак, здоровьесберегающие технологии, которые, я использую на уроках физики  и математики способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивает их творческий потенциал.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных   технологий 2006г.
  2. Федеральный  компонент государственного  образовательного  стандарта основного  общего  и среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11
  3. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»
  4. Захарова И.Г.  Информационные технологии в образовании. Москва Академия. 2003. – 192 с.
  5. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
  6. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке: Материалы международной научной конференции, ФГУ ГНИИ ИТТ  "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.
  7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г

ИНТЕРНЕТ   ИСТОЧНИКИ

  • www.ege.moipkro.ru
  • www.fipi.ru
  • www.mioo.ru
  • www.1september.ru
  • www.math.ru
  • www.allmath.ru
  • www.uztest.ru
  • http://schools.techno.ru/tech/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики....

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...

Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Анализ применения здоровьесбеоегающих технологий...

Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Анализ здоровьсберегающих  технодогий на уроках физики...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...