Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.
статья

Маслова Екатерина Николаевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физики и информатики.

              Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья студентов.

             Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья. Следовательно, главным для учителя становится поиск новых технологий обучения предмету, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

            Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

             Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Виды здоровьесберегающих технологий в образовании:

  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала  в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

- организация мониторинга здоровья студентов и разработков рекомендаций по оптимизации здоровья;

-организация и контроль питания, физического развития ,закаливания;

-организация профилактических мероприятий в  СПО «Коломенский аграрный колледж»;

-организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

-организация здоровьесберегающей среды.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии,направленные на физическое развитие и укрепление здоровья студентов: развитие физических качеств, двигательной, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры  , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами педагогического взаимодействия взрослого с подростком.

Здоровьесберегающие образовательные технологии –технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья студентов. Цель этих технологий - становление осознанного отношения подростка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей учащемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье подростка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия студента в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч со студентами, учителя и воспитатели.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Один из важнейших факторов здоровья на уроках физики и информатики - это организация учебной деятельности:

1. строгая дозировка учебной нагрузки

2. построение урока с учетом особенностей студентов

3. проведение физкультминуток

4. соблюдение гигиенических требований

5. благоприятный эмоциональный настрой

           

Важно во время урока проводить физкультминутки и профилактические упражнения для глаз.

 Упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Студенты мысленно  раскрашивают воображаемый экран поочерёдно любым цветом. Игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 
2) горизонтальное вправо-влево; 
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

                 При появлении признаков утомления у студентов преподаватель изменяет интонацию и громкость речи;

-использование работы в парах;

-подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах,

- рефлексия,

-организация двигательной активности,

- разминки в начале урока (10 - 15 секунд),

- для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи,

- для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой,

-для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах,

- для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера,

-физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации,  чередование поз, дыхательная гимнастика, массаж активных точек.

         Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз; 
2) потягивание ушной раковины вверх; 
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Источники и литература:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  3. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  4. http://www.prodlenka.org/doklady/ispolzovanie-zdorovesberegaiushchikh-tekhnologii-v-uchebno-vospitatelnom-protcesse-v-shkole-8-vida.html
  5. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/09/22/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-na-urokakh-fiziki

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики в техникуме

Здоровьесбережение на занятиях в техникуме - важное звено в процессе обучения....

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...

Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Анализ применения здоровьесбеоегающих технологий...

Доклад Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Анализ здоровьсберегающих  технодогий на уроках физики...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики".

25.10.2023 год.Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"....