Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
статья на тему

Федотьева Татьяна Анатольевна

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению  здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное  учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)

«Использование современных здоровьесберегающих технологий

на уроках немецкого и французского языка»

преподавателя иностранного языка

Федотьевой Татьяны Анатольевны

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»  

Ж.Ж. Руссо

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению  здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии это – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Но это не одно и то же.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимуся возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Задачей использования здоровьесберегающих технологий является такая организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления.

Важным элементом здоровьесберегающих технологий является также обеспечение оптимальных условий, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учащихся.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу учащихся; используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, разнообразные задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.  

В каждый урок необходимо включать: фонетическую зарядку, физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации. Они не только способствуют поднятию работоспособности учащихся, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают новые слова и словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют отдельные формы глаголов. Хоровое проговаривание речевок, рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток.

Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбирается с учетом знаний учащихся, но в течение года материал необходимо усложнять. В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:

Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.

Затем в рифмовку вместо глагола turnen вводятся глаголы marschieren, springen, Ball spielen, tanzen и т.д. Учащиеся произносят текст рифмовки, производят простые движения, имитирующие называемые действия.

Ich bin groß,
Du bist klein, .
Er ist lustig,
Wir sind fein!
Ihr seid sportlich,
Sie sind fleißig.
Alle kommen
Aus Leipzig!

Затем в рифмовки включаются слова, обозначающие части тела. Например:

Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Füßen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Kopfe nick, nick, nick.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Einmal hin, einmal her
Rundherum ist nicht so schwer.

Затем эта же лексика закрепляется в новых более сложных рифмовках.

Die Arme, die Hände, die Füße und Bein

 Wir müssen sie üben, um kräftig zu sein.

Punkt, Рunkt, Komma, Strich –  Fertig ist nun das Gesicht.

Körper, Arme, Beine dran – Fertig ist der Hampelmann.

Hände, Füße und ein Hut. Ist der Hampelmann nicht gut?

Уделяя особое внимание  профилактике перегрузок и для снятия усталости учащихся, повышения их работоспособности на уроке включаются зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Для разрядки можно использовать считалки фонетические, лексические и грамматические.

Comptines phonetiques

      La fille de famille  

     Qui s`habille est gentile

     Quand le soleil brille sur la grille.

Comptines grammaticales

Regle des verbs conjugues avec l`auxiliaire «etre» au passe compose :  

Histoire      de  l`extra – terrestre

Un jour un extra-terrestre est ne sur une planete ( naitre ).

Il est apparu sur la terre ( apparaitre ).

Il est devenu grand ( devenir – venir, revenir, parvenir ).

Il est arrive dans une ville ( arriver ).

Il est passé devant une maison ( passer comme verbe de movement d`une personne ).

Il est reste devant la maison ( rester )

Il est sorti tres vite de la maison ( sortir ).

Il est parti tres loin de la maison ( partir ).

Mais il est revenue vers la maison ( revenir ).

Il est rentre dans la maison ( rentrer ).

Il est monte ( monter ).

Il est descend ( descendre ).

Il est remonte ( remonter ).

Il est tombe par la fenetre ( tomber ).

Il est alle a l`hospital (aller ).

Il (y) est mort ( mourir ).

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжению сил. Чтобы помочь настроиться на овладение знаний в середине или в конце учебного дня учащимся  необходима психологическая поддержка.

Для этого могут быть использованы элементы  аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной тренировки является регуляция собственных эмоций.

Аутогенная  тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации и повышением работоспособности.

Примеры комплексной релаксации.

Ferrne les yeux! Respire camement, la bouche fermee. Imagine que le bout de ton  nez est un crayon. Dessine lentement des  O  de plus en plus grands. Ecris mentalement ton nom a l`interieur de ce O. Imagine que tu l`as ecrit avec un crayon rouge, puis bleu, puis vert.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого учащегося, позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроках, преодолевать трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал из опыта работы (Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики)

Раскрыта актуальность использования здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Приведены конкретные примеры задач, условие которых направлены на здоровьесберегающее воздействие на у...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе , в условиях реализации ФГОС нового поколения»

   Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...

инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Интерактивное обучение (прямой перевод термина «интерактивный» взаимодействующий) – современный способ обучения, который заключается во взаимодействии всех участников учебного процес...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мастер-класса "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА". Цель моего мастер-класса: показать на практике методы и приемы инновационной арт-технологии, помогающие раскрыть тв...