инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
статья на тему

Басырова Нурия Мясумовна

Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учебных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_tsmk.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ДОКЛАД  ДЛЯ ЦМК №2

                                            Преподавателя Басыровой Н.М.

                                По теме «Использование в образовательном процессе инновационных  технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Внедрение инновационных технологий обучения в практику учебных занятий»

Основная цель изучения иностранного языка -формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.        

Существует множество традиционных методик обучения иностранным языкам, которые достаточно эффективны. Однако современное развитие общества требует поиска и использования более продвинутых методов и технологий. Знание нескольких языков становится нормой жизни.   Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков квалифицированного специалиста, способного решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)- это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет.  Инновационные технологии в обучении условно  делятся на две группы, так как в практической педагогической деятельности они используются в комплексе: инновационные педагогические технологии и информационные (мультимедийные) технологии.

При обучении студентов иностранным языкам наиболее эффективными методами являются следующие: мультимедийная презентация, метод проектов, тестирующие интерактивные программы on-linе, мультимедийные программы, кейс-метод (основан на ситуационной методике обучения), компетенционный анализ (представляет оценку игровых  участников по компетенциям, построение профессиограмм по специальности) и др..

Инновационные методы позволяют достичь следующих целей:

  1. Доступность восприятия учебного материала
  2. Систематизация знаний
  3. Развитие творческих способностей обучающихся
  4. Самообразование
  5. Снятие психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку)
  6. Осмысление учебного материала, анализ усвоенного материала                                                                      

Одной  из современных методик обучения иностранным языкам является использование компьютерной техники. Компьютерные языковые программы вносят разнообразие в процесс обучения, способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы и, вместе с тем, индивидуализируют процесс обучения и облегчают осуществлять текущий контроль.

Мультимедийные программы повышают эффективность обучения, интерес к изучению иностранных языков, расширяют возможности восприятия и усвоения учебного материала (с помощью видео, графики, тестирования и т.п.), а также позволяют распределять задания в группе по степени сложности.

Важным моментом в обучении иностранному языку является этап рефлексии. С помощью компьютера обучающиеся  имеют возможность анализировать результаты своей деятельности. Мультимедийные программы имеют ряд преимуществ, выражающихся в следующем:

  1. Использование увлекательных страноведческих видеосюжетов с текстовой поддержкой, которую при задании повышенной сложности можно исключить
  2.  Виртуальный речевой контакт с носителями языка, возможность для обучающегося стать участником событий, проконтролировать качество иноязычного общения
  3. Возможность обучающемуся произвести аудиозапись собственной речи и сравнить по  оценочной шкале правильность произношения
  4. Возможность не только слышать, но и видеть носителей языка, имитировать их жесты и артикуляцию
  5. Возможность закрепления грамматического материала с использованием игр.                                    

Таким образом, мультимедийные программы мотивируют обучающихся изучать иностранный язык, дают возможность эффективно отработать и самостоятельно проконтролировать фонетические, лексические и грамматические навыки. Компьютерные программы развивают познавательную деятельность обучающихся, их интеллектуальные способности, логическое мышление, память, внимание, воображение. Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.. Обучающиеся могут получать информацию по проблеме, над  которой работают в данный момент в рамках проекта.

Метод проектов, который обеспечивает личностно-ориентированное обучение-один из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы обучающихся, который применяется на заключительной стадии изучении, т.е. в качестве закрепления или в процессе повторения. Метод проектов позволяет индивидуализировать процесс обучения, предоставляет  возможность обучающимся самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность. Используя проектную методику, обучающиеся могут самостоятельно выбирать источники информации, формы презентации материала и проявить в полной мере свои творческие способности.

Проектная работа включает несколько этапов.

На первом этапе обсуждается содержание и характер проекта, источники и способы нахождения информации, распределяются индивидуальные задания или задания для микрогрупп. Группы формируются согласно уровню владения языком, психологическим особенностям, творческим способностям.

На втором этапе ведется работа непосредственно с проектами, а именно: сбор, резюмирование и анализ информации; обмен информацией; составление активного словаря; написание личного проекта; создание слайдов, рисунков, плакатов и т.п..

Третий этап-презентация проекта. В процессе презентации обучающиеся демонстрируют свободное  владение иностранным языком, демонстрируют как подготовленную, так и спонтанную речь, особенно после презентации при обсуждении проекта.

Работа над проектом, безусловно, повышает интерес к изучению иностранных языков, развивают воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Мотивация помогает обучающимся активизировать свои когнитивные и коммуникативные способности. Общеизвестно, что деловая игра является средством моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека, позволяющим найти оптимальные пути решения множества проблем. Деловая игра-это комплексный методический прием обучения, при котором обучающиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решения. Деловая игра направлена на развитие у обучающихся  умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения.

Метод «мозгового штурма» позволяет рассматривать разнообразные идеи: все участники  дискутируют и доказывают свою рабочую гипотезу, подкрепляя ее аргументами. В конечном итоге «мозгового штурма» принимается коллективное решение проблемы, взятой из реальной ситуации или придуманной. Таким образом, использование «мозгового штурма» позволяет обучающимся приобрести полезный организационный опыт.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной  совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Обучающиеся объединяются в группы по 3-4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый обучающийся отвечает не только за результат своей  работы, но и за результат всей группы.

Широко применяется и проблемный метод  обучения, при котором развивается не только самостоятельность, но и формируются некоторые навыки учебно-исследовательской деятельности. При проблемном методе обучения преподаватель систематически организует самостоятельную работу обучающихся по усвоению новых знаний, умений, повторению изученного и отработке навыков. Обучающиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Большой интерес и эффективные результаты представляет методика работы с  Интернет-ресурсами. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками  на актуальные для обеих сторон темы. Электронная коммуникация-прекрасная практика языка, где осуществляется  переход от формы  к содержанию- в сторону истинного общения и свободному полету мыслей, восполняется отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку. Однако нельзя забывать о том, что Интернет- лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

В заключении хочется еще раз отметить большую роль  информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и указать средства применения информационных технологий:

  1. Компьютер
  2. Использование мультимедийных средств
  3. Использование возможностей сети Интернет
  4. Электронный портфель преподавателя

Таким образом, использование разнообразных инновационных методов обучения иностранным языкам имеет ряд преимуществ, которые помогают научить обучающихся активно получать новые знания, развивают их творческие и организаторские способности, дают мощный стимул к изучению языка. Инновационные технологии позволяют идеально совместить теорию с практикой, формируют знания по предмету, профессиональные навыки и умения.

Но немаловажны и здоровьесберегающие технологии. Основными целями здоровьясбережения на уроках иностранного языка являются следующие:

- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения пропагандисткой работы по приобщению обучающихся к здоровому образу жизни;

- создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьясбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния обучающихся;

Для меня как преподавателя иностранного языка наиболее важными является решение следующих задач:

- отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов;

- постоянное внимание к охране зрения: посадка обучающихся, проведение упражнений по гигиене зрения Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;

- обеспечение интереса к своему предмету и уроку;

- учет естественных  биоритмов, индивидуальных особенностей обучающихся;

- планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одной формы деятельности  другой;

- приоритет методам самопознания и развития, свободного выбора перед методами принуждения;

- реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний; умение показать успешность обучающегося, выбор адекватной для него сложности заданий;

- максимально возможное использование активных методов обучения с минимизацией рутинных видов деятельности (слушание, диктовка и т.д.);

- использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить однокурсников), так и внутренней (стремление больше узнать);

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в аудитории, стараюсь уловить психологическое состояние каждого обучающегося. Для каждого находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия. Использую на уроке поэтапную смену деятельности, что не дает обучающемуся переутомиться. Часто во время занятий использую игровой, соревновательный момент; активность при этом возрастает и ни о каком переутомлении не может быть и речи. Такие формы работы с обучающимися помогают избежать однообразия на занятиях, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха- смена деятельности.

Учитывая требования здоровьясберегающих технологий, для сохранения здоровья и эффективной работы на занятии провожу динамические паузы после объяснения нового материала. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради, за учебником или за компьютером я рекомендую при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд, что поможет сберечь остроту зрения.

Планируя занятие никогда нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся:

- гигиенические условия в аудитории (температура и свежесть воздуха, освещение помещения и доски);

- разнообразие видов учебной деятельности ( средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности- 7-10 минут);

- должны присутствовать должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, гимнастика для глаз и т.п..

На занятии я использую приемы, позволяющие чаще вставать с места, на пример: провести опрос мнения, взять интервью  (обучающиеся передвигаются по аудитории, чтобы опрашивать друг друга); разыгрывание сценок, диалогов у доски; при ответах желательно вставать с места и т.д..

Хорошо снимают усталость и нервное напряжение обучающихся благоприятная атмосфера на занятии и в аудитории; эмоциональная культура преподавателя;  частая смена видов деятельности; применение на занятиях песен, сопровождение физкультминуток музыкой; использование ярких иллюстраций вызывающих положительные эмоции; использование на занятиях шуток для чтения и прослушивания.

В итоге без уменьшения объема содержания и без сокращения изучаемого материала, что невозможно ввиду того, что оно определяется общеобразовательными стандартами, преподаватель может сделать занятие иностранного языка более доступным путем грамотного планирования занятия, последовательного и понятного объяснения, а также более привлекательным и интересным для обучающихся.

Иностранный язык дает возможность пропагандировать здоровый образ жизни при изучении таких тем как «Спорт», «Распорядок дня», «Полезные для здоровья привычки». На старшей ступени обучения усложняется языковой материал, обсуждается влияние современных гаджетов (телефонов, телевизоров, компьютеров), экологии на здоровье человека, расширяется понятие «здоровый образ жизни», решаются проблемные ситуации.

В заключении хочу отметить, что исходя из опыта работы, приоритетным считаю сохранение здоровья обучающегося, для чего первоочередным в моей работе является разнообразие видов деятельности, доброжелательная обстановка на занятиях, физкультминутки, что помогает избежать усталости, а значит и переутомления, что ведет к ухудшению здоровья, которое считаю просто недопустимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная технология на уроках иностранного языка

Презентация содержит подробное описание того, что такое проектноя работа, рекомендации по ее использованию на уроках иностранного языка в  образовательных учреждениях СПО, а также примеры работ о...

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...

Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов....