Качество образовательного процесса: содержание и оценка.
статья на тему

федотова ирина андреевна

Повышение каче­ства образования в современных условиях возможно только на основе активиза­ции инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интегра­ции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содер­жания образования и технологий обучения.

Первоначальными условиями достижения качественного обра­зования являются: обеспечение содержания образования, адекватного современным условиям развития общества; развитие теории проекти­рования и функционирования системы образования; создание новых технологий деятельности преподавателей и студентов; переподготов­ка преподавательского состава; разработка системы оценки качества деятельности образовательного учреждения и др.

Научно-педагогической проблемой повышения качества подготовки спе­циалистов выступает, прежде всего,  проблема раскрытия сущности самого понятия «качества образования», содержания и структуры системы его обес­печения и оценки. Качество в самом общем виде характеризует свой­ство или их совокупность определяющее достоинство чего-либо. В сфере образования - это многомерное понятие, охватываю­щее все стороны деятельности образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                              Автор: преподаватель ГБПОУ

                                              колледж  «Царицыно» Федотова И.А

                                              _____________________    

Качество образовательного процесса: содержание и оценка.

При рассмотрении вопросов совершенствования функционирования и развития системы образования в ряд центральных все более выдвигаются проблемы качества обучения и воспитания студентов. Более того, повышение качества - первейшая цель модернизации учебных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Следует отметить, что повышение качества образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

Первоначальными условиями достижения качественного образования являются: обеспечение содержания образования, адекватного современным условиям развития общества; развитие теории проектирования и функционирования системы образования; создание новых технологий деятельности преподавателей и студентов; переподготовка преподавательского состава; разработка системы оценки качества деятельности образовательного учреждения и др.

Научно-педагогической проблемой повышения качества подготовки специалистов выступает, прежде всего,  проблема раскрытия сущности самого понятия «качества образования», содержания и структуры системы его обеспечения и оценки. Качество в самом общем виде характеризует свойство или их совокупность определяющее достоинство чего-либо. В сфере образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности образовательных учреждений: основные образовательные и рабочие учебные программы, учебно-воспитательный процесс, руководящий и преподавательский состав, студентов, информационно-образовательную среду, материально-техническую и информационно-ресурсную базу и др.

В научной педагогической литературе различаются понятия «качество образования» в широком и узком смыслах. В широком смысле - это система  организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы). В узком смысле «качество образования» есть качество подготовки специалистов, которое понимается как совокупность наиболее значимых общих и профессиональных компетенций выпускника образовательного учреждения, их устойчивое взаимосвязанное соотношение, которое определяет его способность удовлетворять общественные и личные потребности в определенной профессиональной деятельности.

В целом качество среднего профессионального образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия:

  • федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и федеральным государственным требованиям;
  • потребностям заказчика - потребителей образовательных услуг на рынке труда;
  • социальным и личностным ожиданием  самого студента.

   

    Нормативно-правовую базу организации образования в СПОУ составляют Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, которые выступают в качестве системообразующего фактора качества подготовки специалистов.

         Следует подчеркнуть, что федеральные государственные обра-  зовательные стандарты являются основой объективной оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы. Вместе с тем, в процессуальном, научно-педагогическом плане вопрос об оценке качества образования остается, в известной мере, проблематичным.

   Анализ показывает, что в научной литературе представлены различные подходы, точки зрения на содержание качества образования в образовательных учреждениях, на методики и критерии оценки. В обобщенном виде основные подходы к оценке качества, активно разрабатываемые в современной педагогической и научно- методической литературе, можно представить следующим образом: опосредованная; непосредственная; внешняя и внутренняя по отношению к образовательному процессу и др.

Опосредованная оценка образовательной деятельности определяется по параметрам качества: учебного процесса; учебных планов и программ; методической и научно-исследовательской работы; организации  самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов; квалификации преподавательского состава; ресурсного и материально-технического обеспечения и др.

Непосредственная оценка – качество результатов образования рассматривается посредством анализа уровня подготовленности студентов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и рынка труда, сформированности общих и профессиональных компетенций  а также степени удовлетворенности обучающихся в своем интеллектуальном и профессиональном развитии.

При непосредственной оценке представляется конструктивным характеристика качества через выделение взаимосвязанных дидактических показателей результативности учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, объем и качество знаний. Знания составляют фундамент образования, на базе которого реализуется профессиональная деятельность. Знание включает в себя: основные понятия и термины; факты действительности и науки; законы, теории и др. Под понятием «качество знаний» и понимается устойчивые и существенные признаки знаний, усвоенные студентом. Качество знаний характеризуется: полнотой и глубиной; системностью и систематичностью; оперативностью и гибкостью; конкретностью и обобщенностью; осознанностью и прочностью.

Во-вторых, степень сформированности системы необходимых общих и профессиональных компетенций, характеризующих способность и готовность выпускника колледжа (техникума) эффективно выполнять на основе развитых знаний, навыков и умений, ценностных установок, опыта и мотивов профессиональные обязанности в той или иной области практической деятельности.

В-третьих, интеллектуальное и нравственное развитие студентов. Приобретая знания, умения и навыки, формируя необходимые компетенции, будущие специалисты одновременно учатся систематизировать, обобщать и творчески использовать их для разнообразных практических целей. Студенты развивают память, речь, мышление, внимание - совершенствуют свои познавательные силы, способности, волю. При этом образовательный процесс доложен быть направлен на развитие главных качеств личности современного специалиста: креативности, компетентности, коммуникативности и высокой нравственности.

       Большим разнообразием отличаются подходы внешней и внутренней оценки качества по отношению к образовательному процессу. Среди них, как правило,  выделяются социально-педагогический, конструктивно-психологический, диагностико-обучающий, информационно- констатирующий и другие подходы. В каждом конкретном случае они характеризуются глубокой проработкой отдельных элементов процесса оценки качества.

       Следует отметить, что в настоящее время в теории и практике обучения и воспитания студентов наблюдается выраженная тенденция к интеграции различных подходов к оценке качества образования на основе реализации требований принципа полноты и всеобъемлющего характера процесса оценивания. Интегративный подход к оценке

(Н.М. Арсентьев, В.И. Загвязинский, В.И. Звонников, И.А. Колесникова, А.Ф. Лосев, В.Н. Максимова, Н.А. Селезнева, В.В. Сериков и др.) обеспечивает ее системность и выражается в концентрированной направленности на обеспечение высокого качества образования.

Практика свидетельствует, что интегративный подход определяет общую стратегию разработки рабочей модели системы оценивания качества образовательного процесса. Он требует активизации деятельности образовательных учреждений по творческой разработки новых методов и технологий оценивания компетентностной направленности обучения студентов.

Хорошо известно, что  одним из факторов снижающим качество как высшего так и среднего профессионального образования, является недостаточная гибкость и связь образовательного процесса образовательных учреждений  с рынком труда. Признанный факт: высшая и средняя профессиональная школа не в полной  удовлетворяет его потребности в качественной подготовке специалистов. Работодатели вынуждены тратить на переподготовку молодых специалистов большие средства, доучивать их на курсах, привлекать специалистов из-за рубежа.

В данном контексте активную положительную реакцию научно-педагогического сообщества вызывает идея воздействия на качество российского образования через систему общественных оценок.

В настоящее время, качество образовательной деятельности контролируется федеральными и региональными органами управления образованием через процедуры лицензирования и государственной аккредитации, и было бы неправильно считать, что общественность  не привлечена к оценке качества образования. Оценка качества не проводится без участия представителей различных общественных или общественно-государственных объединений и ассоциаций. Они  присутствуют во всех экспертных комиссиях. Работники органов управления по сути лишь организуют работу комиссий по проведению процедур оценки. Лицензионные и аттестационные комиссии состоят из преподавателей образовательных учреждений, представителей академической общественности, специально отобранных экспертов. В настоящее время стали привлекаться к работе комиссий представители объединений работодателей. Но это только начало пути, и вопросы развития системы общественных оценок требуют серьезной проработки и новых подходов.

Действительно, проблема участия гражданского общества в оценке качества образования приобретает принципиальный характер. Становится очевидным, что сложной системе интересов потребителей образовательных услуг, образовательных учреждений, работодателей, государства, самих обучающихся должна соответствовать развитая структура гражданско-правовых институтов.

В соответствии с этим, следует выделить ряд принципиальных положений, которые разрабатываются в научно-педагогической и методической литературе:

-гражданское общество может и должно оказывать влияние на происходящие процессы в образовании и контролировать их;

    -работники сферы образования должны быть готовы к сотрудничеству с общественными институтами, в частности, с ассоциациями работодателей, рассматривая их внешний заказ как необходимую составляющую всего образовательного процесса;

-общественная оценка и контроль качества образования не должны заменить государственные процедуры, а органично их дополнять и усиливать;

Представляется, что в процессе развитии общественных оценок качества образования должны быть более активно задействованы те работодатели, которые непосредственно  потребляют кадры  средней профессиональной школы, кому действительно требуются современные профессионалы. Такое предпринимательское сообщество может сформировать заказ и оценить, готовы ли молодые специалисты развивать производство, экономику, которая базируется на современных технологиях.  

            В этой связи в теории и практике образовательной деятельности в последнее время широко используется понятия «педагогический мониторинг», «мониторинг образования» и другие.

В научной литературе (Ю.А. Волков, З.Д. Жуковская, А.А. Макаров, П.А. Стариков, А.Н. Ярыгин и др.) встречаются различные определения педагогического мониторинга, выделяются его различные аспекты:

  • сбор, обработка и распространение информации об образовательной системе, ориентированной на информационное обеспечение управления;
  • процесс диагностико-прогностического слежения за образовательным процессом и оптимальный выбор целей, задач и средств их решения;
  • определение показателей и критериев качества образования, целенаправленные действия, направленные на предупреждение «брака» и др.

     Несмотря на существующие в литературе различные формулировки педагогический мониторинг по сути выступает как система контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости процесс подготовки специалистов с заданным качеством.

Педагогический мониторинг позволяет исследовать течение образовательного процесса ежедневно и за определенный период. Важнейшей задачей является установление причин недостатков в работе образовательного учреждения и вскрытие резервов по улучшению учебно- воспитательного процесса. Главное - обобщение результатов деятельности образовательного учреждения, их оценка и формирование выводов, позволяющих оказать влияние на дальнейший ход подготовки специалистов.

На наш взгляд, при организации мониторинга в конкретном колледже (техникуме) первоочередными становятся следующие проблемы:

  • системное получение информации по принципу обратной связи на основе единых подходов к показателям, характеризующим качество образовательного процесса;
  • вычленение значимых показателей, позволяющих оценивать динамику функционирования системы образовательной деятельности.

Следует согласиться с мнением, что назрела необходимость перехода этих показателей на качественно новый уровень, который соответствует новым требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. В этом отношении трудно переоценить значение развития в них методической службы. Как показывает опыт, методическая служба, прежде всего, должна проводить мониторинг:

качества обучения и воспитания студентов; профессионального роста и затруднений преподавателей.

Чтобы определить профессиональные затруднения, успехи, либо

неопределенности, которые возникают в работе преподавателя, необходимо более предметно рассматривать взаимодействие в системе «преподаватель - студент». Трудно переоценить, роль методической службы при оптимизации этого взаимодействия и, прежде всего,    в обеспечении системного и эффективного научно-методического сопровождения процессов организации качественной учебно-познавательной деятельности студентов.

Все это  позволяет повысить уровень объективности информации о качестве учебного процесса по ряду параметров, делая ее оперативной и достоверной, надежно контролировать результаты образовательного процесса в масштабах образовательного учреждения, целенаправленно влиять на учебно-познавательную деятельность каждого студента и профессиональный рост преподавателя. В дополнение к этому они создают условия для индивидуализации и дифференциации обучения, развивают систему субъект – субъектных отношений образовательного процесса в образовательном учреждении и повышают его качество.



Предварительный просмотр:

                                             

                                              Автор: преподаватель ГБПОУ

                                              колледж  «Царицыно» Федотова И.А

                                              _____________________    

Качество образовательного процесса: содержание и оценка.

При рассмотрении вопросов совершенствования функционирования и развития системы образования в ряд центральных все более выдвигаются проблемы качества обучения и воспитания студентов. Более того, повышение качества - первейшая цель модернизации учебных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Следует отметить, что повышение качества образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

Первоначальными условиями достижения качественного образования являются: обеспечение содержания образования, адекватного современным условиям развития общества; развитие теории проектирования и функционирования системы образования; создание новых технологий деятельности преподавателей и студентов; переподготовка преподавательского состава; разработка системы оценки качества деятельности образовательного учреждения и др.

Научно-педагогической проблемой повышения качества подготовки специалистов выступает, прежде всего,  проблема раскрытия сущности самого понятия «качества образования», содержания и структуры системы его обеспечения и оценки. Качество в самом общем виде характеризует свойство или их совокупность определяющее достоинство чего-либо. В сфере образования - это многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности образовательных учреждений: основные образовательные и рабочие учебные программы, учебно-воспитательный процесс, руководящий и преподавательский состав, студентов, информационно-образовательную среду, материально-техническую и информационно-ресурсную базу и др.

В научной педагогической литературе различаются понятия «качество образования» в широком и узком смыслах. В широком смысле - это система  организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как образовательной системы). В узком смысле «качество образования» есть качество подготовки специалистов, которое понимается как совокупность наиболее значимых общих и профессиональных компетенций выпускника образовательного учреждения, их устойчивое взаимосвязанное соотношение, которое определяет его способность удовлетворять общественные и личные потребности в определенной профессиональной деятельности.

В целом качество среднего профессионального образования - комплексная характеристика, выражающая степень соответствия:

  • федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и федеральным государственным требованиям;
  • потребностям заказчика - потребителей образовательных услуг на рынке труда;
  • социальным и личностным ожиданием  самого студента.

   

    Нормативно-правовую базу организации образования в СПОУ составляют Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, которые выступают в качестве системообразующего фактора качества подготовки специалистов.

         Следует подчеркнуть, что федеральные государственные обра-  зовательные стандарты являются основой объективной оценки качества образования и деятельности образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы. Вместе с тем, в процессуальном, научно-педагогическом плане вопрос об оценке качества образования остается, в известной мере, проблематичным.

   Анализ показывает, что в научной литературе представлены различные подходы, точки зрения на содержание качества образования в образовательных учреждениях, на методики и критерии оценки. В обобщенном виде основные подходы к оценке качества, активно разрабатываемые в современной педагогической и научно- методической литературе, можно представить следующим образом: опосредованная; непосредственная; внешняя и внутренняя по отношению к образовательному процессу и др.

Опосредованная оценка образовательной деятельности определяется по параметрам качества: учебного процесса; учебных планов и программ; методической и научно-исследовательской работы; организации  самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов; квалификации преподавательского состава; ресурсного и материально-технического обеспечения и др.

Непосредственная оценка – качество результатов образования рассматривается посредством анализа уровня подготовленности студентов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и рынка труда, сформированности общих и профессиональных компетенций  а также степени удовлетворенности обучающихся в своем интеллектуальном и профессиональном развитии.

При непосредственной оценке представляется конструктивным характеристика качества через выделение взаимосвязанных дидактических показателей результативности учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, объем и качество знаний. Знания составляют фундамент образования, на базе которого реализуется профессиональная деятельность. Знание включает в себя: основные понятия и термины; факты действительности и науки; законы, теории и др. Под понятием «качество знаний» и понимается устойчивые и существенные признаки знаний, усвоенные студентом. Качество знаний характеризуется: полнотой и глубиной; системностью и систематичностью; оперативностью и гибкостью; конкретностью и обобщенностью; осознанностью и прочностью.

Во-вторых, степень сформированности системы необходимых общих и профессиональных компетенций, характеризующих способность и готовность выпускника колледжа (техникума) эффективно выполнять на основе развитых знаний, навыков и умений, ценностных установок, опыта и мотивов профессиональные обязанности в той или иной области практической деятельности.

В-третьих, интеллектуальное и нравственное развитие студентов. Приобретая знания, умения и навыки, формируя необходимые компетенции, будущие специалисты одновременно учатся систематизировать, обобщать и творчески использовать их для разнообразных практических целей. Студенты развивают память, речь, мышление, внимание - совершенствуют свои познавательные силы, способности, волю. При этом образовательный процесс доложен быть направлен на развитие главных качеств личности современного специалиста: креативности, компетентности, коммуникативности и высокой нравственности.

       Большим разнообразием отличаются подходы внешней и внутренней оценки качества по отношению к образовательному процессу. Среди них, как правило,  выделяются социально-педагогический, конструктивно-психологический, диагностико-обучающий, информационно- констатирующий и другие подходы. В каждом конкретном случае они характеризуются глубокой проработкой отдельных элементов процесса оценки качества.

       Следует отметить, что в настоящее время в теории и практике обучения и воспитания студентов наблюдается выраженная тенденция к интеграции различных подходов к оценке качества образования на основе реализации требований принципа полноты и всеобъемлющего характера процесса оценивания. Интегративный подход к оценке

(Н.М. Арсентьев, В.И. Загвязинский, В.И. Звонников, И.А. Колесникова, А.Ф. Лосев, В.Н. Максимова, Н.А. Селезнева, В.В. Сериков и др.) обеспечивает ее системность и выражается в концентрированной направленности на обеспечение высокого качества образования.

Практика свидетельствует, что интегративный подход определяет общую стратегию разработки рабочей модели системы оценивания качества образовательного процесса. Он требует активизации деятельности образовательных учреждений по творческой разработки новых методов и технологий оценивания компетентностной направленности обучения студентов.

Хорошо известно, что  одним из факторов снижающим качество как высшего так и среднего профессионального образования, является недостаточная гибкость и связь образовательного процесса образовательных учреждений  с рынком труда. Признанный факт: высшая и средняя профессиональная школа не в полной  удовлетворяет его потребности в качественной подготовке специалистов. Работодатели вынуждены тратить на переподготовку молодых специалистов большие средства, доучивать их на курсах, привлекать специалистов из-за рубежа.

В данном контексте активную положительную реакцию научно-педагогического сообщества вызывает идея воздействия на качество российского образования через систему общественных оценок.

В настоящее время, качество образовательной деятельности контролируется федеральными и региональными органами управления образованием через процедуры лицензирования и государственной аккредитации, и было бы неправильно считать, что общественность  не привлечена к оценке качества образования. Оценка качества не проводится без участия представителей различных общественных или общественно-государственных объединений и ассоциаций. Они  присутствуют во всех экспертных комиссиях. Работники органов управления по сути лишь организуют работу комиссий по проведению процедур оценки. Лицензионные и аттестационные комиссии состоят из преподавателей образовательных учреждений, представителей академической общественности, специально отобранных экспертов. В настоящее время стали привлекаться к работе комиссий представители объединений работодателей. Но это только начало пути, и вопросы развития системы общественных оценок требуют серьезной проработки и новых подходов.

Действительно, проблема участия гражданского общества в оценке качества образования приобретает принципиальный характер. Становится очевидным, что сложной системе интересов потребителей образовательных услуг, образовательных учреждений, работодателей, государства, самих обучающихся должна соответствовать развитая структура гражданско-правовых институтов.

В соответствии с этим, следует выделить ряд принципиальных положений, которые разрабатываются в научно-педагогической и методической литературе:

-гражданское общество может и должно оказывать влияние на происходящие процессы в образовании и контролировать их;

    -работники сферы образования должны быть готовы к сотрудничеству с общественными институтами, в частности, с ассоциациями работодателей, рассматривая их внешний заказ как необходимую составляющую всего образовательного процесса;

-общественная оценка и контроль качества образования не должны заменить государственные процедуры, а органично их дополнять и усиливать;

Представляется, что в процессе развитии общественных оценок качества образования должны быть более активно задействованы те работодатели, которые непосредственно  потребляют кадры  средней профессиональной школы, кому действительно требуются современные профессионалы. Такое предпринимательское сообщество может сформировать заказ и оценить, готовы ли молодые специалисты развивать производство, экономику, которая базируется на современных технологиях.  

            В этой связи в теории и практике образовательной деятельности в последнее время широко используется понятия «педагогический мониторинг», «мониторинг образования» и другие.

В научной литературе (Ю.А. Волков, З.Д. Жуковская, А.А. Макаров, П.А. Стариков, А.Н. Ярыгин и др.) встречаются различные определения педагогического мониторинга, выделяются его различные аспекты:

  • сбор, обработка и распространение информации об образовательной системе, ориентированной на информационное обеспечение управления;
  • процесс диагностико-прогностического слежения за образовательным процессом и оптимальный выбор целей, задач и средств их решения;
  • определение показателей и критериев качества образования, целенаправленные действия, направленные на предупреждение «брака» и др.

     Несмотря на существующие в литературе различные формулировки педагогический мониторинг по сути выступает как система контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости процесс подготовки специалистов с заданным качеством.

Педагогический мониторинг позволяет исследовать течение образовательного процесса ежедневно и за определенный период. Важнейшей задачей является установление причин недостатков в работе образовательного учреждения и вскрытие резервов по улучшению учебно- воспитательного процесса. Главное - обобщение результатов деятельности образовательного учреждения, их оценка и формирование выводов, позволяющих оказать влияние на дальнейший ход подготовки специалистов.

На наш взгляд, при организации мониторинга в конкретном колледже (техникуме) первоочередными становятся следующие проблемы:

  • системное получение информации по принципу обратной связи на основе единых подходов к показателям, характеризующим качество образовательного процесса;
  • вычленение значимых показателей, позволяющих оценивать динамику функционирования системы образовательной деятельности.

Следует согласиться с мнением, что назрела необходимость перехода этих показателей на качественно новый уровень, который соответствует новым требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. В этом отношении трудно переоценить значение развития в них методической службы. Как показывает опыт, методическая служба, прежде всего, должна проводить мониторинг:

качества обучения и воспитания студентов; профессионального роста и затруднений преподавателей.

Чтобы определить профессиональные затруднения, успехи, либо

неопределенности, которые возникают в работе преподавателя, необходимо более предметно рассматривать взаимодействие в системе «преподаватель - студент». Трудно переоценить, роль методической службы при оптимизации этого взаимодействия и, прежде всего,    в обеспечении системного и эффективного научно-методического сопровождения процессов организации качественной учебно-познавательной деятельности студентов.

Все это  позволяет повысить уровень объективности информации о качестве учебного процесса по ряду параметров, делая ее оперативной и достоверной, надежно контролировать результаты образовательного процесса в масштабах образовательного учреждения, целенаправленно влиять на учебно-познавательную деятельность каждого студента и профессиональный рост преподавателя. В дополнение к этому они создают условия для индивидуализации и дифференциации обучения, развивают систему субъект – субъектных отношений образовательного процесса в образовательном учреждении и повышают его качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на уроках русского языка.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при проведении тестирований, презентаций к материалам урока....

Самообразование преподавателя как фактор повышения качества образовательного процесса

Развитие профессиональной компетенции учителя иностранного языка как условие повышения качества образования.Понятие профессиональной компетентности учителя формулируется следующим образом: «влад...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образовани...

Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса

В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....