Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования
учебно-методический материал

Кодочигова Елена Алексеевна

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вступление

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.

Комплексность учебно-методического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение общеразвивающей программы (раздела, модуля и т.д.) представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающимся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять детям возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и методистов учреждения.

Обеспечение модуля, раздела, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего главного вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

 Реализация целей и задач

Для педагога учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо в качестве детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия того или иного модуля в программах различных направленностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Комплекс дидактических материалов помогает обучающимся получить знания о теоретических и практических основах изучаемого курса.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения образовательного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

Средства обучения делятся на группы:

  1. Учебно-методическая литература - справочники, каталоги, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия - схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства - приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Обязательные элементы учебно-методического обеспечения программы:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, учебный план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

1.Нормативно-правовые документы включают:

  • Требования к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту обучающихся.
  • Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  • Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

2.Учебно-программные, планирующие документы содержат:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • содержание учебного плана, занятий;
  • индивидуальный план педагога;
  • технологические и инструкционные карты программы.

3.Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов занятий;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению практических заданий, упражнений и самостоятельных работ;
  • указаний по изучению курса, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации работы обучающихся;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических «копилок» – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта «входного» контроля знаний;
  • системы контроля «итогового» уровня знаний по курсу обучения;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

4.Перечни программного, информационного, материально-технического обеспечения:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы включает в себя:

  • мультимедийные презентации;
  • интерактивные и видеоматериалы;
  • плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы (модуля) педагоги руководствуется учебным (индивидуальным) планом и при необходимости осуществляют непосредственную его разработку.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание и согласовывают содержание материалов с методистом, куда входят контрольно-оценочные документы, мониторинги, комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств.

Контроль качества образовательного процесса (контрольные экземпляры мониторинговых таблиц включенных в состав учебно-методического обеспечения) хранится у методиста в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение практической деятельности

Учебно-методическое обеспечение состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам образовательной деятельности. В него входят:

  • Дидактический материал.
  • Инструкции по выполнению заданий.
  • Критерии оценок.

Раздел «Проектная деятельность»

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса учебного плана (модуля программы), если в плане предусмотрено время на проектную деятельность. Если проект является комплексной работой, т. е. объединяет два и более учебных раздела, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  • Тематике проектных работ, которая разрабатывается индивидуально каждым педагогом и обсуждается совместно с методистом.
  • Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите проекта.
  • Критериях оценки.

Раздел «Итоговая аттестация»

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект материалов. Он включает в себя:

  • Программу итоговой аттестации.
  • Критерии оценки итогового проекта и конкурсной работы, их защиты.
  • Предполагаемые требования к выпускникам долгосрочной общеобразовательной программы.
  • Тематику заданий и методические указания по их выполнению (оформлению).

Раздел  «Самостоятельная работа обучающихся»

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки обучающихся.

Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это учебно-методические материалы для организации образовательного процесса и приобретения умений и навыков опытным путем. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых тем. Кроме этого, в комплект входят разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру: задания, тесты, упражнения для самостоятельной работы. Тематики рефератов, творческих работ, методические указания по их оформлению. Тематические задания и темы для самостоятельного изучения. Сценарии занятий, диспутов, конкурсов.

Раздел «Учебные материалы» включают в комплект:

  • Теоретические материалы.
  • Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
  • Образцы ответов к заданиям.
  • Ссылки на источники информации.
  • Перечни основных терминов.

В качестве источников для создания таких материалов также можно использовать аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  • Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  • Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  • Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  • Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  • Получения обучающимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  • Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и методистов, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах:

  1. Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать комплект учебно-методических материалов как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов с содержанием педагогического процесса, готового к реализации.
  2. Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения. Качество и эффективность комплекта учебно-методических материалов определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
  • Компетентности педагогов и методистов учреждения.
  • Уровне обучаемости и обученности детей.
  • Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

Целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость качества образовательного процесса  обладают рядом формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Общение в образовательном процессе в учреждении дополнительного образования

Ценным может считаться только то занятие, на котором активно работает ученик, а преподаватель умело организует творческую деятельность и создает непринужденную атмосферу....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...