Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования
учебно-методический материал

Кодочигова Елена Алексеевна

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вступление

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образования детей. Оно выступает в качестве дидактического средства управления подготовкой педагогов, информационной моделью образовательной системы, определяющей структуру и отражающей элементы учебного процесса.

Комплексность учебно-методического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение общеразвивающей программы (раздела, модуля и т.д.) представлено в форме определенного комплекса, который в том или ином виде должен:

  • отражать суть подготовки, обоснование уровень освоения материала;
  • включать в себя дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса, позволяющий обучающимся достичь необходимого уровня освоения материала;
  • предоставлять детям возможность в любое время проверить результаты и эффективность своей работы, самостоятельно проконтролировать и скорректировать учебную деятельность;
  • включать объективные методы оценки качества образования со стороны педагогов и методистов учреждения.

Обеспечение модуля, раздела, темы и пр. должно полностью охватывать основное содержание учебного материала. Комплексность выражена в том, что изучение каждого последующего главного вопроса по содержанию обучения по каждому разделу (теме) программы обеспечивается оптимальным минимумом инструментов и средств обучения, документацией, благодаря которым повышается качество всего процесса в целом.

 Реализация целей и задач

Для педагога учебно-методическое обеспечение учебного процесса необходимо в качестве детального отражения наличия и состояния средств обучения, анализа степени раскрытия того или иного модуля в программах различных направленностей и последующего их сведения в единую логическую систему.

Комплекс дидактических материалов помогает обучающимся получить знания о теоретических и практических основах изучаемого курса.

В процессе обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Использование информационно-методического обеспечения образовательного процесса позволяет эффективно выполнять все эти задачи в совокупности.

Средства обучения делятся на группы:

  1. Учебно-методическая литература - справочники, каталоги, методические указания, рекомендации, разработки, альбомы.
  2. Учебно-наглядные пособия - схемы, плакаты, фотографии, рисунки графики, таблицы, чертежи, диаграммы.
  3. Натуральные средства - приборы, инструменты, образцы, макеты, модели. К ним, например, можно отнести карточки-задания, дидактические материалы для самостоятельных, лабораторных, практических работ, курсовых проектов и пр.

Обязательные элементы учебно-методического обеспечения программы:

  1. Нормативно-правовая документация.
  2. Учебная программа, учебный план.
  3. Учебно-методические документы.
  4. Программное, материально-техническое, информационное обеспечение.

1.Нормативно-правовые документы включают:

  • Требования к навыкам, знаниям, умениям и практическому опыту обучающихся.
  • Ведомственные стандарты, рекомендации по организации учебного процесса.
  • Методические указания, рекомендации по планированию и организации обучения.

2.Учебно-программные, планирующие документы содержат:

  • календарно-тематический план (КТП);
  • содержание учебного плана, занятий;
  • индивидуальный план педагога;
  • технологические и инструкционные карты программы.

3.Учебно-методическое обеспечение формируется из:

  • конспектов занятий;
  • учебной и дополнительной литературы, в т. ч. в электронной форме;
  • альбомов, каталогов, справочников;
  • методических рекомендаций по выполнению практических заданий, упражнений и самостоятельных работ;
  • указаний по изучению курса, разделов, тем и отдельных элементов;
  • авторских разработок;
  • методических рекомендаций по организации работы обучающихся;
  • тематических разработок и рекомендаций по подготовке к выполнению проектных, творческих, исследовательских работ;
  • тематических «копилок» – комплектов технологических задач и ситуаций;
  • методических рекомендаций по проведению викторин, конкурсов, ролевых игр;
  • комплекса средств оценки для текущего, периодического и итогового контроля качества знаний обучающихся;
  • методического комплекта «входного» контроля знаний;
  • системы контроля «итогового» уровня знаний по курсу обучения;
  • критерии оценки навыков, умений, знаний, практического опыта по всем формам контроля;
  • документации по мониторингу качества усвоения дисциплины с планом корректирующих мер.

4.Перечни программного, информационного, материально-технического обеспечения:

  • оборудования, материалов, инструментария, имеющихся в кабинете;
  • основной и дополнительной методической и учебной литературы;
  • технических средств, используемых в обучении;
  • информационных и программных ресурсов.

Кроме того, данный блок учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы включает в себя:

  • мультимедийные презентации;
  • интерактивные и видеоматериалы;
  • плакаты, таблицы, схемы, муляжи, макеты, чертежи и другие наглядные пособия.

Особенности разработки

При формировании учебно-методического обеспечения общеразвивающей программы (модуля) педагоги руководствуется учебным (индивидуальным) планом и при необходимости осуществляют непосредственную его разработку.

Педагоги, формирующие учебно-методическое обеспечение программы (учебного процесса), отвечают за его содержание и согласовывают содержание материалов с методистом, куда входят контрольно-оценочные документы, мониторинги, комплекты контрольно-оценочных инструментов и средств.

Контроль качества образовательного процесса (контрольные экземпляры мониторинговых таблиц включенных в состав учебно-методического обеспечения) хранится у методиста в методическом кабинете и библиотеке в электронном и бумажном виде.

Сопровождение практической деятельности

Учебно-методическое обеспечение состоит из документов, регламентирующих время, предназначенное для закрепления и углубления обучающимся знаний, полученных в ходе обучения, приобретения навыков и умений по тем или иным видам образовательной деятельности. В него входят:

  • Дидактический материал.
  • Инструкции по выполнению заданий.
  • Критерии оценок.

Раздел «Проектная деятельность»

Этот блок учебно-методического обеспечения имеет преимущественно справочно-поисковый характер. Часть документов необходимо включить в состав учебно-методического комплекса учебного плана (модуля программы), если в плане предусмотрено время на проектную деятельность. Если проект является комплексной работой, т. е. объединяет два и более учебных раздела, наличие этих материалов необязательно.

Речь, в частности, о:

  • Тематике проектных работ, которая разрабатывается индивидуально каждым педагогом и обсуждается совместно с методистом.
  • Методических рекомендациях по выполнению, оформлению, защите проекта.
  • Критериях оценки.

Раздел «Итоговая аттестация»

Частью этого раздела учебно-методического обеспечения является комплект материалов. Он включает в себя:

  • Программу итоговой аттестации.
  • Критерии оценки итогового проекта и конкурсной работы, их защиты.
  • Предполагаемые требования к выпускникам долгосрочной общеобразовательной программы.
  • Тематику заданий и методические указания по их выполнению (оформлению).

Раздел  «Самостоятельная работа обучающихся»

Она представляет собой часть образовательного процесса, реализация которой обеспечивает усвоение, закрепление и совершенствование знаний, приобретение навыков и умений, составляющих суть подготовки обучающихся.

Комплект «Самостоятельная работа обучающихся» – это учебно-методические материалы для организации образовательного процесса и приобретения умений и навыков опытным путем. В этой связи большая часть документации разрабатывается в составе учебно-методического обеспечения повседневно изучаемых тем. Кроме этого, в комплект входят разработки, которые способствуют развитию творческого мышления обучающихся и их самостоятельности. Это могут быть, к примеру: задания, тесты, упражнения для самостоятельной работы. Тематики рефератов, творческих работ, методические указания по их оформлению. Тематические задания и темы для самостоятельного изучения. Сценарии занятий, диспутов, конкурсов.

Раздел «Учебные материалы» включают в комплект:

  • Теоретические материалы.
  • Задания для промежуточной оценки и текущего контроля.
  • Образцы ответов к заданиям.
  • Ссылки на источники информации.
  • Перечни основных терминов.

В качестве источников для создания таких материалов также можно использовать аудио- и видеозаписи, журналы и пр. Главное, чтобы все они были дополнены необходимыми рекомендациями и пояснениями.

Дополнительно

Обеспечение эффективности обучения на основе любых учебных материалов достигается обязательным включением в них:

  • Целей образовательного процесса. При работе с материалами обучающийся должен четко понимать, что все шаги, которые он выполняет при освоении темы либо раздела, в комплексе приведут к конкретному результату.
  • Обратной связи. Речь идет о заданиях, выполняя которые обучающийся демонстрирует уровень освоения учебного материала.

Когда необходимы материалы по самостоятельному обучению?

Разработку целесообразно осуществлять для:

  • Восполнения пробелов в навыках и знаниях.
  • Рассмотрения материала, являющегося не обязательным, а, скорее, полезным. Речь о материалах, предназначенных для углубленного изучения какой-либо темы или исследования сложной проблемы. Их можно выдавать обучающимся, не тратя время непосредственного общения.
  • Получения обучающимися индивидуальной обратной связи о прогрессе в изучении темы. В материалы для самостоятельного освоения можно включить, к примеру, ключи к тестам, ответы на задания и пр.
  • Многократного просмотра материала, который сложно понять при первом ознакомлении. Обучающийся получает возможность изучать тему столько, сколько ему нужно, выполнять задания в удобном темпе.

Заключение

Детальное описание отдельных элементов образовательного процесса, действий обучающегося, педагога и методистов, направленных на достижение поставленных в программе целей, - это и есть комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО). Это понятие можно рассматривать в двух смыслах:

  1. Обеспечение как процесс представляет собой планирование, разработку и формирование оптимальной системы средств обучения и учебно-методических материалов, необходимых для организации эффективного образования в рамках учебной программы. Если рассматривать комплект учебно-методических материалов как результат, то оно представляет собой совокупность всех документов с содержанием педагогического процесса, готового к реализации.
  2. Оценку качества следует осуществлять в двух аспектах. Во-первых, анализируется уровень соответствия отображения сферы профессиональной деятельности в учебно-методическом комплекте предмета. Во-вторых, оценивается успешность реализации задач обучения. Качество и эффективность комплекта учебно-методических материалов определяется рядом факторов. Речь, в частности, о:
  • Компетентности педагогов и методистов учреждения.
  • Уровне обучаемости и обученности детей.
  • Дидактических, организационно-педагогических условиях обучения.

Целенаправленность, научность, комплексность, системность, вариативность, действенность, практическая направленность, диагностируемость качества образовательного процесса  обладают рядом формальных признаков, по которым можно определить эффективность применения учебно-методических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Общение в образовательном процессе в учреждении дополнительного образования

Ценным может считаться только то занятие, на котором активно работает ученик, а преподаватель умело организует творческую деятельность и создает непринужденную атмосферу....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования

В презентации приведены примеры образовательных технологий с кратким описанием....