Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития
методическая разработка по теме

Осипова Иванна Александровна

 

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности (социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и области хореографии). Специальность 050148 Педагогика дополнительного образования.

Материал представляет собой методическое обоснование текущей и итоговой контрольно-оценочной деятельности по предмету. Текущая контрольно-оценочная деятельность представлена примерами тестовых заданий. Итоговая контрольно-оценочная деятельность – двумя вариантами зачета по дисциплине, вопросами и практическими задачами для комплексного экзамена по модулю.

Так же рассматриваются основные компетенции для освоения в рамках стандартов нового поколения ФГОС СПО, план курса, ведущие понятия, список литературы для преподавателя и студентов.  Так же предложены варианты и виды работ для освоения той или иной компетенции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга


Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02

Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности

Теории психического развития

Преподаватель Осипова И.А.

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности (социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной и области хореографии). Специальность 050148 Педагогика дополнительного образования.

Материал представляет собой методическое обоснование текущей и итоговой контрольно-оценочной деятельности по предмету. Текущая контрольно-оценочная деятельность представлена примерами тестовых заданий. Итоговая контрольно-оценочная деятельность – двумя вариантами зачета по дисциплине, вопросами и практическими задачами для комплексного экзамена по модулю.

Так же рассматриваются основные компетенции для освоения в рамках стандартов нового поколения ФГОС СПО, план курса, ведущие понятия, список литературы для преподавателя и студентов.  Так же предложены варианты и виды работ для освоения той или иной компетенции.

Содержание.

Осваиваемые компетенции

Общие

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

Профессиональные

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Показатели проявлений общих и профессиональных компетенций, формируемых в процессе изучения предмета МДК 01.02. «Теории психического развития»

Оценивание по предмету проходит в рамках бально-рейтинговой системы (см. таблицу). Выделены ведущие компетенции, освоение которых можно оценить по фактическому материалу, сданному студентом. При этом каждый материал может быть оценен несколько раз с позиции различных компетенций. Возможен вариант оценивания, исходя из фактического материала, т.е. оценить каждый материал единожды, включив сразу все компетенции.

Существует три уровня освоения материала:

Уровень – оценка-балл

Примерные критерии

Низкий уровень (соответствует оценке 3) - 117-290 баллов

Ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов и теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но не достаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используется ограниченно. Работы выполнены хаотично, бессистемно, неаккуратно.

Средний (соответствует оценке 4) - 291- 414 баллов

Студент строит ответ в соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа научно-теоретических подходов, обоснования своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика. Работы выполнены аккуратно, полноценно, но имеют некоторые недочеты в структуре или содержании.

Высокий (соответствует оценке 5) - 415 – 540 баллов

Студент строит ответ логично и в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Демонстрирует аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.  Работы выполнены полноценно по структуре и содержанию.

Основной вид проф. деят-ти (название модуля)

Состав модуля (МДК, практики)

Что формируем, описание ОК, ПК, расщепление их на ЗУН и способности

Фактический материал для оценивания

Бально-рейтинговая оценка

За задание (макс.балл)

За компетенцию (средний диапазон показателей)

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

МДК 01.02

Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности

Теории психического развития


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Знать особенности профессиональной деятельности.

Портфолио

10

15


20

9-19

20-27

28 - 35

Проект

Решение психологических задач

3

4

5

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Пакет тестовых работ за семестр

3

4

5

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Портфолио

10

15


20

6-19

20-27

28 - 35

Проект

Решение психологических задач

3

4

5

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Работа с периодическими изданиями

3

4

5


ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Проект

10

15

20

12-22

23-31

32-40

Решение психологических задач

3

4

5

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Адресные рекомендации участникам педагогического процесса

3

4

5

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Портфолио

10

15

20

24-34

35-47

48-60

Проект

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Решение психологических задач

3

4

5

Адресные рекомендации участникам педагогического процесса

3

4

5

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Подготовка сообщении-эссе.

3

4

5

Пакет тестовых работ за семестр

3

4

5

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

6-16

17-23

24-30

Подготовка сообщении-эссе.

3

4

5

Портфолио

10

15

20

Проект


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

3-13

14-19

20-25

Портфолио

10

15

20

Проект

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

6

8

10

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

ПК 1.5. Анализировать занятия.

Портфолио

10

15

20

18-28

29-39

40-50

Проект

Решение психологических задач

3

4

5

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Пакет тестовых работ за семестр

3

4

5

Подготовка сообщений-эссе.

3

4

5

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

9-19

20-27

28-35

Проект

10

15

20

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

Адресные рекомендации участникам педагогического процесса

3

4

5

3-13

14-19

20-25

Проект

10

15

20

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

12-22

23-31

32-40

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Пакет тестовых работ за семестр

3

4

5

Проект

10

15

20

Решение психологических задач

3

4

5

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

Портфолио

10

15

20

6-16

17-23

24-30

Проект

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Адресные рекомендации участникам педагогического процесса

3

4

5

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

18-28

29-39

40-50

Подготовка сообщения-эссе.

3

4

5

Проект

10

15

20

Устный ответ на экзамене

3

4

5

Решение психологических задач

3

4

5

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

Пакет тестовых работ за семестр

3

4

5

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Портфолио

10

15

20

6-16

17-23

24-40

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

Подготовка сообщении-эссе.

3

4

5

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Портфолио

10

15

20

9-19

20-31

32-35

Проект

Анализ поведения  в форме эссе

3

4

5

Подбор  диагностических материалов

3

4

5

Работа с периодическими изданиями

3

4

5

ИТОГО

117-290

291- 414

415 - 540


Компетенция

Показатель

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

Умение осуществлять этапы подготовки и проведения занятий

Использование знаний возрастных особенностей и ведущих теорий развития в организации занятий и досуговых мероприятий

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

Владение методами диагностики и психологического анализа возрастных особенностей детей

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

Знание способов мотивирования и побуждения.

Знание возрастных особенностей каждой категории лиц, учет этих особенностей.

Владение организационными навыками

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

Уметь использовать психологические знания возрастных особенностей для организации учебного и развивающего пространства

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов.

Использование знаний о возрастных особенностях для самообразования, повышения квалификации, анализа опыта других педагогов дополнительного образования

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Владение умениями вести психологическую, педагогическую и научную документацию

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Свободное ориентирование в психологических знаниях для их использования в исследовательской деятельности в области дополнительного образованя

Основные показатели оценки результатов по предмету, входящему в МДК.01.02. Теории психического развития.

Оценка продукта деятельности

Оценка процесса деятельности

-  соответствие оформления портфолио предложенным условиям

-  соответствие оформления проекта предложенным условиям

- соответствие деятельности временным требованиям исполнения (соблюдение сроков сдачи портфолио или проекта, текущих работ)

- соответствие портфолио или проекта содержанию дисциплины и структуре составления

- соответствие этапов работы над портфолио или проектом, способность определить полноту и точность формулировок, подобрать теоретические положения, спланировать работу и придерживаться плана;

- соответствие  форм работы, теоретических обоснований в  рамках проекта целям и задачам;

- осуществление всех форм психолого-педагогической работы в соответствии с профессиональными стандартами;

- соблюдение требований к структуре, качеству и внешнему виду портфолио или проекта;

- выполнение требований к портфолио или проекту и его частям;

- вероятное достижение поставленных целей и задач проекта (предполагаемый итог);

- использование информационных технологий при работе над портфолио или проектом; использование ИКТ внутри проекта

Качественные характеристики

Оценка процесса и продукта деятельности при наблюдении (проверке):

- точность (правильность) выбора материалов для портфолио и проекта

- точность подбора теоретических оснований, целей, задач, принципов проекта

- точность и скорость ориентировки в проекте, материале портфолио;

- техническое исполнение проекта или портфолио;

- своевременность проведения работы;

- результативность поиска информации и материалов;

- рациональность распределения времени на выполнение задания;

Оценка обоснования обучающимся выбора решения:

- аргументированность выбора теоретических оснований для проекта, постановки целей, задач, выбора принципов построения;

- адекватность оценки предполагаемых результатов проекта;

- ясность и аргументированность изложения собственного мнения;

- полнота и доступность изложения материала в портфолио или проекте;

Спецификация предмета МДК 01.02. Теории психического развития

Цель обучения:

- по завершении изучения данного предмета, обучающийся осваивает практический опыт в области психологии развития и возрастной психологии;

- овладевает умениями применения теорий развития и учета возрастных особенностей в области дополнительного образования;

- осваивает специфику работы с детьми разного возраста;

- овладевает знаниями в области психологии развития и возрастной психологии.

Входные требования: освоенный блок ОП.02. Психология, знания анатомо-физиологических особенностей разных возрастов, интерес к выбранной области деятельности

Нормативная продолжительность обучения: 2 семестра

Осваиваемая компетенция

Что подлежит освоению

Виды оценочных заданий

Форма предъявления результатов

Метод/форма оценивания

Вид деятельности

умения

знания

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Эффективное решение профессиональных задач, практическая деятельность

Умение структурировать собственную деятельность, отбирать методы организации и изучения, организовывать работу

Знание методов психологии развития и возрастной психологии, структуры деятельности и особенностей самостоятельной деятельности человека, показателей качества осуществления деятельности

Проведение фрагментов учебных исследований с использованием различных методов

Протоколы наблюдений, анкеты, опросники

Тест

Анализ результатов практической деятельности

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Быстрая ориентировка и принятие решений

Умение разумно оценивать свою деятельность и деятельность обучающихся, принимать решения в различных ситуациях, оценивать возрастную специфику и влияние различных подходов к психическому развитию

Знания стратегий  решения задач

Решение психолого-педагогических задач

Устный и письменный анализ ситуаций

Составление стратегии решения

Анализ задач и их решения

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Эффективная работа с профессиональной информацией, использование информации для развития

Умение находить, анализировать, отбирать значимую информацию, использовать информацию в своей деятельности

Знание способов работы с информацией

Составление картотек, написание аннотаций на специальную литературу, работа над докладами, рефератами, работа над портфолио

Картотека, библиография, портфолио, реферат

Анализ предъявленных материалов

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Использование ИКТ в профессиональной деятельности

Работа в программных средах, умение обрабатывать психологическую информацию и презентовать ее для других, умение эффективно хранить информацию

Знание о возможностях использования ИКТ в психологии и педагогике, знание ключевых понятий ИКТ, знание приемов работы в формате ИКТ

Создание электронных ресурсов, баз данных, презентаций

Тематические страницы, сайты, презентации, базы

Тест

Анализ работ

ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Работа в команде, группе, коллективе.

Умение взаимодействовать с другими, коммуникативные навыки, учет психологических особенностей партнеров (возрастных), умение выстраивать работу с учетом данных особенностей

Знание психологических особенностей коллективной работы и личностных характеристик

Разработка проектов в мини группах

Развивающие и образовательные проекты

Защита проектов

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Постановка цели деятельности, управление коллективом для достижения цели

Использование приемов мотивирования обучающихся

Знание особенностей мотивации и приемов стимулирования других на выполнение деятельности, учет возрастной специфики и ведущего типа деятельности

Разработка планов воспитательной и обучающей работы

Планы, программы, решение психологических задач

Анализ

Тест

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Планирование путей самообразования

Умение самостоятельно работать, определять пути саморазвития

Знание особенностей личностного и профессионального развития, понятия самообразования, возрастные особенности

Составление вопросов для рефлексии

Разработка перспективного плана собственной учебной деятельности, составление плана саморазвития

Опросники, планы, самостоятельные задания по предмету

Анализ опросников и результатов рефлексии, планов

ОК 9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Мобильное и гибкое реагирование на  профессиональные изменения

Умение гибко реагировать на изменение в профессиональной деятельности, новаторские подходы

Знание современных технологий, концепций психического развития

Решение психолого-педагогических задач, обыгрывание ситуаций

Задачи и ситуации

Анализ решений

ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

Инструктирование, профилактика

Умение использовать в работе меры по обеспечению психологического здоровья и физической безопасности обучающихся

Знание мер по обеспечению здоровья обучающихся

Планирование воспитательной и обучающей работы, развивающих занятий

Планы, проекты, занятия

Анализ планов, занятий

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.

Организация и проведение

Умение отбирать формы, методы с учетом психологических особенностей, возрастной специфики

Знание психологических особенностей обучающихся, стратегии организации, видов занятий, методов

Проектирование занятий с учетом психологических особенностей подопечных

Проекты

Анализ проектов

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.

Анализ занятий и мероприятий

Умение анализировать, определять критерии для анализа, описывать результаты анализа

Знание о методах анализа, описания результатов.

Проведение и описание психологических методов изучения психологических особенностей

Психологические исследования, наблюдения

Анализ проведенных наблюдений

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях.

Досуговые мероприятия

Уметь стимулировать и заинтересовывать

Знание приемов мотивирования, особенностей мотивации человека, возрастной специфики и ведущего типа деятельности

Подбор способов мотивации

Планы

Анализ планов

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

Создание развивающей среды

Умение создавать предметы для развивающей среды, умение отбирать материалы для различных аспектов развития

Знание психологических аспектов развивающего воздействия

Разработка проекта развивающей среды

Проект

Анализ проекта, тест

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа

деятельности других педагогов.

Использование психолого-педагогического опыта

Умение рефлексии, отбор опыта других профессионалов

Знания образовательных технологий, понятий самоанализа, рефлексии, теорий развития

Конспектирование, работа над постановкой вопросов к психологическому материалу

Конспекты, вопросы

Анализ структуры  содержания конспектов. Работа над вопросами

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Создание документации

Оформительские умения, умения работать с источниками, систематизировать, анализировать

Знание принципов оформления отчетов, рефератов, выступлений

Написание рефератов, сообщений и докладов. Выступление на занятиях.

Доклады, отчеты исследований, рефераты, сообщения

Анализ оформления, структуры, содержания. Оценка презентации работы

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Работа над исследованиями, проектами

Исследовательские умения.

Знание методов психолого-педагогических исследований, способов организации исследовательской деятельности

Написание исследовательской работы

Курсовые проекты

Анализ оформления, структуры, содержания и презентации

Примерный учебный план по предмету

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.01   

МДК.01.02 Теории психического развития

60

Тема 1.1. Введение в психологию развитию.

 Содержание

1.

Основные понятия. Психология развития как самостоятельная область знаний. Предмет психологии развития. Сущность понятия «развитие».

1



1

2

Основные свойства и формы развития. Ведущие принципы развития

1

Практические занятия

1.

Анализ понятий психологии развития

1

                 1-2

Тема 1.2. Исторический анализ понятия «детство».

 Содержание

1.

Психологические воззрения на природу психического развития ребёнка в разные эпохи: древнегреческая философия, эпоха средневековья, эпоха Возрождения.

1



1

2

Исторические предпосылки возникновения психологии развития как науки.

1

Практические занятия

1.

Работа с текстами статей

1

                 1-2

Тема 1.3. Основные подходы, объясняющие развитие человека.

 Содержание

1.

Первая теоретическая концепция детского развития – концепция рекапитуляции С. Холла. Основные положения педологии и её связь с другими науками о. ребёнке

1






1

2

 Теории развития, подходы к проблеме психического развития в основных зарубежных психологических школах . Взгляды А.Гезелла, В.Штерна, Э.Клапареда, М.Мид., М.Монтессори, А.Бине, Э.Дюркгейма

2

3.

Концепции личностного развития в зарубежной психологии – З.Фрейд, Э.Эриксон, К.Г.Юнг, Б.Скинер, Г.Олпорт, Ж.Пиаже.

2

4.

Теории развития отечественной психологии. Этапы становления и особенности отечественной психологии развития

1

5

Теории развития до 30-х годов 20 века. П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, Г.И.Россолимо, М.С.Бехтерев, Л.С. Выготский

2

6

Ведущие идеи отечественной психологии развития – Д.Б.Эльконин, П.И.Гальперин, А.И.Запорожец.

1

Практические занятия

1.

Работа с текстами работ

1

                 1-2

Тема 1.4. Закономерности психического развития ребёнка первых 7 лет развития

 Содержание

1.

 Проблемы созревания мозга. Закономерности психического развития ребёнка. Понятие социальной ситуации развития. Периодизации развития

3






1

2

Кризис новорожденности.

2

3.

Особенности развития в период младенчества

2

4.

Особенности развития в период раннего детства  Кризис 3 лет

3

5.

Особенности когнитивного, личностного и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Кризис 7 лет

2

6.

Психологические аспекты готовности ребенка к школе

4

Практические занятия

1.

Решение психологических задач и ситуаций

2


                 1-2

Тема 1.5. Закономерности психического развития в младшем школьном и подростковом возрасте

 Содержание

1.

Особенности когнитивного, личностного и эмоционального развития в младшем школьном возрасте. Проблемы адаптации ребенка в школе.

4






1

2

Когнитивное, личностное и эмоциональное развитие в младшем школьном возрасте.

4

3.

Социальная ситуация развития и подростковый кризис.

4

4.

Когнитивные, личностные изменения в подростковом возрасте. Особенности эмоциональный сферы.

3

Практические занятия

1.

Решение психологических задач и ситуаций

2


                 1-2

Тема 1.6. Развитие в юности и зрелом возрасте. Старость.

 Содержание

1.

Специфика профессиональной деятельности и личностных качеств в юности и зрелом возрасте

2






1

2

Социальная ситуация развития. Кризисы зрелого возраста.

2

3.

Геронтология об особенностях старения, страхи и тревоги, отношение к смерти.

2

Практические занятия

1.

Решение психологических задач, ситуаций

2

1-2

Направления самостоятельная работа при изучении МДК  01.02

1.Систематическое повторение изученного  материала на основе конспектов занятий.

2.Самостоятельное изучение специальной литературы по пройденному материалу.

3.Решение практических ситуаций и задач

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

 1.Осуществление поиска решения практических задач по проблемам возрастного развития

 2.Работа с текстами статей по вопросам психического развития ребенка

 3. Работа над докладами, сообщениями и рефератами в рамках курса

Учебная практика

Виды работ:

1.Определение подходов к решению воспитательных и развивающих задач, создание учебной среды в дополнительном образовании с использованием знаний возрастных особенностей детей

2. Составление психолого-педагогической характеристики группы, отдельных учащихся.

3.Анализ организации мероприятий по дополнительному образованию с точки зрения использования концепций личностного развития

4.Ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс

Контрольно-измерительные материалы

КИМы представляют собой задания с вариантами ответов, заданиями на соотнесение и вопросы-размышления. Задания в КИМах располагаются по мере усложнения.

Примеры КИМ

Тестовая работа №1

  1. Соотнесите понятие и его краткое определение:

1. Развитие

А. психофизиологический процесс

2. Созревание

Б. Бурный период, разрушение старого

3. Кризис

В. Момент особой чувствительности к одной из сторон развития

4. Сензитивный период

Г. Система отношений ребенка с окружающим миром

5. Социальная ситуация развития

Д. Деятельность, с которой связано возникновение новообразований

6. Ведущий вид деятельности

Е. Процесс перехода из одного состояния в другое

  1. Определите, о каком явлении идет речь
  1. Затишье, накопление количественных изменений
  2. Качественный скачок в развитии, острый период
  3. Освоение нового с помощью взрослого
  4. Позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития

  1. Приведите пример на один из принципов развития (по вашему выбору)

  1. Возможно ли использовать самонаблюдение в психологии развития? Аргументируйте ответ.

  1. Почему детство является парадоксальным периодом по мнению Д.Б. Эльконина?

  1. По вашему мнению, что послужило причиной преодоления безразличия к детям и детству в 16 веке? Какие признаки преодоления безразличия вы знаете.

  1. Есть ли недостатки у помогающего периода (стиля воспитания), о котором говорит Ллойд Демоз? Перечислите их.

Тестовая работа №2

  1. Перечислите три предпосылки возникновения психологии развития как науки.

  1. В каких теоретических  положениях В.Штерна прослеживаются идеи развития?

  1. На основе какой теории строил свою концепцию психического развития Стенли Холл? В чем специфика взглядов Холла?

  1. С чем проводил аналогии Гетчинсон при раскрытии стадий развития ребенка?

  1. Какие этапы психического развития были открыты Карлом Бюлером?

  1. Как происходит развитие по Э.Клапареду?

  1. Какие положения теории Селли были положены в основу программы развивающего обучения Монтессори?

  1. В основе развития ребенка по М. Мид лежат (выделить необходимое)
  1. образование родителей
  2. социокультурная среда
  3. воспитание
  4. инкультурация

  1. Перечислите жизненные среды, которые выделяют в окружении ребенка представители экологического подхода.

Тестовая проверочная работа №3

  1. Процесс развития в психоаналитической концепции З. Фрейда связан с…

  1. Познавательными процессами
  2. Мотивами
  3. Интеллектом
  4. Личностью
  5. Культурой
  6. Влечениями
  7. Наследственностью
  8. Обучением

  1. Соотнесите понятия психоаналитической концепции и автора понятия.

  1. Зигмунд Фрейд
  2. Карл Густав Юнг
  3. Альфред Адлер
  1. Ид
  2. Стиль жизни
  3. Коллективное бессознательное
  4. Танатос
  5. Архетип
  6. Анимус
  7. Комплекс Электры

  1. Соотнесите стадии психосексуального развития по Фрейду с возрастом человека
  1. Оральная
  2. Анальная
  3. Фаллическая
  4. Латентная
  5. Генитальная
  1. 12-18 лет
  2. 1-1,5 – 3 года
  3. 6-7 – 12 лет
  4. 0-18 месяцев
  5. 3-6 лет

  1. Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе», выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.

«Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

        

  1. Определите по описанию стадию психосоциального развития по Э.Эриксону.

1 – Закладывается основа самостоятельности

2 – Стремление и восприимчивость к обучению

3 – Забота, как противоположность поглощенности собой

4 – Закладываются основы доверия к миру

5 – Закладывается активность

  1. Какие недостатки можно выделить в теории бихевиористов?

  1. Перечислите основные черты гуманистического направления в психологии.

  1. Определите особенность детского мышления по Ж.Пиаже
  1. Моральная вина определяется по видимому результату, а не по намерению
  2. «Мороженное, чтобы мне было вкусно»
  3. «Солнышко проснулось»
  4. «Ветер, потому что деревья качаются»
  1. Примером чего служит эксперимент с макетом из трех гор, предложенный Жаном Пиаже.

Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разного цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из вариантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До шести-семилетнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.

Итоговое (зачетное) портфолио по предмету

Зачетное задание может выполняться в двух формах на выбор студента.

- форма проекта

- форма портфолио

Проект

Создание проекта мероприятия, занятия дополнительного образования, развивающей среды, общественной организации или учреждения дополнительного образования в рамках выбранной теории развития (гуманистическая, психоаналитическая, бихевиористическая, социокультурная психологии и другие теории) и с учетом возрастных особенностей. Проект содержит подробное раскрытие всех пунктов структуры.

Структура проекта (возможно добавление собственных пунктов с обоснованием их необходимости):

  1. Социальная цель работы, занятия, создания среды или учреждения
  2. Психологическая и педагогическая цель
  3. Решаемые задачи. Задачи учреждения (развивающие, образовательные, воспитательные), задачи организации или движения.
  4. Контингент (возрастные, социальные особенности)
  5. Вид образовательного учреждения (детский  дом, ДОУ, школа, гимназия, колледж). Общественная организация.
  6. Ведущие теории развития, которые лежат в основе.  Как понимается процесс развития. Какие факторы влияют.
  7. Ведущие принципы, на которых строится образовательный процесс
  8. Ведущие понятия проекта.
  9. Методы и технологии работы
  10. Примерный план работы
  11. Портрет выпускника, ученика, подопечного по окончании работы

Портфолио

Представлено набором отчетных заданий по дисциплине

№ п\п

Задание

Методическое пояснение

1

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет,

выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического, бихевиористического, гуманистического или иного подхода.

— Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

— Выделите основные исходные установки автора.

— Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

— Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте его теории.

2

Подготовка сообщений-эссе.

«Предпосылки и этапы речевого развития»,

«Игрушка как средство общения ребенка и взрослого».

«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста»

3

Адресные рекомендации

Дать рекомендации родителям ребенка 1 года (кризис 1 года)

4

Адресные рекомендации

Составить рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей в период кризиса  3 лет

5

Ответ на вопрос в форме эссе

Что имел в виду Л.Н.Толстой, говоря, что «от рождения ребёнка до четырёх лет – целая  вечность, а с четырёх лет до меня – страница, один шаг»? Что вы можете сказать о психическом развитии человека в первые и последующие годы жизни?

6

Подбор материалов

Подобрать и перечислить методы определения школьной готовности, составить перечень методов и примеры конкретных методик, не менее 5).

7

Анализ поведения  форме эссе

Проанализировать особенности поведения подростка (из личного опыта)

8

Адресные рекомендации

Составить рекомендации для родителей подростка

Вопросы для повторения к комплексному экзамену по модулю.

Дисциплина входит в комплексный экзамен по модулю 01.02. (согласно государственному стандарту ФГОС СПО).

Вопросы:

  1. Наиболее значимые теории развития в зарубежной психологии 19-20 века (раскрыть на примере 2 теорий по выбору)
  2. Наиболее значимые исследования развития в отечественной психологии (раскрыть на примере 2 теорий по выбору)
  3. Культурно-историческая теория развития Л.С.Выготского. Периодизация психического развития.
  4. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Основные понятия, использующиеся в периодизации.
  5. Новорожденность. Особенности периода развития. Рефлексы. Комплекс оживления.
  6. Младенчество. Социальная ситуация. Кризис. Основные линии развития.
  7. Раннее детство. Кризис. Социальная ситуация развития. Основные линии развития.
  8. Дошкольный возраст. Социальная  ситуация развития. Основные линии развития.
  9. Младший школьный возраст. Социальная ситуация развития. Основные линии развития.
  10. Подростковый и юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Кризисы. Основные линии развития.

Задачи:

  1. Почему в ясельной группе рекомендуется вешать картинки цельного изображения, яркие и ещё менять их местами? Объясните, зная особенности восприятия и внимания.

  1. На знании, каких закономерностей развития мышления  детей основывался Ян Амос Коменский, когда говорил: «Следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними»?

  1. Давно замечено, что младенцы из домов ребёнка плохо прибавляют в весе и отстают от своих сверстников в развитии. Почему? Возможно ли такое явление в условиях домашнего воспитания? Что можно предпринять?

  1. Мама Наташи (4месяца) постоянно разговаривает с дочкой: Сейчас мы пойдём гулять, на улице яркое солнышко… Добрая водичка, умоет Наташе личико… и т.п.                        Соседка замечает: Что ты с ней говоришь, ведь она ещё маленькая – ничего не понимает! Права ли мама Наташи и какой прогноз можно дать о  развитии её дочери?

  1. Наблюдение за детьми подтверждает, что индивидуальны пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребёнка.

«Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и оно оживленнее всего приветствуется. Процесс развития замедляется там, где она остаётся равнодушной или скрывает своё одобрение» (Анна Фрейд)

Согласны ли вы с этим суждением? Приведите примеры, подтверждающие данное суждение.

  1. Что имел в виду Л.Н.Толстой, говоря, что «от рождения ребёнка до четырёх лет – целая  вечность, а с четырёх лет до меня – страница, один шаг»?

Что вы можете сказать о психическом развитии человека в первые и последующие годы жизни?

  1.  Как развить в ребёнке-непоседе умение подчиняться правилам, сдерживать свои импульсивные желания?

  1.  Одна родительница вспоминает: «Я своих родителей ненавидела за то, что они чрезмерно опекали меня, а сейчас очень даже им благодарна. Благодаря им со мной ничего не случилось. Руки-ноги целы. Со своим сыном я буду обращаться так же. У меня один ребёнок, я рисковать не хочу».

       Каковы возможные последствия такого воспитания?

9. Каково отношение героя А. де Сент-Экзюпери к физиологическим особенностям старения?

О каком психологическом новообразовании старости идет речь в данном отрывке?

«...Волны памяти бередят сознание, омывают пережитым, приносят и уносят воспоминания, но переживания уже оставили сердце... Меня утешили за то, что я состарился, за то, что стал раскидистым деревом с узловатым стволом и морщинистой корой, которую так трудно поранить, за то, что от пергамента моих пальцев веет запахом времени, будто я успел сбыться. Вот оно, мое утешение: я подумал, что нет больше тирана, который устрашил бы меня, старика, запахом пытки — у пытки запах кислого молока — ничего не изменить тирану в том, что уже состоялось, какова бы ни была моя жизнь, она уже есть у меня, она позади, словно плащ, и держится на тонкой тесемке. Люди уже запомнили меня, и отрекайся — не отрекайся — ничего уже не изменишь. Утешало меня и то, что вскоре я избавлюсь от своих тягостных пут, мне казалось, что я уже обменял заскорузлую плоть на легкие неосязаемые крылья. Будто разрешился от времени самим собой и гуляю наконец подле ангела, которого искал так долго. Словно сбросил старую оболочку и снова стал юнцом. Но не порывы, не желания сопутствуют моей юности — безмятежная ясность. Моя юность тяготеет к вечности, а не к сумятице жизни. Новая моя юность была пространством и временем. Мне показалось, я стал вечным»

10. Проанализируйте данный отрывок, обращая специальное внимание на:

— особенности переживания героем кризиса середины жизни;

— поиски им путей преодоления кризисных явлений.

«...Но Денисов знал, что он и сам не подарочек — с прокуренным своим пиджаком, с тяжелыми мыслями, с ночным сердцебиением, с предрассветным страхом — умереть и быть забытым, стереться из людской памяти, бесследно рассеяться в воздухе. До половины пройдена земная жизнь, впереди вторая половина, худшая. Вот так прошелестит Денисов по земле и уйдет, и никто-то его не помянет! Каждый день помирают Петровы и Ивановы, их простые фамилии высекают на мраморе. Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске, почему не украсить своим профилем Орехово-Борисово? «В этом доме проживаю я...» Вот он женится на Лоре и помрет — она же не решится обратиться туда, где это решают, увековечивать, нет ли... «Товарищи, увековечьте моего четвертого мужа, а? Ну, товарищи...» «Хо-хо-хо...» Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не выстрелил. Ничего нового не открыл и именем своим не назвал. Да ведь и то сказать, все уже открыто, перечислено и поименовано, все, и живое и мертвое, от тараканов до комет, от сырной плесени до спиральных рукавов заумных туманностей. Вон какой-нибудь вирус — дрянь, дешевка, от него и курица не чихнет, так нет, уже пойман, назван, усыновлен парочкой ученых немцев — смотри сегодняшнюю газету. Призадумаешься — как они его делят на двоих? Небось разыскали его, завалящее такое дрянцо, в немытом стакане и обмерли от счастья — и ну толкаться, кричать:

«Мое!» — «Нет, мое!» Разбили очки, порвали подтяжки, отмутузили друг друга, запыхались, присели со стаканом на диван, обнялись: «Давай, брат, пополам!» —

«Давай, что уж с тобой поделаешь...»

<...> Пробовал Денисов изобретать — не изобреталось, пробовал сочинять стихи — не сочинялось, начал было труд о невозможности существования Австралии: сварил себе крепкого кофе и засел на всю ночь к столу. Работал хорошо, с подъемом, а под утро перечел — и порвал, и плакал без слез, и лег спать в носках. Вскоре после этого он и повстречал Лору, и был пригрет и выслушан, и многажды утешен как у себя в Орехове-Борисове, где на них, конечно, пролился золотым дождем капитан, опять отдраивший кингстоны, так и в ее безалаберной квартирке, где всю ночь в коридоре что-то шуршало»

11. Как в размышлениях юноши отражается специфика его внутреннего мира,

его отношения к себе, к окружающим, к будущему?

«— Назови, кем бы тебе хотелось стать.

— Ну, ученым, или адвокатом, как папа. К наукам я не способен. Адвокатом, наверное, неплохо, но все равно не нравится, — говорю. — Понимаешь, неплохо, если они спасают жизнь невинным людям и вообще занимаются такими делами, но в том-то и штука, что адвокаты ничем таким не занимаются. Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги, играть в гольф, в бридж, покупать машины, пить сухие коктейли и ходить этаким франтом. И вообще, даже если бы ты все время спасал бы людям жизнь, откуда бы ты знал, ради чего ты это делаешь — ради того, чтобы на самом деле спасти жизнь человеку, или ради того, чтобы стать знаменитым адвокатом, чтобы тебя все хлопали по плечу и поздравляли, когда ты выиграешь этот треклятый процесс, — словом, как в кино, в дрянных фильмах. Как узнать, делаешь ты все это напоказ или по-настоящему, липа все это или не липа? Нипочем не узнаешь!.. Знаешь, кем бы я хотел быть? — говорю. — Знаешь такую песенку — «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверно, я дурак»

12. Какие характерные особенности эмоциональной сферы подростка описаны в данном отрывке?

«Он думал: «Я длинный». Люсьен сгорал от стыда, ведь он такой же длинный, как Барато — маленький, и все смеются над ними. Его словно сглазили: до сего дня он считал естественным смотреть на своих товарищей сверху вниз. Теперь же ему представлялось, что его обрекли вдруг до конца дней оставаться длинным. <...>

Люсьен был в отчаянии. Когда мать уложила его спать, он встал и подошел к зеркалу — посмотреть на себя.

<...> В последующие дни ему хотелось попросить у г-на аббата разрешить пересесть в глубину класса. И все из-за Буассе, Винкельмана и Костиля, которые сидели позади и смотрели ему в затылок. Люсьен чувствовал свой затылок, хотя и не видел его. Но когда он, лихо отвечая, читал монолог Дона Диего наизусть, те, другие, находились сзади, смотрели ему в затылок и думали с усмешкой: "Какой он худой, шея у него, как две веревки"»

13. О каких особенностях подростковой психики свидетельствуют приведенные ниже высказывания?

«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет» (М. Твен. Цит. по: Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 558).

«Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители». (Р. Уолдер (американский психолог). Цит. по: Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Дутенко. 1999. С. 596).

14. Выделите элементы структуры сюжетно-ролевой игры, описанной Д.Н. Толстым. Что вы можете сказать о разнице позиций детей-участников?

«Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

— Ну, во что? — сказала Любочка, щурясь от солнца и припрыгивая по траве — Давайте в Робинзона.

— Нет... скучно,— сказал Володя, лениво повалившись на траву и пережевывая листья,— вечно Робинзон! Ежели непременно хотите, так давайте лучше беседочку строить.

Володя заметно важничал: должно быть, он гордился тем, что приехал на охотничьей лошади, и притворялся, что очень устал. Может быть, и то, что у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Игра эта состояла в представлении сцен из «Швейцарского Робинзона», которого мы читали незадолго пред этим.

— Ну, пожалуйста... отчего ты не хочешь сделать нам этого удовольствия? — приставали к нему девочки.— Ты будешь Карл, или Эрнест, или отец — как хочешь? — говорила Катенька, стараясь за рукав курточки приподнять его с земли.

— Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

— Так лучше бы дома сидеть, коли никто не хочет играть,— сквозь слезы выговорила Любочка. Она была страшная плакса.

— Ну, пойдемте; только не плачь, пожалуйста: терпеть не могу!

Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры. Когда мы сели на землю и, воображая, что плывем на рыбную ловлю, изо всех сил начали грести, Володя сидел сложа руки и в позе, не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это; но он отвечал, что оттого, что мы будем больше или меньше махать руками, мы ничего не выиграем и не проиграем и все же далеко не уедем. Я невольно согласился с ним.

Когда, воображая, что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и сказал мне, что будто бы и он ходил. Такие поступки и слова, охлаждая нас к игре, были крайне неприятны, тем более что нельзя было в душе не согласиться, что Володя поступает благоразумно.

Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей,— и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»

15. Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в школе? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

«Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так: «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

— Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать,— говорит она, не отрываясь от «Ласточки». Голос у нее сухой и отчетливый, будто она диктует диктант.

Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племяннице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и попрекают меня, зачем я не похож на Марусю. Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида.

Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце концов махнула рукой. Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, мальчишеским голосом:

— Хочешь играть в путешествия?

Я ответил:

— Еще бы!

Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть

только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то. А потом сказала:

— Повтори.

Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать — значило для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу — полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся окончательно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством»

Глоссарий предмета

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост — количественный аспект процессов развития.

Онтогенез - развитие от зачатия до смерти.
Филогенез - историческое развитие.

Созревание - естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста

Социальная ситуация развития - единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой

Ведущая деятельность – вид деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Новообразование — во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психи

Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. 

Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997. 
  2. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. 
  3. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2000. 
  4. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998. 
  5. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998. 
  6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. 
  7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995. 
  8. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994. 
  9. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002. 
  10. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001. 
  11. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992. 
  12. Захаров А.И. Ребенок до рождения. ? С-Пб, Союз, 1998. 
  13. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003. 
  14. Кон И.С. Ребенок и общество. ? М., 1998. 
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. 
  16. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. ? М., Линка-пресс, 1997. 
  17. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. ? М., Владос, 1998. 
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. 
  19. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999. 
  20. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. 
  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000. 
  22. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. 
  23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999. 
  24. Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. ? М.: Издательский центр "Академия", 1997. 
  25. Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. ? М.: Изд. центр "Академия", 2001. 
  26. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. ? М.: Аспект Пресс,2001. 
  27. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. ? М.: Изд. центр "Академия",1999. 
  28. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003. 
  29. http://psyjournals.ru/topic/index.shtml - актуальные статьи по теориям развития и возрастной психологии, исследования

Список информационных источников

Ресурс

Краткое описание

http://www.psibook.com/01/015.html

Основные теории развития

http://www.psibook.com/02/

Развитие младенца

http://psyera.ru/2991/usloviya-psihicheskogo-razvitiya

Условия психического развития

http://psyera.ru/2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let

Психическое развитие ребенка от 3 до 7

http://psyera.ru/4602/n-leontev-k-teorii-razvitiya-psihiki-rebenka

Статья А.Н.Леонтьева – К теории развития психики ребенка

http://psyera.ru/4498/mehanizm-psihicheskogo-razvitiya-rebenka

Механизм психического развития ребенка

http://psyera.ru/4500/pokazateli-psihicheskogo-razvitiya-rebenka-i-metody-ih-izucheniya

Показатели психического развития и методы изучения

http://psyera.ru/2322/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-1-goda-do-3-let

Психическое развитие ребенка от 1 до 3

http://psyera.ru/2321/psihicheskoe-razvitie-rebenka-pervogo-goda-zhizni

Психическое развитие ребенка первого года жизни

http://psyera.ru/etapy-razvitiya-psihiki-v-filogeneze-2084.htm

Этапы развития психики в филогенезе

http://psyera.ru/5047/stadialnost-i-nepreryvnost-psihicheskogo-razvitiya

Стадиальность и непрерывность развития

http://psylib.org.ua/books/taiso01/index.htm

Психоаналитические теории развития

http://www.psychologos.ru

Энциклопедия практической психологии

http://bookap.info/genpsy/hilko_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/

Возрастная психология: конспект лекций

http://bookap.info/genpsy/loshchenkova_vozrastnaya_psihologiya_shpargalka/load/rtf.shtm

Возрастная психология: шпаргалка

http://bookap.info/genpsy/larina_psihologiya_razvitiya_i_vozrastnaya_psihologiya_konspekt_lektsiy/

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций

http://www.pedlib.ru/Books/1/0439/1_0439-1.shtml#book_page_top

Сапогова Е. Психология развития человека

http://psychology.academic.ru

Большие энциклопедии

http://website-seo.ru/

Обширная информация по психологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Педагог дополнительного образования как организатор нравственного развития учащихся

Статья посвящена проблеме нравственноговоспитания учащихся средствами дополнительного образования...

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестации по МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования для обучающихся по специальности 42.02.03 Педагогика дополнительного образования

Перечень заданий для проведения промежуточной аттестациипо МДК 03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образованияТема 3.1.  Теоретические осн...

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА: Развитие профессиональных компетенций педагога дополнительного образования

Предложена модель профессиональной компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации ...

Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование»

Учебно-методический комплекс для педагогов дополнительного образования «Разработка оценочных материалов для объединений «Судовое моделирование» – это система нормативной и учеб...

Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13.  Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...