Разработка учебного занятия по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
план-конспект занятия

Тема учебного занятия: ««Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»». Тема занятия по МДК 01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент: фортепиано ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности представлена как урок закрепления знаний музыкальных выразительных средств и развития навыков фразирования в процессе исполнения музыкальных произведений разных жанров на фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Белгородской области

областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Конспект учебного занятия по МДК.01.07

музыкальный инструмент

(фортепиано)

по теме «Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»

И.Ю.Войченко,

преподаватель музыкальных дисциплин

Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности), ПМ.01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано).

Участники: студентка 21-М группы Мария, студентка 41-М группы Екатерина:

Длительность: 45 минут (1 урок).

Место проведения: 120 ауд.

Тип урока: закрепление изученного.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Тема: «Особенности фразировки в произведениях разных жанров на уроке (2 года обучения)».

Цель урока: закрепить особенности фразировки и возможности применения ее в изучаемых произведениях.

Обучающий компонент:

1.Обобщить знания о музыкальной фразе, фразировке, ее построении.

2. Обучать использованию разных способов фразирования.

3.Совершенствовать профессиональные исполнительские навыки.- восприятие и воспроизведение мелодий напевно и выразительно,

- охват музыкальных фраз с динамическим соотношением звуков.

Развивающий компонент:

1.  Расширять и закреплять исполнительские навыки с применением правил фразировки, которые будут способствовать высокохудожественному исполнению произведений разных жанров.

2.Демонстраций профессиональных компетенций Педагог:а дополнительного образования в сотрудничестве студентов 2, 4 -го курсов.

- расширение музыкально-теоретических знаний о выразительности исполнения.

Воспитывающий компонент:

  1. Пробуждать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, воспитывать музыкальный вкус на основе освоения этюда. Пьесы, и полифонии.
  2. Мотивировать на более высокий уровень исполнительства основе сопоставления техники игры и грамотного фразирования студентов 2, 4 курсов при исполнении пьес.
  3. Мотивировать к самостоятельным занятиям, овладению техникой фразирования.
  4. Методы, используемые в работе: метод сотрудничества, наглядный, сравнение, наблюдение; прием «попутного подсказа», прием «направляющих указаний», прием «поправочных остановок», прием подтекстовки, прием вокализации (сольфеджирования), изменения фактуры сопровождения мелодии практический метод: прослушивание, исполнение.

Формы работы: индивидуальная.

Ресурсное обеспечение:

Оборудование: фортепиано.

Методическое обеспечение: дидактический материал для студентов без музыкальной подготовки (Приложение), нотные пособия – А.Николаева «Фортепианная азбука», С.В.Грохотов «Как научить играть на рояле», Б.Поливоды «Хрестоматия. 125 новых пьес для фортепиано».

Прогнозируемый результат:

По итогам урока обучающийся должен освоить следующие профессиональные и общие компетенции:

  1. В соответствии с профессиональной компетенцией ПК 1.4. Демонстрировать владение различными видами инструментального исполнения.

Показатели: 

- студентка исполняет упражнения, этюд, пьесу и песню разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе,

  1. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Показатели: 

- студентка верно определяет построение мелодической линии, добивается фразирования мелодии, используя средства музыкальной выразительности в изучаемых произведениях в процессе их анализа,

  1. ОК 4 – Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Показатели: 

- студентка продолжает самостоятельно изучать дополнительную литературу о музыкальном искусстве, композиторах и фортепианном исполнительстве.

План - схема урока

Этапы урока

Цель

Деятельность преподаватея

Деятельность студента

Результативнось

I. Орг.момент

Психолого-Педагог:ическая подготовка к уроку

Подготовка к уроку, план урока, дидактический материал

Подготовка нотного материала к уроку, презентация, подтекстовка

Готовность к уроку преподавателя и студента

II.

Закрепление изучаемого материала

Гамма C-dur, трезвучия, арпеджио

Коррекция, анализ выполнения всех упражнений

Исполнение упражнений верной аппликатурой, соблюдая крещендо и диминуэндо

Формируемый навык исполнения технических упражнений с использованием динамической фразировки

III.

Проверка домашнего задания (Е.Гнесина Этюд C dur)

1)Стабилизация

формирования

мелодического

развития в

музыкальных

 фразах

Коррекция

выполнения

всех

мелодических

линий на

реальном

слышимом

legаto

Выполнение

плавного

«переливании

я»

одного звука

в другой с их

динамическим

сопоставлением;

с использованием подтекстовки

Согласованное

распределение

силы

 последовательных звуков в пассажах; соблюдение длительностей

нот и точной

артикуляции

IV.

Детальная работа над

1)А.Гедике - Ригодон

Развитие навыка гармонического и динамического сопровождения мелодии

Коррекция и анализ партии левой руки в согласованности с гармоническим, динамическим построением фразы,

показ изменения фактуры в л.р. как гармонической поддержки

Исполнение сопровождения мелодии с измененной фактурой

в аккомпанементе,

делая движение к смысловым вершинам

в фразах более выпукло

Готовность студента эффективно использовать приобретаемые навыки побора (варьирования фактуры) сопровождения к мелодии как поддержку ее фразирования

2) Г.Перселл - Ария

Придать музыкальным фразам надлежащую степень выпуклости нарастания и спада, необходимую долю выразительности оттенков, обратив внимание на характер тембра и интонаций

Коррекция и анализ использования тембральной окраски каждого голоса,

Осознанного интонирования мотивов и их фразирования внутри фраз

Исполнение выразительно и осмысленно, используя прием вокализации и прием удвоения тембра одной из партий

Готовность самостоятельно работать над фразировкой в двухголосных несложных полифониях с использованием изученных приемов

V. Итог урока

Определение выполнения поставленной цели и задач

Анализ выполнения этапов урока

Самооценка

Выполнение всех этапов в соответствии с конспектом урока

VI.

Рефлексия

Определение уровня сформированности – самоанализ учебной деятельности

Вопросы для рефлексии

Самоанализ собственной деятельности на уроке

Мотивация и планирование студентом дальнейшей самостоятельной работы по теме урока

VII.

Домашнее задание

Закрепить полученные и вновь изученные особенности фразирования

Методические рекомендации

по выполнению

д/з:

исполнять гамму, трезвучии, арпеджио обычные и ломаные с использованием крещендо и диминуэндо;

повторять этюд с использованием подтекстовки;

отработать фразирование мелоди с измененной фактурой аккомпанемента в Ригодоне;

в Арии использовать прием вокализации и удвоения тембра ( одной из партий)

Усвоение изучаемого материала с использованием новых приемов фразирования.

Стабилизация исполнительских навыков, развитие тембрального, гармонического и метро-ритмического слуха; совершенствование навыка самостоятельной работы

Слайд № 1

  1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте! Учебное занятие по дисциплине: «Музыкальный инструмент (фортепиано)» в рамках ПМ 01. Преподавание в области музыкальной деятельности, МДК 01.07 Подготовка Педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, специальности СПО в соответствии с ФГОС 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования».

Слайд № 2

Занятие проводится в системе индивидуального обучения со студенткой второго курса Марией с участием студентки четвертого курса Екатерины.

2. Тема и цель учебного занятия

Слайд № 3

Тема: «Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров».

Цель урока: закрепить особенности фразировки и возможности применения ее в изучаемых произведениях.

Чтобы реализовать цель, необходимо выполнить следующие задачи:

Слайд № 4

обучающие-

1.Обобщить знания о музыкальной фразе, фразировке, ее построении.

2. Обучать использованию разных способов фразирования.

3.Совершенствовать профессиональные исполнительские навыки.- восприятие и воспроизведение мелодий напевно и выразительно,

- воспроизведение музыкальных фраз с динамическим соотношением звуков.

развивающие-

1. Расширять и закреплять исполнительские навыки с применением правил фразировки, которые будут способствовать высокохудожественному исполнению произведений разных жанров.

2.Демонстрация профессиональных компетенций Педагог:а дополнительного образования в сотрудничестве студентов 2,4-го курсов.

- расширение музыкально-теоретических знаний о выразительности исполнения.

воспитательные-

1. Пробуждать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, воспитывать музыкальный вкус на основе освоения этюда, пьесы, и пьесы полифонического характера.

2.Мотивировать на более высокий уровень исполнительства на основе сопоставления техники игры и грамотного фразирования студентов 2, 4 курсов при исполнении этюда и пьес.

4.Мотивировать к самостоятельным занятиям, овладению техникой фразирования.

Слайд № 5

В ходе занятия продолжается формирование профессиональных компетенций:

ПК.1.4. Демонстрация владения различными видами музыкальной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Умения:

  • находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
  • самостоятельно работать над инструментальным репертуаром, направленным на профессиональную деятельность;
  • демонстрировать владение инструментальными навыками (фортепиано);
  • исполнять фразы выразительно, в соответствии с логикой музыкальной мысли.

Знания:

  • условия фразирования и способы работы над ним.
  • Планируемый результат:

По итогам урока обучающаяся должна освоить следующие профессиональные и общие компетенции:

в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 1.4.: демонстрировать владение различными видами инструментального исполнения.

Показатели: 

- студентка исполняет упражнения, этюд, пьесу и песню разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе,

ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Показатели: 

- студентка верно определяет построение мелодической линии, добивается фразирования мелодии, используя средства музыкальной выразительности в изучаемых произведениях в процессе их анализа,

ОК 4: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Показатели: 

- студентка продолжает самостоятельно изучать дополнительную литературу о музыкальном искусстве, композиторах и фортепианном исполнительстве.

Методы, используемые в работе: метод сотрудничества, наглядный, сравнение, наблюдение; прием «попутного подсказа», прием «направляющих указаний», прием «поправочных остановок», прием подтекстовки, прием вокализации (сольфеджирования), прием изменения фактуры сопровождения мелодии, практический метод: прослушивание, исполнение.

Слайд № 6

3. Актуализация знаний

Педагог: Что такое фразировка?

Мария: Фразировка – средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов.

Педагог: Для чего вам нужно уметь ею пользоваться? 

Мария: С целью выявления содержания, логики музыкальной мысли.

Также с помощью грамотного фразирования музыка становится выразительнее.

Педагог: Вспомните и скажите, при каких условиях музыка будке выразительной?

Мария:

  1. осознание строения фразы (деление на мотивы), ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад) независимо от инструмента;
  2. владение средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;
  3. умение слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.

4. Закрепление изученного материала

Педагог: На слайде представлен графический рисунок динамического развития и спада мелодии в связи с ее звуковысотным движением.

Как правило, самые высокие звуки мелодии чаще всего передают наибольший накал эмоций, подчеркнутый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией. Кульминация подготавливается  постепенным усилением общей звучности каждой предыдущей фразы. После кульминации музыка постепенно успокаивается и звучность ослабляется.

Интонационные точки музыкальной мысли, связанные с гармонической основой: смысловые центры-точки, к которым все тяготеет….(см. рисунок энергетических подъемов, соттветствующие дыхание руки в соответствии с графическим представлением).

Используя первичные правила фразировки, студентка Максимова Мария: исполняет каждой рукой гамму, трезвучия, арпеджио C-dur.

Слайд№ 7

В музыке, как в словесной речи, существуют известные законы фразировки:

1.Звуки, приходящиеся на сильные доли такта или ритма, должны быть исполнены сильнее звуков, находящихся на слабых долях.

2.Высокие звуки исполняются обыкновенно сильнее низких.

3.При подъеме мелодии вверх звуки надо усиливать, а при падении вниз их надо ослаблять.

Педагог: Таким образом, наиболее сильным будет наиболее высокий и в то же время наиболее длительный звук, если он при этом еще приходится на самой сильной доле такта.

Движение мелодии во фразах неразрывно связано со сменой степени громкости – с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно будет исполнена (произнесена), фраза, зависит смысл исполняемой музыки.

По этим законам мы и работаем над фразировкой в изучаемых музыкальных произведениях.

Итак, домашнее задание у Марии было исполнять этюд по этим законам с целью более выразительного исполнения. 

Мария: (садится за инструмент, исполняет Этюд D-dur Е.Гнесиной)

Педагог: А теперь проанализируй свое исполнение.

Мария: Не во всех местах справилась технически.

Педагог: От этого страдало и единство темпа и прерывалась логические нарастания и спады фразирования.

Один из эффективных приемов фразирования – это использование подтекстовки.

Студентка четвертого курса Екатерина: рамках разработки дипломного проекта предлагает тебе свой текст к этюду. Сейчас она покажет, как с помощью подтекстовки можно решить, метро-ритмические задачи, и «одухотворяя» речевые ритмизированные фразы сделает более выразительными.

Слайд № 8

Текст к этюду D-dur Е.Гнесиной

Прыгать на резинке я люблю ве-сной,

И по льду кататься на коньках зи-мой,

Прокатиться на ледянке с го-рки вниз, снег так чист!

И в ворота мяч забить, всех девчонок угостить,

Пры-гать на ска-ка-лке ло-вче всех….

Пусть приходит лето к нам,

Позовем играть всех мам,

Собирать цветы в са-ду.

Прыгать на резинке я люблю ве-сной,

И по льду кататься на коньках зи-мой,

Прокатиться на ледянке с го-рки вниз, снег так чист

Екатерина: (садится за инструмент и исполняет Этюд D-dur Е.Гнесиной).

Екатерина: Попробуй пропеть первые две фразы, повторяя за мной.( Мария: поет мелодию этюда со словами)

Екатерина: А теперь попробуй сыграть то же самое с подтекстовкой, стараясь помогать интонационно, динамически подводя к вершинкам фраз и наоборот, затухая на спаде (Мария: исполняет первые фразы с подтекстовкой).

Екатерина: анализирует исполнение Маши.

Педагог: Общие свойства словесно-речевой и музыкальной интонации предопределяют, в частности, роль словесной речи как той первичной среды, где формируются простейшие навыки интонирования мелодической фразы.

Этим приемом проработай дома этюд, не забывая о динамическом плане между фразами.

5.Детальная работа над Ригодоном А.Гедике

Слайд № 9

Определение Ригодона

Педагог: Какое было домашнее задание?

Мария:1) Рассказать, что такое Ригодон.

Ригодон - старинный французский танец, веселого характера, в скором движении. Обычно исполнялся парами.

2)Выполнить динамическое фразирование в каждой лиге, сделать кульминацию ярче.

Мария: исполняет Ригодон А.Гедике.

Педагог: Анализ исполнения. Послушайте Ригодон в исполнении Кати.

Дырина Е (исполняет Ригодон А.Гедике).

Педагог: В чем разница твоего, Маша, и Катиного исполнения?(Анализ)

В крайних частях мелодия находится в правой руке, а сопровождение достаточно редкое, целыми нотами.

Слайд № 10

Цитата К.Игумнова

Тем не менее, надо видеть не только горизонталь, а советский пианист и Педагог: Константин Николаевич Игумнов писал: «необходимо каждую интонацию, каждое гармоническое звучание рассматривать не в отдельности, как самодавлеющее, а иметь в виду его функциональное значение, рассматривать его в общей связи и, исходя из этого, придавать ему тот или иной характер».

И в пении, и в речи звуковысотные отношения воспринимаются, прежде всего, как смысловое интонирование, а не «переключение» с одной высоты на другую.  Последовательность звуков охватывается процессуально, оценивается как линеарное движение.

Сейчас Катя покажет еще один прием работы над фразированием мелодии.

Екатерина: В начале и заключении пьесы аккомпанемента квинты, которые в качестве приема можно разложить на ломаные арпеджио ( как ты играла в До мажоре, показывает л.р. фрагмент). (Играет Ригодон А.Гедике с ломаным арпеджио в левой руке).

Педагог: Теперь Маша попробует сделать тоже самое, уделяя внимание постепенности крещендо и диминуэндо, помогая левой рукой мелодии в правой.

Мария: исполняет Ригодон А.Гедике с ломаным арпеджио в левой руке).

Педагог: Используя такой способ, как метод достижения наиболее осмысленного энергетического подъема и спада в каждой лиге в синхронизированном ритме продолжай работу дома.

(Обратить внимание на дыхание, цезуры.)

Слайд № 11

Педагог: «Ария», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл.

Мы помним, что одно из первых правил фразировки является полное осознание формы и построения музыкального произведения. В данной мелодии видны глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями – кадансами. А соединенные вместе, они составляют музыкальную мысль – мелодию. Как называется форма мелодии из двух половинок?

Мария: Периодом.

Педагог: В этом примере  предложениями называются половинки, а все вместе – периодом. Мелодия звучит стройно, благодаря такому простому и четкому строению. Поэтому ее очень легко запомнить.

Маше было задано соединить Арию двумя руками.

Мария: исполняет Арию Г.Перселла.

Педагог: В то далекое время, когда  жил Г.Перселл, не принято было ставить в нотах лиги. То, что мы видим в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги -  две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы.

Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не дает ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.

(Педагог: играет фрагменты и комментирует) Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это еще не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.

Какой еще прием для работы над фразированием ты знаешь?

Мария: Прием вокализации. (Исполняет Арию Г. Перселла, 1-е предложение с сольфеджированием мелодии.

Педагог:: Именно выразительное пение способствует правильному интонированию мелодии на инструменте, воспитанию отношения к фортепиано как «поющему» инструменту. Этот кусочек - самая маленькая выразительная частица мелодии – мотив, в котором обязательно есть легкое ударение – акцент. Через пение формируется важное для пианиста ощущение дыхания.

Екатерина: Я тебе расскажу 3 способа, которыми музыкант достигает правильной нюансировки фразы: 1) динамика, «наука о силах»; 2) тембр – то есть качество и окраска звука; 3) темп. К темпам, динамике и оттенкам мы должны присоединить ритм.

На данном этапе работы над арией уместно поговорить о тембрах. Приоритетный (верхний) голос – тема находится в каком регистре?

Мария: Выше среднего чаще всего.

Екатерина: Верно. И на фоне нижнего голоса в малой и большой октавах он может быть не достаточно прочувствован, т.к. нижний регистр имеет более насыщенный тембр.

Поэтому с помощью приема дублирования мелодии (я буду играть мелодию арии на одном инструменте, а ты на другом параллельно.

Екатерина:, Мария: играют арию на двух инструментах.

Педагог: попутно корректирует выразительность достижения интонационных вершин в каждом мотиве и фразе.

Педагог: Этот прием дублирования мелодии или сопровождения ты можешь делать самостоятельно, но в разных октавах.

Маша, Для того, чтобы достичь выразительности в каждой фразе, на что мы должны обратить внимание ме5жду фразами?

Мария: На движения руки. Должны быть снятия, как бы дыхание.

Педагог: Верно. И когда произведение будет увереннее звучать в более подвижном темпе естественное, живое дыхание во фразировке, исходящее из стремления к вокальной выразительности, способствует правильной организации движений в игре, созданию ощущения «дышащей руки».

Слайд № 12

Советы по работе над фразировкой

Педагог: И еще несколько советов по работе над фразировкой:

  1. Когда вы работаете над мелодией и играете ее без сопровождения, поиграйте фразу самой удобной и простой аппликатурой, чтобы убрать дополнительные трудности. При таком исполнении вы скорее услышите верную интонацию фразы.
  2. Поиграйте фразу в быстром темпе, тогда рука найдет самое экономное и естественное движение, сумеет охватить всю фразу целиком. Это особенно важно для медленной музыки: в медленном темпе руки часто начинают делать лишние движения, которые отрывают один звук от другого.
  3. Поучите фразу от конца к началу, постепенно прибавляя по одной ноте: сыграйте последний звук, запомните его, это ваша цель. Потом сыграйте две последние ноты, заранее зная, куда они направлены. Потом три, и так далее, пока не сложите в одно целое всю фразу. Тогда вы, только прикоснувшись к первому звуку, уже будете чувствовать, куда он направлен и чем заканчивается фраза.
  4. Пойте! Лучший пример для фразировки - ваше собственное дыхание.
  5. Перед длинной фразой дыхание должно быть больше, а начинать ее нужно осторожнее, чтобы не растратить  весь воздух на первые ноты. ( Педагог:дает памятку Максимовой М. и Дыриной Е.)

Педагог:

В этом русле нам еще предстоит работать, а Екатерине в скором на Педагог:ической практике в музыкальной школе.

Педагог:

Маша, почему вам необходимо научиться грамотно фразировать музыкальное произведение?

Мария: Для того, чтобы наиболее выразительно и полно раскрыть содержание музыкального произведения, играть осмысленно и эмоциональн.

Екатерина: Тем самым в нашей Педагог:ической деятельности любой репертуар может быть понятен и доступен детям.

Педагог: Маша, понравилось ли тебе работать над фразировкой новыми приемами? Какими?

Мария: Да. Особенно способом дублирования мелодии и совместно с Катей.

Педагог: Катя, вам понравилась такая форма работы с применением технологии сотрудничества?

Екатерина: Мне понравилось, было интересно почувствовать себя в роли Педагог:а. Я буду увереннее себя чувствовать в роли Педагог:а на практике.

.

Итог занятия

Педагог: Итак, вами выполнены несколько приемов работы над фразированием. Проанализируйте каждый из них?

Мария:

Екатерина:

Педагог: Таким образом, цель нашего занятия достигнута, вы в полной мере продемонстрировали особенности фразировки в упражнениях, этюде и пьесах. 

Маша, возьмите листы самооценки, заполни их в соответствии с указанными критериями. Оцените свою работу. (заполняют лист самооценки, проговаривают вслух).

Слайд № 13

Рефлексия

Педагог: С помощью таблицы, выявите знания и умения, которые вам необходимы в работе над фразировкой музыкального произведения.

Знания, умения

Музыкальный инструмент (фортепиано)

Оценка в баллах

(1 –3)

1. Знание сущности понятия:

- «фразировка» музыкальных произведений» и связанных с ней средств музыкальной выразительности;

- жанр упражнений, этюда, пьесы, пьесы полифонического характера

2. Навык определения построения мелодической линии, кульминационных вершин

3. Умение анализировать нотный текст

4. Умение изменить фактуру аккомпанемента

5. Качество исполнения упражнений, этюда, пьес разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе

6. Организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Итого

Перевод баллов в отметку

Оценка в баллах:

1 балл – низкий уровень;

2 балла – средний уровень;

3 балла – высокий уровень.

«5» от 14 до 18

«4» от 9 до 14

«3» от 5 до 9

«2» от 1 до 5

Педагог: Над чем вам еще необходимо поработать, чтобы свободно владеть фразировкой музыкального произведения?

Мария: Я считаю, что мне необходимо лучше доучить нотный текст в Арии Г.Перселла, чтобы использвовать прием вокализации и дублирования мелодии. Во всех музыкальных произведениях применить прием исполнения фраз с конца  к начаолу. А в этюдах чаще применять прием подтекстовки, особенно если есть фактурные и технические трудности.

Екатерина: Я считаю, что в любом жанре надо безукоризненно владеть текстом, больше петь за инструментом и помогать «дышащей» рукой между фразами и при движении к кульминациям.

Педагог: В своей статье «О музыкальном исполнительстве» А. Гольденвейзер так  выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».

Не надо забывать об этом.

Педагог: Домашнее задание Маше: работать над фразировкой репертуара всеми изученными приемами. (Оценка данного этапа работы)

И в заключение урока я хочу процитировать слова знаменитого русского музыканта А.Г.Рубинштейна: «Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое». И продолжу эту мысль его же словами: «Не забывайте делать невозможное, чтобы достичь возможного.

Педагог: Спасибо за работу на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития

Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13.  Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...

Доклад "Особенности подготовки педагога дополнительного образования в области хореографии в БРПК"

В следствии быстро меняющихся условий жизни, появления инновационных технологий, стремительного общественного прогресса, развития науки и техники появляются новые цели образования и воспитан...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...