Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
методическая разработка

       Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соответствии требованиям к МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) с целью оказания методической помощи. В пособии представлены теоретический материал  по обучению основам игры на фортепиано. Предназначено для самостоятельной работы студентов,   закрепления и совершенствования полученных на уроке знаний, умений и навыков, приобретения дополнительных профессиональных знаний и новой информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_po_f-no_algoritmy.doc136 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОГАПОУ СПК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных стилей и жанров

для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

по МДК 01.07  Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Рояли «Bohemia» концертные

   

 Волобуева Ирина Геннадьевна,

преподаватель ОГАПОУ СПК

2017г.

       Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соответствии требованиям к МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) с целью оказания методической помощи. В пособии представлены теоретический материал  по обучению основам игры на фортепиано. Предназначено для самостоятельной работы студентов,   закрепления и совершенствования полученных на уроке знаний, умений и навыков, приобретения дополнительных профессиональных знаний и новой информации.

Составитель:

Волобуева И.Г. преподаватель музыкальных дисциплин ОГАПОУ СПК

Рецензент:

Степанова Т.И., ст. преподаватель к.п.н. кафедры Педагогики и физической культуры СОФ НИУ «Бел ГУ»

Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей инструментальной подготовки

Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

Председатель ПЦК _______________ Волобуева И.Г.

Содержание:

1.   Пояснительная записка

2.   Основные этапы  работы над музыкальными произведениями

2.1. Алгоритм  работы над музыкальным произведением (в целом)

2.2. Алгоритм работы над мелодией

2.3. Алгоритм работы  над этюдами

2.4. Алгоритм работы  над  полифонией

2.5.  Алгоритм  изучения произведений на основе музыкально-ритмических движений

2.6.  Алгоритм привития навыков педализации

2.7.  Алгоритм  чтения с листа музыкального произведения

2.8.  Алгоритм чтения с листа аккомпанемента  детских песен

2.9.  Алгоритм работы подбора мелодии по слуху

2.10 .Алгоритм  транспонирования

2.11 Алгоритм  гармонизации мелодии

3.     Примерный репертуарный список для   самостоятельного изучения

4.     Рекомендуемая литература

4.1.  Рекомендуемая литература (основная)

4.1.  Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных стилей и жанров» созданы для успешной реализации программы дисциплины «Музыкальный инструмент (фортепиано)» предназначены для студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности). Они направлены на освоение профессиональных знаний, формирование  умений и навыков, необходимых будущему специалисту – педагогу дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

Выпускник должны знать:

- основы формирования исполнительской техники;

- особенности работы над произведениями различных стилей и жанров

- основы подбора и гармонизации аккомпанемента.

Выпускник должен уметь:

- уметь организовывать и планировать процесс по освоению игре

 на фортепиано;

- работать над основными элементами фортепианной фактуры в музыкальных произведениях различных стилей и жанров с учащимися разного возраста и уровня подготовки;

- владеть основами подбора и гармонизации мелодии.

Самостоятельная работа –  одна из основных форм обучения, играющая важнейшую роль в процессе воспитания и образования. Актуальность ее связана с задачей интенсификации обучения, усиления ее развивающего эффекта.

Цель самостоятельной работы -  закрепление и совершенствование полученных на уроке знаний, умений и навыков, приобретение дополнительных профессиональных знаний и новой информации.

Во время самостоятельной работы не допустимы ошибки: нерациональность бессистемной, небрежно спланированной самостоятельной работы, опасность технологических ошибок, формирование неправильных привычек и вредных навыков.

Необходимым условием организации самостоятельных занятий является планомерность, системность, целенаправленность, регулярность и осмысленность.

Для усиления практической направленности и развития навыков самоподготовки в методических рекомендациях предложен материал для самостоятельной работы студентов: алгоритмы  работы над музыкальными произведениями различных стилей и жанров,  подбора и гармонизации аккомпанемента детской песни,  списки  литературы.

Методические рекомендации   позволят решать следующие задачи:

- освоить теоретический и практический материал;

- освоить терминологию курса;

- изучить методические и практические основы работы над музыкальными произведениями различных жанров;

         - раскрыть творческий потенциал студента через самостоятельную работу по предмету;

         - воспитывать профессиональную направленность при работе с произведениями, которые необходимы для качественной организации музыкальной деятельности студентов.

          Новизной данного пособия являются разработанные алгоритмы в виде схем.

          Результатами практических занятий по методическим рекомендациям «Алгоритмы работы над музыкальными произведениями» дисциплины должны стать такие показатели  студента:

       - профессиональная грамотность;

       -  систематичность;

       -  добросовестность:

       - творческий подход к порученной работе;

       -  успешность и активность в самостоятельной работе.

       

2. Основные этапы  работы над музыкальным произведением.

2.1.Алгоритм  работы над музыкальным произведением (в целом)

1.Разбирай нотный текст музыкального произведения в медленном темпе с детальной фразировкой.

2.Развивай  умение слушать и слышать фортепианный звук.

3.Добивайся «вокализации» инструмента через интонационную выразительность близкую пению, используя многообразие приемов звукоизвлечения.

4.Приспособь руки к особенностям клавиатуры в зависимости от фактуры произведения.

5.Проанализируй динамику, динамическую звуковую перспективу и музыкальную выразительность.

6. Построй динамический план произведения.

7. Распредели кульминации по степени значимости.

8. Контролируй  слухом  динамику музыкального произведения.

2.2 Алгоритм работы над мелодией

1. Сосредоточься на множестве факторов, влияющих на интонирование мелодии (национальные, стилевые, жанровые моменты, индивидуальность исполнителя).

2. Работая над мелодиями певучего склада, добейся  певучего звука, певучего legato.

3.Обрати внимание на  фразировку. Велика роль лиг, которые бывают смысловые и интонационные.

4.Проанализируй мелодию (мотивы, фразы, предложения, периоды).   Выразительные возможности цезур, пауз.

5.Обрати внимание на   динамику, агогики, артикуляции в произнесении мелодии.

6.Проанализируй специфические мелодические трудности:

- повторяющиеся звуки;

- долгие звуки и вытекающие из них более мелкие длительности;

-  «филировка» звука.

7.Обрати внимание  на сопровождение при исполнении мелодии. Тип аккомпанемента может быть аккордовый, фигурационный.

8.Сбалансируй звучность различных пластов фактуры.

9.Сосредоточься на гармонической и ритмической роли баса. 

2.3 Алгоритм работы  над этюдами

При работе над этюдами происходит закрепление теоретических знаний и освоение различных технических навыков, постепенное развитие беглости пальцев.

1.Применяй систему упражнений для ежедневной технической работы пианиста.

2.Используй различные методы технической работы:

        - метод единообразного повторения для стабилизации навыка;

- метод постепенного набора скорости и силы;

- метод варьирования или чередования нагрузок, управляемость игры;

- метод превышающих нагрузок: плюсы и минусы.

3. Добейся пропорциональности количества повторений и качества игры.

4.Добейся стабилизации пространственных (ощущение расстояния в скачках), временных  (беглость пальцевой техники) или динамических (сила в аккордах, октавах) характеристик.

5. Используй разнообразие упражнений для тренировки (в том числе и самостоятельно придуманных).

6. Применяй методические  рекомендации техники упражнений:

- простота;

- небольшой объем;

- удобство;

- рациональность;

-  варьирование нагрузок;

-  режим переменных движений; членения (технические группировки);

- метод вариантов: ритмических, тональных, артикуляционных, регистровых, динамических.

2.4 Алгоритм работы  над  полифонией

1.Определи,  какого вида  полифонию тебе предстоит выучить:

- подголосочную - тип народного пения, подголоски являются вариантом основного голоса, каждый подголосок способствует распевности темы;

-  контрастную;

-  имитационную.

2. Вспомни - в полифонии все голоса выполняют мелодическую функцию, согласование тем – главная задача.

3.Исполняя полифонию, добейся решения сложной задачи: одновременно вести несколько мелодических линий, сообщая каждой свойственное ей туше, динамический план, фразировку, соединяя их вместе с тем в единый процесс.

4. Используй специальные способы для развития этой способности:

- работа отдельно над выразительным исполнением каждого голоса;

-  разучивание наизусть  отдельных голосов;

- игра одного голоса при пропевании или мысленном представлении другого;

5. Контролируй распределение слухового внимания: вступление «тем», «диалоги»,  «переклички», «вопросы - ответы».

6. Различай голоса в темброво-динамическом отношении.

7. Обрати внимание на артикуляцию при исполнении старинной музыки.

Тщательно работай над отдельными элементами полифонической ткани и их рельефным сочетанием, выявление голосов посредством различной силы звука, его окраски и артикуляции.

8.Применяются многообразные приёмы артикуляции.

-  игра одного и пение другого голоса;

-  игра всех голосов с более рельефным выделением одного из них;

- перенести голос в другой регистр.

9. Постепенно развивай способность  слышать одновременное развитие 2-х голосов и умение вести эти голоса, индивидуализируя их фразировку, динамику, окраску.

10. Определи динамический плана произведения. функции динамики.

11. При работе над каноном (несложные коротенькие пьесы, часто обработки народных песен):

-  соблюдай артикуляционные и динамические обозначения;

- играй без нот по слуху;

- пой вместе с педагогом;

- один голос играй, другой пой;

- играй вместе с педагогом.

12.Обрати внимание на проблемы инструментальной принадлежности,

13.Применяй педаль, учитывая ее связующую функцию, либо гармоническую поддержку, метро – ритмическую.  Педаль не должна мешать голосоведению

2.5 Алгоритм  изучения произведений на основе музыкально-ритмических движений

1. Акцентируй каждую сильную долю музыкального произведения, исполняя в сдержанном темпе.

2. Покажи кульминацию.

3. Утрируй контраст настроений в частях музыкального произведения  (весело, грустно)

4. Дослушай фермату между разнохарактерными частями музыкального произведения.

5. Уточни разницу между штрихами в частях.

  1. Алгоритм привития навыков педализации

1. Перед применением педали  в музыкальном произведении сосредоточься на начальных навыках педализации:

-  внимание  на координацию движений,

- реакцию слуха на движения правой и левой ног.

2. Выучи технические свойства педали, функции педального рычага и способы управления, глубину нажатия педали.

 3. Помни о слуходвигательной природе навыка педализации.

4.Проанализируй педальные  эффекты: «полная глубокая педаль»,«полупедаль», «ритмическая» педаль, «неполная» педаль, «левая» педаль.

5. Используй различные  виды педальной техники:

- прямая педаль (одновременная)

- ритмическая роль педали при организации движения музыкальной ткани;

- связующая педаль - педаль при игре легато;

- «преждевременная» (опережающая, подготавливающая) педаль и ее функции;

- запаздывающая педаль: разные грани использования, техники исполнения;

- педаль фактурная и колористическая (обогащающая);

- педаль на длинных нотах как способ подчеркивания продолжительности звука.

6. При использовании педали в произведениях романтического склада, сконцентрируйся на проблеме дифференциации фактуры.

7. Не забывай - педализация зависимость от плотности фактуры.

8. Помни, что педаль в произведениях танцевального характера имеет метроритмическую функцию. Сделай сравнительный анализ вальсов, поле, мазурок, менуэтов и других жанров. Расставь педаль в заданных пьесах самостоятельно.

9.Включи педализацию в общий звуковой комплекс при работе над музыкальным произведением.

10.Проанализируй авторскую педаль, характеристику редакторских обозначений педали.

11. Определи функции педали, необходимые в данном  произведении.

12.  Применяй разную глубину нажатия и снятия педали.

13.Приобрети новые знания и умения как фактор накопления исполнительского опыта.

2.7 Алгоритм  чтения с листа музыкального произведения

1. Научись свободному беглому чтению нотного текста при первом исполнении музыкального произведения, передавая образ, настроение.

2. Определи лад, тональность, форму, структуру.

3. Упрости фактуру.

4. Играй без остановок и поправок, читая текст на 1, 2 такта вперёд.

5. Не меняй  мелодию и линию баса.

6. Определи основные функции тональности (T-S-D-T).

7. При исполнении опирайся на гармонию основных функций.

8.Не отрывай глаз от нотного текста.

9.Исполни музыкальное произведение близко к авторским указаниям темпа.

2.8 Алгоритм чтения с листа аккомпанемента

детских песен

1. Прочти название песни.

2. Прочти текст слов песни (определи художественное содержание).

3. Определи темп песни.

4. Определи тональность, ладовую окраску.

5.Проиграй мелодическую линию песни, определяя сильные доли, цезуры, фразы.

6. Определи  особенности метро - ритма песни.

7. Проанализируй линию баса.

8. Исполни аккомпанемент детской песни близко к авторским указаниям темпа.

2.9 Алгоритм работы подбора мелодии по слуху

1.Пропой песню со словами,  отмечая  пульс,  сильную долю, ритмический рисунок.

2. Проанализируй звуковысотность и ритмическое движение. Сделай анализ ладовых особенностей мелодии.

3. Подбери мелодию на фортепиано от любого удобного звука (в любой удобной тональности).

4.Играй мелодию в разных регистрах, от разных звуков, в разных тональностях.

2.10 Алгоритм  транспонирования

1. Определи исходную тональность.

2. Проиграй мелодию, закрепив настроение, характер, метро-ритм.

3. Зафиксируй в памяти новую тональность и ключевые знаки.

4.Транспонируй, сохраняя прежнюю мелодическую линию, метро-ритмический рисунок, интервальный состав.

2.11 Алгоритм  гармонизации мелодии

1. Определи тональность мелодии.

2. Проанализируй опорные звуки мелодии на сильных долях такта;

3. Зафиксируй T, S, D (можно письменно).

4. Подбери аккорды по слуху на основе выбора из предложенных, либо самостоятельно выбранных.

5.  Исполни мелодию с линией баса.

6. Выбери ритмический рисунок аккомпанемента с учетом настроения песен.

7. Выбери фактурное оформление гармонии, в соответствии с характером, жанровыми особенностями мелодии.

8. Исполни мелодию со словами и гармонической поддержкой.

Примечание:

На начальном этапе обучения  используй песенный материал на одном, двух, трех и более звуках, с постепенным расширением диапазона, в пределах тонической квинты. Хорошо, если мелодии будут с ясной ладовой направленностью, в простых размерах, с несложными ритмическими рисунками, дублирующими ритм стиха.

В последующем - используй песенный материал на основе семиступенного звукоряда мажора и минора в диапазоне октавы. Мелодии для гармонизации выбирай однотональные, в простых размерах и содержать  музыкальный ритм.

Гармонизация мелодии выполняй на трех уровнях обучения с разными задачами:

I уровень обучения - осваивай простейшие виды аккомпанемента:

-  бурдон (тоническая квинта);

- функциональный бас главных трезвучий.

Исполнение аккомпанемента и мелодии осуществляй в одновременном звучании – бурдон на сильной доле каждого такта или в начале фразы, на один звук функционального баса приходится несколько звуков мелодии.

II уровень обучения - осваивай более сложные виды сопровождения – интервалы и трехголосные аккорды. Освой подбор гармонического сопровождения  с опорой на гармонические модели простейших оборотов T – D;  T – S;  T – S – D. На одну и ту же гармоническую модель  подбирай несколько песен для работы над аккордовым сопровождением. Допустимо как раздельное, так и одновременное звучание аккомпанемента и мелодии.

Простейшие виды гармонического сопровождения – бурдон, функциональный бас – можно подвергать фактурным преобразованиям, используя ритмическую и гармоническую фигурацию.

Латинские обозначения звуков

В музыкальной практике применяют латинские буквенные обозначения звуков и тональностей

C – до                                                       -es - бемоль

D – ре                                                        -is - диез

E – ми                                                       -eses - дубль бемоль

F – фа                                                        -isis - дубль диез

G – соль                                                    -dur - мажор

A – ля                                                        -moll - минор

B - си-бемоль

H – си

Например:                    Des - dur – ре- бемоль мажор

                                  fis – moll – фа- диез минор

                                  a – moll   – ля – минор

Исключения:                 As - ля - бемоль

                                   Es – ми – бемоль

3. Примерный репертуар для практической работы транспонирования, подбора мелодии по слуху, гармонизации мелодии

1. Р.н.п. «На горе-то калина»                2. Р.н.п. «Пойду ль я выйду ль я да»

3. Р.н.п. «Маленькой ёлочке»               4. Р.н.п. «В лесу родилась ёлочка»

5. Р.н.п. «Летал голубь»                         6. У.н.п. «Жук»

7. Э.н.п. «Волынка»                                8. Н.н.п. «Братец Яков»

9. Н. н.п. «Августин»                             10. Р. Паулс «Колыбельная «Сверчок»

11. В. Семёнов «Летняя песенка»        12. Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»

13. Е. Крылатов «Крылатые качели»   14. Г. Гладков «Я на солнышке лежу»

15. М. Иорданский «Голубые санки»  16. Е. Тиличеева «Спи мой мишка»

Примерный  репертуарный список для  самостоятельного  изучения

Музыкальная литература:

1. Сборник полифонических пьес. Составитель С. Ляховицкая.

2. «Юный пианист», различные выпуски.

3. Б. Барток «Детям».

4. И.С.Бах Нотная тетрадь A.M. Бах.

5. И.С.Бах Маленькие прелюдии и фуги.

6. И.С.Бах  Инвенции

7. В. Моцарт «Нотная тетрадь».

8. А.М.Бах «Нотная тетрадь».

9. Н. Николаев «Школа игры на фортепиано».

10 Е. Гнесина «Азбука».

11. К.Черни - Гермер «Этюды»

12. К.Черни «этюды» ор.299

13. К.Черни Избранные этюды.

14. А. Лешгорн Этюды.

15. Хрестоматия    Этюды 1-4 кл.

16. А. Шитте Этюды.

17. И. Беркович  50 этюдов на тему Паганини

18. Чайковский «Детский альбом».

19. Г. Свиридов    Детский альбом.

20.  С.Прокофьев   Детская музыка.

21. Д.Шостакович Детская музыка.  

22.А.Хачатурян Детский альбом.

23. Р.Шуман Альбом для юношества.

24. П.Чайковский Детский альбом.

4. Рекомендуемая литература

4.1.  Рекомендуемая литература (основная)

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 2016.
  2. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. М., 2015.
  3. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 2016.
  4. Баренбойм Л. Размышления о музыкальной педагогике // Баренбойм Л. За полвека: Очерки: Статьи: Материалы. Л., 2016.
  5. Баринова М. О развитии творческих способностей ученика. Л.,2015.
  6. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. М.: изд.-во «Институт психологии РАН», 1997.
  7. Браудо И. Артикуляция. Л.: ГМИ, 2017.
  8. Брянская Ф. Развитие навыков чтения с листа. М.,2017.  
  9. Голубовская Н. О педализации.
  10. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве: Сб.ст. и мат. Л.: Музыка, 2015.
  11. Голубовская Н. Об артикуляции фортепианных произведений Моцарта. О стилях и авторских обозначениях педали // Как исполнять Моцарта: Сб.мат. М.: Классика-XXI, 2016.
  12. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика-XXI, 2016.
  13. Кирнанская  Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., Таланты 21 век.,2015.
  14. Коган Г. Работа пианиста. М.,2016.
  15. Ляховицкая С. С. Задачи для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Л., 2015.
  16. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М.,20016.
  17. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,2017.
  18. Т. Смирнова. Методические рекомендации. М.,2016.
  19. Т.Смирнова. Программа «Класс специального фортепианною Интенсивный курс», М.,2015-2017,изд.4.
  20. Смирнова Т. Воспитание искусством или искусство воспитания. Интерпретация. М., 2016.
  21. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.,2016.
  22. Тимакин Е. Работа над техникой – М.: 2015.
  23. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста – М.: 2015.
  24. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов – М.: 2016.
  25. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 2016
  26. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на ф-но. М., 2016
  27. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 2017
  28. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 2015.
  29. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 2017.
  30. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.
  31. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 2017.
  32. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 2016.
  33. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка,2017.
  34. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 2016.
  35. Сраджев В. Развитие беглости в технической работе пианиста: методическое пособие.Елец: Муза, 2017.
  36. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 2016.
  37. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 2016.
  38. Щапов А. Фортепианная педагогика. М., 2017.
  39. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 2015.

4.2.  Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Современная фортепианная музыка для детей. I-V классы ДМШ. Составитель и редакция Н. Копчевского.
  2.  Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуски I-V классы. Составление и редакция Н. Любомудровой,, К.Сорокина, А. Тумакян.
  3. Гнесина Ф. Фортепианная азбука. М.: Сов. Комп., 2017.
  4. Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано. Киев, 2016.
  5. Мыльников А. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано. М.: Комп., 2015.
  6.  Никольская М. Обучение игре на фортепиано детей.
  7. раннего возраста. Владимир, Посад, 2016.
  8.  Никольская М. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста. Владимир: Посад,2016.
  9. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 2015.
  10. Смирнова Т. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие «ALLEGRO» 20 тетрадей, М: 2016.
  11.  Е. Хайнер, В.Кухтиев  «Soft Way To Mozart», библиотека,2016г.
  12. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. – М., 2017.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Алгоритмы раб

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства МДК 01.02. Средства исполнения дизайн-проектов

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы в рамках ПМ.01 Творческая художественно-проектная деятельность в области культуры и искусства адресованы студентам педагогического коллед...

Разработка учебного занятия по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Тема учебного занятия: ««Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»». Тема занятия по МДК 01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в област...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...