Геометрический конструктор
учебно-методический материал по теме

Садовская Генриета Айдаровна

Математические игры по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур используются с давних времен. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometricheskiy_konstruktor.docx352.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Математические игры по составлению плоскостных фигур-силуэтов из геометрических фигур используются с давних времен. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Квадрат, круг, овал разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.
  2. Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.
  3. Не допускать наложения одной части на другую.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАМ

Обучение детей играм «Тантрам», «Волшебный круг»,

«Колумбово яйцо» должно проводиться последовательно, с учетом индивидуальных способностей  ребенка.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.

Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырехугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета.

Составление предметных фигур по элементному изображению состоит в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение. Такой- способ не позволяет ребенку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2—8 силуэта н переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения однойдвух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно. Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребенок самостоятельно ищет способы составления силуэта- Методом проб и ошибок  он добивается необходимого результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному, или силуэтному,  образцу.

На этом этапе ребенок должен научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить свое предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения

На этом этапе очень важна помощь взрослого. Если ребенок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображенного на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приемов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что то свое. Переход ребенка к построению фигур по замыслу — яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.

Фигуры, составленные из частей игры «Танграм»

Фигуры, составленные из частей игры «Волшебный круг»

Фигуры, составленные из частей игры

«Колумбово яйцо»

«Танграм»   «Волшебный круг»   «Колумбово яйцо»

 «Танграм»    «Волшебный круг»    «Колумбово яйцо»


Танграм

Эта игра представляет собой набор из семи геометрических фигур - частей квадрата. Квадрат, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается, строго следуя определенным правилам, на семь частей. При этом получается 5 прямоугольных треугольников разных размеров: 2 больших (на рисунке обозначены цифрой 1),

1 средний (на рисунке обозначен цифрой 2), 2 маленьких {на рисунке обозначены цифрой 3); 1 квадрат (на рисунке обозначен цифрой 4);

1 параллелограмм  (на рисунке  обозначен цифрой  5).


СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ФИГУР ПО ЭЛЕМЕНТНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ

Зайчик

                                                                                 Кошка

ВОИН                                                                                                     Елка

                                                                                     

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ФИГУР

ПО ЧАСТИЧНОМУ  ЭЛЕМЕНТНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ

 

СОСТАВЛЕНИЕ ФИГУР ПО КОНТУРНОМУ ИЛИ СИЛУЭТНОМУ ОБРАЗЦУ

Петушок            Кораблик           самолет             Корова


Волшебный круг

Круг, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается

на 10 частей. В результате получается 4 одинаковых треугольника (на рисунке обозначены цифрой 1); остальные части, попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена (на рисунке обозначены цифрой 2).


СОСТАВЛЕНИЕ ФИГУР ПО ЭЛЕМЕНТНОМУ   ИЗОБРАЖЕНИЮ 

   ВОИН                            РАКЕТА                                ШУТ

СОСТАВЛЕНИЕ ФИГУР

ПО ЧАСТИЧНОМУ ЭЛЕМЕНТНОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ

                  БАРЫНЯ                           КИТ

СОСТАВЛЕНИЕ ФИГУР

ПО КОНТУРНОМУ, ИЛИ СИЛУЭТНОМУ ОБРАЗЦУ                  РАК              ЛИЛИЯ

Колумбово яйцо

Овал, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается так, как показано на рисунке. В результате получается 10 частей. Четыре - геометрические фигуры: 2 маленьких и 2 больших треугольника (на рисунке обозначены цифрой 1). Остальные 6 имеют лишь сходство с геометрическими фигурами: 4 — с треугольниками, но одна из сторон у них закруглена (на рисунке обозначены цифрой 2); 2 части — с четырехугольниками, но одна из сторон у них закруглена (на рисунке обозначены цифрой 3).

СОСТАВЛЕНИЕ   ФИГУР   ПО    ЭЛЕМЕНТНОМУ    ИЗОБРАЖЕНИЮ

ОЛЕНЬ

ВОИН

СОСТАВЛЕНИЕ  ФИГУР

ПО ЧАСТИЧНОМУ ЭЛЕМЕНТНОМУ  ИЗОБРАЖЕНИЮ

 Петушок                                  

                        ПОПУГАЙ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор проектов как технология инновационного проектирования Рабочая тетрадь в помощь обучающимся по формированию проектных умений

В пособии предложен комплекс учебных практических и самостоятельных заданий по основынм этапам социокультурного проектирования....

Рабочая программа учебной дисциплины СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА 2808 Моделирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального образования) Квалификация – модельер-конструктор

Рабочая программа учебной дисциплины " Спецрисунок и художественная графика" 2808 Модлирование и конструирование швейных изделий (базовый уровень среднего профессионального оброазования). Квалификация...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МДК 03.01 «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ КАРТОГРАФИИ И КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ» ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ НИВЕЛИРОВАНИЯ. СПОСОБЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

СОГБПОУ «КОЗЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАОТКРЫТОГО урокапо МДК 03.01 «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ КАРТОГРАФИИ И К...

Конструктор "КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ" для детей с ОВЗ

Конструктор разработан для детей с ОВЗ. Стимулирует к творчеству, развивает пространственное мышление, воображение, формирует навыки конструирования, развивает зрительное восприятие, наблюдательность ...

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТРАНА РОБОТОТЕХНИКИ» на базе электронного конструктора «ЗНАТОК»

Конспект представляет собой сценарий открытого урока, который является итоговым занятием по теме «Электротехника» на базе электронного конструктора «Знаток».Помимо алгоритма пр...

Конспект занятия с использованием лего-конструктора в старшей группе. Тема «Транспорт»

Программные задачи :Развивать интерес к созданию вариативных конструкций из лего-материала. Актуализировать представления о разных видах транспорта, умение систематизировать объекты по разным основани...

Разработка материалов для контрольно – оценочной деятельности на основе онлайн – конструктора урока (на примере онлайн-конструктора CORE)

Решая ключевые задачи национального проекта «Образование» в условиях развития цифрового образования мы применяем различные инструменты педагогического оценивания. Большое количество цифров...