Статья "Повышение эффективности урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий"
статья на тему

Козаева Раиса Санджиевна

 

Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать и реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Важным из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память студентов.

Одной из задач преподавания истории состоит не только в том, чтобы дать обучающимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Актуальность применения ИКТ в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала обучающимися на уроках истории, которая оперирует точными понятиями, датами, цифрами занимается описанием прошлого и настоящего, выявлением взаимосвязей различных событий и явлений, их сравнением и анализом. В статье дан пример использования ИКТ на примере одного урока: «Технический прогресс и Великий промышленный переворот»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Козаева Р.С.

Преподаватель истории БПОУ РК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста, Республика Калмыкия.

Процесс модернизации образования требует формирования у студентов информационной компетентности, что предполагает комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать и реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.

Важным из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память студентов.

Одной из задач преподавания истории состоит не только в том, чтобы дать обучающимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Актуальность применения ИКТ в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала обучающимися на уроках истории, которая оперирует точными понятиями, датами, цифрами занимается описанием прошлого и настоящего, выявлением взаимосвязей различных событий и явлений, их сравнением и анализом.

Поэтому при организации и осуществлении учебно- познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я активно использую новые информационные технологии т.к современный урок становится более эффективными только с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Использование компьютерных технологий в преподавании истории позволяет организовать различные виды работ на уроке (индивидуальный, групповой, интерактивный), использовать дифференцированный подход в обучении, самостоятельную работу студентов.

Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. Чтобы добиться высокого обучающего эффекта, создание компьютерных образовательных ресурсов и мультимедийных уроков-презентаций требует серьезной и тщательной подготовки, чем к традиционным урокам. Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации, определить, как будет проходить управление учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться общение на уроке, постоянная обратная связь с обучающимися. [1]

Задачами мультимедийных уроков могут быть изучение нового материала, закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков, повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков, обобщение, систематизация и контроль знаний.

Основными направлениями применения новых информационных технологий в урочной и внеклассной деятельности для меня являются:

І. Разработка уроков с электронными презентациями и интерактивной доской.

ІІ. Использование на уроках видеофильмов, создание диафильмов самостоятельно.

ІІІ. Применение на уроке программы общего назначения Microsoft Word.

ІV. Для оценки качества образования используются программы MyTestEditor, программа-оболочка Hot Potatoes.

V. Использование на уроке интерактивной доски.

V. Использование материалов из всемирной сети  Интернет.

        Как повысить эффективность урока посредством применения информационно-коммуникативных технологий предлагаю рассмотреть на примере урока «Технический прогресс и Великий промышленный переворот», который входит в раздел  «Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в ХVІ –ХVІІІ вв.». Рекомендуемые ресурсы можно использовать опытным преподавателям на уроке максимально, а начинающие  могут применить  лишь некоторые элементы.

На уроке «Технический прогресс и Великий промышленный переворот» студенты должны выяснить сущность процессов промышленного переворота и аграрной революции и прийти к пониманию того, что результатом этих процессов являются условия для развития индустриального общества. Чтобы раскрыть данную тему одного текста учебника не достаточно. Поэтому применение ИКТ на данном уроке настоятельно необходимо и  целесообразно. С помощью  мультимедиа можно сделать урок динамичным, насыщенным и информативным.

На уроке обязательно используется карта «Экономическая карта Англии XVII - первой половины XVIII в.», которая находится  на сайте Histori.ru/, авторская презентация или интерактивный плакат (в зависимости от уровня подготовки обучающихся), документальные фильмы «BBC Индустриальная революция. Чудо механизмы» и «Джеймс Уатт и паровая машина», тесты, созданные в программе MyTestEditor, и с помощью программы Hot Potatoes, задания на интерактивной доске SMART Board. (Приложение)

В настоящее время ощущается проблема с наличием исторических карт в кабинетах истории. Я нахожу их в сети Интернет, например, карты практически по всем изучаемым периодам и странам можно на сайтах: http://lesson-histori.narod.ru/map-mid.htm; Проект: История России/Карты; www.istorya.ru/map/; www.istorik.ru/maps/ и многих других.

С помощью интерактивной доски SMART Board возможно организовать работу с картой «Экономическая карта Англии XVII - первой половины XVIII в.» на которой студенты должны показать районы текстильного производства, металлургического производства, порты, речные пути, дороги. Маркерами можно проводить линии, делать отметки. Это задание можно организовать со слабоуспевающими обучающимися. Кроме работы с картой можно создать еще несколько слайдов: «Установите соответствие»: «Изобретатели» и «Изобретения»; словарная работа с терминами: «Промышленный переворот», «Фабрика», «Технический прогресс», «Индустриальное общество», «Аграрная революция», «Луддизм». Студенты с удовольствием передвигают объекты, дают комментарии и, тем самым, идет процесс запоминания терминов.

Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Небольшой учебный фрагмент фильма, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако, при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем, преподавателю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с обучающимися. То есть, видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. [2]

Чтобы использовать на уроке документальные фильмы «BBC Индустриальная революция. Чудо механизмы» и «Джеймс Уатт и паровая машина» тщательно просматриваются оба фильма.[3] К показу на уроке выделяется только необходимый фрагмент: проводится хронометраж и определяется время просмотра; фрагмент разбивается на смысловые единицы, к ним формулируются вопросы и задания для студентов. Демонстрация видеофильма должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории. Например, выделяются фрагменты, где рассказывается об изобретении самопрялки «Дженни» Харгривса, «ватер - машины» Ричарда Аркрайта, «мюль - машине» Сэмюэля Кромптона, парового двигателя Джеймса Уатта.

На своих уроках я использую видеоматериалы с сайтов, которые отвечают общим дидактическим требованиям: высокий эстетический уровень и эмоционального воздействия; познавательная значимость; фактологическая достоверность; подбор тем, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач. Это такие сайты как: Проект Энциклопедия / Encyclopedia Channel; История России. XX век; Исторические хроники с Николаем Сванидзе; Видеоуроки в Интернет - сайт для учителей и школьников, где размещены видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы, разработки уроков, и прочие полезные материалы для преподавателей, созданные их коллегами. [4]

При рассмотрении вопроса «Изобретатели и предприниматели» с помощью программы общего назначения Microsoft Word студенты на основе текста в учебнике, видеофрагментов документального фильма, презентации могут заполнить таблицу на мониторе компьютера, тем самым осуществляется межпредметная связь с уроком информатики:

год

изобретатель

изобретение

Значение изобретения

Мультимедийные презентации используются в работе на уроке достаточно широко, они эффективны как средство наглядности на уроке. Но, не всегда презентации достигают своей цели, прежде всего, из-за того, они перегружены большим количеством слайдов, часто внимание рассеивается, интерес к содержанию ослабевает. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами. Поэтому в последнее время я обратила внимание на создание интерактивных плакатов, которые держат внимание студентов в течение всего урока.

Интерактивный плакат – электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук, имеет простой и понятный интерфейс; богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения.[ 5]

Закрепление изученной темы можно проводить с помощью автоматизированной программы MyTest Editor, программы-оболочки Hot Potatoes. MyTestEditor это - система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Я, например, самостоятельно создаю тестовый материал, адаптированный к требованиям уровня знаний студентов и к применению в  конкретном учебном процессе. Инструментальная программа-оболочка Hot Potatoes, также предоставляет возможность самостоятельно создавать интерактивные задания. Использование автоматизированного тестирования позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, точно определяет характер ошибки, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление. Студенты охотно решают тесты на компьютере, и если получают не желательную отметку, у них появляется мотивация, как можно скорее ее исправить. Для преподавателя тестирование позволяет объективно оценить знания студентов, автоматизировать процесс подведения итогов и избавляет от необходимости тратить время на проверку письменных контрольных работ.

Огромнейшие возможности для студентов представляет Интернет, как часть информационно-коммуникационной предметной среды и содержит богатейший информационный потенциал. Я использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, и др.

На уроке «Технический прогресс и Великий промышленный переворот» студентам можно предложить самостоятельно найти на сайтах дополнительную информацию, касающуюся биографий изобретателей, самих изобретений и изменений, произошедших в обществе в результате промышленной революции для подготовки сообщений на уроке в качестве домашнего задания.

Использование мультимедиа на уроках — это требование сегодняшнего дня с одной стороны, и огромная помощь в работе преподавателя — с другой. На подготовку к уроку требуется больше времени, но в результате студенты усваивают материал в достаточной мере, урок проходит динамично, присутствующие задействованы на всех этапах занятия.

Необходимо отметить, что не все предложенные мультимедийные ресурсы можно применить на уроке, чтобы не перегружать его.

Преподаватели истории, владеющие информационно-коммуникативными технологиями, открывают новые возможности для своих студентов. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование.

Таким образом, на примере урока «Технический прогресс и Великий промышленный переворот», я хотела показать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса студентов к предмету «История».

Использованная литература:

  1. Г. О. Аствацатуров «Педагогический дизайн мультимедийного урока»- http://vio.uchim.info/Vio_45/cd_site/articles/art_1_2.htm
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, - М.: Просвещение. - 2005.
  3. BBC Индустриальная революция Чудо механизмы Док фильм http://www.youtube.com/watch?v
  4. http://www.youtube.com/user/sanchomanyeah - Проект Энциклопедия / Encyclopedia Channel,

http://www.youtube.com/playlist?list История России. XX век.

http://www.youtube.com/playlist? Исторические хроники с Николаем Сванидзе

http://videouroki.net/- Видеоуроки в Интернет

  1. Статья с сайта "ДИДАКТОР" http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/І
  2. http://www.2zn.ru/krompton_semyuel.html - Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Изобретения и технологии.

Приложение

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)

Данная статья была напечатана в сборнике  материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...

Возможности применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках истории и обществознания

Работа по использованию информационно-коммуникативных технологий на занятиях в колледже...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Методические рекомендации для педагогов: "Применение современной образовательной информационно-коммуникативной технологии: "Веб-квест""

В методических рекомендациях рассматривается методика и организационно - педагогические условия применения технологии Веб-квест на уроках учебных дисциплин. Содержание методических рекомендаций позвол...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...