Контроль качества обучения на основе оценки уровня учебно-познавательных умений обучающихся
статья по теме

Никонова Наталья Олеговна

О формах контроля качества обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль качества обучения на основе оценки уровня учебно-познавательных умений обучающихся

Получившая последнее время развитие новая специфическая  форма образования - дистанционное обучение, на наш взгляд, является ярким примером адаптации системы образования к современным запросам общества и государства. Не смотря на то, что говорить о полномасштабном развитии дистанционного обучения в России преждевременно, появление на данном этапе не только технических, но и педагогических проблем вполне закономерно.

Предусмотренное дистанционной формой обучения специфическое взаимодействие преподавателя и учащегося (на расстоянии ) включает педагогическую, содержательную характеристику дистанционного обучения в разряд приоритетов.

Учитывая, что в процессе дистанционного обучении “центр тяжести” смещен в сторону самостоятельной учебной деятельности «высвечивается» острая потребность в способах познания и способах действий, способствующих повышению познавательного и творческого потенциала обучающегося.

Не смотря на то, что эта форма обучения представляется весьма специфичной, она имеет тот же компонентный состав, что и любая система обучения: цели, содержание; методы, организационные формы,средства. Поэтому можно говорить со значительной долей вероятности о том, что и многие значимые педагогические проблемы дистанционное обучение «скопирует» с более традиционных его форм.

Одну из таких проблем мы видим в противоречии между объемом предлагаемой к усвоению учителем информации и неумением школьников продуктивно организовать свою учебно-познавательную деятельность. Появление вышеописанной проблемы представляется возможным предупредить, включив в процесс дистанционного обучения методик по формированию и развитию учебно-познавательных умений  обучающихся, а также систему их оценки.

Учебно-познавательные умения, с точки зрения Г.И. Щукиной, представляет собой акт действия в структуре учебно-познавательной деятельности (самостоятельное приобретение знаний).

Существует множество довольно неоднозначных определений «умения»:

умение — это возможность эффективно выполнять действия;

умения — это способы выполнения действий, которые не предполагают обязательного упражнения;

умение — знание в действии;

умение — вид деятельности, выполняемой после определенного продумывания;

умение — владение сложной системой психических и практических действий;

умение — это элементарное действие, идущее вслед за знаниями (умение 1);

существует также умение — мастерство (умение 2).

Мы согласны с позицией А.В. Усовой, которая предлагает рассматривать понятие «умение» как готовность личности к определенным действиям или операциям в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний и навыков.

Основными видами учебных умений являются:

  • познавательные умения,
  • практические,
  • организационные,
  • самоконтроля,
  • оценочные.

В системе дистанционного обучения, где учебно-познавательная деятельность является ведущей, учебно-познавательные умения - умения самостоятельно приобретать знания) имеют первостепенное значение. Поэтому оценка уровня развития учебно-познавательных умений  позволит более адекватно и объективно оценить качество обучения.

Для оценки уровня учебно-познавательных умений необходим  блок заданий, при решении, которых учащемуся потребуются определенные умения или их комбинация.

Рассмотрим следующий блок заданий:

1.Разность  является целым числом. Найти это целое число.

2.Решить уравнение

3.Решить уравнение

4. При каком значении k уравнение будет иметь два равных отрицательных корня?

Для решения данных заданий необходимо уметь

1. Решать квадратное уравнение. Умение (1).

2. Выносить из-под знака корня квадрат разности или суммы. Умение (2).

Система оценки данных заданий с точки зрения необходимых умений может быть представлена в виде таблицы. В этой таблице единица показывает необходимость использования определенного умения при выполнении каждого задания.

№ задании

Умение (1)

Умение (2)

1

0

1

2

1

1

3

1

1

4

1

0

сумма

3

3

Например, учащийся правильно выполнил задания № 1, 2, 3. В результате сумма баллов по умению (1) составила 2 балла из 3-х возможных, по умению (2) - 3 балла из 3-х возможных. Можно сделать, вывод, что умение (1) у учащегося менее развито, и именно это умение необходимо развивать для улучшения результатов.

Подобная система оценки умений может быть использована не только в системах тестирования для оценки качества обучения, но и в системах автоматизированного обучения (компьютерных обучающихся программах). На основании этой информации обучающая программа принимает решение о том, каким разделам обучающего курса необходимо уделить дополнительное внимание и скорректировать учебный материал для развития недостающих умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМУЛЫ РАСЧЕТОВ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УСПЕВАЕМОСТИ, СРЕДНЕГО БАЛЛА, УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной публикации показано как рассчитать проценты качества знаний и упеваемости, средний балл обучающихся, уровень обученности обучающихся....

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

«Тестовый контроль как объективная норма контроля качества обучения»

Тестовый контроль как объективная норма контроля качества обучения...

Контроль качества обучения

СОГБПОУ «Рославльский  многопрофильный  колледж»      Тема самообразования педагога: «Контроль качества обучения»...

Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"

В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...

Инновационные формы контроля - для оценки уровня компетенций.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:•                  оценка у...

КОМПЛЕКТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

КОМПЛЕКТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ...