Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)
методическая разработка на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_programma_korrektsionno.docx22.68 КБ
Файл prilozhenie_1.docx28.47 КБ
Файл prilozhenie_2.docx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа

коррекционно-развивающих занятий

по профилактике нарушений чтения и письма

 у младших школьников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимо признать, что определенная часть детей при овладении грамотой родного языка (русской грамотой) испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны. На логопедический пункт часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3-х лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Ошибки чтения и письма выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в “зеркальном” написании букв и др. При умело организованном учебном процессе, а именно: при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются. Напротив, если вовремя на них не обратить внимания, не принимать профилактических мер, то специфические ошибки письма становятся стойкими и переходят из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в истинные дисграфию и дислексию. Игровая деятельность выступает в качестве одного из оптимальных средств профилактики нарушений чтения и письма, так как игра является частью учебного процесса. Желание учиться и желание играть мирно сосуществуют у детей на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее и прочнее, чем какое – либо другое средство. Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она может быть использована воспитателями детских садов, логопедами и педагогами начальных классов. Материал разделен на занятия, продолжительность которых можно менять в зависимости от способностей обучаемых. Важен общий порядок, комплексность и логика: от самого простого к наиболее сложному материалу. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа рассчитана на 24 занятия по 35-40 минут, 2 раза в неделю. Продолжительность обучения 15 недель. При профилактике и коррекции нарушений письменной речи занятия можно включать целым блоком, а можно разбить блок на отдельные занятия и включать между основными занятиями.

Цель программы: профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

  • развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений;
  • развитие пальчиковой моторики;
  • развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • развитие лексико – грамматического строя речи.

Основная специфичность работы с детьми заключается:

  • в сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику;
  • в развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
  • в выработке четкой артикуляции;
  • в выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков;
  • в систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.

Прогнозируемый результат действия программы:

  • Дети должны правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
  • Уметь охарактеризовать звук: гласный – согласный, гласный – ударный – безударный, согласный – твердый – мягкий, звонкий – глухой.
  • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
  • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
  • Грамматически правильно оформлять речь.

Содержание программы

Направления

Содержание коррекционной работы

1. Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений

1. Дифференциация правой и левой части тела. Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же – с другой рукой и стороной тела.

2. Ориентировка в окружающем пространстве. Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить логопед. Затем он дает более сложные задания по конструированию – реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений.

3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

2. Развитие пальчиковой моторики

1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.

2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.

3. Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков

Проводится в зависимости от конкретного состава учащихся.

4. Развитие фонематического слуха

1. С детьми, смешивающими звуки при произношении и звуковом восприятии (индивидуальная и подгрупповая работа).

Состоит из двух этапов:

I этап

  • Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.
  • Выделение звуков на фоне слога.
  • Формирование умения определять звуки в слове.
  • Определение места звуков в слове.
  • Выделение звуков из предложения.

На этом этапе звуки, которые смешивают дети, произносит только логопед (образец правильной речи). Его задача – перед II этапом поставить и автоматизировать смешиваемые звуки в речи детей.

II этап

Дифференциация каждого смешиваемого звука в произношении детей (в той же последовательности, что и на I этапе).

2. Фронтальная работа по совершенствованию фонематического слуха и развитию сложных форм фонематического анализа у всех детей в группе.

Включает в себя:

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков гласных и определение их места.
  • Выделение ударного гласного из слова.
  • Уточнение артикуляции согласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков и слогов согласных и определение их места.
  • Выделение согласных звуков из слова (из сильной позиции – из абсолютного начала или конца слова, в зависимости от изучаемого звука).
  • Определение места согласного в слове.
  • Развитие фонематического восприятия и слухо – произносительной дифференциации оппозиционных согласных.
  • Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
  • Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
  • Развитие звуко – буквенного анализа слов, включающих йотированные гласные (Й, Я, Е, Ё, Ю).
  • Развитие сложных форм фонематического анализа (порядковый – умение назвать звуки по порядку; количественный – определение количества звуков).

5. Развитие языкового анализа и синтеза

  • Анализ текста (выделение предложений);
  • Анализ слогов и синтез слов;
  • Звуко-буквенный анализ и синтез.

6. Развитие лексико-грамматического строя речи

  • Знакомство с родственными словами.
  • Выделение общей части родственных слов (выполняется на практике).
  • Знакомство с существительными (слова – предметы), глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).
  • Преобразование одной части речи в другую (с выделением общей части родственных слов).
  • Словообразование имен существительных с помощью суффиксов (ласкательно-уменьшительных; образование слов, обозначающих профессии).
  • Словообразование глаголов с помощью приставки.
  • Словоизменение существительных – составление беспредложных и предложных словосочетаний со связью по типу управления.
  • Словоизменение прилагательных – составление словосочетаний с существительными со связью по типу согласования.
  • Составление простых распространенных предложений.

 Литература

  1. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг. /Дошкольное воспитание. – 1999, №4.
  2. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Увлекательные игры со звуками. -СПб., 1998.
  3. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, “Академия развития”, 1998.
  4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности от 6 до 9 лет. – М., 2000.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004.
  6. Составитель Беляков Е. 365 развивающих игр. – “Айрис Пресс”. М., 1999.
  7. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. – М, 2003.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


Предварительный просмотр:

               Приложение 1

Тематическое планирование

Содержание занятий

Цели

1.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Солдатики смирно».
  3. Игра: «Что за шум».
  4. Игра: «Делай с нами».
  5. Игра: «Наоборот».
  6. Игра: «Собираем урожай»; Упражнение: «Копирование точек».

  • Развитие зрительно – пространственного восприятия и    представлений;
  • Развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

2.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Маленький жук».
  3. Игра: «Шумящие коробочки».
  4. Выкладывание букв из палочек.
  5. Игра: «Пешеход».
  6. Загадки на тему: «Как устроен человек»; «Дорисуй и раскрась щенков».
  • Развитие зрительно – пространственного гнозиса;
  • Развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие графических навыков и мелкой моторики рук;
  • Систематизация словаря.

3.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Маленький жук».
  3. Игра: «Буква сломалась».
  4. Динамическая пауза: «Гномы».
  5. Упражнение на развитие умения различать и выделять наложенные и скрытые изображения.
  6. Загадки на тему: «Времена года»; «Дорисуй фигуры».

  • Развитие зрительно – пространственного гнозиса;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

4.

  1. Организационный момент.
  2. Пространственный диктант.
  3. Игра: «Буквы - путанки».
  4. Динамическая пауза: «Утка и кот».
  5. Игра: «Сосчитай удары».
  6. Игра: «Наоборот»; Упражнение: «Улитки».

  • Развитие зрительно – пространственного и зрительно – моторного гнозиса;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

5.

  1. Организационный момент.
  2. Графически - пространственное упражнение 1.
  3. Найти буквы в геометрической фигуре.
  4. Игра: «Выполни словесный приказ».
  5. Игра: «Кто внимательнее?».
  6. Упражнение: «Послушай, сообрази, доскажи»;

«Дорисуй вторую половинку».

  • Развитие зрительно – пространственного и зрительно – моторного гнозиса;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

6.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Звуковая цепочка».
  3. Графически - пространственное упражнение.
  4. Упражнение: «Определи букву на ощупь».
  5. Упражнение: «Расскажи стихи руками».
  6. Игра: «Найди свою картинку».
  7. Упражнение: «Стрекозы».

  • Развитие зрительно – пространственного и зрительно – моторного гнозиса;
  • Развитие зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики, тактильных ощущений;
  • Систематизация словаря.

7.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Что получилось?».
  3. Упражнение: «Добавь словечко».
  4. Динамическая пауза: «Индюк».
  5. Конструирование букв из элементов.
  6. Игра: «Большие и маленькие».
  7. Дорисуй зайчат.

  • Развитие пространственного восприятия и тактильных ощущений;
  • Развитие логического мышления, зрительного и слухового внимания и памяти;
  • Фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

8.

  1. Организационный момент.
  2. Игра: «Ухо - нос».
  3. Игра: «Четвертый лишний».
  4. Динамическая пауза: «Кот Тимошка».
  5. Упражнение: «Слушай внимательно».
  6. Упражнение: «Найди рифму»; Упражнение «Мышата».
  • Развитие пространственного восприятия;
  • Развитие логического мышления, слухового внимания и памяти;
  • Фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Мыслительных навыков речи, активного словарного запаса.

9.

  1. Графический диктант.
  2. Игра: «Живые буквы».
  3. Упражнение: «Подскажи словечко».
  4. Динамическая пауза: «Новоселье».
  5. Игра: «Гном».
  6. Игра: «Волшебный телевизор».
  7. Дорисуй и раскрась цыплят.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия и тактильных ощущений;
  • Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти;
  • Фонематического  анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

10.

  1. Графический диктант.
  2. Игра: «Где спрятался звук».
  3. Игра: «Телеграфисты».
  4. Динамическая пауза: «Липы».
  5. Упражнение: «Угадай предмет в руке».
  6. Упражнение: «Большие и маленькие».
  7. Нарисуй стрекозу.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия и тактильных ощущений;
  • Развитие навыков звуко – буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти;
  • Фонематического  анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

11.

  1. Графический диктант.
  2. Игра: «Обозначь хлопками схему слова».
  3. Игра: «Молчанка».
  4. Динамическая пауза: «Зайцы».
  5. Упражнение: «Подскажи словечко».
  6. Игра: «Где, чей домик?».
  7. Раскрась цветы.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Развитие зрительно – пространственных представлений при употреблении предложно-падежных конструкций;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Словарного запаса.

12.

  1. Графический диктант.
  2. Упражнение: «Разложи картинки по рядам».
  3. Игра: «Звукоедик».
  4. Динамическая пауза: «Журавленок и жабы».
  5. Упражнение: «Измени слова так».
  6. Игра: «Наоборот».
  7. Нарисуй второго лебедя.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие зрительно – пространственных представлений при употреблении предложно-падежных конструкций;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Словарного запаса.

13.

  1. Графический диктант.
  2. Игра: «Что, где, когда?».
  3. Динамическая пауза: «Цок - цок - цок!».
  4. Игра: «Отгадай».
  5. Дорисуй картинку и раскрась ее.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие зрительно – пространственных представлений при употреблении предложно-падежных конструкций;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики.

14.

  1. Графический диктант.
  2. Упражнение: «Составь слово».
  3. Динамическая пауза: «Кошка».
  4. Игра: «Будь внимателен».
  5. Дорисуй рисунок.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие зрительно – пространственных представлений при употреблении предложно-падежных конструкций;
  • Деление предложений на слова;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики.

15.

1. Графический диктант.

2. Игра: «Кто в каком домике живет».

3. Упражнение: «Подбери слова».

4. Упражнение: «Запретное движение».

5. Прочитай пословицу по первым буквам картинок.

6. Игра: «Тогда и сейчас».

7. Раскрась стрижей.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Развитие функции словоизменения;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Систематизация словаря.

16.

1. Графический диктант.

2. Игра: «Кто быстрее, кто больше?».

3. Игра: «Слог - шаг».

4. Динамическая пауза: «Чок - чок, каблучок».

5. Упражнение: «Расставь буквы».

6. Упражнение: «Слова - неприятели».

7. Нарисуй слону друга.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие активного словарного запаса.

17.

1. Графический диктант.

2. Образуй из слогов слова.

3. Упражнение: «Взрослые и детеныши».

4. Динамическая пауза: «Огород».

5. Найди все слова в цепочке.

6. Упражнение: «Закончи предложение».

7. Упражнение: «Найди и раскрась».

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие активного словарного запаса.

18.

1. Графический диктант.

2. Прочитай слова.

3. Динамическая пауза: «Снежинки».

4. Найди все слова в цепочке.

5. Упражнение: «Соедини половинки слов».

6. Раскрась рыбок.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие словаря и языкового анализа и синтеза;
  • Развитие слух. воспр-я, внимания и  памяти;
  • Фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • Формирование слоговой структуры слова;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики.

19.

1. Графический диктант.

2. Прочитай слова по первым буквам картинок.

3. Чайнворд загадок.

4. Игра: «Делай с нами».

5. Игра: «Рассыпанные слоги».

6. Дорисуй вторую половинку.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия, внимания и  памяти;
  • Формирование слоговой структуры слова;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие словаря и языкового анализа и синтеза.

20.

1. Графический диктант.

2. Расшифруй пословицу».

3. Упражнение: «Составь слова».

4. Игра: «Делай с нами».

5. Игра: «Пятый лишний».

6. Упражнение: «Спрятанные слова».

7. Нарисуй такую же.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительного гнозиса;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и  памяти;
  • Звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие словаря и языкового анализа и синтеза.

21.

  1. Графический диктант.
  2. Расшифруй загадки.
  3. Игра: «От слова к слову».
  4. Динамическая пауза «Гномы».
  5. Упражнение: «Аналогии».
  6. Ребусы.
  7. Найди и закрась.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительного гнозиса;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и  памяти;
  • Звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие словаря и языкового анализа и синтеза.

22.

  1. Графический диктант.
  2. Упражнение: «Найди слова».
  3. Игра: «От слова к слову».
  4. Динамическая пауза «Индюк».
  5. Упражнение: «Расставь буквы по порядку».
  6. Нарисуй птицу.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительного гнозиса;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и  памяти;
  • Звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Развитие словаря и языкового анализа и синтеза.

23.

  1. Графический диктант.
  2. Расшифруй пословицу.
  3. Игра: «Не зевай».
  4. Динамическая пауза: «Утка и кот».
  5. Упражнение: «Найди слова».
  6. Упражнение: «Аналогии.
  7. Дорисуй и раскрась.
  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительного гнозиса;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и  памяти;
  • Звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Расширение словаря.

24.

  1. Графический диктант.
  2. Прочитай загадку.
  3. Упражнение: «Систематизация».
  4. Динамическая пауза «Новоселье».
  5. Расшифруй текст.
  6. Изографы.
  7. Найди и закрась.

  • Развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительного гнозиса;
  • Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания и  памяти;
  • Звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Общей, мелкой и пальчиковой моторики;
  • Расширение словаря.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:Федеральным Законом &laq...

Авторская программа коррекционно - развивающего занятия "Учимся играя"

    Предлагаемая программа коррекционно – развивающего занятия «Учимся играя» направлена на психическое и личностное развития ребенка с особыми образо...

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» 10-11 классы

Рабочая программа коррекционно – развивающего курса «Развитие творческого потенциала через трудовую деятельность» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразов...