Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» 5 класс
рабочая программа

Еникеева Гузель Рафаиловна
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей  редакции);

Приказом  Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

     Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

     Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ  № 3, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 3 № 8 от 01.09.2016 г.,

    Учебным планом МБОУ СОШ № 3 на 2020-2021 учебный год, утвержденным приказом директора МБОУ СОШ № 3   №   от  01.09.2020 г.;

   Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 на 2020-2021 учебный год, утвержденным приказом директора МБОУ СОШ № 3 №   от 01.09.2020 г.

 

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья — одна из важных задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Формируя речевые умения и навыки, педагог развивает у учащихся познавательные способности, совершенствует психические функции. Представленная система работы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработана по программе Л.М. Козыревой «Программно- методические материалы для логопедических занятий».

Развитие речи, увеличение словарного запаса, расширение кругозора для учащихся с ОВЗ – одна из важнейших задач, которая расширяется в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над развитием речи, формируя и корректируя речевые умения и навыки, тем самым у учащихся развиваются познавательные способности.

Цель программы: коррекция пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушением письменной речи.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований. Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно.

Направленность программы:  общеинтеллектуальная.

  1. Общая характеристика коррекционного курса

Логопедическая работа в пятом классе нацелена на большое отставание в развитии словаря, на коррекцию большого количества ошибок связанных со словоизменением основных частей речи. так называемые аграмматизмы. Поэтому программа включает: 1) словоизменение имен существительных; 2) согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными; 3) словообразование основных частей речи; 4) лексика и фразеология. Детям с нарушением речи, имеющим бедный словарный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, антонимов. Поэтому в программу включены темы, чтобы научить и натренировать учеников работать со словарями синонимов и антонимов, использовать их при составлении предложений, рассказов. Также в программу включены занятия по развитию связной речи. Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связной речи осуществляется на всех логопедических занятиях. При ответах ученики должны пользоваться полными развернутыми предложениями. При этом использовать несколько предложений, чтобы ученик составил маленькое связное высказывание.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  •  анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
  • беседы

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Виды и формы организации учебного процесса

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления, применения и систематизации знаний;

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный, урок-игра,
  • урок-экскурсия
  • урок-путешествие,
  • уроки с элементами исследования

Основным типом урока является комбинированный.

 

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Программа «Коррекции лексико-грамматического строя речи» согласно учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час занятий, 34 учебных недели).

 

  1. Описание ценностных ориентиров

Одним из результатов обучения курса «Коррекции лексико-грамматического строя речи» является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

  • чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
  • толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
  • ответственным отношением к учѐбе;
  • осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

Метапредметные результаты обучения.

 Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
  • работать по плану и корректировать свою деятельность;
  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез;
  • составлять описание объекта;
  • строить рассуждение. составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

 Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Учитывая, что данный направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.

 Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
  • осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • делить текст на части и озаглавливать их;
  •  выполнять разбор слова по составу;
  • производить звуко-буквенный анализ слов;
  • правильно списывать тексты;
  • писать слова и предложения под диктовку;
  •  находить и исправлять орфографические ошибки;
  • распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
  • составлять предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  •  планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
  •  составлять описание объекта;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  •  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда;
  • оценивать свою работу и работу товарища;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
  1. Содержание программы

         Раздел программы «Словоизменение», связан с практическим использованием падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе. Основной целью работы над данным разделом является устранение аграмматизмов в управлении в устной и пись­менной речи. Материал разбит по падежам. Работа ве­дется по нескольким направлениям:

  - осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;

  - дифференциация смешиваемых предлогов (В—НА в винительном и предложном падежах; С—ИЗ в родительном падеже; НАД—ПОД в творительном падеже);

 -  дифференциация смешиваемых окончаний(-а—у в родительном падеже; -у—е в предложном падеже; -а, -я, -ы, -и в именительном падеже множествен­ного числа; -ов, — ей, нулевое окончание в роди­тельном падеже множественного числа и другие);

 -  дифференциация смешиваемых падежей (роди­тельный — винительный падежи единственного числа: «Купить молоко — налить немного моло­ка»);

 -  дифференциация верных и нелепых логико-грам­матических конструкций для каждой падежной формы;

 -  моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);

  -  поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и в текстах пословиц.

      По завершении работы над материалами раздела уча­щиеся выполняют контрольные задания.

В следующем разделе  работа посвящена устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными.

       Как известно, имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, а глаголы настоящего времени — в числе, глаголы прошедшего времени — в роде. Последовательно рассматриваются все виды согласования. Вначале уточняется понятие «род имени существи­тельного», так как это понятие является базовым, опор­ным для дальнейшей работы. Приступать к заданиям по согласованию прилагательных можно только после пол­ного усвоения категории рода существительных.

      Для более наглядного показа в упражнения на согла­сование вначале берется одно и то же прилагательное, и к нему подбираются подходящие существительные всех трех родов (теплый квас, теплая вода, теплое молоко). Дается алгоритм правила:

     1) Определи род имени существительного;

     2) Выбери правильный вопрос к прилагательному (какой?, какая?, какое?);

     3) Назови прилагательное с нужным окончанием.

     Важно показать зависимость рода прилагательного от рода существительного, для этого нужно обучать ставить вопрос от существительного к прилагательному.

     Параллельно проводится работа на развитие словар­ного запаса с помощью заданий на подбор прилагатель­ных по заданным признакам. Уделяется также внимание лексической сочетаемости, то есть способности того или иного слова сочетаться с другим словом.

     Тема «Словоизменение глаголов» посвящена согла­сованию глаголов настоящего времени с существитель­ными в числе и согласованию глаголов прошедшего вре­мени с существительными в роде.

     Учащиеся учатся ставить вопросы от существитель­ных к глаголам, выбирая вопрос единственного (что де­лает?) пли множественного (что делают?) числа в зави­симости от числа существительных. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде нужно определить род существительного, а затем выбрать нужный вопрос (что делала? что сделала? — для женского рода; что делало? что сделало? — для средне­го рода) и поставить его к глаголу. В вопросе выделяется окончание, такое же окончание должно быть и у глагола. Глаголы с возвратными суффиксами рассматриваются отдельно, обращается внимание на место окончания (не в конце слова, а перед возвратным суффиксом).

В следующем разделе  учащимся предстоит уточнить и закрепить основные словообразовательные модели, а также усвоить понятие «однокоренные слова». 

      Основные задачи работы:

- устранение аграмматизмов в словообразовании;

- овладение суффиксальным и приставочным спо­собами образования основных лексико-грамматических разрядов слов (существительных, прилага­тельных, глаголов);

- уточнение значения понятия «однокоренные слова»;

- развитие умения проводить дифференциацию род­ственных и неродственных слов;

- развитие умения осуществлять подбор родствен­ных слов с опорой на сходство значений и общ­ность буквенного состава;

- развитие способности проводить разбор слов по составу;

- обогащение словарного запаса;

 - развитие связной речи.

       В теме «Однокоренные слова» логопед в первую оче­редь должен научить детей различать родственные и не­родственные слова. Решать данную задачу надо, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Отсутствие смыслового сходства при этом является достаточным основанием для того, чтобы срав­ниваемые слова не считались родственными, тогда как вариативность буквенного состава корней допускается в родственных словах (в случае чередования гласных или согласных букв). С другой стороны, полного совпадения корней по написанию бывает недостаточно для признания данных слов однокоренными.

       Дети учатся выделять родственные слова из предло­женных на материале заданий, в которых представлены для сравнения однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы, а также слова с омонимичными корня­ми. Зачем детям нужно уметь отличать родственные слова от им подобных? Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной глас­ной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходя­щее слово.

      Полезным для развития словарного запаса, а также для развития умения ориентироваться в гнездах родствен­ных слов считается знакомство с историей происхождения того или иного слова. Найти «дальних» родственников, то есть установить этимологическую связь между словами, учащиеся попытаются при выполнении заданий на клас­сификацию, а также отгадывая загадки о происхождении слов-названий птиц, цветов, грибов.

    Тема Суффиксальное словообразование» разбита на три части: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы»,  «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных».

    Главное направление в работе над первым блоком темы — устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. У части детей не преодолено детское словотворче­ство, им свойственно употребление детских неологизмов (маленький лес — «лесик», маленький дуб — «дубик» и так далее). Поэтому в заданиях предусмотрена необходи­мость выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттен­ком. Дети сравнивают образованные ими слова с нормой, всякий раз анализируя слово с помощью вопроса: «Гово­рят так или не бывает такого слова?» — и делают вывод о правильности полученного слова. К осознанному отноше­нию в выполнении заданий приучает и работа по поиску ошибок в употреблении суффиксов. Развитию орфогра­фической зоркости помогает заполнение банка данных по теме. Каждый вновь используемый суффикс заносится в таблицу, желательно написать его ярко, фломастером или цветной ручкой, чтобы зрительный образ смог остаться в непроизвольной памяти.

      Работая над блоками «Суффиксы профессий» и «Суф­фиксы прилагательных», логопед старается расширить словарный запас детей по данной тематике. Обращается также внимание на частотность употребления того или иного суффикса, находятся суффиксы-«чемпионы», то есть самые продуктивные суффиксы. Формируются бан­ки данных и по этим категориям суффиксов с тем, чтобы зрительный образ лучше закрепился в памяти.

     Тема «Приставочное словообразование» начинается с усвоения наиболее легких по значению приставок — при­ставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных при­ставок очень хорошо иллюстрируется с помощью прак­тических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученикам легко сделать вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается по­нимание того, что приставка — значимая часть, и поэто­му нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова. Далее учащимся предлагается обратить внимание на многозначность некоторых при­ставок. Одна приставка употребляется в разных словах, и нужно установить ее значение в каждом случае. В слу­чае затруднений при выполнении данного вида задания самостоятельно логопед оказывает помощь, по отказываться от выполнения даже трудных задании не следует. Известно, что дети с дисграфией часто допускают неразличение приставок и предлогов. В тетради имеется тема «Дифференциация приставок и предлогов», выполняя задания которой ученики сумеют преодолеть трудности в различении приставок и предлогов. Вначале работа идет на материале разных по буквенному составу приставок и предлогов, а затем сравниваются одинаковые приставки и предлоги.

    В теме «Состав слова. Закрепление» происходит обобщение и закрепление полученных сведений по темам практического словообразования. Дети должны уметь свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. С помощью банков данных у детей накоплен фактический запас различных суффиксов и приставок; по буквенному образу дети должны опреде­лить, что за часть слова перед ними, и уметь подбирать слова с заданной частью.

      В данной теме много заданий на разбор слов по со­ставу, на подбор слов к заданным схемам. Такие задания способствуют развитию пространственного мышления, помогают осознанно относиться к предъявляемому мате­риалу.

       Время рассмотрения лекси­ческих тем: многозначных слов, синонимов и антонимов. Методическим сопровождением является тетрадь «Слова-друзья и слова-неприятели». Выполняя задания, данные в тетради, дети познакомятся с понятием многозначности, научатся использовать синонимические средства, приме­нять антонимы, введут в свой активный словарь фразеоло­гические обороты.

Дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, по­упражняются в определении прямого и переносного зна­чения многозначных слов. Умение применять слово в со­ответствии с его значением поможет правильно строить высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

       Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Фразеологические обороты по своему употре­блению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть из тех фразеологизмов, с которыми встретятся при вы­полнении заданий.

       Приступая к работе над заданиями из темы «Синони­мы», сразу же надо показать учащимся отличие синони­мического ряда от гнезда родственных слов: при общем признаке — сходстве по смыслу, — эти группы различа­ются тем, что синонимический ряд включает слова только одной части речи и не содержит, как правило, в своем со­ставе однокоренных слов.

      Детям с нарушениями речи, имеющим бедный словар­ный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, поэтому в первых упражнениях им предлага­ется не подобрать синоним к тому или иному слову, а вы­брать готовый синонимический ряд из ряда слов, а также найти соответствия, объединяя синонимы в пары. Гото­вые образцы синонимических рядов и пар слов-синони­мов демонстрируются детям в качестве примеров для на­блюдения и запоминания. После этого начинается работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Опираясь на свой ре­чевой опыт, используя помощь логопеда, дети подбирают нужные слова в словосочетания и предложения.

      Тема «Грамматическая сочетаемость» включена для предупреждения грамматических ошибок в управлении. Конечно, эти задания выполняются с помощью логопеда. Дети должны запомнить правильные варианты составле­ния словосочетаний.

      Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задание по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является  хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

       Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети увидят, что си­нонимы нужны для более точного выражения мысли.

      Работа с материалами из темы «Антонимы» - осно­вана па принципе от простого к сложному. Распределить слова па антонимические пары сможет, наверное, практи­чески каждый ученик. Затем предстоит найти антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Выполнив эти задания, дети получат опыт работы с антонимами, и им будет лег­че справляться с подбором антонимов к заданным словам. Вначале нужно вставить недостающие слова в предложе­ния, ориентируясь на контекст. Антонимы-прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому больше дано предложений на восстановление прилагательных. Когда ученики справят­ся с подбором слов-антонимов в текстах, можно начинать заполнять таблицы. В заключение рассматриваются темы: «Подбор антонимов к многозначным словам» и «Фразео­логизмы-антонимы».

              В настоящую программу включены отдельные занятия по развитию связной речи по мере рассмотрения грамма­тических тем. Всего таких занятий шесть.

Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связ­ной речи осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно пла­нировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться пол­ными развернутыми предложениями, при этом использо­вать несколько предложений, чтобы составилось малень­кое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рас­сказа.

       Для создания ситуаций, приводящих к активному ис­пользованию речи, применяются кукольные персонажи, с которыми дети охотнее общаются. Дети с более развитой речью могут взять на себя роли таких персонажей, и это послужит мощным стимулом к развитию их речи. Амплуа кукольного персонажа — не очень грамотный, но симпа­тичный «Торопыжка», которого хочется поправить, но не высмеять. Его ошибки заметней, чем собственные. Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/22/s_5ec7c5ae0d4bf/1463697_1.png

Красногорский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

143403, Московская область, г. Красногорск, ул. Кирова, д. 23

тел. 8 (495) 563-14-56/факс 8 (495) 563-37-93; e-mail: mbou_sosh3@mail.ru

СОГЛАСОВАННО

Протокол заседания ШМО

№______от _______20___года

УТВЕРЖДЕНО

Приказ руководителя ОУ

№_________от_______20__ года





Рабочая программа коррекционно-развивающей работы

учителя-логопеда:

«Коррекция лексико-грамматического строя речи»

На 2020-2021 учебный год




Составитель:

Еникеева Гузель Рафаиловна


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Коррекция лексико-грамматичекого строя речи»  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей  редакции);

Приказом  Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

     Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

     Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ  № 3, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 3 № 8 от 01.09.2016 г.,

    Учебным планом МБОУ СОШ № 3 на 2020-2021 учебный год, утвержденным приказом директора МБОУ СОШ № 3   №   от  01.09.2020 г.;

   Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 на 2020-2021 учебный год, утвержденным приказом директора МБОУ СОШ № 3 №   от 01.09.2020 г.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья — одна из важных задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Формируя речевые умения и навыки, педагог развивает у учащихся познавательные способности, совершенствует психические функции. Представленная система работы по обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработана по программе Л.М. Козыревой «Программно- методические материалы для логопедических занятий».

Развитие речи, увеличение словарного запаса, расширение кругозора для учащихся с ОВЗ – одна из важнейших задач, которая расширяется в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над развитием речи, формируя и корректируя речевые умения и навыки, тем самым у учащихся развиваются познавательные способности.

Цель программы: коррекция пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи учащихся с нарушением письменной речи.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований. Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно.

Направленность программы:  общеинтеллектуальная.

  1. Общая характеристика коррекционного курса

Логопедическая работа в пятом классе нацелена на большое отставание в развитии словаря, на коррекцию большого количества ошибок связанных со словоизменением основных частей речи. так называемые аграмматизмы. Поэтому программа включает: 1) словоизменение имен существительных; 2) согласование имен прилагательных и глаголов с именами существительными; 3) словообразование основных частей речи; 4) лексика и фразеология. Детям с нарушением речи, имеющим бедный словарный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, антонимов. Поэтому в программу включены темы, чтобы научить и натренировать учеников работать со словарями синонимов и антонимов, использовать их при составлении предложений, рассказов. Также в программу включены занятия по развитию связной речи. Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связной речи осуществляется на всех логопедических занятиях. При ответах ученики должны пользоваться полными развернутыми предложениями. При этом использовать несколько предложений, чтобы ученик составил маленькое связное высказывание.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  •  анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа по работе с разнообразными словарями;
  • беседы

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Виды и формы организации учебного процесса

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления, применения и систематизации знаний;

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный, урок-игра,
  • урок-экскурсия
  • урок-путешествие,
  • уроки с элементами исследования

Основным типом урока является комбинированный.

  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Программа «Коррекции лексико-грамматического строя речи» согласно учебному плану рассчитана на 34 часа (1 час занятий, 34 учебных недели).

  1. Описание ценностных ориентиров

Одним из результатов обучения курса «Коррекции лексико-грамматического строя речи» является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

 

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

  • чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
  • толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
  • ответственным отношением к учѐбе;
  • осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры;

Метапредметные результаты обучения.

 Метапредметными результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
  • работать по плану и корректировать свою деятельность;
  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; осуществлять анализ и синтез;
  • составлять описание объекта;
  • строить рассуждение. составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы;

 Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.

Коммуникативные УУД: 

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Учитывая, что данный направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.

 Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
  • осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • делить текст на части и озаглавливать их;
  •  выполнять разбор слова по составу;
  • производить звуко-буквенный анализ слов;
  • правильно списывать тексты;
  • писать слова и предложения под диктовку;
  •  находить и исправлять орфографические ошибки;
  • распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
  • составлять предложения с однородными членами.

Учащиеся должны уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
  •  планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
  •  составлять описание объекта;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • работать с текстом;
  •  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя- логопеда;
  • оценивать свою работу и работу товарища;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
  • правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
  1. Содержание программы

         Раздел программы «Словоизменение», связан с практическим использованием падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе. Основной целью работы над данным разделом является устранение аграмматизмов в управлении в устной и письменной речи. Материал разбит по падежам. Работа ведется по нескольким направлениям:

  - осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;

  - дифференциация смешиваемых предлогов (В—НА в винительном и предложном падежах; С—ИЗ в родительном падеже; НАД—ПОД в творительном падеже);

 -  дифференциация смешиваемых окончаний(-а—у в родительном падеже; -у—е в предложном падеже; -а, -я, -ы, -и в именительном падеже множественного числа; -ов, — ей, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа и другие);

 -  дифференциация смешиваемых падежей (родительный — винительный падежи единственного числа: «Купить молоко — налить немного молока»);

 -  дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы;

 -  моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);

  -  поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и в текстах пословиц.

      По завершении работы над материалами раздела учащиеся выполняют контрольные задания.

В следующем разделе  работа посвящена устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными.

       Как известно, имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже, а глаголы настоящего времени — в числе, глаголы прошедшего времени — в роде. Последовательно рассматриваются все виды согласования. Вначале уточняется понятие «род имени существительного», так как это понятие является базовым, опорным для дальнейшей работы. Приступать к заданиям по согласованию прилагательных можно только после полного усвоения категории рода существительных.

      Для более наглядного показа в упражнения на согласование вначале берется одно и то же прилагательное, и к нему подбираются подходящие существительные всех трех родов (теплый квас, теплая вода, теплое молоко). Дается алгоритм правила:

     1) Определи род имени существительного;

     2) Выбери правильный вопрос к прилагательному (какой?, какая?, какое?);

     3) Назови прилагательное с нужным окончанием.

     Важно показать зависимость рода прилагательного от рода существительного, для этого нужно обучать ставить вопрос от существительного к прилагательному.

     Параллельно проводится работа на развитие словарного запаса с помощью заданий на подбор прилагательных по заданным признакам. Уделяется также внимание лексической сочетаемости, то есть способности того или иного слова сочетаться с другим словом.

     Тема «Словоизменение глаголов» посвящена согласованию глаголов настоящего времени с существительными в числе и согласованию глаголов прошедшего времени с существительными в роде.

     Учащиеся учатся ставить вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного (что делает?) пли множественного (что делают?) числа в зависимости от числа существительных. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде нужно определить род существительного, а затем выбрать нужный вопрос (что делала? что сделала? — для женского рода; что делало? что сделало? — для среднего рода) и поставить его к глаголу. В вопросе выделяется окончание, такое же окончание должно быть и у глагола. Глаголы с возвратными суффиксами рассматриваются отдельно, обращается внимание на место окончания (не в конце слова, а перед возвратным суффиксом).

В следующем разделе  учащимся предстоит уточнить и закрепить основные словообразовательные модели, а также усвоить понятие «однокоренные слова».  

      Основные задачи работы:

- устранение аграмматизмов в словообразовании;

- овладение суффиксальным и приставочным способами образования основных лексико-грамматических разрядов слов (существительных, прилагательных, глаголов);

- уточнение значения понятия «однокоренные слова»;

- развитие умения проводить дифференциацию родственных и неродственных слов;

- развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава;

- развитие способности проводить разбор слов по составу;

- обогащение словарного запаса;

 - развитие связной речи.

       В теме «Однокоренные слова» логопед в первую очередь должен научить детей различать родственные и неродственные слова. Решать данную задачу надо, опираясь на два показателя: наличие сходства значений и наличие общего корня. Отсутствие смыслового сходства при этом является достаточным основанием для того, чтобы сравниваемые слова не считались родственными, тогда как вариативность буквенного состава корней допускается в родственных словах (в случае чередования гласных или согласных букв). С другой стороны, полного совпадения корней по написанию бывает недостаточно для признания данных слов однокоренными.

       Дети учатся выделять родственные слова из предложенных на материале заданий, в которых представлены для сравнения однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы, а также слова с омонимичными корнями. Зачем детям нужно уметь отличать родственные слова от им подобных? Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходящее слово.

      Полезным для развития словарного запаса, а также для развития умения ориентироваться в гнездах родственных слов считается знакомство с историей происхождения того или иного слова. Найти «дальних» родственников, то есть установить этимологическую связь между словами, учащиеся попытаются при выполнении заданий на классификацию, а также отгадывая загадки о происхождении слов-названий птиц, цветов, грибов.

    Тема Суффиксальное словообразование» разбита на три части: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы»,  «Суффиксы профессий», «Суффиксы прилагательных».

    Главное направление в работе над первым блоком темы — устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов. У части детей не преодолено детское словотворчество, им свойственно употребление детских неологизмов (маленький лес — «лесик», маленький дуб — «дубик» и так далее). Поэтому в заданиях предусмотрена необходимость выбора того или иного суффикса при образовании новых слов с уменьшительным или ласкательным оттенком. Дети сравнивают образованные ими слова с нормой, всякий раз анализируя слово с помощью вопроса: «Говорят так или не бывает такого слова?» — и делают вывод о правильности полученного слова. К осознанному отношению в выполнении заданий приучает и работа по поиску ошибок в употреблении суффиксов. Развитию орфографической зоркости помогает заполнение банка данных по теме. Каждый вновь используемый суффикс заносится в таблицу, желательно написать его ярко, фломастером или цветной ручкой, чтобы зрительный образ смог остаться в непроизвольной памяти.

      Работая над блоками «Суффиксы профессий» и «Суффиксы прилагательных», логопед старается расширить словарный запас детей по данной тематике. Обращается также внимание на частотность употребления того или иного суффикса, находятся суффиксы-«чемпионы», то есть самые продуктивные суффиксы. Формируются банки данных и по этим категориям суффиксов с тем, чтобы зрительный образ лучше закрепился в памяти.

     Тема «Приставочное словообразование» начинается с усвоения наиболее легких по значению приставок — приставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных приставок очень хорошо иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученикам легко сделать вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается понимание того, что приставка — значимая часть, и поэтому нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова. Далее учащимся предлагается обратить внимание на многозначность некоторых приставок. Одна приставка употребляется в разных словах, и нужно установить ее значение в каждом случае. В случае затруднений при выполнении данного вида задания самостоятельно логопед оказывает помощь, по отказываться от выполнения даже трудных задании не следует. Известно, что дети с дисграфией часто допускают неразличение приставок и предлогов. В тетради имеется тема «Дифференциация приставок и предлогов», выполняя задания которой ученики сумеют преодолеть трудности в различении приставок и предлогов. Вначале работа идет на материале разных по буквенному составу приставок и предлогов, а затем сравниваются одинаковые приставки и предлоги.

    В теме «Состав слова. Закрепление» происходит обобщение и закрепление полученных сведений по темам практического словообразования. Дети должны уметь свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. С помощью банков данных у детей накоплен фактический запас различных суффиксов и приставок; по буквенному образу дети должны определить, что за часть слова перед ними, и уметь подбирать слова с заданной частью.

      В данной теме много заданий на разбор слов по составу, на подбор слов к заданным схемам. Такие задания способствуют развитию пространственного мышления, помогают осознанно относиться к предъявляемому материалу.

       Время рассмотрения лексических тем: многозначных слов, синонимов и антонимов. Методическим сопровождением является тетрадь «Слова-друзья и слова-неприятели». Выполняя задания, данные в тетради, дети познакомятся с понятием многозначности, научатся использовать синонимические средства, применять антонимы, введут в свой активный словарь фразеологические обороты.

Дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, поупражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно строить высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

       Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Фразеологические обороты по своему употреблению принадлежат к разговорной речи, они доступны и понятны детям. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть из тех фразеологизмов, с которыми встретятся при выполнении заданий.

       Приступая к работе над заданиями из темы «Синонимы», сразу же надо показать учащимся отличие синонимического ряда от гнезда родственных слов: при общем признаке — сходстве по смыслу, — эти группы различаются тем, что синонимический ряд включает слова только одной части речи и не содержит, как правило, в своем составе однокоренных слов.

      Детям с нарушениями речи, имеющим бедный словарный запас, обычно трудно выполнять задания на подбор синонимов, поэтому в первых упражнениях им предлагается не подобрать синоним к тому или иному слову, а выбрать готовый синонимический ряд из ряда слов, а также найти соответствия, объединяя синонимы в пары. Готовые образцы синонимических рядов и пар слов-синонимов демонстрируются детям в качестве примеров для наблюдения и запоминания. После этого начинается работа над использованием синонимов в речи. Предупреждению ошибок на неуместное использование слов посвящены упражнения, показывающие возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом в словосочетаниях и предложениях. Опираясь на свой речевой опыт, используя помощь логопеда, дети подбирают нужные слова в словосочетания и предложения.

      Тема «Грамматическая сочетаемость» включена для предупреждения грамматических ошибок в управлении. Конечно, эти задания выполняются с помощью логопеда. Дети должны запомнить правильные варианты составления словосочетаний.

      Синонимы нужны также для того, чтобы исключить повторение одного и того же слова в предложении и тексте. Ученики выполняют задание по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является  хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других связных высказываний.

       Далее рассматривается синонимия многозначных слов. Очень важно показать, что разные значения одного многозначного слова образуют свои синонимические ряды. Выполняя задания этой темы, дети увидят, что синонимы нужны для более точного выражения мысли.

      Работа с материалами из темы «Антонимы» - основана па принципе от простого к сложному. Распределить слова па антонимические пары сможет, наверное, практически каждый ученик. Затем предстоит найти антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Выполнив эти задания, дети получат опыт работы с антонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов к заданным словам. Вначале нужно вставить недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Антонимы-прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому больше дано предложений на восстановление прилагательных. Когда ученики справятся с подбором слов-антонимов в текстах, можно начинать заполнять таблицы. В заключение рассматриваются темы: «Подбор антонимов к многозначным словам» и «Фразеологизмы-антонимы».

              В настоящую программу включены отдельные занятия по развитию связной речи по мере рассмотрения грамматических тем. Всего таких занятий шесть.

Кроме этого, коррекция недостатков в развитии связной речи осуществляется на всех логопедических занятиях независимо от темы: дети учатся полно и подробно планировать выполнение того или иного занятия, объяснять свой ответ. При ответах дети должны пользоваться полными развернутыми предложениями, при этом использовать несколько предложений, чтобы составилось маленькое связное высказывание. Учитель-логопед поощряет попытки детей строить развернутые ответы с помощью вопросов. Постепенно опорные вопросы сворачиваются, остается помощь в виде побуждения к составлению рассказа.

       Для создания ситуаций, приводящих к активному использованию речи, применяются кукольные персонажи, с которыми дети охотнее общаются. Дети с более развитой речью могут взять на себя роли таких персонажей, и это послужит мощным стимулом к развитию их речи. Амплуа кукольного персонажа — не очень грамотный, но симпатичный «Торопыжка», которого хочется поправить, но не высмеять. Его ошибки заметней, чем собственные. Так дети научатся искать ошибки и в своих работах.

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

Дата план

Дата факт

Темы уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты изучения темы

1

01.09-04.09

Игра «Умники и умницы»

1

Фронтальная, групповая работа

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи.

осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов;

  - дифференциация смешиваемых предлогов (В—НА в винительном и предложном падежах; С—ИЗ в родительном падеже; НАД—ПОД в творительном падеже);

 -  дифференциация смешиваемых окончаний (-а—-у в родительном падеже; -у—е в предложном падеже; -а, -я, -ы, -и в именительном падеже множественного числа; -ов, — ей, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа и другие);

 -  дифференциация смешиваемых падежей (родительный — винительный падежи единственного числа: «Купить молоко — налить немного молока»);

 -  дифференциация верных и нелепых логико-грамматических конструкций для каждой падежной формы;

 -  моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа);

  -  поиск конкретных падежных форм в стихотворных текстах и в текстах пословиц.

2

07.09-11.09

Именительный падеж единственного и множественного числа.

1

Фронтальная, групповая работа

3

14.09-18.09

Родительный падеж единственного и множественного числа.

1

Фронтальная, групповая работа

4

21.09-25.09

Дательный падеж единственного и множественного числа

1

Фронтальная, групповая работа

5

28.09-02.10

Винительный падеж единственного и множественного числа

1

Фронтальная, групповая работа

6

12.10-16.10

Творительный падеж единственного и множественного числа

1

Фронтальная, групповая работа

7

19.10-23.10

Предложный падеж единственного и множественного числа

1

Фронтальная, групповая работа

8

26.10-30.10

Род имен существительных.

1

Фронтальная, групповая работа

Устранение ошибок в согласовании имен прилагательных с существительными. Как известно, имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Вначале уточняется понятие «род имени существительного», так как это понятие является базовым, опорным для дальнейшей работы. Приступать к заданиям по согласованию прилагательных можно только после полного усвоения категории рода существительных.

     Важно показать зависимость рода прилагательного от рода существительного, для этого нужно обучать ставить вопрос от существительного к прилагательному.

9

02.11-06.11

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

1

Фронтальная, групповая работа

10

09.11-13.11

Образование имен прилагательных по заданным признакам.

1

Фронтальная, групповая работа

11

23.11-27.11

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

1

Фронтальная, групповая работа

12

30.11-04.12

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

1

Фронтальная, групповая работа

Учащиеся учатся ставить вопросы от существительных к глаголам, выбирая вопрос единственного (что делает?) пли множественного (что делают?) числа в зависимости от числа существительных. При согласовании глаголов прошедшего времени с существительными в роде нужно определить род существительного, а затем выбрать нужный вопрос (что делала? что сделала? — для женского рода; что делало? что сделало? — для среднего рода) и поставить его к глаголу.

13

07.12-11.12

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде

1

Фронтальная, групповая работа

14

14.12-18.12

Игра - Умники и умницы»

1

Фронтальная, групповая работа

15

21.12-25.12

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

1

Фронтальная, групповая работа

Научиться различать родственные и неродственные слова.

Дети учатся выделять родственные слова из предложенных на материале заданий, в которых представлены для сравнения однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы, а также слова с омонимичными корнями. Зачем детям нужно уметь отличать родственные слова от им подобных? Умея подбирать правильно родственные слова, ученик сможет из группы родственных слов найти нужное проверочное слово для слова с безударной гласной в корне, а не возьмет какое-то случайное, неподходящее слово.

16

28.12-31.12

Однокоренные слова и омонимы

1

Фронтальная, групповая работа

17

11.01-15.01

Однокоренные слова и паронимы

1

Фронтальная, групповая работа

18

18.01-22.01

Происхождение слов

1

Фронтальная, групповая работа

19

25.01-29.01

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам

1

Фронтальная, групповая работа

20

01.02-05.02

Игра «Умники и умницы»

1

Фронтальная, групповая работа

21

08.02-12.02

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

1

Фронтальная, групповая работа

Устранение аграмматизмов в употреблении суффиксов.

Дети сравнивают образованные ими слова с нормой. Обращается также внимание на частотность употребления того или иного суффикса, находятся суффиксы- «чемпионы», то есть самые продуктивные суффиксы.

22

15.02-19.02

Суффиксы профессий

1

Фронтальная, групповая работа

23

01.03-05.03

Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

Фронтальная, групповая работа

24

08.03-12.03

Суффиксы прилагательных.

1

Фронтальная, групповая работа

25

15.03-19.03

Игра «Умники и умницы»

1

Фронтальная, групповая работа

26

22.03-26.03

Приставки и предлоги.

1

Фронтальная, групповая работа

Усвоения наиболее легких по значению приставок — приставок с пространственным значением. Рассматриваются случаи употребления данных приставок в однокоренных глаголах. Различие в значениях пространственных приставок очень хорошо иллюстрируется с помощью практических действий, схем и картинок. Таким образом, на примере этой темы ученикам легко сделать вывод о той роли, которую играет приставка в слове. Создается понимание того, что приставка — значимая часть, и поэтому нужно стараться правильно ее использовать, чтобы не исказить смысл слова. Далее учащимся предлагается обратить внимание на многозначность некоторых приставок. Одна приставка употребляется в разных словах, и нужно установить ее значение в каждом случае.

27

29.03-02.04

Развитие связной речи.

Деформированный

текст

1

Фронтальная, групповая работа

28

12.04-16.04

Состав слова.

1

Фронтальная, групповая работа

Дети должны уметь свободно ориентироваться в составе слова, знать место в слове той или иной его части, не искать суффикс в начале слова, а приставку в конце. У детей накоплен фактический запас различных суффиксов и приставок; по буквенному образу дети должны определить, что за часть слова перед ними, и уметь подбирать слова с заданной частью.

29

19.04-23.04

Однозначные и многозначные слова

1

Фронтальная, групповая работа

Дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, поупражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно строить высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.

30

26.04-30.04

Фразеологизмы и свободные сочетания

1

Фронтальная, групповая работа

31

03.05-07.05

Использование синонимов в речи.

1

Фронтальная, групповая работа

Научится находить  отличие синонимического ряда от гнезда родственных слов: при общем признаке — сходстве по смыслу, — эти группы различаются тем, что синонимический ряд включает слова только одной части речи и не содержит, как правило, в своем составе однокоренных слов.

Научится использовать синонимы в речи, выполнять задания с подбором синонимов.  Для предупреждения грамматических ошибок в управлении. Конечно, эти задания выполняются с помощью логопеда. Дети должны запомнить правильные варианты составления словосочетаний.

32

10.05-14.05

Грамматическая сочетаемость синонимов

1

Фронтальная, групповая работа

33

17.05-21.05

Нахождение антонимов в текстах.

1

Фронтальная, групповая работа

Распределить слова па антонимические пары сможет, наверное, практически каждый ученик. Затем предстоит найти антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Выполнив эти задания, дети получат опыт работы с антонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов к заданным словам.

34

24.05-28.05

Фразеологизмы-антонимы

1

Фронтальная, групповая работа

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

  1. Компьютер, интерактивная доска
  2. Аудио-, видеозаписи.
  3. Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
  4. Наглядные пособия (картинки, листья, цветы, овощи, фрукты (макеты))
  5. Схемы рассказов

Используемая литература.

  1. Ефименкоеа JI.H., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. -М.: Просвещение, 1991
  2. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий. - Академия развития, Ярославль, 2006
  3. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.

Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной  терапии в работе учителя-логопеда....

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...