Проектная деятельность студентов в рамках выпускной квалификационной работы.
статья на тему

Иванова Наталия Витальевна

В статье раскрывается материал о применении  студентами  педагогического колледжа  в работе с дошкольниками на практике в ДОУ  метода проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_studentov_v_ramkah_vkr-2.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            Иванова Наталия Витальевна
                                                    Преподаватель педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга.                        

Проектная деятельность  студентов в рамках выпускной    квалификационной работы.

       Подготовка специалистов  в педагогическом колледже  предусматривает как освоение общих , так и формирование профессиональных компетенций, позволяющих в полной мере осуществлять профессиональную деятельность в сфере образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.

           В результате освоения учебной дисциплины ПМ 02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному  искусству» студенты осваивают умения :        

           - организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

         -        осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

         -        использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности,

         -        ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса,

         -        осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

         -         Работать в коллективе, команде, взаимодействовать с руководством и социальными партнерами.

В результате освоения дисциплины  приобретают знания:

    -    по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности дошкольника, (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

        -  особенностей планирования продуктивных видов деятельности дошкольника в образовательном процессе ДОУ,

        -  особенностей и значения создания предметно- развивающей среды в группе.

        - особенностей разработки методических материалов по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

     - основных требований  по оформлению педагогических разработок в виде отчетов, докладов, рефератов, выступлений, программ, методических разработок, проектов.

        - принципов систематизации и оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

        - особенностей организации исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

        Исследовательская деятельность студентов  в рамках данной дисциплины возможна в разных направлениях. Одно из направлений – развитие художественного творчества дошкольников посредством продуктивных видов деятельности.  В теоретической части работы студентами раскрываются психолого – педагогические, методические аспекты темы. Практическая часть данных ВКР предполагает проектирование и проведение работы с дошкольниками, организуемой в форме кружка.  Интересный опыт организации работы кружка представлен в ВКР на темы:  Темы ВКР :«Развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет посредством техники «Квиллинг» на занятиях по художественному труду» , «Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников посредством нетрадиционных техник аппликации», «Обучение технике «Оригами» как средство совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» и др.

        Проектирование кружковой работы с дошкольниками в рамках ВКР предполагает  экспериментальное исследование умений и навыков  художественно– творческой деятельности детей  группы , разработку Программы кружка, где будут учтены результаты эксперимента. Планируется методическое сопровождение  к Программе кружка, практическая реализация планируемой работы. Программа кружка рассчитана на кратковременный  срок – период прохождения студентами непрерывной педагогической практики (преддипломная практика) и содержит примерно 8 занятий.  Кружковая работа с дошкольниками предусматривается вне НОД (непосредственно образовательной деятельности).  Заключительным  этапом работы является контрольное исследование, где определяются  результаты  формирования  определённых умений и навыков детей в результате освоения  Программы кружка.

                            Программа кружка «Бумажная филигрань»

                                                       для детей    подготовительной группы

                                                   

                                              Пояснительная записка

Бумажная филигрань – старинная  техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». Техника квиллинга подобна тому, как обрабатывают золото или серебро в «тонкую кружевную паутинку», каким является филигранная обработка.Но мы в технике квиллинга будем работать с бумагой, с цветными бумажными полосками, которые могут изображать листья, цветы, завитки, насекомых, животных, птиц. Для того, чтобы научиться оригинальной технике работы с самой обычной бумагой, нужно немного творчества и терпения.

Работа заключается в накручивании и моделировании бумаги, что соответствует старшему возрасту дошкольника.

Бумажная филигрань стимулирует  у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развития

Уже в дошкольном возрасте дети работают с разными видами бумаги, складывают ее в разные формы и направления, создают интересные композиции.

 Композиции, создаваемые в технике квиллинга, разнообразны и бесконечны. Освоив все секреты и приемы для получения самых простых форм, дети научатся работать по рисунку, а в дальнейшем, реализовать свои творческие возможности, создавая свои шедевры из бумаги, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».

Дети очень способны! Их способностям часто удивляешься. Они как пчелки все время чем – то заняты, любят заниматься продуктивной деятельностью.

Умение самому занять себя полезной и созидательной деятельностью педагоги и психологи исконно считали показателем общего развития ребенка. Занятия проводятся по 20-30 мин., 1-2 раза в неделю.

Занятия бумажной филигранью позволят ребенку значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности, будут способствовать развитию ручной умелости.

 Цель:       Научить детей работе с бумагой в технике квиллинга.

Задачи:

- Обогащать и расширять художественный опыт детей, способствуя эмоционально-эстетическому развитию.

- Научить простым приемам бумажной филиграни: двум базовым элементам, которые делаются из разных по длине полосок: капелька, кольцо.

- Учить более сложным элементам: накручивание и моделирование бумаги.

- Способствовать получению желаемого результата, удовлетворению и радости от собственной деятельности.

Принципы

 

- Систематичности

- последовательнос

- личностно-ориентированный;

                                             

Технологии

- система,

- сотрудничество,

- игровые

Методы и приёмы

-  Проектирование,

-  практический,

- словесный (рассказ, объяснение, вопросы)

- наглядный (рассматривание, показ),

- диагностический

Формы

- Подгрупповые,

- индивидуальные.

Средства

- Бумага разного цвета

- Картон для фона,

- Гофрированный картон,

- Линейка, карандаш, циркуль,

- Ножницы простые, ножницы фигурные, пинцет

- Клей ПВА,

- Карандаши – палочки, зубочистки,

- Ватные палочки,

- Двухсторонний скотч,

-  Клеенка для стола,

- Подносы для сбора мусора,

- Правила, советы,

- Выставка детских работ.

Список литературы

Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». Просвещение.1991г.

Д Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009г.

Л.В. Табунидзе «Волшебная филигрань». М.: АРКТИ, 2008г.

Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3». Москва2008

Правила безопасности

 

- Соблюдать осторожность при работе с ножницами:

- не подносить ко рту,

- не брать в рот,

- не отводить ножницы в стороны,

- передавать ножницы друг другу, держа их за острые концы,

- не брать острые предметы, циркуль, зубочистки в рот.

                                         

                                           Содержание работы

п\п

Дата

         Тема

                                  Содержание

1

29.02

2012

Открытка, оформленная по собственному замыслу

Познакомить с работами в технике квиллинга (показ образцов, иллюстраций).

Научить детей технике квиллинга: накручивать полоску бумаги (на зубочистку), выполнять основные способы зажимов.

Познакомить с техникой безопасности провести инструктаж при работе с приспособлениями (зубочистка).

Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг

2

07.03

2012

Кисти красной рябины

(2 занятия)

Упражнять детей в технике квиллинг, научить создавать заготовки в форме («катушка» и «лист»).

Развивать творчество детей в подборе цвета и создании образа .

Учить детей работать в коллективе при создании коллективной творческой работы, на основе ранние изученного материала.

Ягоды рябины форма - «катушка»

3

14.03

2012

Кисти красной рябины

Листья рябины форма  - «лист». Упражнять детей в технике выполнения квиллинга.

Развивать творчество – подбор цвета, создание коллективной работы, дополнение её своими идеями.

4

21.03

2012

Подсолнухи

Закреплять технические приемы («катушка», «лист», «капля»).

Упражнять детей в правильном подборе цвета, составлении композиции.

Развивать интерес к природе, формировать любознательность.

5

28.03

2012

Весенний букет

Научить детей выполнять технический прием  «полумесяц» и «колокольчик».

 Развивать художественное творчество создать цветочную композицию по собственному замыслу с использованием подготовленных форм.

Воспитывать бережное отношение к миру природы.

6

04.04

2012

Люди и космос

Научить детей выполнять технический прием  «звезда» и «треугольник».

Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг.

Дать представление о том, что мы – жители планеты Земля в Солнечной системе, воспитывать патриотические чувства.

7

11.04

2012

Лебединое озеро

Научить детей выполнять технический прием  «катушка» и «капля».

Развивать творчество, эстетический вкус, формировать культуру общения с природой.

8

18.04

2012

Открытка к 9 мая

Повторить форму «колокольчик», Научить детей выполнять технический прием «полукруг»

Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг.

 Воспитывать любовь к родине, уважение к защитникам отчества.