Проектная деятельность студентов в рамках выпускной квалификационной работы.
статья на тему
В статье раскрывается материал о применении студентами педагогического колледжа в работе с дошкольниками на практике в ДОУ метода проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_studentov_v_ramkah_vkr-2.docx | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Наталия Витальевна
Преподаватель педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга.
Проектная деятельность студентов в рамках выпускной квалификационной работы.
Подготовка специалистов в педагогическом колледже предусматривает как освоение общих , так и формирование профессиональных компетенций, позволяющих в полной мере осуществлять профессиональную деятельность в сфере образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.
В результате освоения учебной дисциплины ПМ 02.04 «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» студенты осваивают умения :
- организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач,
- использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности,
- ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса,
- осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- Работать в коллективе, команде, взаимодействовать с руководством и социальными партнерами.
В результате освоения дисциплины приобретают знания:
- по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности дошкольника, (рисование, лепка, аппликация, конструирование) с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- особенностей планирования продуктивных видов деятельности дошкольника в образовательном процессе ДОУ,
- особенностей и значения создания предметно- развивающей среды в группе.
- особенностей разработки методических материалов по организации, проведению и анализу продуктивных видов деятельности с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- основных требований по оформлению педагогических разработок в виде отчетов, докладов, рефератов, выступлений, программ, методических разработок, проектов.
- принципов систематизации и оценки педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- особенностей организации исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Исследовательская деятельность студентов в рамках данной дисциплины возможна в разных направлениях. Одно из направлений – развитие художественного творчества дошкольников посредством продуктивных видов деятельности. В теоретической части работы студентами раскрываются психолого – педагогические, методические аспекты темы. Практическая часть данных ВКР предполагает проектирование и проведение работы с дошкольниками, организуемой в форме кружка. Интересный опыт организации работы кружка представлен в ВКР на темы: Темы ВКР :«Развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет посредством техники «Квиллинг» на занятиях по художественному труду» , «Развитие художественно-творческой деятельности дошкольников посредством нетрадиционных техник аппликации», «Обучение технике «Оригами» как средство совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» и др.
Проектирование кружковой работы с дошкольниками в рамках ВКР предполагает экспериментальное исследование умений и навыков художественно– творческой деятельности детей группы , разработку Программы кружка, где будут учтены результаты эксперимента. Планируется методическое сопровождение к Программе кружка, практическая реализация планируемой работы. Программа кружка рассчитана на кратковременный срок – период прохождения студентами непрерывной педагогической практики (преддипломная практика) и содержит примерно 8 занятий. Кружковая работа с дошкольниками предусматривается вне НОД (непосредственно образовательной деятельности). Заключительным этапом работы является контрольное исследование, где определяются результаты формирования определённых умений и навыков детей в результате освоения Программы кружка.
Программа кружка «Бумажная филигрань»
для детей подготовительной группы
Пояснительная записка
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». Техника квиллинга подобна тому, как обрабатывают золото или серебро в «тонкую кружевную паутинку», каким является филигранная обработка.Но мы в технике квиллинга будем работать с бумагой, с цветными бумажными полосками, которые могут изображать листья, цветы, завитки, насекомых, животных, птиц. Для того, чтобы научиться оригинальной технике работы с самой обычной бумагой, нужно немного творчества и терпения.
Работа заключается в накручивании и моделировании бумаги, что соответствует старшему возрасту дошкольника.
Бумажная филигрань стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развития
Уже в дошкольном возрасте дети работают с разными видами бумаги, складывают ее в разные формы и направления, создают интересные композиции.
Композиции, создаваемые в технике квиллинга, разнообразны и бесконечны. Освоив все секреты и приемы для получения самых простых форм, дети научатся работать по рисунку, а в дальнейшем, реализовать свои творческие возможности, создавая свои шедевры из бумаги, напоминающие «тонкую кружевную паутинку».
Дети очень способны! Их способностям часто удивляешься. Они как пчелки все время чем – то заняты, любят заниматься продуктивной деятельностью.
Умение самому занять себя полезной и созидательной деятельностью педагоги и психологи исконно считали показателем общего развития ребенка. Занятия проводятся по 20-30 мин., 1-2 раза в неделю.
Занятия бумажной филигранью позволят ребенку значительно ярче проявлять себя в процессе эстетического восприятия окружающей действительности, будут способствовать развитию ручной умелости.
Цель: Научить детей работе с бумагой в технике квиллинга.
Задачи:
- Обогащать и расширять художественный опыт детей, способствуя эмоционально-эстетическому развитию.
- Научить простым приемам бумажной филиграни: двум базовым элементам, которые делаются из разных по длине полосок: капелька, кольцо.
- Учить более сложным элементам: накручивание и моделирование бумаги.
- Способствовать получению желаемого результата, удовлетворению и радости от собственной деятельности.
Принципы
- Систематичности
- последовательнос
- личностно-ориентированный;
Технологии
- система,
- сотрудничество,
- игровые
Методы и приёмы
- Проектирование,
- практический,
- словесный (рассказ, объяснение, вопросы)
- наглядный (рассматривание, показ),
- диагностический
Формы
- Подгрупповые,
- индивидуальные.
Средства
- Бумага разного цвета
- Картон для фона,
- Гофрированный картон,
- Линейка, карандаш, циркуль,
- Ножницы простые, ножницы фигурные, пинцет
- Клей ПВА,
- Карандаши – палочки, зубочистки,
- Ватные палочки,
- Двухсторонний скотч,
- Клеенка для стола,
- Подносы для сбора мусора,
- Правила, советы,
- Выставка детских работ.
Список литературы
Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». Просвещение.1991г.
Д Чиотти «Оригинальные поделки из бумаги» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009г.
Л.В. Табунидзе «Волшебная филигрань». М.: АРКТИ, 2008г.
Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3». Москва2008
Правила безопасности
- Соблюдать осторожность при работе с ножницами:
- не подносить ко рту,
- не брать в рот,
- не отводить ножницы в стороны,
- передавать ножницы друг другу, держа их за острые концы,
- не брать острые предметы, циркуль, зубочистки в рот.
Содержание работы
№ п\п | Дата | Тема | Содержание |
1 | 29.02 2012 | Открытка, оформленная по собственному замыслу | Познакомить с работами в технике квиллинга (показ образцов, иллюстраций). Научить детей технике квиллинга: накручивать полоску бумаги (на зубочистку), выполнять основные способы зажимов. Познакомить с техникой безопасности провести инструктаж при работе с приспособлениями (зубочистка). Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг |
2 | 07.03 2012 | Кисти красной рябины (2 занятия) | Упражнять детей в технике квиллинг, научить создавать заготовки в форме («катушка» и «лист»). Развивать творчество детей в подборе цвета и создании образа . Учить детей работать в коллективе при создании коллективной творческой работы, на основе ранние изученного материала. Ягоды рябины форма - «катушка» |
3 | 14.03 2012 | Кисти красной рябины | Листья рябины форма - «лист». Упражнять детей в технике выполнения квиллинга. Развивать творчество – подбор цвета, создание коллективной работы, дополнение её своими идеями. |
4 | 21.03 2012 | Подсолнухи | Закреплять технические приемы («катушка», «лист», «капля»). Упражнять детей в правильном подборе цвета, составлении композиции. Развивать интерес к природе, формировать любознательность. |
5 | 28.03 2012 | Весенний букет | Научить детей выполнять технический прием «полумесяц» и «колокольчик». Развивать художественное творчество создать цветочную композицию по собственному замыслу с использованием подготовленных форм. Воспитывать бережное отношение к миру природы. |
6 | 04.04 2012 | Люди и космос | Научить детей выполнять технический прием «звезда» и «треугольник». Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг. Дать представление о том, что мы – жители планеты Земля в Солнечной системе, воспитывать патриотические чувства. |
7 | 11.04 2012 | Лебединое озеро | Научить детей выполнять технический прием «катушка» и «капля». Развивать творчество, эстетический вкус, формировать культуру общения с природой. |
8 | 18.04 2012 | Открытка к 9 мая | Повторить форму «колокольчик», Научить детей выполнять технический прием «полукруг» Развивать творчество и фантазию детей при создании работ в технике квилинг. Воспитывать любовь к родине, уважение к защитникам отчества. |