Активизация познавательной деятельности на лабораторно-практических занятиях по химии
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Наталья Егоровна

В данной работе даны понятия познавательной активности, уровней, принципов, методов и форм познавательной активности. Предсавлено использование методов, принципов для активизации познавательного интереса на занятиях по химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент  науки и образования Кемеровской области

ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж

Методический доклад

Активизация познавательной деятельности на практических и лабораторных занятиях по химии

Выполнила: преподаватель химии

Кузнецова Н.Е.

2013

Ум заключается не только в знании, 
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель

            Говорят, есть три силы, заставляющие учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если  учащиеся равнодушны к предмету, то обучение становится тяжелой повинностью.  Химия – один из самых трудных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Известно, что познавательный интерес является одним из значимых факторов в учебном процессе, условием его эффективности. В условиях огромного информационного потока и низкой мотивации учебной деятельности у учащихся трудно добиться высокого качества в учебе. Это проблема. Решить эту проблему необходимо своевременно и правильно. Если обратиться к программе, требованиям, которые учащиеся должны усвоить, то обнаруживается и огромный теоретический массив, и множество практических работ, требующих конкретных знаний для их осуществления, и решение всех типов задач, предусмотренным стандартом образования (на решение которых практически не отпускается должного количества часов), и написание самых различных уравнений реакций от простых до довольно сложных. Вот и получается, что предмет химии оказывается очень трудным для усвоения учащимися. Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно. А вот если на первое место поставить  интерес, то тогда можно перебороть трудности.

Показателями уровня познавательного процесса, которые, несомненно, связаны с интересом и могут охарактеризовать его интенсивность и устойчивость, являются:

- выведение причинных связей, зависимостей, закономерностей самими учащимися;

- самостоятельность сделанных ими выводов и обобщений;

- вопросы учащихся;

- стремление учащихся обменяться с товарищами и учителем интересными фактами, научными данными, почерпнутыми ими за пределами уроков;

- участие учащихся по собственному побуждению в анализе, исправлениях и дополнениях ответов товарищей;

- реакция на звонок как свидетельство последствия интересного или не интересного урока.

      Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

       Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

       Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

      Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Понятие познавательной активности

       Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность выполнения заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень и другие.

     С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активныестуденты, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

    Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

    В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

   Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

рецензировать ответы товарищей;

оценивать ответы и письменные работы товарищей;

объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

    Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

    Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

Понятие уровней познавательной активности

      Выделяют несколько уровней познавательной активности.

Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Понятие принципов активизации познавательной деятельности учащихся

        При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

       Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося.

     Принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественнонаучного мышления и т.д.

      Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

      Принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

     Принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

    Принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

состав аудитории (комплектование групп),

адаптация к учебному процессу,

способность к восприятию нового и т.п.

     Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

      Принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

     Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

Факторы, побуждающие учащихся к активности

       В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности выделяют:

- творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом», каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

- игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как программированные задания, домашние химические эксперименты, моделирование и т.д. Активизация учения учащихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Приемы активизации познавательной деятельности

       В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно.

      Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.

     Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

     В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

     Таким образом, можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

- метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

- метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

      Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

- метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

- метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

     В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

     Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

     Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

     В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы

1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В группе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учаться анализировать и обобщать материал, а также развиваеть устную речь.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами. Их условно делят на три типа:

дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем; карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;

дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений;

карточка с вопросами для размышлений;

карточка с расчетной задачей;

карточка с заданием выполнить рисунок;

дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений;

карточка с немым рисунком;

тестовые задания.

В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4. Метод проблемного изложения.

Заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, возможные решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

- выдвижение проблемного вопроса,

-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.

Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Сложные, творческие задания решают  более подготовленные студенты. При этом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению .

Наглядные методы

Одним из таких методов является частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того, чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

     Активизацию познавательной деятельности можно проводить и на внеклассных мероприятиях.

Активизация познавательного интереса на уроках химии

          Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

          В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Важную роль имеет химический эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Химический эксперимент – это  источник знания о веществе и химической реакции. Он способствует активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанию устойчивого интереса к предмету, формированию представлений о практическом применении химических знаний. Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов, технических средств в заданных условиях.

Демонстрационный химический эксперимент – эффективное средство в преподавании химии, он применяется на всех этапах обучения. Эксперимент дает возможность преподавателю выделить самое главное и сложное, учащиеся учатся наблюдать и делать выводы и одновременно знакомятся с основными навыками и приемами работы в химической лаборатории.

            На практических и лабораторных работах применяю для активизации познавательной деятельности студентов, следующие принципы: принцип проблемности, принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач, принцип взаимообучения, принцип исследования изучаемых проблем и явлений, принцип индивидуализации. Методы: словесные и наглядные. 

             Из приемов по активизации студентов на занятиях применяю активно управляемый процесс, который направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи и  предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся.

           Принцип проблемности. Выполнение лабораторных работ является обязательными условием для успешного усвоения материалы. Например, в курсе «Неорганическая химия» в начале лабораторной работы по теме «Металлы» обозначаю проблему – Металлы химические вещества, которые растворяются в кислотах. Проверьте опытным путем все ли металлы, предложенные вам в работе, растворяются в кислотах. После проведения эксперимента провожу опрос о результатах опытов и прошу объяснить   студентов, почему некоторые металлы нерастворяются в кислотах. При выполнении работы учащиеся учатся владеть техникой химического эксперимента, аккуратно обращаться с оборудованием лаборатории, разумно расходовать химические реактивы. После выполнения работы они оформляют отчет по лабораторной работе, записывают свои наблюдения и объясняют их. Таким образом, при оценке лабораторных работ учитываются техника выполнения химического эксперимента, теоретические знания и умение делать выводы.

Принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Овладение основами научного эксперимента необходимо учащимся, желающим заниматься исследовательской работой. Эти навыки постепенно закладываются во всех курсах и реализуются, например, при выполнении заключительного задания в курсе «Химический синтез», где требуется получить химическое вещество, предварительно обсудив различные методики синтеза. Исследования различного рода также проводятся учащимися при подготовке конкурсных работ для участия в проектах, организуемых на различных уровнях.

            В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий учащийся обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому на  лабораторных работах учащиеся самостоятельно описывают свойства химических соединений, проведя химический опыт. Например, отвечая на вопрос «Могут ли, растворы солей иметь кислую или щелочную среду раствора?». Кроме того учащиеся «переоткрывают» законы химии, устанавливая опытным путем различные закономерности. Например, как поверхность соприкосновения реагирующих веществ влияет на скорость химической реакции?

Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчок которому дает опыт.

Важнейшей формой обучения химии являются практические занятия, на которых в ходе изучения курса химии можно развивать компетенции учащихся.

На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций:

экспериментальные (использование различных методов количественных измерений, выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, составление плана эксперимента, зарисовка схем, приборов, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов с привлечением справочной и научной литературы);

коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, планирование эксперимента и теоретическое его обоснование, применение критериев контроля и самоконтроля, самостоятельное определение очередности всех операций);

интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно - следственных связей, формулирование выводов);

контрольно - оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, применение различных видов контроля деятельности товарищей).

Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются: воспитание познавательного интереса;                                                                                                создание положительной мотивации учения и образования;                                                          формирование глубоких, прочных и действенных знаний;                                                         развитие интеллектуальной сферы личности;                                                                                     формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

        Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Придание образовательному процессу практико-ориентированной направленности превращает изучаемый материал из сложного и скучного в один из интереснейших и практически значимых компонентов образования. При этом я преследую цель  научить учащихся самостоятельно изучать мир веществ и реакций, среди которых они живут и действуют.  Если учащийся разбирается в веществах, с которыми он встречается в быту, то он может строить свои отношения с природой на совсем ином, цивилизованном уровне, расширяя свои мировоззренческие позиции.

            Как элемент практико-ориентированного обучения предлагаю учащимся домашние практические работы, которые включают различные виды деятельности: наблюдение, описание веществ, выделение существенных признаков, умение анализировать и делать выводы. Данная работа готовит  учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирует готовность к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности в повседневной жизни. Например, при изучении темы «Влияние температуры на растворимость твердых и газообразных веществ», предлагаю дома провести опыт растворить столовую ложку соли и сахара в 50 мл холодной и горячей воде, сделать вывод: как температура влияет на растворимость твердых веществ. Второй опыт с бутылкой газированной воды. Оставить открытую бутылку газированной воды в холодильнике на сутки, а другую открытую бутылку оставить на сутки в теплом месте. Затем ответить на вопрос: В какой бутылке сохранился газ и почему? При изучении темы «Металлы» предлагаю студентам провести химический эксперимент взаимодействия с водой различных по активности металлов  свинца, меди, железа, алюминия.  Срок проведения химического эксперимента неделя. По наблюдениям сформулировать вывод.

        Принцип взаимообучения и самообучения. При выполнении лабораторно-практических работ для самообразования каждый студент по очереди демонстрирует опыт, объясняет протекание химической реакции, проговаривает наблюдения и выводы, записывает химическую реакцию. Другие студенты дополняют наблюдения и выводы. Проверяют правильность записи химической реакции. То есть демонстрируют умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

           Принцип индивидуализации.  Для закрепления полученных практических умений и теоретических знаний в конце работы студенты отвечают на контрольные вопросы, которые составлены с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

 Для активизации познавательной деятельности применяю наглядные методы. При изучении  некоторых тем химии применяю видеодемонстрация химических опытов. К преимуществам этого способа демонстрации относятся следующие: эксперимент виден крупным планом; опыт можно просмотреть несколько раз, использовать «стоп-кадр», он всегда будет удачным; текстовые и дикторские комментарии к опытам помогут организовать самостоятельную работу учащихся; кроме того, просмотр фильма снимает психологический барьер «скучной науки». После просмотра опыта на занятии в режиме видеоконференции учащиеся могут обсудить его между собой и задать вопросы преподавателю, если же видеозапись опыта является частью лекции или электронного учебного пособия, то он обязательно сопровождается комментариями преподавателя и записью уравнений химических реакций. В настоящее время  в кабинете химии есть видеофильмы по некоторым разделам химии,  есть электронные учебные пособия по неорганической и органической химии, где теоретическое изложение материала сопровождается лабораторными опытами, которые могут быть использованы и при традиционном обучении.

Жан Жак Руссо сказал – «Час работы дает больше, чем день объяснений». Именно поэтому в процессе изучения предмета химии огромное значение придаю  практической части. Взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе практической деятельности позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Список литературы

1.Алексашина И.Ю., Гольденберг Л.А. Из опыта подготовки учащихся к коллективной деятельности на уроке // Химия в школе. – 1990.– №1, с.31

2.Базелюк И.И. Мотивационное управление учебным процессом // Химия в школе. – 1987.– №2, с.20

3.Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. – СПб.: КАРО, 2003.

4.Дьяченко В.К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. – М.: Педагогика, 1989.

5.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М: Сентябрь, 2003.

6.Колосовская К.Г. Мотивационное управление учебным процессом // Химия в школе. – 1988.– №3, с.25

7.Преображенская В.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся // – Химия в школе. – 1990. – №1, c.31

8.Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987.

9.Шабанов А.В., Стрюков Г.А. Использование приемов развития мышления при обучении химии // – Химия в школе. – 1993. – №6, c.33


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательной деятельности на лабораторно-практических занятиях по химии Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. Аристотель Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет.

Слайд 2

Проблема Трудно сегодня, трудно завтра и становится неинтересно, потому что непонятно Программа по химии Часы для обучения Трудный предмет

Слайд 3

Решение Познавательный интерес принцип взаимообучения принцип проблемности принцип обеспечения по характеру практических задач принцип исследования изучаемых проблем и явлений принцип индивидуализации Активизация

Слайд 4

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Теоретические занятия. Лабораторно-практические занятия Познавательный интерес Химический эксперимент

Слайд 5

Принципы активизации на занятиях по химии Принцип проблемности учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач . организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру должна максимально приближаться к реальной деятельности

Слайд 6

Принципы активизации на занятиях по химии Принцип взаимообучения и самообучения способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения Принцип индивидуализации организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Принцип исследования изучаемых проблем и явлений. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер

Слайд 7

Наглядные методы активизации познавательной деятельности Информационные компьютерные техноло гии Видео-опыты Видеофильмы Электронные учебники

Слайд 8

«Час работы дает больше, чем день объяснений». Жак Жак Руссо Спасибо за терпение.