Что должен уметь ребёнок в 5 лет
консультация на тему

Феоктистова Анастасия Владимировна

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dolzhen_umet_rebenok_v_5_let.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен уметь ребенок в 5 лет.

Внимание.

–   Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

–    Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

–    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

–    Копировать в точности узор или движение.

– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал   название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

 Мышление.

–   Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

–   Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

–   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

–   Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

–   Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

–   Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

–   Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

–   Складывать пазлы без посторонней помощи.

–   Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.

–   Определять последовательность событий по картинкам   – что вначале, что потом.

Память.

–   Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

–   Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее   4-5 слов.

– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов. 

– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая   большая   машинка».

– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

 Мелкая моторика.

–   Аккуратно вырезать картинки.

–   Писать буквы и числа.

–   Дорисовывать недостающие детали к картинке.

–   Бить молотком по гвоздю.

–    Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

–    Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

–   Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

 Крупная моторика.

–   Хорошо бегает.  Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до   300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

–   Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

–   Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

– Хорошая координированность движений -  если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.

– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой   доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.

– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;  

– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

– Пишет цифры от 0 до 10,

– Соотносит цифру с количеством предметов.

– Умеет из неравенства делать равенство.

– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому   маленькому и наоборот.

– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

– Ориентируется на листе бумаги.

– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им   описание.

 Развитие речи.

–Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из   которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

– Определять количество слогов в словах,

– Пересказывать небольшие рассказы.

– Активный словарь 2-3 тысячи слов.

– Пассивный словарь – 14 тысяч слов

– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха - меховая шапка   и т.д.

– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

– Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

– Составлять предложения из 3-4 слов.  

– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

 Окружающий мир.

– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

- Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать   название нашей планеты.

– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти    профессии, какую приносят пользу людям.

– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

– Отличать хищных животных от травоядных.

– Отличать перелетных птиц от зимующих.

– Отличать садовые цветы от полевых.

– Отличать деревья от кустарников.

– Называть явления природы.

– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми – с друзьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. 

– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

– Чистить зеркала, если они низко расположены.

– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

– Вежливо отвечать на телефонные звонки.

– Помогать по уходу за двором.

– Оплачивать мелкие покупки.

– Помогать папе мыть машину.

– Помогать выносить мусор.

– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

 Психологические потребности:

–   Потребность в общении со сверстниками.

–    Творческая активность.

–    В движении

–    В самостоятельности

 Мотивы 5-ти леток:

–   Взаимоотношения с людьми

–   Потребность в дружбе

 Как можно удовлетворять:

Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним "о жизни».  

 Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

 Ведущая функция:

   Воображение

Особенности возраста:

-   Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 

-   Общение со взрослыми вне ситуативно – личностное.

-   Общение со сверстниками вне ситуативно - деловое.

-   Половая идентификация.

-   Появление творческой активности во всех видах деятельности.

-   Развитие фантазии.

-    Доминирующее настроение ребенка этого возраста - бодрое, веселое.  Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

-    Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

-   Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.

-   Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

-    К 5.5 годам формируется фундамент личности:

              -    Возникает своя внутренняя позиция.

             -    Формируются психологические установки.

             -    Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

 Новообразования:

       -   предвосхищение результата деятельности;

       -   активная планирующая функция речи;

       -   вне ситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

 Цели и задачи взрослых:

-  Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах    деятельности.

- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала         ребенка.

-   Способствовать развитию эмпатичных проявлений.

-  Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов             сотрудничества.

- Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и   осуществлять внешний контроль   посредством речи.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.