Интеллектуальное развитие: - Называет и отличает 2-3 дерева.
- По опорным обобщающим словам находит предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»).
- Различает времена года.
- Называет существенные детали и части предметов.
- Находит простые связи между предметами и явлениями.
- Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
- Различает и правильно называет части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
- Различает некоторые фрукты и овощи.
- Различает части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Восприятие: – Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет). – Собирает пирамидку с учетом размера колец. – Конструирует из кубиков по подражанию. – Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши. – Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. – Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый. – Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник. – Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. Внимание: - Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут.
- Находить 3-4 отличия между предметами.
- Удерживает в поле зрения 3-4 предмета.
- Находит два предмета, похожих друг на друга.
- Выполняет задания по предложенному образцу.
- Устойчивость внимания – 15-20 мин
Память: - Запоминает 3-4 картинки.
- Знает наизусть несколько четверостиший.
- Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого.
- Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером.
- Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
- Понимает и выполняет комбинированные команды из 5 действий («Подними лопатку, положи в ведерко, дай маме, иди к девочке и играй!»).
Мелкая моторика: - Изображает простейшие предметы и явления действительности.
- Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
- Показывает указательный палец вместе со средним.
- Делает колечки (каждый палец соприкасается с большим).
- Умеет проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».
- Умеет рисовать «клубочки».
- Перерисовывает крестик.
- Обводит по контурам, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
- Копирует квадрат (с 3.5 лет).
- Умеет проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».
- Умеет проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».
- Можно давать ножницы.
- Старается раскрашивать, не выходя за контуры.
- Умеет соединять одинаковые предметы линиями.
- Застегивает пуговицы.
Крупная моторика: – Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги. – Ездит на трехколесном велосипеде. – Может стоять на одной ноге 10 секунд. – Прыгает на одной ножке и двух ногах. Математика: - Находит в окружающей обстановке много предметов и один.
- Умеет определять равенство и неравенство предметов выражать словами «большой», «маленький», каких предметов больше, меньше.
- Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Использует слова «высокий», «низкий» «толстый», «тонкий».
- Может усвоить представление о шести формах: Круг. Овал. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Многоугольник. Показывать похожие на них предметы.
- Может усвоить представление о восьми цветах: Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый. Черный;
- Умеет пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
- Умеет сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий».
Речевое развитие: - Умеет отвечать на вопросы типа: «Что ты будешь делать, если ты устал?"(тебе холодно, голоден...).
- Понимает короткие рассказы взрослого.
- Правильно реагирует на словесные указания.
- Согласовывает слова в роде, числе, падеже.
- Правильно пользуется предлогами в, на, за, под, перед, сзади, к.
- Употребляет предложения с однородными членами.
- Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то, связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения).
- Умеет подобрать антонимы: огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама - женщина, папа -...?
- Имеет активный словарь до 1500 слов.
- Начинает использовать сложные предложения, строит фразы из 4–5 слов.
- Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.);
- Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
- Употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
- Употребляет в речи прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет.
- Употребляет в речи наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.).
- Знает названия транспортных средств | (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей.
- Называет свое имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
- Пересказывает небольшие потешки, сказки, рассказы, узнает сказочных героев.
- Понимает названия цветов: "Дай красный мяч".
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Отвечает на вопросы:
Как твоя фамилия? С кем ты живешь? Что ел на завтрак? Во что любишь играть? Социальное развитие: – Любит давать игрушки и брать их у других. – Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми. – Развиваются навыки совместной игры. – Любит помогать взрослым. – Легко расстается с мамой на целый день. – Вступает в новый контакт через 5 мин. Ведущие потребности: – В доброжелательном внимании. – В сотрудничестве. – В уважении. – Общение со сверстниками. – В самовыражении. – В соучастии. Ведущая деятельность: Игровая. Переход от манипуляций с предметами к ролевой игре. Ведущая функция: Восприятие. Особенности возраста: - Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Ребенок добивается нового статуса, в следствии чего появляется упрямство и негативизм. - Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. - Появление смысловой структуры сознания. - Развитие происходит через общение. С взрослым общение становиться вне ситуативно - познавательным. - При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение: «Делай, как я». – Общение вне ситуативно – познавательное. Совместное обсуждение со взрослым явлений, событий, взаимоотношений в предметном мире – Смотрит в другого, но видит себя. – Слышит, но не слушает. Новообразования: – Усвоение первичных нравственных норм. – Самооценка. – Появление элементов партнерского общения. Домашние обязанности: – Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом). – Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы). – Собирает и кладет игрушки в соответствующее место. – Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку. – Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол. – Убирает за собой оставшиеся после еды крошки. – Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается. – Вытирает за собой следы «детской неожиданности». – Приносит упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Цели и задачи взрослых: - Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении. - Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. - Формировать первые нравственные эмоции «хорошо» – «плохо». - Формировать умения действовать по правилам. - Формировать умения сопереживать, сочувствовать, способность к эмоциональной отзывчивости. - Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым. - Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. |