Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по дисциплине химия.
учебно-методическое пособие на тему

Кузнецова Наталья Егоровна

В методических рекомендациях перечислены темы самостоятельных работ по химии для студентов техникума (технический профиль). Представлено краткое содержание самостоятельных работ, график выполнения, список рефератов для студентов 1 курса всех специальностей колледжа, правила написания реферата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.u._dlya_srs.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент науки и образования Кемеровской области

ГОУ СПО Осинниковский горнотехнический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

для специальностей среднего профессионального образования:

 130104 – «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

130106 – «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

130405 -  «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

140448 -  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и

                    электромеханического оборудования в горной промышленности».

190631 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

270802 – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

2013

Рассмотрено                                                                      Утверждаю                            

на заседании цикловой комиссии                                 Зам. директора поУВР

Общих естественнонаучных дисциплин                  ___________Пичуева О.В.

протокол № __ от ____________                         «___»____________

Председатель цикловой комиссии

__________Грищенко А.Н.                    

Составитель: Н.Е. Кузнецова, преподаватель химии ОГТК

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                               4
Перечень тем самостоятельных работ                                                       5
Краткое содержание самостоятельных работ по темам                           6   График проведения и содержание самостоятельной работы                  23   Список рефератов                                                                                        27 Правила оформления рефератов                                                                29

 

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельные работы по дисциплине «Химия» предусмотрены Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, учебным планом, рабочей программой и календарным планом.

   Методические указания направлены на формирование у студентов навыков к самостоятельному изучению отдельных вопросов, развитию аналитического, логического мышления, воспитанию умений работы с различными источниками информации. 

  В результате проведения студентами самостоятельной работы они должны овладевать знаниями о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. 

 Темы самостоятельных работ предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины. Методические указания содержат перечень тем для самостоятельных работ, цели изучения, указания на то, что должны знать и уметь студенты после проведения самостоятельной работы, список литературы, которая понадобится студентам в поиске ответов по теме, вопросы для контроля, а также формы контроля.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов – это одна из наиболее целесообразных форм работы студентов. Она призвана привить студентам навыки к поиску источников, анализу новой информации, к умению делать выводы, а также к умению выступать перед аудиторией с творческими работами, подготовленными в ходе выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа может рассматриваться как организационная форма обучения – система педагогических условий, обеспечивающих учебную деятельность студентов по усвоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизировать и закреплять теоретические знания и практические умения, углублять и расширять знания;

- развивать познавательную способность и активность студента, творческую инициативу;

- формировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, исследовательское мышление.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема самостоятельной работы студента

Количество часов

1

Понятие химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии.

2

2

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.

2

3

Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.

2

4

Кристаллогидраты. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

2

5

Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

2

6

Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

2

7

Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

2

8

Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

2

9

Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

2

10

11

Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. Композиционные материалы.

2

2

12

Разработка и представление в электронном виде презентаций по выбранным темам рефератов.

2

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1. Основные понятия химии


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема самостоятельной работы - «Понятие химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии».

Студент должен

Знать: важнейшие понятия химии, основные законы химии; основные теории химии.                                                                                                                                       Уметь: выявлять ключевые проблемы, причинно-следственные связи.             

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории:

1. Научные методы познания веществ и химических явлений.

2. Роль эксперимента и теории в химии.

3. Моделирование химических процессов.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Введение». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы.                                                                                      

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной теме.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите этапы развития современного химического производства. 
2. Какой процесс называется химической технологией?                                           3.Что привело к развитию биотехнологического производства?
4. Какой процесс называется биотехнология?                                                            5. Какой процесс называется нанотехнологией?                                                        6. Где применяются химическая технология, биотехнология, нанотехнология?                                      

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
 http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема самостоятельной работы - Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

Студент должен

Знать: основные законы химии: Периодический закон Д.И. Менделеева;

строение атома

Уметь:  характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Атом – сложная частица.

2. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Периодический закон и строение атома». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы.                                                                                      

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое строение имеет атомное ядро?

2.Что такое изотопы?

3.Какое явление называется радиоактивностью?

4. Где используются радиоактивные изотопы?  

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта.   

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

                                  Тема 1.3. Строение вещества

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3


Тема самостоятельной работы -  Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.

Студент должен

Знать: 

         - основные понятия ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения;

 -основные теории химии: химической связи, строения неорганических соединений;

Уметь: 

   - определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель;

         - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной)

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Агрегатные состояния веществ.

2. Понятие водородная связь. Переход веществ из одного агрегатного состояния в другое.

3. Понятие чистых веществ и смесей.

4. Понятие дисперсных систем. Процессы, проиходящие в дисперсных системах.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Строение вещества». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы, схему перехода веществ из одного состояния в другое, таблицу  «Дисперсные системы и их агрегатные состояния»                                                                                      

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какими бывают агрегатные состояния веществ?

2.Что такое водородная связь? Какую роль играет водородная связь в переходе веществ из одного агрегатного состояние в другое?

3.Какой процесс называется конденсацией, кристаллизацией, сублимацией, десублимацией, текучестью, каогуляцией, синерезисом?

4. Какие системы называются смесями?

5. Что такое дисперсные системы?

6. Какие дисперсные системы относятся к суспензиям, эмульсиям, золям и гелям?

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка схем и таблиц.                                                                                  

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4


 Тема самостоятельной работы: Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

Студент должен

Знать: 

- основные понятия:  растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; основные теории химии: электролитической диссоциации

    Уметь:

             - определять: заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;

      -  выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

     - решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества.

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1.Физические свойства воды.

2. Применение воды в технических целях.

3. Жесткость воды.

4. Классификация минеральных вод.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия» Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы.                                                                                    На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Физические свойства воды.

2. Применение воды в технических целях.

3. Какие вещества, растворенные в воде, обуславливают ее жесткость?

4. Какая жесткость воды называется временной и постоянной?

5. Способы устронения жесткости воды.

6. Какая вода называется минеральной?

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5

Тема самостоятельной работы: Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Студент должен

          Знать:

         -важнейшие вещества и материалы их состав, свойства и применение.

    Уметь:

   -определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических соединений;

    -характеризовать: основные классы неорганических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических соединений                         - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения                                            - выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Серная кислота и едкие щелочи - важнейшие  продукты химической прмышленности.

2. Применение серной кислоты и едких щелочей в промышленности.

3. Состав гашеной и негашенной извести.

4. Какие свойства гашеной и негашенной извести позволяют использовать их в строительстве.

5. Состав гипса и алебастра их важнейшие свойства.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Классификация неорганических соединений». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы, схемы «Применение серной кислоты», «Применение едких щелочей».                                                                                    

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите продукты, получаемые из серной кислоты.

2. Перечислите, где используется серная кислота и ее соли?

3. Назовите состав негашеной извести. Какие ее свойства используются в строительстве?

4. Как получают гашеную известь? Где она используется в строительстве?

5. Химическая формула гипса и алебастра и их важнейшие свойства.

6. Где используются гипс и алебастр?

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта, схем.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 1.6. Химические реакции

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

Тема самостоятельной работы:  Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

Студент должен

Знать:

-важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

 Уметь:

- объяснять: зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов.

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Понятие электролиз.

2. Процесс электролиза в растворах и расплавах.

3. Применение электролиза.

4. Понятие гальваностегия, гальванопластика, рафинирование.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Химические реакции». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы, схемы: «Электролиз раствора» и «Электролиз расплава».                                                      

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какой процесс называют электролизом?

2. Какую роль в этом процессе выполняют катод и анод

3.Чем отличается электролиз раствора от электролиза расплава?

4. Что такое гальваностегия, гальванопластика, рафинирование? Приведите примеры их использования.

5. Назовите продукты раствора и расплавахлорида меди(II).

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта, схем.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 1.6. Металлы и неметаллы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7

Тема самостоятельной работы:  Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Студент должен

 Знать:

 - особенности строения атомов металлов и неметаллов и их кристаллов            -  Электрохимический ряд напряжений металлов.                                                           - Классификацию металлов по различным признакам.                                           - Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.                                                      - важнейшие вещества и материалы.

  уметь:                                                                                                                          - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;                  - характеризовать общие химические свойства металлов и неметаллов              - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения.

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1.Коррозия металлов.

2.Понятие химической и электрохимической коррозии металлов.

3. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды.

4. Способы защиты металлов от коррозии.

Этапы работы:

На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Металлы и неметаллы». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы. Составить схему классификации видов коррозии.

На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается коррозия металлов?

2. Какие виды и типы коррозии различают?

3.Перечислите способы борьбы с коррозией.

4. Составьте схему классификации видов коррозии металлов.

5. Составьте уравнение электрохимической коррозии железа при контакте с медью.

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта, схем.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8

Тема самостоятельной работы:  Сравнение классификации соединений и

классификации реакций в неорганической и органической химии.

Студент должен

знать:

 - важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;                                                                                  - основные теории химии: строения органических веществ                         уметь:                                                                                                                         - определять: принадлежность веществ к разным классам органических соединений;                                                                                                                - называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре

 В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Начала номенклатуры IUPAC.

2. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения. Реакции отщепления. Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Этапы работы:

        На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Органическая химия». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

      На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы. Составить сравнительные  таблицы классификаций соединений и химических реакций в неорганической и органической химии.

      На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие существуют органические  вещества по наличию функциональных групп и строению углеродного скелета.

2. Какие существуют классы неорганических соединений.

3. Какие существуют типы химических реакций ворганической химии.

4. Какие существуют типы химических реакций в неорганической химии.

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта, таблиц.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 9

Тема самостоятельной работы: Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

Студент должен

Знать:

- важнейшие вещества и материалы: природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, бензол;                                                                                             уметь:                                                                                                                         - характеризовать: свойства углеводородов; строение и химические свойства изученных органических соединений

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1.Свойства и строение углеводородов.

2. Полимеризация диеновых углеводородов в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина

3. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Этапы работы:

      На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Углеводороды и их природные источники». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

      На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы.      

      На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие углеводороды называются диеновыми?

2.Схема получения СК из диеновых углеводородов.

3.Какими свойствами обладает каучук? Что такое вулканизация каучука?

5. Какими свойствами обладает резина и где применяется?

6. Какие углеводороды входят в состав природного газа?

7.Назовите продукты переработки природного газа и укажите процессы, с помощью которых их получают?

8. Какие углеводороды входят в состав нефти?

9. На каких свойствах нефти основана ее перегонка?

10.Укажите продукты перегонки нефти?

11. Что такое крекинг? Какие виды крекинга различают?

12. Что такое риформинг?

13. Что такое октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива?

14.Какой процесс называют коксованием каменного угля?

15. Назовите продукты коксования угля?

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 10

Тема самостоятельной работы: Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Студент должен                                                                                               Знать:                                                                                                                          - важнейшие вещества и материалы: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла; моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза),                                                                                          уметь:                                                                                                                           - характеризовать: свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, углеводов; строение и химические свойства изученных органических соединений.

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1.Свойства и строение одноатомных спиртов, и их применение.

2. Свойства и строение многоатомных спиртов, и их применение.

Этапы работы:

      На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Кислородсодержащие органические соединения». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

      На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, раскрывающий сущность изучаемой темы.      

      На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какими токсичными свойствами обладает метанол?

2. Какие правила безопасности работы с метанолом существуют?

3. Какими токсичными свойствами обладает этиленгликоль?

4.Какие правила безопасности работы с этиленгликолем существуют?

Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 11

Тема самостоятельной работы: Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.

Студент должен                                                                                                       знать                                                                                                                            - важнейшие вещества и материалы: анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;                        уметь:                                                                                                                          - характеризовать: свойства спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, углеводов; строение и химические свойства изученных органических соединений.

В результате самостоятельной работы студент должен владеть следующими вопросами теории: 

1. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации.

2.Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

3.Волокна, их классификация. Получение волокон.

4.Отдельные представители химических волокон.

Этапы работы:

      На первом этапе студенты должны подобрать литературу для изучения темы. Поиск литературы следует организовать в разделе «Синтетические высокомолекулярные соединения». Для изучения следует выбрать учебные пособия для профессий и специальностей технического профиля О.С.Габриелян «Химия»; Ю.М. Ерохин «Химия», либо интернет-ресурс.                            

      На втором этапе студенты должны составить краткий конспект, составить схемы классификации волокон и пластмасс, раскрывающих сущность изучаемой темы.      

      На третьем этапе студенты должны подготовиться к устному опросу изученной темы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какие соединения называются полимерами?

2.Какие реакции лежат в основе получения полимеров?

3. Какие материалы называются пластмассами?

4. На какие группы делятся пластмассы?

5.Какие полимерные материалы называются волокнами?

6. На какие группы по происхождения делятся волокона?

  Рекомендуемая форма контроля: проведение устного  опроса, проверка конспекта, схем.

Рекомендуемая литература: 
1. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов «Химия» учебное пособие для профессий и специальностей технического профиля.                                                                     2. Ерохин Ю.М.  «Химия» учебное пособие для студентов средних специальных  учебных заведений.
3. Интернет-ресурс:
http: // www / help, ru/;www xumuk, ru/ encuklopedia/2/4995

                                  http: // www /alhimikov.net /elektronbuch / menu. html.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СРС

Название темы

Содержание задания по теме

Рекомендуемая литература

Форма проведения срс

Форма контроля срс

1

Основные понятия химии

Понятие химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии.

О.С.Габриелян «Химия» с. 3-5, Ю.М. Ерохин «Химия» с.6

Работа с учебным пособием

Устный опрос, проверка конспекта

2

Периодический закон и строение атома

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

О.С.Габриелян «Химия» с. 23, Ю.М. Ерохин «Химия» с.38

Работа с учебным пособием

Устный опрос, проверка конспекта

3

Стрение вещества

Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис.

О.С.Габриелян «Химия» с. 40, Ю.М. Ерохин «Химия» с.48

Работа с учебным пособием, составление схемы и таблицы.

Устный опрос, проверка конспекта, схемы, таблицы.

4

Вода.

Растворы. Электролит.

Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

О.С.Габриелян «Химия» с. 54, Ю.М. Ерохин «Химия» с.69

Работа с учебным пособием

Устный опрос, проверка конспекта

5

Классификация неорганических соединений

Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр.

О.С.Габриелян «Химия» с. 68, Ю.М. Ерохин «Химия» с.104

Работа с учебным пособием,

составление схемы

Устный опрос, проверка конспекта,

схем.

6

Химические реакции

Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.

О.С.Габриелян «Химия» с.98, Ю.М. Ерохин «Химия» с.85

Работа с учебным пособием,

составление схемы

Устный опрос, проверка конспекта,

схем

7

Металлы и неметаллы

Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

О.С.Габриелян «Химия» с.114, Ю.М. Ерохин «Химия» с.179

Работа с учебным пособием,

составление схемы

Устный опрос, проверка конспекта,

схем

8

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.

О.С.Габриелян «Химия» с.134, Ю.М. Ерохин «Химия» с.272

Работа с учебным пособием,

составление таблиц

Устный опрос, проверка конспекта,

таблиц

9

Углеводороды и их природные источники

Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

О.С.Габриелян «Химия» с.176, Ю.М. Ерохин «Химия» с.303

Работа с учебным пособием

Устный опрос, проверка конспекта

10

11

Кислородсодержащие органические соединения

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.

Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.

О.С.Габриелян «Химия» с.185, Ю.М. Ерохин «Химия» с.307

О.С.Габриелян «Химия» с.225, Ю.М. Ерохин «Химия» с.364

Работа с учебным пособием

Работа с учебным пособием, составление схем

Устный опрос, проверка конспекта

Устный опрос, проверка конспекта, схем

12

Тема реферата по специальностям

Разработка и представление в электронном виде презентаций по выбранным темам рефератов

Работа с интернет - ресурсами, компьютерные технологии

Работа с интернет - ресурсами, компьютерные технологии 

Представление презентаций реферата или творческой работы на НПК, на занятиях

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Для специальностей:

130104 – «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»

130106 – «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

 1. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

2. Аморфные вещества в природе, технике, быту.

3. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

4. Минералы и горные породы как основа литосферы.

5.Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

6.История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

7. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

8. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

9. Аллотропия металлов.

10. Типы растворов.

Для специальностей:

130405 -  «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых».

140448 -  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и     электромеханического оборудования в горной промышленности».

1.Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

2. Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

3. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

4. Реакция горения на производстве.

5. Реакция горения в быту.

6. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

7. Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

8. Способы защиты металлов от коррозии.

9. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

10. Алкоголизм и его профилактика.

Для специальности:

190631 – «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

2.Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

3.Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

4. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

5. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

6. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

7. Метанол: хемофилия и хемофобия.

8. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

9. Белковая основа иммунитета.

10.Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Для специальности:

270802 – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

1. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

2. Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

3.Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

4. Растворы вокруг нас.

5.Оксиды и соли как строительные материалы.

6. Поваренная соль как химическое сырье.

7. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

8.Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

9. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

10. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

Правила оформления реферата

1. Определение реферата

       Реферат - это небольшое устное сообщение, которое изложено в письменной форме. Что имеется в виду под "изложением"? В случае написания реферата мы говорим о том, что его автор излагает содержание какой-либо научной работы или прочитанной книги. Реферат - это работа теоретического характера. Реферат предназначен для демонстрации знаний студента  и уровня владения им анализа научной и методической литературы.

 2.Тема для реферата

      Тема для реферата выбирается преподавателем и студентом вместе, чтобы правильно сделать реферат. Тема должна быть интересной для студента. Для реферата обычно рекомендуют использовать 4-5 источников литературы. Часто, преподаватели предлагают студентам список тем, которые можно выбрать для реферата.

3.Этапы работы над рефератом

     Рекомендуют следующие этапы работы:

Определите и выделите проблему, которая стоит в данной теме.

Изучите поставленную проблему, используя первоисточники.

Проведите обзор выбранной для чтения литературы.

Изложите материал, соблюдая собственную логику.

4. Структура реферата

     Это важно, так как правильно оформить реферат без знания его структуры невозможно. Оформите свою работу по следующим принципам, чтобы она была правильной:

     Первая часть - это введение. Изложите цель и задачи своей работы. Выделите проблему, а также отразите ее актуальность. Предполагаемый примерный объем введения составляет 1-2 страницы.

     Основная часть - это второй блок в структуре реферата. Отразите свою точку зрения по проблеме, которая основана на анализе научной литературы. Предполагаемый объем основной части - 12-15 страниц.

     Заключение - третья структурная единица реферата. В заключении необходимо сделать выводы и предложить свои рекомендации по проблеме. Самое главное - это четкость и ясность мысли. Содержание заключения рекомендуют разбить на понятные пункты. Объем заключения обычно составляет 1-3 страницы.

     Список литературы - список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке.

 5.Оформление реферата: работа с текстом

     Также важно знать, как правильно оформить реферат относительно формата шрифта, разметки страницы, оформления заголовков.

Размер шрифта - 12-15 пунктов.

Шрифт - Times New Roman (обычный).

Междустрочный интервал - 1,5-2.

Размер левого поля - 30мм

Размер правого поля - 10мм

Размер верхнего и нижнего полей - 20мм

     Не ставьте точку в конце заголовка. Все заглавия принято выделять жирным шрифтом. Заголовок первого уровня - 16 шрифт. Заголовок второго уровня - 14 шрифт. И заголовок третьего уровня - 14 шрифт, курсив.

     Расстояние между концовкой главы или параграфа и следующим заголовком составляет три интервала. После завершения работы необходимо составить автоматическое оглавление, так как это сэкономит ваше время и будет соответствовать требованиям к оформлению реферата. Чтобы сделать автоматическое оглавление, необходимо проставить все главы в вашей работе, как заголовки разного уровня.

     Текст печатают на одной стороне страницы. Ссылки, примечания обозначают или в самом тексте, или внизу страницы. Для оформления ссылок можно использовать стандартные средства Microsoft Word.

     Все страницы без исключения должны быть пронумерованы. В том числе и титульный лист. Цифры, обозначающие страницы, принято ставить вверху и по центру страницы. На титульном листе номер страницы не ставят. И поверьте, что правильно оформить титульный лист не менее важно, чем оформить сам реферат, т.к. это своеобразное "лицо" вашей работы. Помните, что каждый новый раздел нужно начинать с новой страницы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Экономика организации"

Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Экономика организации» и предназначена для студентов по профессии 230103.04 Наладчик аппаратн...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой  учебной дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине ХИМИЯ для студентов 1 курса

Данные методические рекомендации помогут учителю быстро разработать практические работы по разделам "Общая химия", "Неорганическая химия" для школьников старших классов или студентов НПО и СПО....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине 1 курса по дисциплине "Обществознание"

Учебное пособие по дисциплине «Обществознание»(вид учебной дисциплины - базовая).Краснодарский технический колледж.Составитель: преподаватель Зиброва С. К.В учебном пособии предусмотрены рекомендации ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», Специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационн

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Математика», являющейся дисциплиной математического и общего естественнонаучного учебного цикла составлены в соответствии ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...