Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».
материал по теме

Кольченко Нина Викторовна

Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества.  Полученная информация на собрании поможет родителям узнать об условиях необходимых для развития творческого рассказывания; о системе работы по развитию речевого творчества детей, о пользе совместного чтения детских книг, о развивать речевое творчество с помощью компьютерных технологий. Данный сценарий может быть использован воспитателями ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Создание условий для речевого творчества дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:
1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
2. Привлечь родителей к обмену опытом по развитию речевого творчества детей в условиях семьи.

Форма проведения: Встреча с элементами практикума.

Участники: Воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

План проведения:

1.Вступительная часть.
2.Практикум.
3.Педагогический всеобуч «Детское речевое творчество, средства его развития».
4. Игровая часть.
5.Заключительная часть.

Ход мероприятия:

I. Подготовительный этап.
Подготовка материалов выставки: Художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка иллюстративного материала для обогащения словаря.

II. Вступительная часть: Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить с вами важную и актуальную на сегодняшний день тему «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».

Повестка собрания: 1.Практикум. 2.Педагогический всеобуч «Детское речевое творчество, средства его развития».
3.Игровая часть.
Вашему вниманию предложена выставка художественной литературы, дидактических игр по развитию речи (на развитие речевого творчества), иллюстративный материал для обогащения словаря.

III. Практикум.
а) Обсуждение факторов успешного развития речевого творчества ребенка.
Предлагаем вам выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор.
(На столах лежат карточки с текстом ).
1.Эмоциональное общение родителей с детьми, начиная с младенческого возраста.
2.Общение ребенка со сверстниками.
3.Строение артикуляционного аппарата
4.Речь взрослых – образец .
5.Развитие мелкой моторики рук.
6.Чтение детям художественной литературы.
7.Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

б) Разбор проблемных ситуаций.
Ситуация 1.
Наблюдая за детьми, воспитатели и специалисты всех служб ДОУ заметили, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос.
Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос. - Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный
- Что нарисовано на картине?
(перечислят изображенные предметы)
- Что делаю дети на картине?
(опишут картину)
- О чем рассказал художник в своей картине?
(попытаются истолковать картину)
Ситуация 2.
Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.
Вопрос.
- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины.
(примерный ответ)
Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие.
Ситуация 3.
Вова рано научился говорить. Сейчас ему шесть лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает.
Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения? (примерный ответ) В продуктивных видах детской деятельности ребёнок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к овладению письмом.

IV. Педагогический всеобуч: «Детское речевое творчество, средства его развития».
Народная мудрость гласит: «Уметь общаться – в счастье купаться».


Дошкольный возраст — это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающей действительности. Они познают окружающий мир природы, человеческие отношения. Это познание способствует формированию потребности в общении, поскольку именно речь сопровождает все виды детской деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с детьми и взрослыми, отрегулировать свое поведение.

Эти действия и умения общения важны для ребенка в школе. Задача детского сада – сформировать коммуникативные навыки детей при подготовке их к школе, научить полноценно, общаться.

Немаловажное значение имеет развитие творческого рассказывания, развития умения фантазировать, придумывать и сочинять.

«Если Вы хотите научить детей думать, научите их сначала придумывать» - сказал Дж. Родари.

Школьное обучение предполагает наличие умственной активности у ребенка, т.е. ребенок должен уметь не только воспринимать учебную информацию, которую дает учитель, а он должен уметь размышлять, делать выводы, анализировать, выстраивать логические цепочки в речевых действиях. Этому может научить творческое рассказывание, придумывание.

Развитие творческого рассказывания одна из задач развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту, ребенок умеет говорить – значит, умеет пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами, строить высказывания. Старший дошкольник умеет беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речевой запас ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми. Такие дети открыты для всего нового, они более позитивны, более успешны в обучении в школе.

Дошкольный возраст - благоприятная пора для выработки навыков речевого общения и творческого рассказывания. Для развития речевого творчества и формирования речевого общения необходима определенная система работы:

  • Прежде всего, соответствующая речевая среда;
  • Организация занятий по ознакомлению детей с литературными нормами и правилами родного языка, лексическими и грамматическими формами при выражении своих мыслей, высказываний;
  • Организация занятий, игр, упражнений по творческому рассказыванию;
  • Развитие культуры общения, умение вступать в контакт со сверстниками, взрослыми (уметь выслушивать, отвечать, задавать вопросы, объяснять, фантазировать);
  • Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации;
  • Сотрудничество с родителями;
  • Посещение культурно - досуговых мероприятий, организация целевых прогулок и экскурсий.


Умение творчески мыслить, можно сформировать у детей в процессе только специально организованных занятий, используя различные источники влияния на эмоционально-речевую сферу детей. Умение рассказывать, придумывать, сочинять заинтересовывать собеседника своими высказываниями, рассказами, историями помогает детям старшего дошкольного возраста быть успешными при обучении в школе.
Остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к книге. Чтобы вызвать у детей интерес к книге, помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, нужно создать им определенные условия.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…»заметила в свое время Е.И.Тихеева. Знакомство с книгой начинать следует с раннего возраста, с народного творчества – потешек, песенок, народных сказок. Необходимо создание дома литературного уголка для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями, где есть книжки-раскраски, программные произведения, книжки-самоделки. Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, делают рисунки понравившихся сюжетов. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Нужно читать с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать только детские детективы и ужастики. Или если читать, не понимая, о чем это произведение.

80% родителей не знают, как организовать домашнее чтение, а ведь именно они во многом определяют круг читательских интересов своих детей. Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Недаром в народе сложено много пословиц о книгах:
«С книгами знаться – ума набираться»
«Книга – твой друг, без нее как без рук»
«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»
«Будешь читать – будешь много знать»

Речевое творчество детей можно развивать и с помощью компьютерных технологий. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучение.

Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал яркий и значимый, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. Применение компьютерных игр позволяет выявить по сравнению с традиционными формами ряд преимуществ:

  • информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • движение на экране привлекает внимание ребенка;
  • ребенок приобретает уверенность в своих силах (он многое может);
  • компьютер позволяет моделировать жизненные ситуации, которые трудно увидеть в повседневной жизни;
  • поощрение ребенка при правильном решении задач является стимулом познавательной активности детей.

Реализация компьютерной поддержки взаимосвязана с системой обучения в целом и каждой учебной программой в частности.
Однако необходимо родителям помнить о том, что приобретать компьютерные игры нужно, по возрасту и опираясь на индивидуальные возможности Вашего ребенка.

V. Предлагаем вашему вниманию развлечение.
Проведение речевых игр, упражнений, заданий приносит пользу для семейного общения и развития речи ребёнка. В некоторые игры мы сейчас поиграем.
VI. Заключительная часть.