ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогическая культура
материал по теме

Татьяна Ивановна Тимошенко

В выступлении не только теоретические выкладки, но и тестирование для молодых педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая культура19.34 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИИ ШКОЛЫ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогическая культура

     Педагогическая культура– это специфическая профессиональная категория, означающая определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     Педагогическая культура предполагает наличие таких личностных качеств, как эрудиция, интеллигентность, высокая нравственность, потому что преподаватель всегда на виду у своей аудитории, для обучаемых он служит авторитетом, его поведение часто принимают за образец. При этом он должен проявлять доброжелательность, заинтересованность в каждом обучающемся.

     Преподавателю с высокой культурой присущи такие качества, как последовательность, вдумчивый анализ поведения и поступков, готовность мысленно поставить себя на место подопечного и оказать ему помощь, глубокая вера в каждого ученика. Формируя вокруг себя здоровый микроклимат, являясь центром притяжения для других людей, он может управлять запросами, чувствами и настроением каждого обучаемого в отдельности.

     Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:
1) безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
2) отказ от деления студентов по способностям «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;
3) терпимость к поступкам и нестандартному поведению студентов;
4) вера в возможность развития каждого студента, даже при совершении проступков и правонарушений;
5) оптимистический, деятельный тон и стиль общения;
6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках студента;
7) недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;
8) признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;
9) интеграция студентов в единый коллектив, независимо от курса;
10) создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и студентами.

Поговорим поподробнее о некоторых пунктах.

Пункт первый.

Педагогическая задача.

Молодой человек с уровнем знаний выше среднего, а умственное развитие группы оставляет желать лучшего. Ориентируясь на большее количество студентов, преподаватель даёт задачи соответствующей сложности, наш умный студент сначала скучает, а потом отказывается вовсе выполнять задание, кладёт голову на стол и изображает спящего. Преподаватель гневается и за невыполнение работы ставит «2». Прав ли преподаватель?

Пункт третий

Педагогическая задача.

Занятие, на котором студенты читают доклады. Один из обучающихся монотонно читает неинтересную информацию. Студент этой же группы, холерик по темпераменту, которому и так редко удаётся идеальное поведение на занятиях, некоторое время слушает. А потом надевает шапку на лицо. Преподаватель видит это, но не может прервать выступающего. Другой студент, видя замешательство преподавателя, со всей силы бьёт первого кулаком в спину. Первый разворачивается и с размаху бьёт второго кулаком в лицо. Второй в ужасе смотрит на преподавателя и ждёт его реакции. Преподаватель пытается дать подзатыльник первому студенту, тот уворачивается, преподаватель хватает студента за воротник, подтягивает его и всё же даёт ему подзатыльник, после чего удаляет из класса. А как же должен был поступить преподаватель?

Пункт пятый.

Большое значение в налаживании общения со студентами имеет оптимизм педагога. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация.

Дома вы выполняли психологический тест.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Закройте глаза (можете, в принципе, и не закрывать), расслабьтесь и представьте себе следующие картины:

1.Вообразите себе, что Вы пошли погулять по лесу (вот такой вот Вы человек: так запросто пошли погулять по лесу). Запишите в 2-3 предложениях, какие там растут деревья, какая там трава, цветы, насекомые, животные, как он освещен, какое это время года. Есть ли там дорога или тропинка, или Вы сами прокладываете себе путь по бездорожью в тропиках, джунглях или в тайге.

2.Гуляя, Вы находите на земле чашку. Ее тоже нужно вообразить во всех подробностях (но уложиться в 2-3 предложения и записать): старая она или новая, чистая или грязная, из чего сделана, какого цвета и размера.

3.Продолжая гулять, Вы встречаетесь с препятствием. Это может быть стена, забор, канава. Представьте себе в подробностях свои ощущения и действия и запишите в 2-3 предложениях.

4.Лес расступается, впереди незнакомый дом. Он открыт. Вы заходите в дом, внимательно осматриваетесь, делаете все, что захотите. Вообразите обстановку дома во всех подробностях: мебель, освещение и т. п. и запишите в 2-3 предложениях.

5.Затем вы выходите из дома и идете дальше. Заходите вновь в лес (вот так странно: побыли в доме, незнакомом Вам, и опять в лес). Вы встречаете злого волка. Что вы предпримете? Как выйдете из положения? (опять в 2-3 предложениях записать)

6.Наконец вы очутились возле длинной высокой стены (опять препятствие – такова жизнь!). Вы не можете увидеть, что за ней. Что вы предпримете? (тут достаточно будет и 1 предложения, но тоже записать)

К л ю ч и  к тесту

Лес — это общество. Состояние леса показывает умение жить в обществе. Какой для вас этот лес, таким вы видите окружающий мир людей.

Чашка — это вы сами, ваш собственный образ. Какой он: чистый и светлый или темный и грязный?..

Препятствие и то, как вы преодолеваете его, — это умение справляться с трудностями.

Дом и то, что вы делаете в нем, — это семья и семейные отношения.

Волк и то, как вы справляетесь с ним, — это способность преодолеть свой страх.

Стена — это образ, означающий смерть и ваше отношение к ней.

Не зря я попросила вас письменно ответить на эти вопросы. Сейчас, зная ответы, вы сможете увидеть проблемы, если таковые имеются в вашем мироощущении и мировосприятии.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность с правом ответственности за поступок.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8) Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Я бы хотела поговорить отдельно о четвёртом пункте. Ещё одна педагогическая задача.

Учитель географии на занятии, рассказывая о странах Южной Америки, заявляет, что столицей Бразилии является Рио де Жанейро. Студенты поправляют: «Столицей бразилии является город Бразилиа». Преподаватель бурно реагирует на слова студентов и переходит на повышенные тона. Студенты показывают преподавателю телефон, где находят в интернете карту Южной Америки с указанием столицы Бразилии. Преподаватель заявляет, что этот город стал столицей совсем недавно, буквально несколько лет назад, поэтому она перепутала. Правильно ли поступил преподаватель?

Пункт пятый

Педагогическая задача

Преподаватель, регулярно подчёркивая  то, что студенты ничего не понимают в математике, следом за тирадой в адрес нерадивых обучающихся рассказывала о своей дочери, которая училась в школе «на отлично». Так повторялось несколько раз. Однажды преподаватель на занятие пришла вместе с дочерью и попросила ту решить одну из задач, с которой на предыдущем занятии не справились студенты. Дочь с задание справилась блестяще. Права ли преподаватель?

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2) Прямота в словах и поступках.

3) Обдуманность действия.

4) Решительность с правом ответственности за поступок.

5) Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6) Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7) Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8) Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Школы молодого преподавателя

План работы Школы молодого преподавателя на 2013-2014 учебный год...

Конспект занятия 1 Школы молодого преподавателя

Тема 1.1. Составление КТП. Составление плана урока. Изучение методической литературы и учебно-методической документации. Методическая работа преподавателя...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Практико-ориентированный подход»

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Практико-ориентированный подход»...

"Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в терапии»"

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Развитие профессиональных компетенций в  терапии&r...

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Профилактика эмоционального выгорания»

Выступление на занятии «Школы педагогического мастерства» на тему «Профилактика эмоционального выгорания»...