Программа по Охране труда для ТМ ОП 05
рабочая программа на тему

Костина Татьяна Викторовна

Представлена рабочая программа по специальности "Технология машиностроения" по дисциплине "Охрана труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ohrane_truda_dlya_tm_op_05.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 13 «Охрана  руда»

2013 г.

Рассмотрена на заседании ПЦК                          Утверждена

Общепрофессиональных и эконо-                       Зам. директора по УР

мических дисциплин

Протокол №    от              2013 г.                        «___» __________ 2013 г.

Председатель ПЦК ____________                         ___________ Е.Б. Волынкина

__________________ О.Д. Бойко

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего   профессионального образования  (далее – СПО) 151901 Технология машиностроения укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка

        

Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический  техникум»

Разработчик: 

Костина Т.В. - преподаватель общепрофессиональных   дисциплин КГБОУ СПО Комсомольского-на-Амуре авиационно-технический техникума

        

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                             стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                      4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                            6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ                        

    ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                  16                                                                                                       

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

         Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности специального профессионального образования укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Охрана труда» входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 151901 Технология машиностроения.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

   С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  - применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  -    действие токсичных веществ на организм человека;

- меры предупреждения пожаров и взрывов;

- категорирование производства по взрыво- и пожароопасности;

- основные причины возникновения пожаров взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 90  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64   часа;

самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

практические занятия

8

лабораторные работа

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

        подготовка к контрольным работам, тестированию

7

       подготовка сообщений, докладов

2

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

исследовательская работа

-

работа с информационными источниками

-

реферативная работа

16

расчетно-графическая работа

-

творческие задания

-

подготовка презентационных материалов

1

составление таблиц

-

составление тезисов

-

Итоговая аттестация в форме

зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторная и  практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение

2

Раздел  № 1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды

12

Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов

Содержание учебного материала

1.Основные стадии идентификации негативных производственных факторов.

4

1

2. Классификация  опасных и вредных производственных факторов.

3.Наиболее типичные источники опасных и вредных производственных фак-

Торов различного вида на производстве.

4. Наиболее опасные и вредные виды работы.

Самостоятельная работа обучающегося

-

Практическая работа

-

Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и

Содержание учебного материала

 1 Источники негативных факторов и их воздействие на человека.

4

1

2.Принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных

факторов.

Самостоятельная работа обучающегося № 1

Реферат: « Охрана  руда в производстве»

4

2

Практическая работа №

-

-

Раздел 2.

Защита человека от вредных и опасных производственных факторов

22

Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов

Содержание учебного материала

1.Об основных способах защиты от негативных факторов.

4

1

2. Способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося № 2

Реферат: «Средства индивидуальной защиты».

4

2

Практическая работа № 1 

Расчет уровня шума

2

2

Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов

Содержание учебного материала

1.Способы защиты от загрязнения воздушной среды.

4

1

2.Способы защиты от загрязнения водной среды.

3.Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.

Самостоятельная работа обучающегося №

-

-

Практическая работа №

-

-

Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования

Содержание учебного материала

1.Безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом.

4

1

  1. Особенности обеспечения безопасности подъемно-транспортного оборудования.

Самостоятельная работа обучающегося №

-

-

Практическая работа №

-

-

Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера

Содержание учебного материала

1.Методы пожарной защиты на промышленных объектах.

4

1

2.Методы защиты от статического электричества и молнии.

  1. Методы обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением.

Самостоятельная работа обучающегося №

-

Практическая работа №

-

Раздел 3.

Обеспечение комфортных условий  трудовой деятельности

12

Тема 3.1. Микроклимат помещений

Содержание учебного материала

1

  1. Принципы терморегуляции организма человека.

4

  1. Параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование.
  1. Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.

Самостоятельная работа обучающегося № 3

Доклад «Классификация, расследование, оформление и учет нестандартных случаев».

2

2

Практическая работа №

-

Тема 3.2.Освещение

Содержание учебного материала

4

1

  1. Требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах.
  1. Методы расчета и контроля освещения.
  1. Требования к организации освещения на рабочих местах.

Самостоятельная работа обучающегося

-

Практическая работа № 2

Расчет уровня освещения

2

2

Раздел 4.

Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда

14

Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

4

1

1.Виды трудовой деятельности.

2.Общность и различия между физическим и умственным трудом.

3.Влияние алкоголя на безопасность труда.

4. Энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности.

5. Способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности.

6.Способы оценки тяжести и напряженности труда.

Самостоятельная работа обучающегося

-

Практическая работа № 3

Расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции.

2

2

Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

1.Основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека.

4

1

Самостоятельная работа обучающегося № 4

Рефераты «Медицинские осмотры».

4

2

Практическая работа №

-

Раздел 5.

Управление безопасностью труда

18

Тема 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности  труда

Содержание учебного материала

1.Законодательство о труде.

4

1

2.Систему стандартов безопасности  труда.

3.Систему управления безопасностью труда в РФ.

4.Систему контроля и надзора за безопасностью труда.

Практическая работа № 4

Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев

2

2

Самостоятельная работа обучающегося № 5

Реферат «Травматизм и заболеваемость на производстве»

6

2

Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасности труда

Содержание учебного материала

1.Составляющие экономического ущерба и принципы их расчета.

4

1

2.Принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда.

Самостоятельная работа обучающегося № 6

 Письменное сообщение «Охрана труда женщин, Охрана труда несовершеннолетних, Охрана труда инвалидов»

2

2

Практическая работа №

-

Раздел № 6    Первая помощь пострадавшим

10

Содержание учебного материала

1.Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

6

1

Самостоятельная работа обучающегося № 7

Презентация на тему: «Первая помощь пострадавшим при разных видах травмирования»

4

2

Практическая работа №

-

                                                                                                                                             Итого

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и сертификации».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- модели соединений элементов строительных конструкций;

- стандартные образцы втулок из стали для проведения измерений на различных приборов;

- стенд «Виды средств измерений»;

- комплект плакатов по разделам «Нормирование точности  размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей», «Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей», «Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений», «Метрология и средства измерения»;

- планшеты: «Информация для студентов», «Учимся, работаем и отдыхаем», «Методические указания», «Общие правила выполнения текстовых документов», «График успеваемости».

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения;

- комплект учебно-методической документации;

Оборудование лаборатории:

-Набор угловых мер длины;

-Принадлежности к прибору мер;

-Штангенглубиномер;

-Штангенциркуль;

-Штангенрейсмас;

-Штангензубомер;

-Глубиномер микрометрический;

-Глубиномер индикаторный;

-Набор концевых мер длины;

-Прибор внутренних измерений;

-Микрометр тарельчатый;

-Микрометр гладкий 0-25, 25-50;

-Микрометр гладкий 50-75;

-Микрометр резьбовой 25-50;

-Микрометр резьбовой 50-75;

-Индикатор часового типа;

-Индикатор нутромер;

-Индикаторный глубиномер;

-Индикаторный толщимер;

-Индикаторные принадлежности;

-Калибр – скоба;

-Калибр – пробки;

-Резьбовые калибр – пробки;

-Набор проволочек для замера резьбы;

-Нутромер микрометрический;

-Рычажная скоба;

-Универсальный угломер типа УН;

-Универсальный угломер типа УМ;

-Калибры для контроля конусов;

-Калибры для контроля шлицевых соединений;

-Резьбовые калибры – кольца.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники:

  1. Девясилов В.А. Безопасность  труда (охрана труда): Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Форум-Инфра-М, 2008.- 420 с..
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С.В. белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова.- М.: Высшая школа, 2007. – 357 с.

3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Понамарев и др. – М.: Высш. Шк., 2007, - 431 с.: ил.

Дополнительные источники:

1.Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гернагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. – СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001. –279 с.: ил.

2.Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник/ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин и др.; Под ред. С.В. Белова. М.: Машиностроение, 1989. – 368 с.: ил.

3. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 1988.

4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.1. – М.: ВАСОТ, 1992.

5. Белов С.В., Козьяков А.Ф., Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.2. – М.: ВАСОТ, 1993.

6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А.Подгорных и др.. – М.: Высшая школа, 1999. – 318 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществления преподавателем в процессе проведения  практических занятий, лабораторной работы, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных расчетных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и  оценки результатов обучения

Умения:

Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности

-практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- работать в группе и представлять как свою, так позицию группы;

- формирование результата итоговой аттестации по  дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля;

Применять документацию  систем качества

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- сдача индивидуальных практических и лабораторных работ;

Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

- фронтальный опрос, индивидуальный опрос;

-традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

Знания: 

Документацию систем качества

-практические занятия, лабораторная работа, тестирование;

- осуществлять коррекцию (исправление) ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- формирование результата итоговой аттестации по  дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля;

Единство терминологий, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах

-практические занятия, тестирование

- формирование результата итоговой аттестации по  дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля;

- фронтальный опрос, индивидуальный опрос;

-традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- работать в группе и представлять как свою, так позицию группы;

- формирование результата итоговой аттестации по  дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля;

Основы повышения качества продукции

- осуществлять коррекцию (исправление) ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- фронтальный опрос, индивидуальный опрос;

-традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;

- формирование результата итоговой аттестации по  дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

Разработчик

ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум»

Преподаватель

Т.В.Костина

Эксперты:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по охране труда

Рабочая программа по охране труда...

Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...

Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных...

2019г. Программа по охране труда преподавателей и специалистов

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, ра...

Рабочая учебная программа по охране труда и промышленной экологии

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ОПОП СПО ППКРС: 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»    Р...

Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа

Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...

Рабочая программа по охране труда

Рабочая программа по охране труда...