Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело
методическая разработка по теме

Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур  «Отгадайте загадки», который включает задания в виде загадок. 3 тур «Дама сдавала в багаж». В этом туре студенты должны определить,  какой принцип объединяет данные слова, и какое слово в «багаже» является лишним.  4 тур «Подготовка к круизу» заключается в  необходимости найти логическую связь и дать полный ответ одним-двумя предложениями. 5 тур «Кот в мешке» заключается в том, что студентам даётся задание доставать из черной сумки муляжи органов и определять их, давая им краткую характеристику. 6 тур под названием «Логическая цепочка», в котором студентам предлагается упорядочить понятия в виде логической цепочки. И последний 7 тур «Анаграммы» заключается в перестановки букв, чтобы получилось анатомическое понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatomicheskiy_marafon.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»


Методическая разработка

итогового практического занятия - викторины

«Анатомический марафон»

Дисциплины: «Анатомия и физиология человека»

              Для специальности: 31.02.01. Лечебное дело

2015

ВВЕДЕНИЕ

        Причина написания методической разработки – познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя  в своей практике  итоговое практическое  занятие – викторину.

        Для проведения занятия – викторины подготовлена методическая разработка и презентация. Такие занятия провожу, как правило,  на последнем практическом занятии по анатомии и физиологии человека.

        Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур  «Отгадайте загадки», который включает задания в виде загадок. 3 тур «Дама сдавала в багаж». В этом туре студенты должны определить,  какой принцип объединяет данные слова, и какое слово в «багаже» является лишним.  4 тур «Подготовка к круизу» заключается в  необходимости найти логическую связь и дать полный ответ одним-двумя предложениями. 5 тур «Кот в мешке» заключается в том, что студентам даётся задание доставать из черной сумки муляжи органов и определять их, давая им краткую характеристику. 6 тур под названием «Логическая цепочка», в котором студентам предлагается упорядочить понятия в виде логической цепочки. И последний 7 тур «Анаграммы» заключается в перестановки букв, чтобы получилось анатомическое понятие.

        С первых дней обучения студенты были осведомлены о грядущем конкурсе, многие из которых серьезно отнеслись к данному мероприятию, достигнув высоких результатов в учебе и в конкурсе.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2 стр.

Методический блок

4 – 5 стр.

Междисциплинарные связи

6 стр.

Информационный блок

8 – 9 стр.

 1 тур «Разминка»  

9 – 10 стр.

2 тур «Отгадайте загадки»

10 – 14 стр.

3 тур «Дама сдавала в багаж»

14 стр.

4 тур «Подготовка к круизу»

14 – 16 стр.

5 тур «Кот в мешке»

16 стр.

6 тур «Логическая цепочка»

16 стр.

7 тур «Анаграммы»

17 – 18 стр.

Подведение итогов

18 стр.

Литература для студентов

18 стр.

Литература для преподавателя

18 стр.

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Учебная дисциплина: “Анатомия и физиология человека ”

Темы: «Клетка», «Ткани», «Скелет», «Мышцы», «Сердечно - сосудистая система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система», «Кровь», «Лимфатическая система», «Нервная система», «Эндокринная система», «Выделительная система», «Половая система», «Сенсорная система».

Специальность: «Лечебное дело»

Группа 112Ф

Тип занятия – повторительно-обобщающий.

Вид занятия - практическое

Форма занятия – итоговое занятие – конкурс

Метод проведения – малые группы

Продолжительность - 90 мин.

Место проведения – кабинет № 14 «Анатомия и физиологии  человека».

МОТИВАЦИЯ

Проведение занятия-конкурса необходимо для осмысления студентами взаимосвязи систем: костной, мышечной, сердечно - сосудистой, лимфатической и нервной и др., а также выявления в процессе конкурса ориентировки в изученном материале и продолжения обучения краткой формулировки, четкости мысли при воспроизведении основных понятий каждой темы, для формирования их взглядов на явления и процессы, происходящие в организме человека, умение логически их обосновывать.

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА - организм человека.

ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА - строение и функция органов, их систем и организма в целом.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ – конкурса: проверить качество и уровень усвоения материала по темам  за  учебный год.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  1. Закрепить и систематизировать  теоретический материал в работе с основными понятиями.
  2. Развивать мышление.
  3. Формировать междисциплинарные связи.
  4. Расширить активный анатомический и медицинский словарь студентов.

 ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ-КОНКУРСА: 

  1. Видеопроектор.
  2. Компьютер.
  3. Методический материал в виде презентации.
  4. Методическая разработка.
  5. Пособия, плакаты, скелет.
  6. Н.В. Смольяникова, Е.Ф. Фалин, В.А. Сагун Анатомия и физиология М. «ГЭОТАР – Медиа» 2008.
  7. В.Я. Липченко, Р.П. Самусев Атлас нормальной анатомии человека М. «Медицина» 1988.

ХРОНОКАРТА

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ

1.

Организационный момент

2 мин.

2.

Учебные цели и мотивация

2 мин.

3.

1 тур отборочный

10 мин.

4.

2 тур «Отгадайте загадки»

10 мин.

5.

3тур «Дама сдавала в багаж»

10 мин.

6.

4 тур «Подготовка к круизу»

15 мин.

7.

5 тур «Кот в мешке»

20 мин.

8.

6 тур «Логическая цепочка

  9 мин.

9.

7 тур «Анаграммы»

10 мин.

10.

Подведение итогов

  2 мин.

Итого:

90 мин.

Критерии оценки

Оценка «5» - от 55 до 50 баллов   (100 – 90%)

Оценка «4» - от 49 до 44 баллов (89 – 80 %)

Оценка «3» - от 43 до 38 баллов   (79 – 70%)


Междисциплинарные связи

Цитология

Знать: структуру и свойства животной клетки

Биохимия

Знать: принципы протекания обмена веществ, направленных на поддержание в организме гомеостаза

Латинский язык

Знать: анатомическую и клиническую терминологии

Анатомия и физиология человека

Знать: структуру и функции органов

Биология

Знать: взаимодействия организма человека с факторами окружающей среды, способы адаптации

Гистология

Знать: структуру и свойства тканей

Патология

Знать: нарушение структуры и функции органов и систем организма


Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

   Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Глоссарий

Клетка – элементарная единица живого организма, обладающая способность к обмену веществ с окружающей средой и передаче генетической информации путём самовоспроизведения.

Мембрана животной клетки – пропускает небольшое количество строго определённых веществ. Она непроницаема для большинства веществ, находящихся в цитоплазме.

Ядро - часть клетки где происходит синтез белка, сохранение генетической информации в дезоксирибонуклеиновых кислотах (ДНК), рецепция биологически активных веществ, регулирует функции клетки.

Цитоплазма – состоит из гиалоплазмы, органелл и постоянных включений.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие биохимические функции (клеточный центр, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы).

Рибосомы – синтезирующие белок.

Митохондрии – в форме зёрен и палочек сформированы из двух мембран – внешней и внутренней, образующие ферменты окислительных биохимических реакций. Здесь происходит расщепление глюкозы, аминокислот, жирных кислот; образуется аденозинтрифосфат (АТФ).

Ткань – система клеток и межклеточного вещества, объединённых единством строения, функции и происхождения.

Эпителиальная ткань – состоящая из эпителиоцитов, образующих сплошные пласты, в которых нет кровеносных сосудов.

Регенерация – восстановление повреждённой ткани.

Соединительная ткань – состоит из клеток и межклеточного вещества, содержащего волокна и основное вещество.

Скелет – совокупность костей, образующих твёрдый остов (твёрдый скелет).

Большеберцовая кость – толстая, мощная, расположена медиальном крае голени.

Молоточек, наковальня, стремечко – маленькие косточки среднего уха.
Кость – орган, состоящий преимущественно из костной ткани, включающей клетки и твёрдое межклеточное вещество, богатое коллагеновыми волокнами и минеральными соединениями.

Суставная сумка – охватывает соединяющие концы костей, образует герметичный мешок, стенки которого имеют два слоя: наружный – фиброзный, и внутренний – синовиальную оболочку.

Трубчатые кости – выполняют функцию рычагов и формируют скелет свободной части конечностей.

Сухожилие – не сокращающая часть мышцы. Образовано плотной оформленной волокнистой соединительной тканью.

Аорта – самый крупный артериальный сосуд, ею начинается большой круг кровообращения.

Артериальная кровь насыщена кислородом.

Венозная кровь насыщена углекислотой.

Капилляры – мельчайшие кровеносные обменные сосуды, через тончайшие стенки которых осуществляются все обменные процессы между кровью и тканями.

Сердце – мышечный орган, в результате ритмической деятельности которого кровь перемещается по сосудам.

Клапаны сердца – митральный и трёхстворчатый, два полулунных препятствуют обратному току крови.

Спинной мозг – уплощенный тяж длиной 41-45 см, расположен в позвоночном канале.

Головной мозг – состоит из ствола, мозжечка и больших полушарий.

Варолиев мост – толстый поперечный валик, расположенный впереди продолговатого мозга, позади среднего мозга, под мозжечком, осуществляет связь коры больших полушарий с мозжечком и передают импульсы из одних отделов мозга в другие.

Блуждающий нерв – черепно-мозговой, смешанный, состоит из чувствительных, двигательных и эфферентных парасимпатических нервных волокон. Состоит из головного, шейного, грудного и брюшного отделов.

Почка – парный паренхиматозный орган, состоит из коркового и мозгового вещества, выполняет выделительную функцию.

III. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК

Ход занятия-конкурса

         Максимальное число баллов в конкурсе 55 на каждую подгруппу.

1 тур «Разминка»  В этом туре участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. Перед ответом студенты поднимают руки. На нечетные вопросы отвечают студенты 1-й подгруппы, на четные – студенты 2-й подгруппы, итого 12 баллов за все правильные ответы  для каждой подгруппы. За неправильные ответы – 0 баллов.

Вопросы:

  1. Животная клетка окружена оболочкой или мембраной?(мембраной)
  2. Перечислить основные части клетки. (мембрана, цитоплазма, ядро).
  3. Органоид цитоплазмы клетки, отвечающий за синтез АТФ. (митохондрии)
  4. Органоид цитоплазмы, отвечающий за синтез белка в клетке (рибосома)
  5. Ткань, которая хорошо регенерирует при повреждении (эпителиальная).
  6. Сколько костей входит в состав скелета? (218-220).
  7. Какая кость человека  может выдержать груз 1600-1800 кг? (большая берцовая кость).
  8. Назовите самые маленькие кости черепа  человека (слуховые: молоточек, наковальня, стремечко).
  9. Назовите кости скелета, их соединения, название которых связано с предметами хозяйственного обихода? (лопатка, ключица, таз, молоточек, наковальня, стремечко, сумка, чашечка).
  10. Есть ли в черепе подвижные кости? (нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня, стремечко).
  11. Назовите самую длинную кость скелета человека (бедренная, её длина составляет 27,5% от роста человека).
  12. В какую сумку ничего нельзя положить? (в суставную).
  13. Почему части кисти имеют названия – запястье, пясти? (в основу этих терминов лежит слово «пять» - пять пальцев).
  14. Назовите общее количество мышц у человека. (около 400).
  15. Какое самое прочное сухожилие? (Ахиллово сухожилие).
  16. Какая кровь течёт по четырём лёгочным венам? (артериальная).
  17. Какая кровь течёт по лёгочному стволу? (венозная).
  18. Назвать самый крупный артериальный сосуд (аорта).
  19. Какие сосуды имеют клапаны?(венозные, лимфатические).
  20. Имеется ли мозг в крестце? (нет, спинной мозг заканчивается на уровне 1 поясничного позвонка).
  21. Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? (бабочка).
  22. Какой черепно-мозговой нерв не может найти своё место в организме (блуждающий).
  23. Название какого химического сосуда носит один из элементов сетчатки глаза? (рецепторы колбочки).
  24.  Какой лопаткой ничего не вскопаешь?(кость плечевого пояса лопатка)

2 тур. «Отгадайте загадки». Работа команд (микрогрупп). 1 подгруппа отвечает на нечетные вопросы, 2 подгруппа на четные вопросы.

За верный ответ выставляется 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов. Всего 13 баллов для каждой подгруппы.

1. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (Пальцы.)

2. В сосуде водица, ею нельзя напиться (Кровь.)

3. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (В капиллярную.)

4. Оно  много меньше нас, а работает всяк час (Сердце.)

5. Какие органы целый век в клетке? (Сердце, лёгкие.)

6. Полон хлевец белых овец (Зубы)

7. Ношу их много лет, а счета им не знаю (Волосы)

8. Какой узел нельзя развязать? (Нервный узел)

9. По какому мосту не ходят? (по Варолиевому мосту ствола головного мозга)

10. В какой раковине никто не живёт? (В ушной)

11. В доме какого беспозвоночного животного располагаются слуховые рецепторы? (В улитке)

12. Живут два брата через дорожку, а друг друга не видят (Глаза)

13. Сколько весит зрачок? (Зрачок-отверстие в радужной оболочке глаза)

14. В маленькие дверцы весь мир входит. Что это такое? (Глаза)

15.  Нет белка в крови важней:

Состоит из двух частей.

В лёгких О2 забирает

И название меняет.

Дальше, где-то протекая,

Кислород белок теряет

(гемоглобин, оксигемоглобин, капилляр)

16.  Что за тяжкая работа!

Сокращаюсь я без счёта!

Утомления не знаю –

Что-то первым сокращаюсь.

Не сижу потом без дела:

Два ещё сожму отдела.

И теперь, а в этом суть,

Можно мне передохнуть!

(систола предсердий систола желудочков, диастола).

17. В грудной полости лежу.

Под трахеей я сижу,

Я в ворота захожу,

Воздух в легкие ввожу,

Короче, шире чем мой брат

Отгадайте? Буду рад! (бронхи)

18. Этот чудный углевод

Попадает с хлебом в рот

В организме очутился

До чего-то расщепился

И, попав куда-то в плен

Превратился в гликоген

Если же чего-то нет-

Наступает диабет (крахмал, глюкоза, клетка, инсулин)

19. Очень я для вас важна.

Полости есть у меня.

Я составлена хрящами.

Образую звуки я.

Воздух провожу вам я.

Отгадайте ка меня? ( гортань)

20. Посмотри, что за чудо.

Что за форма, что за цвет

Вроде грозди винограда

Но не грозди это нет (ацинус)

21. Я на легких и на ребрах

На грудине меня нет

Я служу защитой легким

Кто раскроет мой секрет ?(плевра)

22. В клетках крови нахожусь

И без устали тружусь

Несу в ткани кислород

Кто ж его им принесет (гемоглобин)

23. Из конца в конец ведут

Трубочки – дорожки

И по двум кругам плывут

Красные лепёшки (эритроциты)

24. В организме печка есть,

На неё ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган – отгадай (печень)

25. Не страдать болезнью чтобы

Вводят слабые микробы

Лимфоцит тут на ходу

Что-то выделил в среду

Отчего микроб стал плох

И, конечно, сразу здох!

Жду я, письменно, ответа,

Что за вид иммунитета (прививка, антитела, искусственный иммунитет)

26. Не гастрит и не ангина,

Если мало витамина

В организме – просто мрак?

Назовём болезнь мы как?

Есть чудесный витамин –

Пусть растёт и дочь и сын.

Если ж витамина нет –

Весь нарушится скелет.

А в Японии народ

Рис очищенный жуёт

Тяжки муки и страданья –

Назови заболевание (Авитаминоз, витамин Д, болезнь «Бери-бери»)

 

Эталон ответа

1

Пальцы

2

Кровь

3

В капиллярную

4

Сердце

5

Сердце, лёгкие

6

Зубы

7

Волосы

8

Нервный узел

9

По Варолиевому мосту

10

В ушной

11

В улитке

12

Глаза

13

Зрачок-отверстие в радужной оболочке глаза

14

Глаза

15

Гемоглобин, оксигемоглобин, капилляр

16

систола предсердий систола желудочков, диастола

17

Бронхи

18

Крахмал, глюкоза, клетка, инсулин

19

Гортань

20

Ацинус

21

Плевра

22

Гемоглобин

23

Эритроциты

24

Печень

25

Прививка, антитела, искусственный иммунитет

26

Авитаминоз, витамин Д, болезнь «Бери-бери»)

3 тур «Дама сдавала в багаж»

На экране – логические цепочки. Командам необходимо определить, какой принцип объединяет данные слова и какое слово в «багаже» является лишним. Первая подгруппа нечетные Всего 5 баллов на каждую подгруппу за все правильные ответы.

1.   Артерии, вены, лимфатические узлы, капилляры. (лимфатические узлы)

2.   Систола предсердий, систола желудочков, эндокард, диастола.(эндокард).

3.  Сердечная мышца, импульс возбуждения, проводящая система, клапаны. (клапаны)

4.  Левый желудочек, аорта, легочный ствол, нижняя и верхняя полые вены (легочный ствол)

5.   Грудина, рёбра, грудные позвонки, ключица. (ключица)

6.  Аорта, плечеголовной ствол, общая сонная артерия, верхняя полая вена. (верхняя полая вена)

7. Спинной мозг, большие полушария, ствол головного мозга, мозжечок (спинной мозг).

8.  Плечевая кость, лучевая, локтевая, грудина (грудина).

9.  Грудино-ключично-сосцевидная мышца, диафрагма, наружные

 межрёберные и внутренние межрёберные мышцы (грудино-ключично-

 сосцевидная мышца).

10. Эндотелий, мерцательный эпителий, ворсинчатый эпителий,

ретикулярная ткань. (ретикулярная ткань)

4 тур «Подготовка к круизу»

На экране пары понятий, между которыми необходимо найти логическую связь и дать полный ответ одним-двумя предложениями. Оценивается полнота ответа, его правильность и умение дать четкую формулировку. За каждый правильный ответ 1 баллов. Всего 7 балов на каждую подгруппу.

  1. Череп - - - - - Головной мозг

  1. Позвоночный столб - - - - - Спинной мозг
  2. Сердце - - - - - Проводящая система

  1. Левый желудочек - - - - - Аорта

  1. Правый желудочек - - - - - Легочный ствол

  1. Синусно-предсердный узел - - - - - импульс возбуждения

  1. Венозный синус сердца - - - - - правое предсердие

  1. Остеон - - - - - кость

  1. Гладкая мышечная ткань – стенка сосудов

  1.  Мышечные волокна - - - - - миофибриллы

  1.  Сосцевидный отросток - - - - - пещера

  1.  Верхняя челюсть - - - - - Гайморова пазуха

             13. Мозговое вещество почки - - - - - пирамиды

              14. Адреналин - - - - - сердечные и лёгочные сосуды

 

Эталон ответов:

  1. Головной мозг располагается в полости черепа.
  2. Спинной мозг располагается в канале позвоночного столба.
  3. Проводящая система отвечает за сократительную функцию сердца.
  4. Аортой начинается большой круг кровообращения, которая выходит из левого желудочка.
  5. Легочным стволом начинается малый круг кровообращения, который выходит из правого желудочка.
  6. Синусно-предсердный узел является водителем ритма. В нём зарождается импульс возбуждения.
  7. Венозный синус сердца впадает в правое предсердие.
  8. Остеон является структурной единицей кости.
  9. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенки сосудов.
  10. Мышечные волокна содержат в цитоплазме специальные сократительные органеллы миофибриллы, способные при возбуждении укорачиваться.
  11. Сосцевидный отросток в толще имеет сосцевидные ячейки. Самая крупная из них пещера, сообщающаяся с барабанной полостью.
  12.  Верхняя челюсть имеет гайморову пазуху, сообщающуюся с полостью носа.
  13.  Мозговое вещество почки представлено пирамидами, на верхушках которых имеется сосочек.

    14. Адреналин расширяет сердечные и лёгочные сосуды

5 тур «Кот в мешке»

Муляжи органов складывают в сумку и студентам даётся задание доставать и определять их, дать им краткую характеристику. За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов на подгруппу.

Эталон ответа:

         В сумку складывают муляжи органов: женская половая система,  гортань, толстый кишечник, второй шейный позвонок, грудина, клиновидная кость, нижняя челюсть, остеон,  большеберцовая кость, затылочная кость,    

6 тур. «Логическая цепочка»

Студентам предлагается упорядочить понятия в виде логической цепочки:

  По команде преподавателя студенты первой и второй команд должны упорядочить понятия в логическую цепочку. Первая подгруппа выполняет нечетные задания, вторая подгруппа четные. За правильный ответ 1 балл. Всего 2 балла на подгруппу.

 1)    «Организм»,  «Системы органов»,  «Органы», «Ткани»,  «Клетки», «Органоиды клетки»,  «Молекулы веществ»,  «Атомы элементов».

2) «Артерии», «Прекапилляры», «Посткапилляры», «Вены», «Капилляры»,  «Артериолы»,  «Венулы».

         3) «Промежуточный мозг»,  «Продолговатый мозг»,  «Средний мозг»,

«Задний мозг»

         4)  «Собирательная трубочка»,  «Дистальный извитой каналец»,  «Петля Генле»,  «Почечное тельце», «Проксимальный извитой каналец»    

Эталон ответа

1)   Атомы элементовмолекулы веществорганоиды клеткиклетки

 тканиорганысистемы органоворганизм.

2)  Артерииартериолыпрекапиллярыкапиллярыпосткапилляры

венулывены.

3)   Продолговатый мозг     задний мозг     средний мозг     промежуточный мозг

4) Почечное тельце  проксимальный извитой каналец  петля Генле         дистальный извитой каналец     собирательная трубочка

 7 тур «Анаграммы» с перестановками букв.

Переставить буквы так, чтобы получилось анатомическое понятие.

Первая подгруппа выполняет нечетные задания, вторая – четные.

За каждый правильный ответ по 1 баллу, итого 11 баллов на каждую подгруппу.

Анатомическое понятие

  Ответ

1. ПУЛЬИМС

2. ЛАТОСИС

3. МАГРАФАДИ

4. КАСТ

5. ГАУД

6. НАМЕМБРА

7. РОГЛИНЕЙЯ

8. ОРЯД

9. ТОСАДИЛА

10.ОРДЫХ

11.КНЫЛАПА

12.АОРТА

13.ЛИНЫДАНИМ

14.ЛЕНКАЗЁСЕ

15.НОКОЗПОВ

16.ТАПОЛКА
17. ГИНАЛАФ

18. ШИМЦА

19.ТЫЦИФОМИЛ

20.ТИЗМАТОВМА

21. МОНГОР

22. ЧЕНЬПЕ

 

Эталон ответа

Анатомическое понятие

Эталон ответа

1. ПУЛЬИМС

2. ЛАТОСИС

3. МАГРАФАДИ

4. КАСТ

5. ГАУД

6. НАМЕМБРА

7. РОГЛИНЕЙЯ

8. ОРЯД

9. ТОСАДИЛА

10.ОРДЫХ

11.КНЫЛАПА

12.АОРТА

13.ЛИНЫДАНИМ

14.ЛЕНКАЗЁСЕ

15.НОКОЗПОВ

16.ТАПОЛКА
17. ГИНАЛАФ

18. ШИМЦА

19.ТЫЦИФОМИЛ

20.ТИЗМАТОВМА

21. МОНГОР

22. ЧЕНЬПЕ

1. ИМПУЛЬС

2. СИСТОЛА

3. ДИАФРАГМА

4. СКАТ

5. ДУГА

6. МЕМБРАНА

7. НЕЙРОГЛИЯ

8. ЯДРО

9. ДИАСТОЛА

10. ХОРДЫ

11. КЛАПАНЫ

12.РАОТА

13.МИНДАЛИНЫ

14.СЕЛЕЗЁНКА

15. ПОЗВОНОК

16. ЛОПАТКА

17. ФАЛОНГИ

18. МЫШЦА

19. ЛИМФОЦИТЫ

20. АВТОМАТИЗМ

21. ГОРМОН

22. ПЕЧЕНЬ

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце урока жюри подсчитывает количество баллов каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, выходит в победители. Преподаватель обращает внимание студентов группы на то, какие темы хорошо усвоены, а какие – удовлетворительно.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Н.В. Смольяникова, Е.Ф. Фалин, В.А. Сагун Анатомия и физиология М. «ГЭОТАР – Медиа» 2008.
  2. В.Я. Липченко, Р.П. Самусев Атлас нормальной анатомии человека М. «Медицина» 1988.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

     1. Научно-методический журнал «Биология в школе» № 4 1990;

2. Научно - теоретический и методический журнал «Биология в школе»

    №7 1993 с. 39-43;

  1. Ю.В. Чунарева Развитие мыслительной деятельности студентов в процессе обучения биологии. Санкт-Петербург 1994;
  2. Н.В. Смольяникова, Е.Ф. Фалин, В.А. Сагун Анатомия и физиология М. «ГЭОТАР – Медиа» 2008.
  3. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов Анатомия и физиология человека. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 31.02.01. Лечебное дело за 2014-2015г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 31.02.01. Лечебное дело Федерального Государственного Образовательного Ст...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Дыхательная система. Воздухоносные пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Методическая разработка включает краткую мотивационную часть, цель обучения, междисциплинарные связи, план занятия, задания для аудиторной работы. Под рубрикой "Мотивация" уделено внимание развитию тв...

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Методические указания разработаны с учетом требований ФГОС СПО, локально-нормативными актами КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», рабочей программой дисциплины   и содержат переч...