Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
методическая разработка на тему

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическом занятии по теме: "Почки. Мочевыводящие пути". При помощи вопросов на входном контроле выявляется готовность студентов приступить к изучению новой темы. Для проведения самостоятельной учебной деятельности по отработке новой учебной информации используются задания в тестовой форме 1-го, 2-го и 3-го уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochki._mochevyvodyashchie_puti.docx482.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Почки. Мочевыводящие пути»

Дисциплина: «Анатомия и физиология человека»

Специальность: 060101 «Лечебное дело»

Автор: Бондарчук Л.А.

Преподаватель ГБОУ «МК №3

 ДЗМ», высшая

квалификационная категория

МОСКВА 2013

Одобрена и утверждена

На заседании ЦМК

Протокол № __________

От «_____»____________2013 г.

Председатель ЦМК ______

Утверждаю

Зам. Директора по УМР

Фетисов А.А. __________

От «____»____________2013 г.

Автор:

Бондарчук Л.А. -  преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» МК №3, высшей квалификационной категории.

Введение

        Одной из главных причин низкой успеваемости студентов является их неумение организовать учебный труд, неумение учиться еще в школе. Поэтому, как преподаватель, я обратилась к системе формирования у студентов общеучебных умений и навыков: проведение сравнения, обобщения, анализа, установления причинно-следственных связей, доказывать принадлежность частного к общему, умений логического мышления.

        Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс.

        Методическая разработка предназначена для преподавателя. Параллельно подготовлена презентация по теме для студентов. Конкурс будет проводиться на практическом занятии по теме: «Почки. Мочевыводящие пути». Теоретическое занятие уже прошло. При помощи вопросов на входном контроле выявляется готовность студентов приступить к изучению новой темы. Для проведения самостоятельной учебной деятельности  по отработки новой учебной информации используются задания в тестовой форме 1-го, 2-го и третьего уровней.

        Выходной контроль будет проводиться в виде конкурса, к которому подготовлены занимательные задания.

        Думаю, что структура и содержание методического пособия будут способствовать заинтересованности студентов в обучении и достижении ими высоких результатов, а выходной контроль в виде конкурса будет способствовать развитию их творческих способностей.

Методический блок

Учебные дисциплины: “Анатомия и физиология человека»  

Тема: «Почки. Мочевыводящие пути»

Специальность: 060501“Лечебное дело”

Группа 111Ф

Тип занятия – изучение и закрепление новой темы

Вид занятия – практическое

Форма занятия – занятие - конкурс

Метод проведения – малые группы

Продолжительность – 90 мин.

Место проведения – кабинет  «Анатомия и физиология человека».

Мотивация

        Тема является актуальной в курсе анатомии и физиологии человека, так как за последние годы в нашей стране и за рубежом значительно повысилась заболеваемость почек и мочевыводящих путей.

        Так согласно данным  Национального госпиталя в США ежегодно выявляется 7 млн. случаев инфекции мочевыводящих путей (ИМП) в амбулаторной практике, и 1 млн.  больных обращается по этому поводу за экстренной помощью, причем около 100 тыс. из них госпитализируются, так как лечение ИМП представляет собой сложный и длительный путь. 

        В России максимальный показатель частоты встречаемости заболеваний мочеполовой системы на 100 000 населения в 2008 г. отмечался в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах (6535,0 и 6615,8 соответственно), а минимальный в Южном федеральном округе (4935,4). По регионам максимальные показатели частоты встречаемости заболеваний мочеполовой системы на 100 000 населения были отмечены в Ненецком автономном округе (10753,2) и в Чувашской Республике (9952,7), а минимальные в Чеченской республике (2636,0).

 

 Полученные знания студенты могут использовать в будущем на рабочем месте, оказывая помощь пациентам при нарушении  структуры и функции органов данной системы.

Общие компетенции фельдшера

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

Профессиональные компетенции фельдшера

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход
за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Объект изучения анатомии и физиологии - организм человека.

 Предмет изучения анатомии и физиологии - строение и функция органов, их систем и организма в целом.

Цель занятия – совершенствовать знания студентов о структуре почек и органов мочевых путей.

Задачи занятия:

  1. Закрепить и систематизировать  теоретический материал в работе с основными понятиями.
  2. Расширить кругозор студентов с использованием заданий.
  3. Формировать междисциплинарные связи.
  4. Расширить активный анатомический и медицинский словарь студентов.
  5. Осмысление студентами взаимосвязи выделительной системы со структурой костей свода черепа и лицевого отдела черепа.
  6. Развитие творческого потенциала личности студента и коллективного мышления микрогруппы.

Хронокарта

№ п/п

Содержание

Время

Организационный момент

2 мин.

Мотивация и учебные цели, компетенции

3 мин.

3.

Входной контроль

10 мин.

4.

Самостоятельная работа студентов с заданиями с опорой на содержание темы в учебнике

25 мин.

5.

Выходной контроль в форме конкурса

40 мин.

6.

Подведение итогов занятия

5 мин.

7.

Домашнее задание

2 мин.

8.

Внеаудиторная самостоятельная работа

3 мин.

Итого:

90 мин.

Оснащение занятия:

  1. Методическая разработка.
  2. Презентация.
  3. Вопросы для оценки  исходного уровня знаний.
  4. Задания 1, 2, 3-го уровней для самостоятельной работы по формированию и отработке знаний по новой учебной информации.
  5. Задания для оценки освоения новых знаний второго и третьего и уровней.
  6. Скелет, плакаты, муляж
  7. Учебник, атлас.

ХОД ЗАНЯТИЯ (этапы):

Подгруппа делится на две команды

1. Входной контроль. Задания 1- го уровня в виде вопросов.

2. Задания для самостоятельной работы  1- го, 2 - го, 3- го уровней.

3. Выходной контроль задания  3-го уровня «Интеллектуальная разминка»). Это работа студентов с анаграммами: а) вставить пропущенные буквы в словах для 1- команды нечетные, для 2-команды четные.За каждый правильный ответ – 1 балл, всего баллов командам – 13;

б) переставить буквы так, чтобы получилось понятие, имеющее отношение к структуре почки. Для1-й команды нечетные слова, для 2-й четные слова всего 8 баллов.

в) установить правильную последовательность органов. Для 1-й команды нечетные задания, для 2-й четные. За каждый правильный ответ -1 балл, всего 2 балла.

II. «Четвёртый лишний» Для первой команды нечетные задания, для второй команды –четные задания;  за каждый правильный ответ 1 балл, всего для каждой команды 5 баллов.

III. «Аналогия» к трём понятиям подобрать четвёртое так, чтобы оно относилось к третьему, как второе относится к первому. Для 1-й команды нечетные задания, для 2-й четные. За каждый правильный ответ 1 балл, максимальное число баллов для каждой команды - 4


МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Цитология

Ультраструктура биологических мембран клетки

Гистология

Морфофизиология тканей

Химия

Окислительно-восстановительные реакции

Биохимия

Обмен веществ и энергии

Биофизика

Фильтрация, диффузия, осмос, активный транспорт

Анатомия и физиология почки и мочевыводящих путей

Терапия

Пиелонефрит, нефроз, мочекаменная болезнь, нефросклероз

Инфекционные болезни

Острая почечная недостаточность, гломерулонефрит

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Цитология

Строение и функция животной клетки

Гистология

Структура и функция разновидностей тканей

Обмен веществ и энергии

Анаболизм, катаболизм

Артериальная и венозная системы

Кровоснабжение

Анатомия и физиология почки и мочевыводящих путей

Эндокринная система

Гуморальная регуляция функции

Нервная система

Иннервация симпатической и парасимпатической нервной системы.

Регуляция функции


 Входной контроль

Вопросы для входного контроля

  1. Перечислить выделительные системы.

  1. Почему в процессе жизнедеятельности в организме часть  продуктов распада органических соединений, которые не используются клетками, должны быть удалены?

  1. Общее название конечных продуктов обмена веществ.

  1. Общее название органов, выделяющих конечные продукты обмена веществ.

  1. Дать название процессу образования и выделения мочи из организма.

  1. Конечные продукты, выделяемые легкими.

  1. Конечные продукты пищеварительного тракта.

  1. Конечные продукты кожи.

  1. Конечные продукты почек.

Информационный блок методической разработки

Общие данные о почке

Почка – (ren, nephros) – парный паренхиматозный орган весом от 120 до 200 г. Воспаление почки – нефрит.

Наружное строение

Характеристика

Форма:

Бобовидная, цвет красно-коричневый

Поверхности:

Гладкие – передняя и задняя

Концы (полюса):

Верхний и нижний.

К верхним полюсам прилежат надпочечники

Края:

Латеральный – выпуклый, медиальный - вогнутый

Ворота:

На медиальном крае:

 в них входят -  почечная артерия, , нервы;

 выходят – почечная вена, лимфатические сосуды, мочеточник.

Топография:

Лежат в забрюшинном пространстве на поясничных мышцах на уровне DXI –LII.

Правая почка из-за прилежащей к ней сверху печени ниже левой на 2-3 см.

Органы, прилежащие к почкам:

К правой прилежат: правый изгиб ободочной кишки, правый надпочечник, печень,12-ти перстная кишка.

К левой  прилежат: левый изгиб ободочной кишки, левый надпочечник, желудок, поджелудочная железа, селезёнка.

Оболочки почки:

Внутренняя - фиброзная капсула, средняя - жировая капсула, наружная - почечная фасция.

Пристеночная брюшина:

Покрывает почку спереди

Аппарат фиксации включает:

Почечное мышечное ложе, оболочки почки, сосудистую ножку.

Значительная роль в фиксации почек выполняет внутрибрюшное давление

Внутреннее строение

Характеристика

Корковое вещество:

Окраска светлая, ширина до 8 мм лежит под фиброзной капсулой

Мозговое  вещество:

Местоположение сегментов нефрона

Окраска тёмно-красная, представлено в виде пирамид.

 Верхушки пирамид – сосочки, обращенные в синус (пространство между воротами и мозговым слоем, состоящий из полых органов: большие и малые чашечки, почечная лоханка)

Сосочек усеян точечными отверстиями. Их в почке 11-13.

Между пирамидами расположены сероватые почечные столбы – прослойки коркового вещества, образованные частями нефронов – петлями Генле и сосудами.

Характеристика

Корковое вещество:

Сосудистые клубочки и окружающие их капсулы (Шумлянского-Боумена), извитые канальцы.

Мозговое вещество:

Нисходящие и восходящие элементы петель Генле и собирательные трубки с общими выводными протоками, подходящими к верхушкам сосочков.

Кровоснабжение почек

Характеристика

Артерии:

Почечные – крупные ветви брюшной аорты. У ворот почки почечная артерия делится на ветви, которые образуют сегментарные, и распадаются на междолевые артерии, проходящие в почечных столбах.

На границе между корковым и мозговым веществом у основания пирамид междолевые артерии ветвятся на дуговые артерии, от каждой из которых в корковое вещество отходят многочисленные междольковые артерии. От каждой междольковой артерии отходят приносящие артериолы клубочков, каждая из которых распадается на клубочковые капилляры (чудесная сеть – сосудистый клубочек почечного тельца).

Отток венозной крови из почки:

Венулы            междольковые вены   дуговые вены             междолевые вены

          сегментарные вены            почечные вены          

C:\Users\Леся\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Рис. 1.  Положение почек

1 – легкое; 2 – печень; 3 – селезёнка;

4 – надпочечник; 5 – почка; 6 – толстая кишка;

7 – тонкая кишка; 8 – мочеточник.

C:\Users\Леся\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\003.jpg

Рис. 2. Почка в разрезе.

1 – верхний конец; 2 – нижний конец; 3 – почечные ворота; 4 – почечная пазуха;

5 – корковое вещество; 6 – почечные столбы; 7 – мозговое вещество (пирамиды);

8 – почечный сосочек; 9 – малая почечная чашка; 10 – большая почечная чашка;

11 – почечная лоханка; 12 – мочеточник.

 

C:\Users\Леся\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg

Рис. 3. Схема строения нефрона и мочевыводящих канальцев почки.

  1. - Междолевая артерия; 2 – дуговая артерия; 3 – междольковая артерия;
  1. – приносящий сосуд; 5 – выносящий сосуд; 6 – клубочек; 7 – капсула клубочка;

8 – проксимальный извитой каналец; 9 – нисходящая часть петли нефрона; 10 –

восходящая часть петли нефрона; 11 – дистальный извитой каналец; 12 – собирательная

почечная трубочка; 13- сосочковый проток.

Задания для самостоятельной работы

Выбрать номер правильного ответа

  1. Почки имеют форму:
  1. шаровидную;
  2. овальную
  3. ромбовидную;
  4. бобовидную.

  1. Почки у человека расположены в:
  1. области малого таза;
  2. поясничной области по обеим сторонам от позвоночника;
  3. брюшной полости немного выше селезенки;
  4. в крестцовой области между крестцом и копчиком.

  1. Почки снаружи покрыты:
  1. только фиброзной капсулой;
  2. фиброзной капсулой, жировой оболочкой;
  3. фиброзной капсулой, жировой оболочкой, почечной фасцией;
  4. только жировой оболочкой;
  5. только почечной фасцией.

  1. К фиброзной капсуле почки снаружи прилегает:
  1. слой жировой клетчатки;
  2. почечная фасция;
  3. мозговое вещество;
  4. корковое вещество.

  1. Фиброзная капсула прилежит к:
  1. мозговому веществу;
  2. корковому веществу;
  3. почечной фасции;
  4. жировой оболочки.

  1. Ворота почки располагаются на:
  1. латеральном крае;
  2. передней поверхности;
  3. задней поверхности;
  4. медиальном крае.

  1. Через ворота почки проходит(ят):
  1. Только мочеточник, нервы, кровеносные сосуды;
  2. Только мочеточник, нервы, кровеносные и лимфатические сосуды,
  3. Только мочеточник;
  4. Только мочеточник и кровеносные сосуды.

  1. В паренхиме почек различают:
  1. Губчатое, компактное;
  2. Только компактное;
  3. Только губчатое
  4. Только мозговое;
  5. Только корковое;
  6. Корковое, мозговое.

  1. Снаружи почка окрашена в цвет:
  1. Светло-серый;
  2. Желтовато-красный;
  3. Темно-красный;
  4. Светло-красный.

  1. Мозговое вещество почки человека разделено на:
  1. фолликулы;
  2. доли;
  3. пирамиды;
  4. корковое вещество.

  1. Основание пирамид в почке человека примыкают к:
  1. корковому веществу;
  2. почечной лоханки;
  3. воротам почки;
  4. надпочечнику.

  1. Вершины почечных пирамид в почке человека направлены к:
  1. корковому веществу;
  2. синусу почки
  3. надпочечнику;
  4. почечным тельцам.

  1. Мозговое вещество почки человека делится на пирамиды:
  1. нефронами;
  2. извитыми канальцами;
  3. столбиками мозгового вещества;
  4. слоями плотной соединительной ткани.

  1. Полый орган в почке, где собирается моча перед поступлением в мочеточник:
  1. мочевой пузырь;
  2. собирательные трубочки;
  3. извитые канальцы;
  4. почечная лоханка.

Установить соответствие:

15.

Название структур почки

Части нефрона

  1. Корковое вещество
  2. Мозговое вещество

А. Почечное тельце

Б. Проксимальные извитые канальцы

В. Дистальные извитые канальцы

Г. Петля Генле

Д. Собирательные трубочки

Дополнить по смыслу предложения

16.  Первичная «чудесная капиллярная сеть» образована за счет множественного деления ___________   артериолы.

17. Вторичная «чудесная капиллярная сеть» образована за счет множественного деления __________ артериолы.

18. Дистальный извитой каналец нефрона продолжается в собирательную трубочку. Назовите часть пирамиды, где заканчивается отверстием собирательная трубочка.

19. Правая почка ниже левой на 1 см. Назовите причину.

20. Заполнить таблицу:

Инструкция: заполнить таблицу «Строение почки и  мочевыводящих органов», пользуясь содержанием учебника. В таблицу вносятся основные признаки внешнего и внутреннего строения почки и мочевыводящих органов.  

Орган

Внешнее строение, основные признаки

Внутреннее строение,

основные признаки

Почка

Мочеточник

Мочевой пузырь

Мочеиспускательный канал

женский

Выходной контроль

Проводится в форме конкурса

Подгруппа делится на 2 команды. Максимальное количество баллов для команд  32 .

Критерии оценки конкурса

До 29 баллов – 5(отл.)

До 26 баллов – 4 (хор.)

До 22 баллов – 3 (уд.)

I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. Это работа студентов с анаграммами. Анаграммы, задания с пропусками и перестановками букв.

а) вставить пропущенные буквы в словах:

Для 1-й команды нечетные слова (понятия)

Для 2-й команды четные слова (понятия)

За каждый правильный ответ – 1 балл, всего балов командам – 13

  1. С – С – Ч - И

  1. Н – Ф – О -

  1. Ч – Ш – Ч - И

  1. В – Р – Т –

  1. Н – Ж – А

  1. Л – Ж –

  1. Л – Х – Н – А

  1. М – Ч – Т – Ч – И –

  1. Т – Л – Ц –

  1.  К – П – У – А

  1.  К – У – О – Е –

  1.  К – Н – Л – Ц –

  1.  П – Т – Я

  1.  П – З – Р –

  1.  Т – Е – Г – Л – Н – К

  1.  Г – М – О – Т – З

  1.  С – И – К  – Е –

  1.  М – Ч –

  1.  А – Т – Р – Я

  1.  В – Н -

  1.  Р – Н – Н

  1.  Э – И – Р – П – Э – И –

  1.  П – Р – Н – И – А

  1.  Б – Ю – И – А  

  1.  А – Т – Р – О – А

  1.  В – Н – Л –

 

б) переставить буквы так, чтобы получилось понятие, имеющее

отношение к структуре  почки :

Для 1-й команды нечетные слова (понятия)

Для 2-й команды четные слова (понятия) 

За каждый правильный ответ – 1балл, всего баллов 8

  1. ТАВОРО

  1. ХАЛОНАК

  1. НОРФЕН

  1. АЧОМ

  1. ЦЕЛЬЕТ

  1. КИШЕЧАЧ

  1. СУАПЛАК

  1. КИНЧОТЕЧОМ

  1. ЛИСТАЯСИЗ

  1. ИКЧОЛОБО

  1. ВНИЕЛЕДА

  1. ЧЕБОКЛУК

  1. ЗЫРЬПУ

  1. ЖЕОЛ

 

  1. НАШИРЮБ

  1. МИДЫРАПИ

в) установить правильную последовательность органов ( упорядоченное множество базовых понятий, выстраиваемых от общего, значительного, к конкретному:

Для 1-й команды нечетные  задания.

Для 2-й команды четные задания. 

За каждый правильный ответ – 1балл, всего 2 балла

  1. большие чашечки         малые чашечки            мочеточники        почечная лоханка         мочевой пузырь          мочеиспускательный канал        

  1. Венулы          междольковые вены        дуговые вены         междолевые вены          сегментарные вены          почечные вены

  1. Почечная артерия         междолевые         сегментарные       междольковые

        приносящие  артериолы         дуговые

  1. Дистальные извитые канальцы         почечное тельце         петля Генле

      проксимальные извитые канальцы          собирательные трубочки

II. «Четвертый лишний»

Инструкция: вычеркнуть из перечня четырёх слов одно, не подходящее по смыслу. 1 команда выполняет нечетные задания, 2 команда – четные задания.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего для каждой команды 5 баллов.

  1. Корковое вещество, почечное тельце, проксимальный извитой каналец, Петля Генле.
  2. Почки, мочеточник, мочевой пузырь, почечная лоханка.
  3. Пирамиды, корковое вещество, мозговое вещество, сосочки.
  4. Клубочек, капсула Шумлянского – Боумена, жировая капсула.
  5. Эндотелий капилляров клубочка, эпителий внутренней стенки капсулы, собирательная трубочка, базальная мембрана.
  6. Нисходящая часть петли Генле, восходящая часть петли Генле, дистальный извитой каналец, собирательная трубочка.
  7. Артериолы , почечная артерия,  капсула Шумлянского-Боумена, почечная вена.
  8. Почечные столбы, корковое вещество, мозговое вещество, петля Генле.
  9. Капсула Шумлянского-Боумена, жировая капсула, фиброзная капсула, почечная фасция.
  10. Ворота почки, медиальный край, латеральный край, синус почки.

III.  «Аналогии»

Инструкция: предлагаются три понятии. Подобрать четвёртое так, чтобы оно относилось к третьему, как второе относится к первому.

1 команда выполняет нечетные задания, 2 команда – четные задания.

За каждый правильный ответ 1 балл, максимальное число баллов для каждой команды 4.

  1. Почка – паренхима;  мочеточник –
  2. Корковое вещество – почечное тельце, извитые канальцы; мозговое вещество –
  3. Медиальный край почки – вогнутый; латеральный край –
  4. Пирамиды – сосочки; синус –
  5. Приносящая артериола – клубочковая сеть; выносящая артериола –
  6. Корковые нефроны – в корковом веществе; юкстамедуллярные нефроны –
  7.  Непроизволный сфинктер – гладкая мышечная ткань; произвольный сфинктер –
  8. Средняя оболочка мочеточника – гладкомышечная; внутренняя оболочка-

 

     

Эталон ответов  

Вопросы для входного контроля

  1. Перечислить выделительные системы.

Ответ: легкие, ЖКТ, кожа, почки.

  1. Почему в процессе жизнедеятельности в организме часть  продуктов распада органических соединений, которые не используются клетками, должны быть удалены?  

Ответ: они не используются клетками и должны быть удалены из организма.

  1. Общее название конечных продуктов обмена веществ.

Ответ: экскреты.

  1. Общее название органов, выделяющих конечные продукты обмена веществ.

Ответ: экскреторные

  1. Дать название процессу образования и выделения мочи из организма.

Ответ: диурез

  1. Конечные продукты, выделяемые легкими.

Ответ: СО2, пары воды

  1. Конечные продукты пищеварительного тракта.

Ответ: немного воды, желчных кислот, пигментов, холестерина, лекарства, соли тяжелых металлов (железо, кадмий, марганец), непереваренные остатки пищи в виде каловых масс.

  1. Конечные продукты кожи.

Ответ: вода, соли, мочевина, мочевая кислота, креатинин и др.

  1. Конечные продукты почек.

Ответ: основной экскреторный орган, выводящий большинство продуктов обмена веществ.

Критерии оценок

Для вопросов входного контроля

«5» (отл.)  Полно раскрыто содержание вопроса.

                Четко и правильно дано определение  и раскрыто содержание                         понятий.

                Ответ с использованием ранее приобретенных теоретических знаний.

«4» (хор.) Раскрыто основное содержание вопроса.

                Правильно даны определения.

                Незначительное нарушение последовательности ответа.

                Допускаются 1-2 неточности в выводах и обобщениях.

«3» (уд.)   Содержание вопроса изложено :

                - фрагментарно,

                - не последовательно.

               Возможны ошибки в изложении вопроса.

«2» (неуд) Основное содержание вопроса не раскрыто.

Эталон ответов

для заданий по самостоятельной работе

Номер задания и ответ

  1. - 4
  1. –2
  1. - 3
  1. – 1
  1. - 2
  1. – 4
  1. – 2
  1. – 6
  1. – 3
  1. – 3
  1. – 3
  1. – 2
  1.  –3
  1. – 4
  1. – 1А,Б,В; 2Г,Д
  1. – припосящей
  1. – выносящей
  1. – сосочек пирамиды
  1. – к правой почке прилежит печень

Критерии оценки

для заданий в тестовой форме

«5»(отлично) - 2 ошибки

«4»(хорошо) - 4 ошибки

«3»(удов.)  - 6 ошибок

«2»(неуд.) - более 6 ошибок

Эталон ответов

Задание 20

Орган

Внешнее строение

Внутреннее строение

Почка

Передняя поверхность

Задняя поверхность

Верхний конец

Нижний конец

Латеральный край

Медиальный край

Паренхима почки

Почечные ворота:

почечная пазуха: малые и большие чашечки, почечная лоханка

Почечные доли

Почечные сегменты

Нефрон

Корковое вещество

Лучистая часть

Мозговое вещество почки

Почечные пирамиды

Почечные столбы

Мочеточник

Брюшная часть

Тазовая часть

Внутристеночная часть

Адвентициальная оболочка

Мышечная оболочка

Слизистая оболочка

Мочевой пузырь

Верхушка пузыря

Тело пузыря

Дно пузыря

Шейка пузыря

Серозная оболочка

Адвентиций

Мышечная оболочка

Подслизистая

Слизистая

Мочеиспускательный женский канал

Стенка

Сфинктеры

Адвентиций

Мышечная оболочка

Слизистая

Внутренний непроизвольный

Наружный произвольный

Критерии оценки

«5» (отлично) – 4 ошибки

«4» (хорошо) – 8 ошибок

«3» (удовлетв.) – 12 ошибок

«2» (неуд.) – более 12 ошибок

Эталон ответов для конкурсных заданий

1. Интеллектуальная разминка    

а) вставить пропущенные буквы в слова

  1. С – С – Ч - И

Сосочки

  1. Н – Ф – О -

Нефрон, структурно-функциональная единица почки

  1. Ч – Ш – Ч - И

Чашечки

  1. В – Р – Т –

Ворота почки

  1. Н – Ж – А

Ножка почки

  1. Л – Ж –

Ложе

  1. Л – Х – Н – А

Лоханка

  1. М – Ч – Т – Ч – И –

Мочеточник

  1. Т – Л – Ц –

Тельце почечное

  1.  К – П – У – А

Капсула почечного тельца

  1.  К – У – О – Е –

Клубочек почечного тельца

  1.  К – Н – Л – Ц –

Канальцы почек

  1.  П – Т – Я

Петля Генле

  1.  П – З – Р –

Пузырь мочевой

  1.  Т – Е – Г – Л – Н – К

Треугольник пузырный

  1.  Г – М – О – Т – З

Гомеостаз

  1.  С – И – К  – Е –

Сфинктер

  1.  М – Ч –

Моча

  1.  А – Т – Р – Я

Артерия

  1.  В – Н -

Вена

  1.  Р – Н – Н

Ренин гормон

  1.  Э – И – Р – П – Э – И –

Эритропоэтин

  1.  П – Р – Н – И – А

Паренхима

  1.  Б – Ю – И – А  

Брюшина

  1.  А – Т – Р – О – А

Артериола приносящая и выносящая

  1.  В – Н – Л –

Венулы

б) переставить буквы так, чтобы получилось понятие, имеющее

отношение к структуре  почки  и мочевыводящих путей:  

 

  1. ТАВОРО

Ворота

  1. ХАЛОНАК

Лоханка почечная

  1. НОРФЕН

Нефрон,

  1. СУАПЛАК

Капсула почечного тельца

  1. АЧОМ

Моча

  1. ЦЕЛЬЕТ

Тельце почечное

  1. КИШЕЧАЧ

Чашечки

  1. КИНЧОТЕЧОМ

Мочеточник

  1. ЛИСТАЯСИЗ

Слизистая полых органов

  1. ИКЧОЛОБО

Оболочки стенки полых органов

  1. ВНИЕЛЕДА

Давление

  1. ЧЕБОКЛУК

Клубочек почечного тельца

  1. ЗЫРЬПУ

Пузырь мочевой

  1. ЖЕОЛ

Ложе мышечное

  1. НАШИРЮБ

Брюшина

  1. МИДЫРАПИ

Пирамиды мозгового вещества

в) установить правильную последовательность органов:

 

  1. Малые чашечки          большие чашечки                почечная лоханка  мочеточник               мочевой пузырь           мочеиспускательный канал        

  1. Венулы           междольковые вены         дуговые вены          междолевые вены          сегментарные вены           почечные вены                

  1. Почечная артерия          сегментарные          междолевые          дуговые          

              междольковые           приносящие артериолы

  1. Почечное тельце          проксимальный извитой каналец          Петля Генле

        дистальный извитой каналец         собирательные трубочки

II. «Четвертый лишний»

правильные ответы подчеркнуты

  1. Корковое вещество, почечное тельце, проксимальный извитой каналец, Петля Генле.
  2. Почки, мочеточник, мочевой пузырь, почечная лоханка.
  3. Пирамиды, корковое вещество, мозговое вещество, сосочки.
  4. Клубочек, капсула Шумлянского – Боумена, жировая капсула.
  5. Эндотелий капилляров клубочка, эпителий внутренней стенки капсулы, собирательная трубочка, базальная мембрана.
  6. Нисходящая часть петли Генле, восходящая часть петли Генле, дистальный извитой каналец, собирательная трубочка.
  7. Артериолы, почечная артерия,  капсула Шумлянского-Боумена, почечная вена.
  8. Почечные столбы, собирательные трубочки, мозговое вещество, петля Генле.
  9. Капсула Шумлянского-Боумена, жировая капсула, фиброзная капсула, почечная фасция.
  10. Ворота почки, медиальный край, латеральный край, синус почки.

III.  «Аналогии»

  1. Почка – паренхима;  мочеточник – полость, стенка
  2. Корковое вещество – почечное тельце, извитые канальцы; мозговое вещество – Петля Генле, собирательная трубочка
  3. Медиальный край почки – вогнутый; латеральный край – выпуклый
  4. Пирамиды – сосочки; синус – чашечки, лоханка
  5. Приносящая артериола – клубочковая сеть; выносящая артериола – артерио-венозная сеть
  6. Корковые нефроны – в корковом веществе; юкстамедуллярные нефроны – на границе с мозговым веществом
  7.  Непроизвольный сфинктер – гладкая мышечная ткань; произвольный сфинктер – скелетная мышечная ткань
  8. Средняя оболочка мочеточника – гладкомышечная; внутренняя оболочка – слизистая

Подведение итогов

           Преподаватель привлекает студентов к подведению итогов пройденного занятия. Какие задания были трудны для студентов. Понравились ли им задания, используемые в конкурсе. Какие вопросы были упущены в содержании темы. Что нового узнали студенты на занятии о строении почки и мочевыводящих путей?

Домашнее задание

  1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. с. 490-497; 497 - 504
  2. Липченко В.Я. Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека : Учебное пособие – М.: Медицина, 1988.- с. 185-192;

Внеаудиторная самостоятельная работа

         Учебник Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. –  стр. 504-507 выполнить самостоятельную работу: вопросы для самоподготовки и задания для самоподготовки.

        Учебник Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун  В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.  стр. 493, 501выполнение схемы-рисунка «Строение нефрона» с интенсивностью процессов реабсорбции, секреции и синтеза в различных частях канальцев с обозначениями ионов веществ, обратно всасывающихся и экскретируемых. Схема – рисунок выполняется или от руки карандашом на листе А4, или используя возможности компьютера.

Словарь

  1. Почка – (ren, nephros) – парный паренхиматозный орган.
  2. Нефрон – структурно-функциональная единица почки.
  3. Почечное тельце – состоит их капиллярного клубочка и капсулы.
  4. Извитые канальцы – проксимальный и дистальный.
  5. Петля Генле – начинается от проксимального и заканчивается дистальным канальцами.
  6. Собирательные трубочки – продолжение дистальных канальцев.
  7. Корковое (наружное) и мозговое (внутреннее) вещество – паренхима почек.
  8. Ворота почки – находятся у медиального края.
  9. Синус почки – пространство между воротами и мозговым слоем.
  10.  Пирамиды – мозговое вещество.
  11.  Верхушки пирамид – сосочки, обращённые в синус почки
  12.  Почечные столбы – прослойка коркового вещества между пирамидами.
  13. Лучистая часть – прослойка мозгового вещества в корковое.
  14.  «Чудесная сеть» - артериальная – клубочковая.
  15.  Обычная сеть – артерио-венозная, канальцевая. 

Список используемой литературы

  1. С.А. Георгиева / Физиология М.: Медицина, 1986, 400 с.

  2. Научно - теоретический и методический журнал «Биология в школе»             №7

     1993 с. 39-43;

  1. Ю.В. Чунарева Развитие мыслительной деятельности студентов в процессе обучения биологии. Санкт-Петербург 1994. 46 с.
  2. Н.В. Смольяникова, Е.Ф. Фалин, В.А. Сагун Анатомия и физиология М. «ГЭОТАР – Медиа» 2008, с. 490-497.
  3. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов Анатомия и физиология человека. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009, с. 256 – 261.
  4. И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский Анатомия и физиология человека М.: Издательский центр «Академия», 2009. с. 246-261.
  5. М.Р.Сапин, Г.Л. Билич Анатомия человека: М.: Высш. Шк., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»

Аннотацияна методическую разработку практического занятия, на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Ивановой О...

Методическая разработка практического занятия на тему «Одноосновные карбоновые кислоты» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»

Аннотация на методическую разработку практического занятия, на тему «Одноосновные карбоновые кислоты » для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Иван...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине Иностранный язык (Английский язык) по специальности 060501 "Сестринское дело"

Методическая разработка разработана согласно программе учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по   специальности 060501 «Сестринско...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "Английский язык" для студентов 2 курса СПО специальности "Сестринское дело".

Методическая разработка учебного практического занятия составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Английский язык» в соответствии с требованиями ФГОС по специаль...