Методическая разработка практического занятия по теме: «Изучение строения и функции скелета туловища» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 060501 «Сестринское дело»
методическая разработка на тему

Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме. Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущений, а усвоение после неоднократного повторения в различных вариантах достаточно. Игровая форма проведения занятия всегда приносит творческое  удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tulovishche.docx586.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия  по теме:

 «Изучение строения и функции скелета туловища»

Дисциплины: «Анатомия и физиология человека»

Для специальности: 060501 «Сестринское дело»

f_133454_0

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Введение

- 3 стр.

2.

Методический раздел

- 4 стр.

3.

Контроль исходного уровня знаний

- 8 стр.

4.

Информационный раздел

- 9 стр.

5.

Операционно-познавательный раздел

- 17 стр.

6.

Подведение итогов

- 21 стр.

7.

Домашнее задание

- 21 стр.

8.

Используемая литература

- 22 стр.

 ВВЕДЕНИЕ

        Практическое занятие по теме «Изучение строения и функции скелета туловища» проводится в игровой форме.

Игры знакомы каждому человеку с детства. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией.

Иван Алексеевич Сикорский, размышляя об умственном и нравственном развитии детей, писал: «Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искру мысли …». Активизация познавательной активности и развитие интеллектуального мышления – это те проблемы, которые решаются в процессе игротворчества, коллективного радостного действия преподавателя и студента в состоянии эмоциональной приподнятости.

Проверка знаний на занятии в форме игры ненавязчива, не вызывает у студента неприятных ощущений, а усвоение после неоднократного повторения в различных вариантах достаточно. Игровая форма проведения занятия всегда приносит творческое  удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тема: «Изучение строения и функции cкелета туловища».

Учебная дисциплина: «Анатомия и физиология человека».

Специальность: «Сестринское дело».

Группа 20М.

Тип занятия – совершенствование и закрепление знаний и умений.

Вид занятия – практическое.

Форма занятия – интеллектуальная игра - состязание.

Продолжительность занятия – 90 мин.

МОТИВАЦИЯ

        Тема является актуальной в курсе анатомии и физиологии человека. Полученные знания студенты могут использовать в будущем на рабочем месте при иммобилизации и  транспортировке пострадавшего с переломом позвоночника или грудной клетки. Смогут осуществлять уход за пациентами при повреждении позвоночника и спинного мозга, сопровождающегося параличами, пролежнями, расстройствами мочеиспускания и дефекации, при повреждении грудной клетки и нарушении процесса дыхания; проводить мероприятия по коррекции осанки у детей и взрослых.

Цель практического занятия:

совершенствование и закрепление знаний о значении, строении и функции скелета туловища .

Задачи занятия

  1. Познавательные

Уметь:

  1. распознавать и дифференцировать все отделы туловища на скелете;
  2. анализировать каждую кость скелета туловища;
  3. описывать строение костей  скелета туловища;
  4. давать характеристику (структуру и функцию) в целом позвоночнику и грудной клетке;
  5. определять виды соединений костей туловища.

  1. Развивающие

  1. развитие интеллектуальных способностей;
  2. развитие логического творческого мышления;
  3. гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей;
  4. развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации;
  5. расширять познавательную деятельность студентов;
  6. побуждать у студентов стремление к самообразованию.

  1. Воспитательные

  1. выработка у студентов понятия справедливости, честности, ответственности перед командой;
  2. развитие коммуникативных умений, доброжелательного отношения друг к другу;
  3. выработка вежливости, корректности, тактичности в отношениях между студентами в процессе игры.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

                                 

                                      Эмбриология                                                                     Гистология

                                  Развитие туловища                                                         Строение и функция

                              у зародыша                                                                хрящевой и костной                   

                                                                                     ткани

                                                                       

   С/дело в терапии                   Скелет туловища                    С/дело в хирургии                           

    Строение и функция                                                                                                          Строение позвонков и ребер

 позвоночника и        грудной                           

               клетки                                       

           

                                            С/дело                                                                               С/дело

                                  в реаниматологии                                                              в неврологии

                        Соединение ребер                                                       Строение позвоночника и

                                         с грудиной                                                                    грудной клетки

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

                                                       Мышцы туловища

                                                                            Начало и прикрепление

                                                                                   мышц на костях

  Дыхательная система                                                                                                Спинномозговые

    Соединение ребер с                                                                                                                                нервы                                                                                                                                                       

   грудиной и грудными                                                                                     Межпозвоночные

           позвонками                                                                                               отверстия

                                                                       Скелет туловища

                                       

        

                                       

           

                           Спинной мозг                                                           Сосудистая система

                       Отделы позвоночника                                              Межпозвоночные отверстия

                        Позвоночный канал                                                     Отверстия поперечных

                                                                                                                           отростков шейных

                                                           позвонков

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: кабинет анатомии и физиологии.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Методическая разработка.
  2. Задания в тестовой форме.
  3. Раздаточный методический материал.
  4. Скелет, скелет туловища, позвоночный столб, отдельные кости туловища.
  5. В.Я Липченко, Р.П.Самусев  Атлас нормальной анатомии человека: Учебное пособие – М.: Медицина, 1988, стр. 16 – 31.
  6. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология: учебник. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – стр. 70 – 80.
  7. Видеопроектор, компьютер, экран.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

49 - 44 балла –    «5»

43 – 39 баллов – «4»

39 – 34 балла –   «3»

меньше 34 баллов - «2»

ХРОНОКАРТА

№ п/п

Содержание

Время

1.

Организационный момент

  2 мин.

2.

Мотивация и учебные цели

  2 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний (вопросы)

15 мин.

4.

 Интеллектуальная игра – состязание:

65 мин.

5.

1) Интеллектуальная разминка

10 мин.

2) Будьте внимательны

10 мин.

3) Отгадай задуманное

10 мин.

4) Анатомический аукцион

10 мин

5) Узнай кость по описанию

10 мин.

6) Докажите, что вы знаете строение туловища

  5 мин

7) Найдите ошибку

10 мин.

6.

Подведение итогов

  5 мин.

7.

Домашнее задание

  1 мин.

Итого:

90 мин.

  1. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

На вопросы отвечают 2 команды по очереди после обсуждения. Всего 6 вопросов для каждой команды.

За все правильные ответы команды получают по 6 баллов.

Вопросы

  1. Перечислить функции скелета.
  2. Перечислить и показать на скелете отделы туловища.
  3. Перечислить и показать отделы позвоночника.
  4. Назвать основные признаки, характерные для позвонка.
  5. Назвать отличительные особенности шейных, грудных и поясничных позвонков.
  6. Назвать один признак, который характерен только шейным позвонкам
  7. Особенности строения крестцового и копчикового отделов позвоночника.
  8. По какому принципу классифицируют рёбра?
  9. Перечислить части ребра.
  10. Какие части различают в строении грудины?
  11. Соединения ребер с грудиной и грудными позвонками.
  12. Соединение позвонков.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

КОНТРОЛЯ  ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ.

  1. позвоночник  опора тела, грудная клетка ограничивает грудную полость, где располагаются внутренние органы: сердце, легкие, трахея, пищевод, сосуды, и нервы.
  2. Позвоночник и кости, составляющие грудную клетку.  
  3. Шейный – 7 позвонков; грудной – 12 позвонков; поясничный – 5 позвонков; крестец – 5 позвонков; копчик – 4-5 позвонков.
  4. Тело, дуга, позвоночное отверстие и отростки.
  5. шейные на поперечных отростках имеют отверстие, грудные – черепицеобразно направленные остистые отростки, поясничные – большое тело, плоский и широкий остистый отросток, параллельно расположенный.
  6. Отверстие на поперечных отростках.
  7. Сросшиеся позвонки у крестца, недоразвитые позвонки образуют одну кость.
  8. По принципу соединения ребер с грудиной
  9. Тело, передний хрящевой конец, задний костный конец.
  10.  Рукоятка, тело и мечевидный отросток.
  11. 1 пара ребер соединяется с грудиной синхондрозом, с 1пары ребер по 7 пару соединение с грудиной при помощи истинных грудинно-реберных суставов, следующие 5 пар –ложные, 11-12 ребра свободно колеблющие.
  12. С помощью межпозвоночных хрящей, суставов и связок.

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.4.1. Изучение строения и функции скелета туловища

План

  1. Общая характеристика скелета туловища.
  2. Строение  позвонков .
  3. Строение скелета грудной клетки: отдельных костей.
  4. Соединения костей туловища.

  1. Общая характеристика скелета туловища.

СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА

                                        

                        Позвоночный столб                                Грудная клетка

 

004_0

        Рис. 1. Позвоночный столб.

        А – вид спереди; Б – срединный распил; В – позвоночный столб новорожденного; 1 – шейные позвонки; 2 – грудные позвонки; 3 – поясничные позвонки; 4 – крестцовые позвонки (крестец); 5 – копчиковые позвонки; 6 – выступающий позвонок; 7 – позвоночный канал; 8 – тела позвонков; 9 – поперечные отростки позвонков; 10 – остистые отростки позвонков. 11 – межпозвоночные отверстия. 12 – крестцовый канал; 13 – шейный лордоз; 14 – грудной кифоз; 15 – поясничный лордоз; крестцовый кифоз.

Позвоночник взрослого человека состоит из 24 свободных позвонков, крестца копчика. Свободные позвонки разделяются на:

♦ шейные (7);

♦ грудные (12);

♦ поясничные (5);

      ♦ крестец представлен 5 сросшимися между собой крестцовыми позвонками;

      ♦ копчик состоит из 3-5 сросшихся рудиментарных позвонков.

ГРУДНАЯ КЛЕТКА

                                                                 

                     

Грудные позвонки                        12 пар рёбер                                Грудина

001_0

2. Строение скелета позвоночника, позвонков

Позвонок (vertebra) состоит из:

                                                          Позвонок

                                                

        

Тело              дуга           отростки

Тело позвонка обращено вперед и является его опорной частью. Кзади от тела

расположена дуга позвонка, которая соединяется с телом при помощи ножки дуги позвонка, образуя позвоночное отверстие. Отверстия всех позвонков, соединенных вместе, составляют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

        На дуге позвонка расположено 7 отростков:

1 – грудино-реберные суставы; 2 – реберная дуга.

2. Строение скелета позвоночника, позвонков

Позвонок (vertebra) состоит из:

                                                          Позвонок

                                                

        

Тело              дуга           отростки

Тело позвонка обращено вперед и является его опорной частью. Кзади от тела

расположена дуга позвонка, которая соединяется с телом при помощи ножки дуги позвонка, образуя позвоночное отверстие. Отверстия всех позвонков, соединенных вместе, составляют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

        На дуге позвонка расположено 7 отростков:

  • сзади, по  срединной линии, отходит непарный остистый отросток (process spinosus);
  • во фронтальной плоскости расположен парный поперечный отросток;
  • вверх и вниз от дуги отходят парные верхний и нижний суставные отростки;
  • основания суставных отростков ограничивают верхнюю и нижнюю позвоночные вырезки. Нижние вырезки глубже, чем верхние. При соединении позвонков друг с другом нижняя и верхняя вырезки образуют справа и слева межпозвоночное отверстие, через которое проходят спинномозговые нервы и кровеносные сосуды.

  1. Строение отделов, отдельных позвонков позвоночника

Шейные позвонки (vertebra cervicales), составляют верхний отдел позвоночного столба.

        Характерная особенность шейных позвонков является:

  • Наличие отверстий в поперечных отростках, где проходят позвоночные артерия и вена;
  • два верхних шейных позвонка отличаются от прочих, поэтому их называют атипичными;
  • Тела их относительно небольшой величины и имеют форму эллипса;
  • позвоночное отверстие большое, треугольной формы;
  • поперечные отростки заканчиваются двумя бугорками – передним и задним. Передний бугорок YI шейного позвонка развит сильнее, чем у других. Он называется «сонный бугорок», так как к нему можно прижать сонную артерию при кровотечении.
  • Остистые отростки короткие, направлены несколько книзу и на конце раздвоены, за исключением YII шейного позвонка, у которого отросток более длинный, утолщен на конце и не раздвоен, его называют «выступающим».
  • Суставные отростки шейных позвонков короткие, расположены косо между фронтальной и горизонтальной плоскостями.

008_0

Рис. 3. Позвонки.

Грудной позвонок: А – вид сбоку, Б – вид сверху; В – поясничный позвонок;

Г – шейный позвонок; Д – I шейный позвонок (атлант); Е – II шейный           позвонок (осевой); 1 – тело позвонка; 2 – дуга позвонка; 3 - позвоночное отверстие; 4 – нижняя позвоночная вырезка; 5 – верхняя позвоночная вырезка; 6 – верхний суставной отросток; 7 – нижний суставной отросток;

8 – поперечный отросток; 9 – остистые отростки; 10 – верхняя реберная ямка; 11 – нижняя реберная ямка; 12 – реберная ямка поперечного отростка; 13 – передняя дуга атланта; 14 – задняя дуга атланта; 15 – латеральные

массы атланта; 16 – верхняя суставная ямка атланта; 17 – зуб осевого позвонка.

I шейный позвонок – атлант (atlas):

  • Не имеет тела, лишен остистого и суставных отростков;
  • По бокам расположены боковые массы, верхние поверхности которых заняты суставными ямками для сочленения с мыщелками затылочной кости;
  • Нижние суставные ямки слегка вогнуты, сочленяются с II шейным позвонком;
  • Задняя дуга атланта соответствует дуге типичного позвонка.На верхней поверхности дуги кзади от боковой массы идет борозда позвоночной артерии.
  • На месте тела у атланта имеется передняя дуга, на которой видна площадка для соединения с зубовидным отростком (dens) шейного позвонка.

II шейный позвонок – осевой, axis, резко отличается от типичных шейных позвонков тем, что на верхней поверхности его тела находится зубовидный отросток, или зуб, dens. При сочленении I и II шейных позвонков зуб играет роль оси, вокруг которой атлант вращается вместе с черепом. На верхних суставных отростках по бокам от зуба находятся суставные поверхности для сочленения с нижними суставными ямками боковых масс атланта.

Грудные позвонки, vertebrae thoracicae, значительно крупнее шейных. Высота тел грудных позвонков от I r XII постепенно нарастает. Поперечный размер их также увеличивается. Характерно наличие реберных ямок, расположенных на боковых поверхностях тела и поперечных отростках, которые служат для соединения с ребрами. Поперечные отростки спереди имеют суставную ямку для сочленения с бугорком ребра. Остистые отростки грудных позвонков длиннее, чем шейных, наклонены книзу и черепицеобразно накладываются друг на друга.

        Поясничные позвонки, vertebrae lumbales, имеют массивное тело бобовидной формы. Высота и ширина тела постепенно увеличиваются от I r Y позвонку. Позвоночное отверстие большое по сравнению с другими позвонками. Суставные отростки хорошо выражены, их суставные поверхности расположены в сагиттальной плоскости: у верхних отростков они направлены медиально, у нижних – латерально. Поперечные отростки расположены во фронтальной плоскости, концы их отклонены кзади. Остистые отростки короткие, плоские, с утолщенными краями, расположены почти на одном уровне с телом позвонка.

006_0

Рис. 4. Крестец (А – спереди, Б – вид сзади) и копчик – В.

1 – основание; 2 – верхушка; 3 – тазовые крестцовые отверстия; 4 – поперечные линии; 5 – латеральная часть; 6 – ушковидная поверхность; 7 – дорсальные крестцовые     отверстия; 8 – срединный крестцовый гребень; 9 – промежуточный крестцовый гребень; 10 – латеральный крестцовый гребень; 11 – крестцовый канал; 12 – копчиковые рога; 13 – копчиковые позвонки.        

Крестец, os sacrum, состоит из пяти крестцовых позвонков, которые у взрослого человека срастаются в одну кость. В крестце различают:

  • верхний широкий отдел – основание;
  • нижний – узкий – верхушку;
  • переднюю (вогнутую) – тазовую и заднюю (выпуклую) поверхности;
  • боковые (латеральные) части.

Основание крестца имеет верхние суставные отростки, которые сочленяются с нижними отростками V поясничного позвонка. Место соединения основания крестца с телом этого позвонка образует выступ, направленный вперед, - мыс.

        На тазовой поверхности крестца видны горизонтально ориентированные четыре поперечные линии – следы сращения тел крестцовых позвонков. На концах этих линий справа и слева открываются тазовые крестцовые отверстия – места выхода передних ветвей крестцовых спинномозговых нервов.

        На дорзальной поверхности крестца находятся дорсальные крестцовые отверстия для выхода задних ветвей крестцовых спинномозговых нервов. Кнаружи от дорсальных крестцовых отверстий расположены парные латеральные части, на которых находятся суставные ушковидные поверхности. Кзади от суставных поверхностей располагается крестцовая бугристость.

        Крестцовый канал, образованный позвоночными отверстиями при срастании крестцовых позвонков, заканчивается крестцовой щелью.

        Копчик, os coccyges, у взрослого человека состоит из 3-5 рудиментарных позвонков. Только у I сегмента кроме тела сохраняются рудименты верхних суставных отростков – копчиковые рога, соединяющиеся посредством связок с крестцовыми рогами. Остальные позвонки имеют округлую форму и маленькие размеры.

Позвоночник как целое. Позвоночный столб человека имеет физиологические изгибы. Позвоночный столб новорожденного почти прямой. Умение держать голову влечет за собой возникновение у ребенка шейного изгиба позвоночника – шейного лордоза; когда ребенок начинает садиться, появляется грудной кифоз. Вертикальным положением тела при ходьбе обусловлены развитие поясничного лордоза и окончательное формирование остальных изгибов позвоночного столба, свойственных человеку: поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

        У людей в норме имеется также небольшой изгиб позвоночника в сторону – сколиоз.

Значение изгибов: изгибы позвоночника обеспечивают смягчение толчков и сотрясение тела при прыжках, беге, ходьбе.

        У стариков увеличивается грудной кифоз.

        Позвоночник в целом достаточно подвижен, особенно его поясничная часть. В позвоночнике возможны сгибание и разгибание, наклоны в стороны и так называемое скручивание.

СКЕЛЕТ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

Грудина (sternum) относится к плоским костям. Она состоит из трех частей:

                                                      Грудина

                                       рукоятка                 тело       мечевидный отросток

005_0

Рис. 5. Грудина и ребра.

А – грудина: 1 – рукоятка; 2 – тело; 3 – мечевидный отросток; 4 – реберные вырезки; 5 – угол грудины; 6 – яремная вырезка; 7 – ключичная вырезка. Б- VIII ребро (вид изнутри): 1 – суставная поверхность головки ребра; 2 – шейка ребра;

3 – угол ребра; 4 – тело ребра; 5 – борозда ребра. В – I ребро (вид сверху): 1 – бугорок ребра и его суставная поверхность; 2 – шейка ребра; 3 – борозда подключичной вены; 4 – борозда подключичной вены; 5 – бугорок передней лестничной мышцы.

Тело соединяется с рукояткой под тупым углом, выступающим кпереди. На верхнем крае рукоятки выделяют яремную вырезку, а по бокам от нее – ключичные вырезки. На наружных краях тела и рукоятки расположено по семь вырезок для ребер.

Рёбра (costae) представлены 12 парами узких, длинных, изогнутых плоских костей. Каждое ребро состоит из большей костной части и реберного хряща. Ребро имеет головку, шейку и тело. Между шейкой и телом у верхних 10 пар ребер находится бугорок ребра. Передний – грудинный конец ребра – переходит в хрящ. У ребра различают:

  • наружную и внутреннюю поверхности;
  • верхний и нижний края.

На внутренней поверхности ребра по его нижнему краю видна борозда – место прилегания межреберных сосудов и нерва. Самыми короткими являются два верхних и два нижних ребра.

I ребро расположено горизонтально. На его верхней поверхности имеется бугорок передней лестничной мышцы (место прикрепления одноименной мышцы). Кзади от бугорка определяется борозда подключичной артерии, а кпереди – борозда подключичной вены.

Грудная клетка как целое. Грудная клетка (compages thoracis) ограничивает грудную полость, где расположены важнейшие внутренние органы: сердце, легкие, трахея, пищевод, сосуды и нервы, тимус. Форма грудной клетки человека изменчива и зависит от пола, возраста, телосложения и физического развития. Грудная клетка может быть широкой и короткой, длинной и узкой.

        По форме грудная клетка напоминает усеченный конус. Она имеет верхнее отверстие (апертура). Его ограничивает тело I грудного позвонка, I – й парой ребер и верхним краем рукоятки грудины. Через него в область шеи выступают верхушки легких, а также проходят трахея и пищевод, сосуды и нервы. Нижнее отверстие грудной клетки ограничено телом XII грудного позвонка, реберными дугами и мечевидным отростком. Оно закрыто грудобрюшной преградой – диафрагмой. У женщин грудная клетка короче и более округлая, чем у мужчин.

        

IV. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        

Подгруппа делится на 2 команды. Максимальное количество баллов для команд 49 баллов.

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. Это работа студентов с анаграммами. Анаграммы, задания с пропусками и перестановками букв.

а) переставить буквы так, чтобы получилось понятие, имеющее отношение к костной ткани или кости скелета туловища:  

♣ ОНОСТЕ (остеон) – структурно-функциональная единица костной ткани;

♣ ЦИТЕОСОТ (остеоцит) – зрелая клетка костной ткани;

♣ ОБСТЕЛАСТО (остеобласт) – незрелая клетка костной ткани;

♣ СТЕКЛАОСТО (остеокласт) – клетка, разрушающая костную ткань;

♣ НОКПОВОЗ (позвонок) – кость позвоночного столба;

♣ КИСТОРТО (отростки) – позвонков;

♣ НАЛТАТ (атлант) – 1 ш. позвонок;

♣ БОРЕР (ребро) – кость грудной клетки;

♣ АНИДУРГ (грудина) – кость грудной клетки;

♣ ЛЕТО позвонка (тело) –  часть позвонка;

♣ ГУДА позвонка (дуга) – часть позвонка;

♣ ЗЫРЕВКИ позвонка (вырезки);

♣ ОЙВОСЕ позвонок (осевой) – 2 ш. позвонок;

♣ СЕТОТИВЕР позвонка (отверстие);

♣ ТКАРУКОЯ грудины (рукоятка);

♣ ПОКИКЧ (копчик);

Максимальное количество баллов – 16.

б) вставить пропущенные буквы в словах:

К-Е-Т-Ц (крестец)

кость из пяти сросшихся крестцовых позвонков

К-П-Ч-К (копчик)

пятый отдел позвоночного столба, состоящий из 4 – 5 недоразвитых позвонков

П-З-О-О- (позвонок)

Позвонок - отдельная кость позвоночного столба

С-О-И-З  (сколиоз)

Сколиоз – физиологический изгиб позвоночного столба

Р-Е-Р- (ребро)

Спиралеобразно изогнутая плоская кость грудной клетки

Ш-Й-А (шейка) ребра

Шейка ребра – часть ребра между головкой и бугорком  

Г-Л-В-А (головка) ребра

Часть ребра, находящаяся на заднем конце и образующая своей суставной поверхностью сочленение с реберными ямками тел позвонков

Б-Г-Р-К (бугорок) ребра

Находится на наружной поверхности ребра рядом с шейкой

Грудная К-Е-К- (клетка)

Часть туловища, участвующая в акте дыхания.

Я-Е-Н-Я (яремная) вырезка грудины

Расположена на верхнем крае рукоятки грудины

Максимальное количество баллов – 10.

  1. БУДЬТЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫ. (личное участие)

Студенты становятся в круг. Ведущий каждому даёт кость туловища: ребро, I ш. позвонок, II ш. позвонок, III ш. позвонок, YII ш. позвонок, грудной позвонок, поясничный позвонок, крестец, копчик, I пара ребер, II пара ребер, XI пара рёбер, XII пара рёбер, позвоночный столб.

Затем ведущий просит каждого участника по очереди дать название кости. После этого ведущий обращается к студентам с утверждением заведомо правильным или ложным. Если утверждение правильное, то студент должен сказать «да», если неправильное – «нет». Если участник отвечает «да» (а это неправильно), то он выходит из круга, если отвечает «нет» - продолжает играть. Выигрывает тот, кто провел игру без ошибок. Количество баллов 1 балл за правильный ответ, 0 баллов за неправильный ответ.

1. Ребро на латинском языке – costa – да? (да)

2. I ш. позвонок имеет остистый отросток - да? (нет)

3. II ш. позвонок имеет зубовидный отросток - да? (да)

4. III ш. позвонок имеет остистый отросток, раздвоенный на конце - да? (да)

5. YII ш. позвонок имеет остистый отросток, раздвоенный на конце - да? (нет)

6. Грудной позвонок имеет плоский с боков, широкий остистый отросток – да? (нет)

7. Поясничный позвонок имеет массивное тело – да? (да)

8. Крестец имеет цилиндрическую форму – да? (нет)

9. Копчик имеет хорошо развитые позвонки – да? (нет)

10. I пара рёбер имеет наружную и внутреннюю поверхность – да? (нет)

11. II пара рёбер имеет верхний и нижний края – да? (да)  

12. XI пара ребер относится к свободно колеблющим – да? (да)

13. XII пара ребер относится к истинным ребрам – да? (нет)

14. Изгиб, обращенный выпуклостью назад, называется кифоз – да? (да)

3. ОТГАДАЙТЕ ЗАДУМАННОЕ (личное участие)

        Ведущий задумывает название кости туловища. Участники игры задают ему вопросы так, чтобы по ответам «да» или «нет» можно было составить представление о кости. Побеждает тот, кто первым произнесет ее название. Количество баллов – по 3 балла каждой команде.

Кости, которые задумывает ведущий: грудина, крестец, ребро, I ш. позвонок, II грудной позвонок.

4. АНАТОМИЧЕСКИЙ АУКЦИОН

        

Ведущий называет отдел туловища – грудную клетку. Играющие студенты сообщают информацию о ней. Выигрывает та команда, которая последняя сообщила какие-либо сведения о грудной клетке. 5 баллов получает выигравшая команда.

5. УЗНАЙ КОСТЬ ПО ОПИСАНИЮ

 

Ведущий подготавливает заранее описание костей туловища и  каждой команде по очереди, не показывая их, дает устное описание. Команды отвечают по очереди. Каждой команде по 5 баллов за правильные ответы.

  1. Кость состоит из пяти позвонков, позвонки к 20 годам соединены синостозом, имеет латеральные части, имеющие ушковидной формы поверхности. (крестец)
  2. Кость плоская, имеет яремную и ключичные вырезки. (грудина)
  3. Кости плоские, имеют наружный и внутренний края, верхнюю и нижнюю поверхность. На верхней поверхности имеются борозды подключичной артерии и подключичной вены. (I пара рёбер)
  4. Отдел позвоночно столба состоит из 4-5 позвонков. (копчик)
  5. Кость, имеющая тело, отростки, дугу, позвоночное отверстие. (позвонок)
  6. Позвонки, имеющие остистые отростки самые длинные и направлены книзу в виде черепицы. (грудные)
  7. Часть туловища состоящая из 33-34 позвонков. (позвоночный столб)
  8. Позвонки, имеющие отверстия у поперечных отростках. (шейные)
  9. Позвонок, имеющий боковые массы. (1 шейный)
  10. Часть туловища, участвующая в вентиляции лёгких. (грудная клетка)

6. ДОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ СТРОЕНИЕ ТУЛОВИЩА. Из перечня признаков выбрать те, которые относятся к крестцу, грудине, рёбрам, позвонкам. За правильно выполненные задания 4 балла каждой команде.

Крестец

Грудина

Ребро

Позвонки

  1. Позвоночный и грудинный концы.
  2. Мечевидный отросток.
  3. Тело.
  4. Костная часть.
  5. Мыс.
  6. Шейка.
  7. Рукоятка.
  8. Остистый отросток.
  9. Поперечные линии.
  10. Верхние и нижние суставные отростки.
  11. Ушковидные поверхности.
  12. Головка.
  13. Гребни.
  14. Наружная и внутренняя поверхности.
  15. Верхний и нижний края.
  16. Дуга.
  17. Поперечные отростки.
  18. Яремная вырезка.

Эталон ответа

Крестец

Грудина

Ребро

позвонки

5; 9; 11; 13; 14;

2; 3; 7; 18;

1; 3; 4; 6; 12; 14; 15;

3; 8; 10; 16; 17;

7. НАЙДИТЕ ОШИБКУ

        Для игры подготавливаются задания в виде логической цепочки понятий, за 10 с найти лишнее понятие. Максимальное количество баллов – 4. Каждая команда выполняет все задания.

1 задание: I ш. позвонок -  VII ш. позвонок – затылочная кость – атлантозатылочные эллипсовидные суставы. (VII ш. позвонок).

2 задание: тела позвонков – межпозвоночные хрящевые диски – фиброзное кольцо –  желтые связки - внутреннее студенистое ядро – передняя и задняя длинные связки. (желтые связки)

3 задание – I ш. позвонок, II ш. позвонок, ребро, атлантоосевой сустав, зуб. (ребро)

4 задание – первая пара ребер, грудина, реберная дуга, синхондроз. (реберная дуга)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: подсчет баллов,  оценивание работы студентов.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун «Анатомия и физиология» с. 119-124

VI. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун «Анатомия и физиология» Изд-ская группа ГЭОТАР – Медия, 2008.
  2. В.Я. Липченко, Р.П. Самусев «Атлас нормальной анатомии человека» М. Изд. «Медицина», 1988.

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

  1. И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский «Анатомия и физиология человека» М.: Изд. «Академия» 2009.
  2. Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 2009.
  3. Научно-методический журнал «Биология в школе» 1999 г. с 32-34.
  4. Научно-методический журнал «Биология в школе» 1996 г. с 74-76.
  5. Ю.В. Чунарева «Развитие мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения биологии» Санкт-Петербург, 1994, с 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Обраовательного Станда...

Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Станд...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"

Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"

Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...

Тестовые задания к практическому занятию Дисциплина:"Анатомия и физиология человека" (34.02.01 Сестринское дело). Тема: "Водно-солевой обмен"

Материал составлен согласно программе дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть использован для проверки знаний по теме....