Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой « Судьба, характер, поэзия»
методическая разработка на тему

Лачина Ирина Анатольевна

Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение студентов к прекрасному миру поэзии и музыки, формирование эстетического идеала, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irisha.docx40.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования        

Московской области  Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Методическая разработка литературно - музыкального вечера о жизни и творчестве М.И. Цветаевой

«Судьба, характер, поэзия»

Разработала: Воспитатель общежития: И.А. Лачина

Дубна 2014г.

Литературно - музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой

« Судьба, характер, поэзия»

Цель: эстетическое воспитание молодёжи. Развитие умственных сил, способностей и дарований, познавательных интересов и активности, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, приобщение студентов к прекрасному миру поэзии и музыки, формирование эстетического идеала, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты.

Задачи: приобщение к русской поэзии. Познакомить с творчеством и судьбой Марины Цветаевой, вызвать положительные эмоции, развивать чувство прекрасного и возвышенного, посредством музыкальных произведений и стихов способствовать развитию коллектива, дружбы и взаимопонимания.

Оформление: на занавесе название вечера: «Судьба, характер, поэзия». На сцене журнальный столик, покрытый кружевной скатертью, подсвечник с зажженными свечами, портрет М. Цветаевой. Около стола стоят два стула, задрапированные материей; на один из них садятся по очереди чтецы. Второй стул весь вечер остаётся свободен. В зале размещается выставка книг о М. Цветаевой и её творчестве. На рабочем столе размещены технические средства, необходимые для проведения вечера: музыкальный центр, ноутбук.

                                 Ход вечера

1 ведущая:

Добрый вечер дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы хотим познакомить Вас с жизнью и творчеством знаменитого поэта серебрянного века Марины Ивановны Цветаевой.

Исполняется романс « Под лаской плюшевого пледа» на слова М.Цветаевой

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не измеряют уже до самого конца. Такой и была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины XX - ого века.

Читает стихотворение « Красною кистью рябина зажглась...» Лачина И.А.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний: Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть красной рябины

Горькую кисть.

Так писала сама Марина Цветаева о своём появлении на свет. Она родилась 26 сентября  1892 г. в Москве. Отец - сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств (теперь это музей А.С Пушкина). Герой труда. Умер в Москве, после открытия музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку огромную, трудо - и трудоприобретённую, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей. Мать-польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от неё. Библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас Цветаевых, в Москве три библиотеки. Отдал бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать. У Марины Цветаевой рано проявились поэтические способности.

2 ведущая:

Читает первую часть стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины...» Валимова. О.

Кто создан из камня, кто создан из глины,—

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты...

— В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

23 мая 1920

1 ведущая:

Это ещё одно автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени; Марина означает « морская». А раз она морская волна, значит - изменчивая, гордая и своевольная. Такой она и была самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причём - сразу по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трёхпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.

Читает стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину». Ермаков И.

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен,

Пушкин - в роли монумента?

Гостя каменного? - он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин - в роли Командора?

Критик - ноя, нытик - вторя:

«Где же пушкинское (взрыд)

Чувство меры?» Чувство - моря

Позабыли - о гранит

Бьющегося? Тот, соленый

Пушкин - в роли лексикона?

Две ноги свои - погреться -

Вытянувший, и на стол

Вспрыгнувший при Самодержце

 Африканский самовол –

Наших прадедов умора –

Пушкин - в роли гувернера?

2 ведущая:

Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии - А.С. Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин».  Поэт стремительно и властно вошёл в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят её записи в личных дневниках, в творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах. Она пишет 26 января 1937 года: «Стихи к Пушкину» совершенно не представляю себе, чтобы кто-нибудь осмелился читать, кроме меня... Опасные стихи... Они внутренне - революционны, внутренне - мятежные...».

Читает ещё одно стихотворение из цикла «Стихи к Пушкину». Борисов В.

Петр и Пушкин

Не флотом, не потом, не задом в заплатах, не Шведом у ног,

Не ростом - из всякого ряду,

Не сносом - всего, чему срок,

Не лотом, не ботом, не пивом Немецким сквозь кнастеров дым,

И даже и не Петро-дивом Своим (Петро-делом своим!).

И большего было бы мало (Бог дал, человек не обузь!) - Когда б ни привез Ганнибала - Арапа на белую Русь. Сего афричонка в науку взяв, всем россиянам носы утер и наставил, - от внука - то негрского - свет на Руси!

Уж он бы вертлявого - в струнку не стал бы! - «На волю? Изволь! Такой же ты камерный юнкер, Как я - машкерадный король!»

Поняв, что ни пеной, ни пемзой - Той Африки, - царь-грамотей решил бы: «Отныне я - цензор твоих африканских страстей».

1 ведущая:

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и многими другими талантливейшими людьми конца XIX - начала XX веков. Им она посвящала свои стихи, со многими общалась, с некоторыми дружила. Но настоящим кумиром в поэзии для Цветаевой был Александр Блок, с которым она не была даже знакома. Только дважды посчастливилось поэтессе видеть его в мае 1920 года в Москве во время выступлений. По мнению Цветаевой, «святое сердце Александра Блока» вобрало в себя все беды и страдания, все тревоги и печали человечества. Своему кумиру Марина Цветаева посвящает цикл «Стихи к Блоку».

Читает стихотворение из цикла «Имя твоё - птица в руке…» Сергиенко А.

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток...

С именем твоим — сон глубок.

15 апреля 1916

Нельзя говорить о Марине Цветаевой, не говоря о самой главной способности, её страсти - способности любить, вернее, невозможности не любить. Любовь, по Цветаевой, синоним жизни, вне любви - жалкое существование без смысла и цели.

Читает стихотворение «Летят они,- написанные наспех…» Лантус Н.

Летят они, - написанные наспех,

Тяжёлые от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

И слышу я, что где - то в мире - грозы,

Что амазонок копья блещут вновь…

А я - пера не удержу! Две розы

Сердечную мне высосали кровь.

2 ведущий:

« Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, « пожалеть», что он пугается или того, что я его люблю, или того, что он меня любит… Мне всегда хочется, сказать, крикнуть: « Господи, Боже мой! Да я от вас ничего не хочу. Вы можете уйти и вновь прийти, уйти и никогда не вернуться - мне всё равно, я сильна, мне ничего не нужно, кроме своей души!».

Она называла это качество «безмерностью в мире мер». Как раздражало её это качество многих и многих, как не хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения жизни!

Читает стихотворение «Что же мне делать, слепцу и пасынку…» Лагуткин А.

Что же мне делать, слепцу и пасынку,

В мире, где каждый отч и зряч,

Где по анафемам, как по насыпям –

Страсти! Где насморком

Назван - плач!

Что же мне делать, ребром и промыслом

Певчей! - как провод! загар! Сибирь!

По наважденьям своим - как по мосту!

С их невесомостью в мире гирь.

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновенья хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?!

1 ведущий:

Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!), к подругам по гимназии. В.Я. Брюсов, которому Цветаева послала сборник с просьбой « посмотреть его», дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его «хорошей школой». Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что её долг, - невзирая ни на что, оставаться самой собой, быть предельно искренней.

Не писать она не может и пишет при любых обстоятельствах, что и провозглашает в статье: «Все мы пройдём. Через пятьдесят все мы будем в земле. Будут новые лица под вечным небом, и мне хочется крикнуть всем ещё живым: Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох! Записывайте точнее! Нет ничего неважного!»

Читает стихотворение «Идёшь на меня похожий…» Куликова Н.

Идёшь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускал - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звал меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя.

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из - под земли.

2 ведущая:

1906 год, Коктебель... Марина в гостях у друга семьи - Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с Сергеем Эфроном, ставшим в последствии её мужем. Всё было, как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий, тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или в серьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, то она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Ему, любимому другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нём она пишет такие восхищённые строки: «Серёжу я люблю бесконечно и на веки... Я постоянно дрожу над ним ... Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо ... Он мой родной на всю жизнь».

Читает стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо...» Литау А.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его,углами вниз,

 Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

 Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

 Такие - в роковые времена –

Слагают стансы - и идут на плаху.

1 ведущая:

К сожалению, семейное счастье Марины было бы недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война... Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь война - белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками  Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у неё на руках две дочери - Ариадна и Ирина, которая умрёт в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждёт хоть каких-нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив... В этот тяжёлый для неё период Цветаева записывает в дневнике: «Если Бог сделает это чудо - оставит вас в живых - я буду ходить за вами, как собака». В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны...

Читает стихотворение «Вчера ещё в глаза глядел ...» Шайкина М.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,—

Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —

Вода, — в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,—

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою — немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал — колесовать:

Другую целовать», — ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!

Вновь зрячая — уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само — что дерево трясти! —

В срок яблоко спадает спелое...

— За всё, за всё меня прости,

Мой милый, — что тебе я сделала!

14 июня 1920

Сейчас для Вас исполняют вальс на музыку М. Цветаевой «Генералам 12 года» Юкалова В. и Лагуткин  А.

2 ведущая:

Наконец свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила « благую весть» о том, что Сергей жив. Не раздумывая, она тот час выезжает за границу с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын - Георгий. Марина Цветаева вместе с семьёй 13 лет из 17 проживает в Праге, столице Чехии. Были и вчера с чтением стихов, и редкие праздники, и новые лица, часто приятные, но пресловутая «безмерность в мире мер» и здесь не могла ничем помочь ей в жизни, в быту, неустроенном и подчас кошмарном, высасывающем все силы... «Я здесь никому не нужна. Есть - знакомые. Никакой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая не - человечность... Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».

Читает стихотворение « О слёзы на глазах ...» Куприянчик В.

«О слёзы на глазах-

Плач гнева и любви.

О, Чехия в слезах,

Испания в крови!

О, чёрная гора,

Закрывшая весь свет,

Пора, пора, пора

Творцу вернуть билет,

Отказываюсь быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь жить,

С волками площадей

Отказываюсь выть,

С акулами равнин

Отказываюсь плыть,

Вниз по течению спин,

Не надо мне не дыр

Ушных, ни вещих глаз,

Не твой безумный мир

Ответ один - отказ

Быстрее всех ощутил трагедию изгнание в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в 1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву , не зная ещё о том, что им придётся испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Отец и дочь уже там, пока ещё не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа её с сыном не провожал никто. Москва, Голицыно, Болшево - они почти не чем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, без «надобны в себе» и абсолютно без всяких надежд...

1 ведущая:

Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Великая Отечественная война... Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941 год. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955г. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остаётся один на один с одиночеством, с неразрешимой проблемой с неизвестностью о судьбе мужа и дочерей. Доведённая до полного отчаяния, покинувшая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счёты с жизнью 31 августа 1941 г. Ей не было ещё и пятидесяти лет...

Читает стихотворение « Пригвождена» Юкалова В.

Пригвождена

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,

Скажите — или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это всё, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

19 мая 1920

В память о поэтессе исполняется танцевальная композиция на  песню « Я тебя отвоюю...» певицы Ирины Аплегровой на слова М. Цветаевой.

(Дуэт юноши с девушкой танцуют танго. Девушка исполняет танец в атласном белом платье и босиком. Юноша в строгом костюме).

2 ведущая:

Город Елабуга станет последним пристанищем неукротимой души поэта. Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942г. погибнет на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище , на котором написано : «К Марине Цветаевой».

1 ведущая:

Читает стихотворение « Моим стихам, написанным так рано…» Просоедова А.

Антология русской поэзии

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

А сейчас мы приглашаем всех участников на сцену для поклона и получения сладких призов и благодарим всех гостей пришедших на этот вечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.

(Звучат романсы и песни на слова Марины Цветаевой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер «Через тернии к звёздам» Посвященный творчеству Марины Цветаевой.

Данный сценарий  поможет познакомить старшеклассников с жизнью М. Цветаевой, ее творчеством, в котором «душа, не знающая меры» раскрывается сначала щедро и ясно, а затем уходит в себя; покажет сл...

Литературно-музыкальный вечер для учащихся

В апреле 2015 года в школе искусств г. Апрелевка прошел вечер, посвященный  2015 году литературы....

Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене.

Бетховен… Величайший музыкальный гений! Это непоколебимый титан в искусстве. Немало людей восславило его величие как художника. Но он больше, несравненно больше, чем один из самых первых по значению м...

Презентация к уроку,посвящённому жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Презентация рассказывает о влиянии впечатлений о Крыме на творчество писателя....

Литературно-музыкальная композиция "Марина Цветаева. Избранное"

 Методическая разработка проекта "Марина Цветаева. Избранное".  Проект был разработан для студентов первого курса, изучающих дисциплины "История" и "Лит...

Марина Цветаева: жизнь и творчество

Жизненный и творческий путь М. Цветаевой,...