календарно-тематическое планирование Педагогика
календарно-тематическое планирование

Яркова Лариса Ивановна

календарно-тематическое планирование Педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование разделов программы и темы занятий

Количество часов

Сроки изучения тем

Форма проведения занятия

Спецификация учебных элементов по теме

Виды контроля знаний, умений студентов

Материально – техническое оснащение занятия

Самостоятельная работа студентов

Названия УЭ (опорных понятий)

Названия УЭ (новых понятий)

Уровни усвоения УЭ

2.9.

Коррекционная и специальная педагогика как составная часть педагогики, изучающая людей с отклонениями в развитии и поведении.

26

2

Причины нарушений в развитии и поведении, их виды.

2

сентябрь

лекция

нарушения в развитии и поведении, виды.

нормы и отклонения в интеллектуальном, соматическом, психическом и моторном развитии человека, причины нарушений в развитии и поведении, их виды, этиология и патогенез аномалий развития

1

устный

Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М., Гуманит. изд. центр «Владос», 2002.

Изучить историю развития коррекционной педагогики в России.

15 минут

Дефицитарное развитие: нарушение слуха

2

сентябрь

комбинированный урок

нарушение в развитии,глухота, сурдопедагогика, психолого-педагогическая характеристика

причины нарушений слуха (врожденные, приобретенные), классификация нарушений слуха, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

1, 2

устный

электронная презентация

Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Изучить методику работы со слабослышащими и глухими детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры.  Глава 2. с. 95

15 минут

Дефицитарное развитие: нарушение зрения

2

сентябрь

комбинированный урок

нарушения зрения, тифлопедагогика, психолого-педагогическая характеристика

причины нарушений зрения (врожденные, приобретенные), классификация нарушений зрения, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

1,2

устный

электронная презентация

Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Изучить методику работы со слабовидящими и слепыми детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры.  Глава 2. с. 55

15 минут

Дефицитарное развитие: нарушение двигательной сферы

1

сентябрь

лекция

детский церебральный паралич, психолого-педагогическая характеристика

«церебральные параличи»,  вредоносные факторы, действующие в период внутриутробного развития, во время родов и на первом году жизни; структура двигательных,  интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе.

1

устный

электронная презентация

Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Изучить методику работы с детьми снарушениями опорно-двигательного аппарата.  Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры.  Глава 5. с. 228

15 минут

Нарушение речевого развития

2

сентябрь

лекция

речь, речевое нарушение, патология

патология речевого развития,  классификация речевых нарушений (клинико-педагогическая, психолого-педагогическая),

виды речевых нарушений, дислалия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, дисграфия, дислексия, заикание и т.д.

1

устный

электронная презентация

С помощью Интернет-ресурсов найти монофоны, способствующие коррекции нарушений речи

15 минут

Интеллектуальный дефект: недоразвитие и поврежденное развитие

1

сентябрь

лекция

интеллектуальный дефект,

умственная отсталость

степени снижения интеллекта,  формы олигофрении (М.С. Певзнер), деменция, дебильность, кретинизм, имбецильность, олигофрения, идиотия

1

устный

электронная презентация

Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Изучить особенности работы с умственно отсталыми детьми в процессе занятий физической культурой. Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры.  Глава 4. с. 147

15 минут

Задержанное психическое развитие

1

сентябрь

лекция

психическое развитие, дефект

причины задержек психического развития: перинатальные, постнатальные, натальные; сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы при ЗПР;  обратимость дефекта.

1

устный

электронная презентация

Л.В. Шапкова. Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Искаженное и дисгармоничное психическое развитие

1

сентябрь

лекция

аутизм, коммуникация, эмоционально-волевая сфера

нарушение коммуникации,  ранний детский аутизм (РДА), характеристика детей с РДА,

эмоционально-волевые отклонения психического развития, психопатия, систематика психопатий,  классификация психопатий.

1

устный

электронная презентация, видеофильм «Человек дождя».

Составление психологической характеристики личности с аутизмом.

15 минут

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями

2

октябрь

практическое занятие

Нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии

Методики адаптивной физической культуры

2,3

практический

Шапкова, Л.В.

Частные методики адаптивной физической культуры. М., 2003

Моделирование фрагмента урока на основе методик адаптивной физической культуры

Особенности работы с одаренными детьми

2

октябрь

лекция

Талант, гениальность

Доминирующая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, образовательный маршрут, методы выявления одаренных детей 

1

устный

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Используя Интернет- ресурсы изучить программы по работе с одарёнными детьми общеобразовательных школ

15 минут

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

2

октябрь

комбинированный урок

Поведенческие нарушения

Причины девиации, девиантное поведение, формы девиантного поведения: пьянство и алкоголизм, наркотизм, преступность, склонность к суициду, проституция, профилактика, коррекция

1,2

устный

Проблемные педагогические ситуации в системе отношений: «учитель – ученик- родитель»

Анализ педагогических ситуаций на применение методов педагогической коррекции.

Технология воспитательно-коррекционной работы с подростками

2

октябрь

практическое занятие

Социальные нормы, нормы психического здоровья

Отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция

2,3

практический

Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум/ под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. Минск, 2010

Разработать план коррекционно-воспитательной работы с подростками

Составление социально-педагогического портрета несовершеннолетнего нарушителя

2

октябрь

практическое занятие

Отклоняющееся поведение

Воровство, хулиганство, драки, курение, злоупотребление токсическими веществами, уходы из дома, бродяжничество, суицидальные попытки, употребление спиртного, вымогательство денег

2,3

практический

План-схема составления социально-педагогического портрета несовершеннолетнего нарушителя

Изучить памятки по составлению социально-педагогического портрета несовершеннолетнего правонарушителя

Составление программы работы с несовершеннолетними правонарушителями

2

октябрь

практическое занятие

Отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция

Педагогическая поддержка, воспитательное воздействие, смена социального окружения, коррекция нарушений поведения

2,3

практический

Варианты социально-педагогических паспортов учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ИДН или в ПДН

Составить программу  работы с несовершеннолетними правонарушителями

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

2

октябрь

комбинированный урок

Дезадаптация, педагогические условия, коррекция, предупреждение

Школьная и социальная дезадаптация, критерии школьной дезадаптации: неуспешность в обучении, нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения, педагогическая запущенность

1,2

устный

Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Составление интеллектуальной карты по материалам урока

15 минут

контрольный блок

2

тестовый

Раздел 3. Теория воспитания.

80

3.1.

Цель и задачи воспитания.

8

2

Цель и задачи воспитания. Идеи современного процесса воспитания. Современные реалии детства.

2

октябрь

лекция

Воспитание, философия, цель воспитания, задачи воспитания.

Историческая диалектика цели воспитания, воспитательный процесс, разностороннее и гармоничное развитие личности, самоактуализация, триединая сущность воспитания: средство, процесс, результат

1

    тестовый

И.З. Гликман «Теория и методика воспитания» М.: 2003г., Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» М.: 2002г.

Опережающее задание.

Написать мини – сочинение на тему: цель своей будущей воспитательной деятельности я вижу в том, что …»

30  минут

Классические и современные концепции воспитания.

2

октябрь

практический семинар

Концепция, теория

Базовые теории и концепция воспитания, Концепция воспитания А.А. Бодалева, З.И. Мальковой, Л.И. Новиковой, концепция О.С. Газмана и А.В. Иванова, концепция воспитания И.М. Ильинского, Н.М. Таланчука, концепция М.И. Рожкова.

2

устный

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004.

Анализ одной из классических /современных концепций воспитания

1 час

Компоненты базовой культуры личности и пути их формирования

4

октябрь

практическое занятие

Базовая культура личности, компоненты

Компоненты базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура личности, нравственная культура, гражданская культура личности, культура труда, эстетическая культура личности физическая культура личности, культура семейных отношений.

2

устный

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1,2. - М., Владос. 2000.

Подготовка иллюстративного материала для составления коллажа по одному из компонентов базовой культуры личности.

30 минут

3.2.

Сущность процесса воспитания

2

октябрь

лекция

Специфика, логика, противоречия, движущие силы

Специфика воспитательного процесса: ориентированность содержания, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность результатов, логика воспитательного процесса, противоречия как движущие силы воспитательного процесса,  противоречия внешние, внутренние.

1

    тестовый

Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания. Тюмень. 2005.

Изучить взгляды Ш.А. Амонашвили на воспитание «Размышления о гуманной педагогике» М., 1996.

2 часа

3.3.

Принципы воспитания.

4

2

Сущность и значение принципов воспитания.

2

октябрь

лекция

Принцип

Специфика принципов воспитания: обязательность, комплексность, равнозначность; принципы воспитания: целенаправленность, общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью, трудом.

2

   тестовый

Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004.

Опережающее задание.

Наблюдение  и анализ мероприятия с позиции реализации принципов воспитания.

1,5 часа

Содержание принципов воспитания

2

ноябрь

лекция

Принцип воспитания

Принципы воспитания: опора на положительное в воспитании, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий.

1

   тестовый

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004., Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., Айрис Пресс. 2007.

Подбор собственных примеров для иллюстрации каждого из принципов воспитания.

30 минут

контрольный блок

2

письменный

3.4.

Методы и средства воспитания.

8

2

Методы, приемы, средства воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности.

2

декабрь

лекция

Метод, прием, средство, классификация

Метод воспитания, прием воспитания, средства воспитания, классификация методов воспитания, рассказ, разъяснение, внушение, этическая беседа, объяснение, диспут, лекция, увещевание, пример, инструктаж.

1

устный

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002.

Характеристика классификаций методов воспитания А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И. Щукиной, Н.Е. Щурковой.

30 минут

Методы организации жизнедеятельности и поведения. Методы стимулирования долга и ответственности.

2

декабрь

комбинированный урок

Методы организации деятельности, методы стимулирования долга и ответственности

Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение, наказание, мотивация.

1, 2

письменный

Карточки с задачами на применение методов воспитания

Решение педагогических задач и ситуаций на применение методов стимулирования долга и ответственности

15 минут

Выбор методов воспитания.

2

декабрь

практическое занятие

Методы воспитания

Методы стимулирования долга и ответственности

2,3

практический

Карточки с задачами на применение методов воспитания

Решение педагогических задач и ситуаций на выбор методов воспитания или способов педагогического воздействия.

15 минут

Методика индивидуальной работы с учащимися

2

декабрь

практическое занятие

Личностный, индивидуальный, дифференцированный подход

Педагогическая диагностика, процесс перевоспитания, развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств воспитанников, система воспитательных воздействий, корректирование

2, 3

практический

Примерная индивидуальная программа, примерная групповая программа

На основе целенаправленного наблюдения за учащимися составить индивидуальную/групповую программы развития личности

1 час

Зачет

2

декабрь

3.5.

Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.

8

8

Формы организации воспитательного процесса.

2

ноябрь

комбинированный урок

Форма, воспитательный процесс

Форма воспитательной работы, классификация форм воспитательной работы, индивидуальные, групповые, коллективные формы, диалоговые формы воспитания: дискуссии, диспуты, дебаты, кейс.

1,2

    тестовый

Емельянова И. Н. Теория и методика воспитания. Тюмень. 2005., Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М., Владос Пресс. 2003.

Разработать план одной из форм воспитательной работы.

30 минут

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа, ее задачи, принципы.

2

ноябрь

комбинированный урок

Внеклассная, внешкольная воспитательная работа

Задачи и принципы внеклассной, внешкольной работы.

1,2

   тестовый

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 1,2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004.

Разработать план тематического классного часа

30 минут

Организация и проведение коллективных творческих дел.

2

декабрь

практическое занятие

КТД, технология организации КТД

Этапы организации КТД, виды КТД

2,3

практический

Иванов И.П. «Технология коллективных творческих дел» (любое издание), таблица: этапы КТД.

Составить «копилку» форм воспитательной работы, опираясь на работы И.П. Иванова.

4 часа

Технология моделирования форм воспитательной работы

2

декабрь

практическое занятие

формы воспитательной работы

Шоу – технологии,  технология «Зеркало общения».

2,3

практический

Моделирования различных форм воспитательной работы

3 часа

3.6.

Взаимоотношения коллектива и личности.

8

2

Понятие о группе и коллективе. Типы и структуры детских коллективов. Функции коллектива.

2

декабрь

лекция

Группа, коллектив, структура, функции

Структура детского коллектива, роли и статусы в коллективе, признаки ученического коллектива, функции детского коллектива.

1

   тестовый

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004., Б.З.Вульфов. Словарь педагогических ситуаций. М: 2001

Анализ статьи «Уединение и общение» Б.З.Вульфов. Словарь педагогических ситуаций. М: 2010 с. 173

15 минут

Диалектика (этапы) развития детского коллектива

2

декабрь

комбинированный урок

Стадия,  развитие, коллектив.

Стадии развития коллектива по А.С. Макаренко (становление, функционирование, расцвет), система перспективных линий, принцип параллельного действия, признаки сформированного коллектива А.Н. Лутошкину.

1,2

письменный

Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

Анализ педагогических ситуаций, описанных А.С. Макаренко в педагогической поэме.

1 час

Методики изучения коллективных взаимоотношений

2

декабрь

практическое занятие

коллективное воспитание

Коллективные взаимоотношения, педагогизированная среда, коллективизм, индивидуализм

2,3

практический

Методики изучения коллективных взаимоотношений, социометрия

На примере своей учебной группы определить уровень развития в ней коллективистских отношений, характеристика факторов, под влиянием которых коллектив группы находится на данном уровне развития.

30 минут

Взаимоотношения в системе «личность – коллектив».

2

декабрь

практическое занятие

Коллектив, личность, модель, тип, климат.

Конформизм, гармония, нонконформизм

2,3

устный

Карточки с конфликтными педагогическими ситуациями

Решение конфликтных ситуаций в системе «учитель – класс», «учитель – ученик», «ученик – класс», «ученик – ученик».

15 минут

3.7.

Основы деятельности классного руководителя.

6

2

Функции учителя-классного руководителя.

2

январь

комбинированный урок

Классный руководитель, функции.

Функции учителя -  классного руководителя: организационная, воспитательная, стимулирующая, диагностическая. конструктивная.

1,2

   тестовый

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. М. – Ростов н/Дону. 2004., Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002.

Изучить целевые программы воспитания: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», разработанные О.С. Газманом и А.В. Ивановым.

1 час

Виды и формы планирования воспитательной работы в классе.

2

январь

практическое занятие

План воспитательной работы

План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по «ключевым делам»; структура планов воспитательной работы, требования к планам воспитательной работы, технология проведения классного часа.

2, 3

практический

Методика воспитательной работы./ Под ред. Сластенина В.А. М., 2002., Педагогика./ Под ред. Л.П. Крившенко М., 2004.

Составить план тематического классного воспитательного часа.

30 минут

Технология создания плана воспитательной работы.

2

январь

практическое занятие

Виды планов воспитательной работы.

Структура плана воспитательной работы.

2,3

практический

Модели планов воспитательной работы.

Проанализировать составленный  план воспитательной работы на определенный период для учащихся  определенного возраста.

30 минут

3.8.

Технология семейного воспитания.

4

2

Семейное воспитание и его особенности. Воспитательные функции семьи.

2

январь

комбинированный урок

Семейное воспитание

Классификации семей, функции семьи, типы неправильного семейного воспитания.

1,2

устный

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004.

Подобрать собственные примеры для иллюстрации типов неправильного родительского воспитания.

1 час

Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи.

2

февраль

комбинированный урок

принцип, форма

Принципы совместной деятельности школы и семьи, формы взаимодействия: родительское собрание, конференция, индивидуальные беседы, родительский лекторий.

1,2

устный

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Ч. 2. - М., Владос. 2000., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., Владос – Пресс. 2004.

Изучить и законспектировать статью А.С.Макаренко «Об авторитете родителей».

1 час

4.11.

Оценка уровня воспитанности школьника.

6

2

Диагностика уровня воспитанности, социализации и развития личности ребенка и их коррекция. Количественная и качественная оценка

2

февраль

лекция

Диагностика, метод, воспитанность, воспитуемость.

Диагностика воспитанности, воспитанность, воспитуемость, методы диагностики уровня воспитанности: сочинения, анализ поведения, воспитывающие ситуации, экспресс- диагностика.

1

   тестовый

Методики для определения уровня воспитанности школьников.

Изучить методики нравственной воспитанности М.И. Шиловой, О.С. Газмана.

1 час

Критерии воспитанности. Регистрация результатов воспитанности.

2

февраль

практическое занятие

Количественная и качественная оценка

Направленность личности, устойчивость, активность

2,3

практический

Методики диагностики воспитанности учащихся, предложенные Б.П. Битинасом

Определить собственный уровень воспитанности.

30 минут

Диагностика уровня воспитанности

2

февраль

практическое занятие

Критерии воспитанности

Диагностика уровня воспитанности

2,3

практический

Методики диагностики воспитанности учащихся, предложенные Н.Е. Щурковой

Определить уровень воспитанности обучающихся ученической группы

30 минут

контрольный блок

2

письменный

Курсовая работа

10

март-апрель

Итого:

108



Предварительный просмотр:

Наименование разделов программы и темы занятий

Количество часов

Сроки изучения тем

Форма проведения занятия

Спецификация учебных элементов по теме

Виды контроля знаний, умений студентов

Материально – техническое оснащение занятия

Самостоятельная работа студентов

Названия УЭ (опорных понятий)

Названия УЭ (новых понятий)

Уровни усвоения УЭ

1

Введение в педагогическую деятельность

6

2

1.1.

Педагогическая деятельность, ее аспекты. 2 ч.

2

январь

лекция

деятельность, происхождение

педагогическая деятельность, происхождение педагогической профессии, ее особенности, гуманистическая и культурологическая природа педагогической деятельности.

1

устный контроль

Орлов А.А., Агафонова А.А. Введение в педагогическую деятельность. М., Академия 2008.,

электронная презентация

Анализ высказываний известных педагогов о сущности педагогической деятельности.

30 минут

1.2.

Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Требования к профессиональной компетентности

2

январь

комбинированный урок

педагогическая деятельность, личность, профессия,

умения, компетентность, мобильность

структура качеств личности педагога, педагогические умения, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность.

1,2

устный контроль

Психолого – педагогическая компетентность учителя. М., Сфера. 2004.,

электронная презентация

Диагностика исходящего уровня знаний о профессии педагога (анкета-тест)

30 минут

1.3.

Роль самообразования и самовоспитания в становлении профессионала – педагога 2ч.

2

январь

комбинированный урок

самообразование, самовоспитание, саморазвитие, информационные технологии.

культура самообразования и  самовоспитания педагога, новые информационные технологии.

1,2

письменный контроль

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград. Учитель 2007.

Определение собственного уровня развития коммуникативных, организаторских способностей, составление программы их саморазвития.

1 час

Раздел 1. Общие основы педагогики

52

1.1.

Педагогика как наука о воспитании

4

2

Педагогика как наука о воспитании

2

январь

лекция

педагогика, образование, воспитание, личность, наука

объект, предмет педагогики, функции педагогики, основные категории педагогики, отрасли педагогики, связь педагогики с другими науками.

1

тестовый контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010., электронная

презентация

Составление схемы-таблицы «Основные категории педагогики», внеконтекстные операции с понятиями лекции

2 часа

1.2.

Возникновение и развитие педагогики

4

2

Педагогика и исторические процессы. Возникновение педагогической теории и краткая история ее становления.

2

январь

семинар

воспитание, обучение, педагогическая мысль, историческая эпоха

воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций, педагогика Средневековья и эпохи Возрождения, эпохи просвещения, 19 – 20вв.

1,2

устный контроль

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. М., Академия. 2005.

Самостоятельное углубленное изучение темы.

1 час

Возникновение и развитие педагогики в России.

2

январь

семинар

воспитание, обучение, педагогическая мысль, историческая эпоха

воспитание и обучение у восточных славян, педагогика православия, дворянско – государственная педагогика, общественная педагогика, партийно – государственная педагогика.

1,2

устный контроль

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России./ Под ред. З.И. Васильевой. М., Академия. 2005.

Самостоятельное углубленное изучение темы.

1 час.

1.3.

Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике

2

2

Сущность и структура педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

2

февраль

лекция

процесс, структура, система.

педагогический процесс, закономерности педагогического процесса, характеристики педагогического процесса: целостность, общность, единство;

этапы педагогического процесса: подготовительный, основной, заключительный.

1

тестовый контроль

Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил.

электронная презентация

Анализ определений, предложенных различными авторами, составление собственной дефиниции педагогического процесса, составление таблицы «Этапы педагогического процесса»

2 часа

1.4.

Ребенок как субъект целостного педагогического процесса

18

2

Личность как объект и субъект воспитания

2

февраль

лекция

вид, ндивид, индивидуальность, личность, среда, наследственность, активность, деятельность, социализация.

педагогическая антропология, личность, структура личности, факторы развития личности, социальная среда, активность, деятельность личности, ЗАР, ЗБР;

ген, гениальность, талант, способности, задатки, социализация, воспитание.

1

тестовый контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010., электронная презентация

Подготовка к дискуссии на тему: «Чей взгляд на развитие личности вы разделяете: сторонников социальной или биологической концепции?»

1 час

Личность как объект и субъект воспитания

2

февраль

практическое занятие

факторы развития личности, социальная среда, активность, деятельность личности

социальная и биологическая концепции развития личности

1,2

письменный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Дискуссия на тему: «Чей взгляд на развитие личности вы разделяете: сторонников социальной или биологической концепции?»

15 минут

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка

2

февраль

практическое занятие

конвенция,

организация объединенных наций

Конвенция ООН о правах ребенка

2,3

практический контроль

Конвенция ООН о правах ребенка

Воспроизведение отдельных статей конвенции, формулирование собственных выводов.

Педагогическая возрастная периодизация. Младший школьный возраст. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

2

февраль

комбинированный урок

периодизация, возраст.

возрастная периодизация, новообразования младшего школьного возраста

1,2

устный контроль

Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010.

мультимедийная презентация

Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для младшего школьного возраста.

15 минут

Средний школьный возраст. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

2

февраль

комбинированный урок

возрастная периодизация, новообразования

новообразования среднего школьного возраста

1, 2

устный контроль

Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010.

мультимедийная презентация

Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для среднего школьного возраста.

15 минут

Старший школьный возраст.

Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения.

2

февраль

комбинированный урок

возрастная периодизация, новообразования возраста.

новообразования старшего школьного возраста

1,2

устный контроль

Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов - н/Дону. Феникс. 2010.

мультимедийная презентация

Анализ типичных педагогических ситуаций, характерных для старшего школьного возраста

15 минут

Типичные конфликтные ситуации для учащихся определенного возраста и пути их решения.

2

февраль

практическое занятие

ситуация, задача

педагогическая ситуация, педагогическая задача, алгоритм анализа и  решения педагогической ситуации и задачи

1,2

практический контроль

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических работ

Наблюдение и анализ конфликтных педагогических ситуаций

(МАОУ СОШ № 3).

Психолого –педагогическая характеристика учащегося

2

февраль

практическое занятие

характеристика

физические, физиологические особенности развития, индивидуальные особенности, психолого-педагогическая характеристика

2,3

письменный контроль

Методические рекомендации для проведения практических и семинарских занятий.

Составление психолого – педагогической характеристики учащегося определенного возрастного периода на основе наблюдений за школьниками.

1 час.

(МАОУ СОШ № 3).

контрольный блок

2

февраль

письменный контроль

1.5.

Система образования и ее характеристика.

10

2

Факторы, влияющие на развитие системы образования. Принципы государственной политики в области образования.

2

март

комбинированный урок

система образования, факторы, принципы.

факторы, влияющие на разработку и отбор содержания образования, принципы образовательной политики: гуманистический характер, общедоступность, светский характер, свобода, демократический характер управления

1, 2

письменный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.,

электронная презентация

Самостоятельное изучение «Закона РФ об образовании»

1 час

Изучение основных положений Закона РФ об образовании

2

март

практическое занятие

закон, образование

формы образования, уровни образования, учредители образовательных учреждений

1,2

практический контроль

закон РФ «Об образовании»

Изучение закона РФ «Об образовании»

Современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. образования. Непрерывное образование.

2

март

комбинированный урок

демократизация, гуманизация, реформирование

современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, инновации в образовании, педагогические технологии, авторские школы, принципы непрерывного образования, сущность и функции непрерывного образования.

1,2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012.

мультимедийная презентация

Изучение опыта одной из авторских школ.

30 минут

Структура и основные звенья системы образования и их характеристика.

2

март

комбинированный урок

система образования, лицей, гимназия

дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее, начальное, среднее, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование.

1, 2

тестовый контроль

Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М., Айрис Пресс. 2007.

Изучение особенностей системы образования в других странах.

30 минут

Обоснование и защита концептуальных основ собственной авторской школы

2

март

практическое занятие

школа, проект

авторская школа, учебные дисциплины, внеучебная деятельность

2, 3

практический контроль

базисные учебные планы общеобразовательных школ

Презентация проекта собственной авторской школы

Раздел 2. Теория образования и обучения

138

2.1.

Дидактика как теория обучения.

6

2

Основные понятия дидактики. Виды организации учебного процесса.

2

март

лекция

процесс обучения, дидактика, виды обучения

процесс обучения, цели обучения, основные дидактические категории, преподавание, учение, обучение, ЗУН, организация учебного процесса, содержание учебного процесса, форма, метод, средство, результат, содержание процесса обучения; развивающее обучение, проблемное обучение, программированное обучение.

1

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Составление схемы-опоры «Основные категории дидактики»

15 минут

Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности. Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.

2

март

комбинированный урок

цели, организация, учебная деятельность, анализ

мотив, стимул, целеполагание, активность, самостоятельность, творчество

1, 2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Подготовить краткий реферат с изложением дидактической системы одного из классиков дидактики.

1,45 минут

2.2.

Содержание образования

6

2

Педагогически теории и концепции отбора содержания образования

2

март

лекция

теория, концепция

теория материального образования, теория формального образования, теория прагматизма, концепция проблемно-комплексного обучения.

1

письменный отчет

Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил.

Изучение государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных школ.

30 минут

Документы, определяющие содержание образования

2

март

комбинированный урок

документы учебный план, учебник, учебные пособия, программа, стандарт

документы, определяющие содержание образования: государственный стандарт (образовательный), программа,  учебный план и его компоненты, учебная программа, учебник, функции, требования к нему.

1, 2

тестовый контроль

Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под.ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : Питер, 2013. – 304 с.: ил.

электронная презентация

Анализ учебной программы по предмету своей специализации  определение структуры построения программы, анализ учебников.

1,5 часа

Разработка учебного плана собственной авторской школы

2

март

практическое занятие

учебный план

учебный план, дисциплина, количество часов

2,3

письменный контроль

учебные планы общеобразовательных школ

Создание проекта учебного плана собственной авторской школы, обоснование его целесообразности.

Принципы обучения

4

2

Принципы обучения и правила их реализации

2

апрель

урок самостоятельного разбора темы

принцип, обучение

принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности,

принцип прочности, принцип доступности, принцип научности, принцип связи теории с практикой

1, 2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Самостоятельная работа с литературой, наблюдение и анализ урока с позиции реализации принципов обучения

2 часа

Методы обучения

12

2

Метод как многомерное явление. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского

2

апрель

лекция

метод, прием, система

метод обучения, прием обучения, средство обучения, система методов обучения; классификация методов обучения, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1

письменный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

электронная презентация

Изучение классификации системы методов обучения Л.С.Выготского, А.М.Леонтьева.

30 минут

Сущность и содержание методов обучения. Технологии активного обучения

2

апрель

комбинированный урок

методы обучения, технология обучения

рассказ, беседа, лекция, учебная дискуссия, демонстрация, иллюстрация, видеометод, методы программированного обучения, упражнения, лабораторный метод, практический метод, метод познавательных игр; интенсивные и интерактивные технологии обучения

1, 2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012.

мультимедийная презентация

Упражнения в выборе методов обучения

1 час

Выбор методов обучения

2

апрель

практическое занятие

методы обучения

развивающая задача, воспитательная задача, дидактическая задача, методы обучения

1,2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Наблюдение за процессом составления плана конспекта урока, формированием задач урока, обоснование выбора методов обучения.

(МАОУ СОШ № 3).

Выбор методов обучения

2

апрель

практическое занятие

развивающая задача, воспитательная задача, дидактическая задача, методы обучения

Требования, предъявляемые к выбору методов обучения

1,2

практический контроль

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004.

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2012.

Составление плана конспекта урока, формирование задач урока, обоснование выбора методов обучения.

(МАОУ СОШ № 3).

контрольный блок

2

апрель

письменный контроль

Организационные формы  обучения

12

4

Формы обучения

2

май

комбинированный урок

форма, обучение

генезис форм обучения, коллективная, групповая, индивидуальная, индивидуализированная формы обучения

1

тестовый контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

электронная презентация

Составление схемы «Историческая смена форм обучения».

30  минут

Формы организации обучения

2

май

комбинированный урок

форма обучения

формы организации обучения: урок, экскурсия, семинар, практикум, факультатив, домашняя работа, консультации,

1

тестовый контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

электронная презентация

Изучение видов лекций и семинаров.

30 минут

Формы обучения

2

май

практическое занятие

форма обучения

практическая работа, экскурсия, кружок, мастерская, студия.

2,3

письменный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Составление плана маршрута экскурсии, занятия в кружке, студии.

Типы и структуры уроков

2

май

комбинированный урок

тип, структура

тип урока, комбинированный урок, урок изучения новых знаний, урок формирования новых умений, урок обобщения и систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, структура урока, структурные элементы урока.

1, 2

устный контоль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

электронная презентация

Подготовка демонстрации  фрагмента урока с выделением в нем структурных элементов.

1 час

Нестандартные уроки

2

май

семинар

нестандартный урок

уроки-игры, уроки-экскурсии, межпредметные уроки, интегрированные уроки, уроки-ролевые игры, уроки-концерты, уроки-конкурсы и т.д.

2

устный контроль

Педагогика/под ред. Л.П. Крившенко М., 2010.

Самостоятельное углубленное изучение темы.

2 часа

Системный анализ урока

2

май

практическое занятие - экскурсия

анализ, оценка, системный.

оценка личностных качеств учителя, оценка основных характеристик учащихся данного класса, оценка содержания совместной эффективности способов – деятельности, оценка деятельности детей и результатов проведенного урока.

2, 3

практический контроль

схема системного анализа урока

Анализ и оценка эффективности проведенного урока по указанным параметрам.

(МАОУ СОШ № 3).

Средства обучения

4

2

Средства обучения

2

май

лекция

средства обучения

средства обучения, классификация средств наглядности, предметная наглядность, изобразительная наглядность, ТСО.

1

устный контроль

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004.

Подготовка к дискуссии: «Вытеснит ли компьютер учителя из школы?».

1 час

Средства обучения

2

май

практическое занятие

средства обучения, наглядность, ТСО

Информационно-коммуникационные технологии

1,2

практический контроль

Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., Гардарики 2004.

Моделирование фрагмента урока с использованием технических средств обучения.

1 час

2.7.

Средства контроля и оценки качества образования. Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

8

2

Диагностика обученности.

2

май

лекция

диагностика, контроль, оценка, знания, умения, навыки, статистика, качество образования

диагностирование обученности, контроль, проверка, оценивание ЗУН, накопление статистических данных, анализ выявление тенденций, прогнозирование результатов.

1

тестовый контроль

Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. СПб., Каро. 2006.

Изучение зарубежного опыта контролирования.

1 час

Психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.

2

май

семинар - дискуссия

оценка, отметка, эталон

принципы контролирования обученности (систематичность, всесторонняя объективность, индивидуализм, гласность) критерии оценивания ЗУН, субъективные ошибки оценивания, личностно-ориентированные и социально-ориентированные эталоны оценивания, рейтинговая система оценивания образовательных результатов.

1, 2

устный контроль

Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., Педагогическое общество России. 2007.

Изучение технологии портфолио как способа оценивания образовательных результатов.

1 час

Тестирование

2

май

практическое занятие

тестирование

виды тестовых заданий, уровни тестовых заданий, спецификация тестов, критерии оценивания тестов.

2,3

практический контроль

Дидактический материал: виды тестов, конструирование тестов.

Изучение и составление тестов по предмету «Физическая культура», их апробация

(МАОУ СОШ № 3).

контрольный блок

2

май

письменный контроль

Современные образовательные технологии.

6

4

Понятие педагогической технологии.

2

май

лекция

технология, классификация

педагогическая технология, критерии технологичности, классификация педагогических технологий, принципы педагогической технологии.

1

устный контроль

Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с.,

электронная презентация

Изучение и характеристика одной из современных образовательных технологий.

2 часа

Технология развивающего обучения. Основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Технология разноуровневого обучения.

2

май

комбинированный урок

педагогическая технология

технология развивающего обучения, принципы развивающего обучения, основы дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, технология разноуровневого обучения.

1,2

тестовый контроль

Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с.,

электронная презентация

Составить план – конспект урока с использованием одной из современных технологий обучения.

2 часа

Классификация педагогических технологий.

2

май

семинар

классификация педагогических технологий

Интенсивные и интерактивные технологии обучения, технология концентрированного обучения, кейс – технологии, проектно-исследовательские технологии.

1,2

устный контроль

Теория обучения : учебное пособие / под ред. Г.И. Ибрагимова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с.

Презентация одной из современных педагогических технологий.

Причины нарушений в развитии и поведении, их виды.

2

сентябрь

лекция

нарушения в развитии и поведении, виды.

нормы и отклонения в интеллектуальном, соматическом, психическом и моторном развитии человека, причины нарушений в развитии и поведении, их виды, этиология и патогенез аномалий развития

1, 2

устный

Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М., Гуманит. изд. центр «Владос», 2002.

Изучить классификацию отклонений в развитии, предложенную В.В. Лебединским.

30 минут.

Дефицитарное развитие: нарушение слуха

2

сентябрь

лекция

нарушение в развитии,глухота, сурдопедагогика, психолого-педагогическая характеристика

причины нарушений слуха (врожденные, приобретенные), классификация нарушений слуха, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

1, 2

устный

электронная презентация

Изучить методику работы со слабослышащими и глухими детьми в процессе занятий физической культурой.

1 час

Итого

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре

Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...

Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ"

Календарно- тематическое планирование по дисциплине "ОБЖ" для специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий"...

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование...

календарно-тематическое планирование

начальная школа. 2 класс. УМК "Spotlight2"....

Календарно-тематический план по дисциплине "Информатика и ИКТ" специальность 051001 Профессиональное обучение

Календарно-тематический план по дисциплине "Информатика и ИКТ" предназначен для студентов первого курса СПО, обучающихся по специальности 051001 Профессиональное обучение....

Календарно-тематическое планирование I курс НПО

Календарно-тематическое планирование I курс НПО по учебнику Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение...

Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)

Форма календарно-тематического планирования (ФГОС)...