Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"
опыты и эксперименты на тему

Семенова Ольга Забировна

Материал содержит следующую информацию:

  1. Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.
  2. Роль педагога-куратора студенческого самоуправления – руководство процессом подготовки и деятельности активистов.
  3. Секрет успешно проведённого внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

IX Республиканский  фестиваль  педагогических идей

учителей русского языка и литературы «Открытый урок»

Доклад на тему: «Реализация программы  «Учись учиться» на примере проведения классного часа «Солнечная женщина»

Номинация «А я делаю так!» (Мои методические находки)

Докладчик: Семенова Ольга Забировна

Преподаватель русского языка и литературы

АУ ЧР СПО «Чебоксарский

 машиностроительный техникум»

Чебоксары 2014


  1. Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.

Студенческое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Преемственность присутствует во всех областях нашей жизни. Еще в древности люди передавали свой опыт из поколения в поколение. И в современной жизни нам не обойтись без уже наработанных правил, традиций, стереотипов поведения. Передача опыта – важна и при организации самоуправления в учебной группе.

   В 2006 году мне предложили поучаствовать в эксперименте по созданию системы самоуправления на основе двух смежных групп 4М1 и 1М1. Суть эксперимента в том, что кураторы – студенты (4М1) должны помочь первокурсникам стать сплочённым коллективом, который сможет в дальнейшем функционировать на принципах самоуправления.

Опыт работы со старшей группой помогает в работе с первокурсниками. Две группы взяты мной в качестве эксперимента. Группа 4М1 является контрольной, а 1М1 – экспериментальной.

Формирование самоуправления в группе считаю важной задачей, так как при этом у студентов формируются важные лидерские качества, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Поддерживаю точку зрения учёных, которые считают, что лидерами не рождаются, а становятся. На протяжении четырёх лет в группе 4М1 лидеры менялись. Это зависело от той сферы деятельности, где нужно было проявить себя: учебная, научно-исследовательская, культурно-массовая, спортивная, экологическая, туристическая, сфера заботы и труда и т.д.

Работу в группе начинаю со сплочения коллектива, совместных походов в театр, кино, интересных классных часов. В проведении внеклассных мероприятий опорой всегда являлись студенты моей группы.

Ответственные задания также мобилизуют команду, подталкивают к совместному принятию решений. Так в 2007 году в ЧМТ проводился Республиканский семинар по борьбе со СПИДом.  Моей группе было поручено провести регистрацию участников, организовать дежурство по техникуму. Ребята самостоятельно распределили  область работы для каждого студента, серьёзно отнеслись к поручению. В итоге группа 1М1 получила благодарность от директора. Мне оставалось только гордиться своей группой и воспитанными мною лидерами.

Выявление лидеров происходит путём психологического тестирования и моих личных наблюдений. Студенты сами открыто высказывают свою точку зрения: под чьим руководством им хотелось бы заниматься той или иной деятельностью. Как куратор приветствую открытые обсуждения в группе.

Студенты старшего курса проводят беседы с первокурсниками о специфике обучения на данной специальности 151001 «Технология машиностроения», разъясняют отличие обучения в школе и в техникуме, объясняют, что такое лекция, лабораторная, практическая работа.

Кроме помощи в учебной деятельности старшекурсники помогают первому курсу в проведении внеклассных мероприятий (Фабрика звёзд», «День матери»), радуются их успехам. Когда на одном из классных часов собрались обе группы, кто-то из старшекурсников сказал: «Вот такая у нас теперь большая семья».

Совместно с двумя группами посещала выставку творческих работ писательницы Н.Н.  Медюковой, наблюдала, как 4М1 наблюдают за поведением 1М1, делают им замечания на правах старших товарищей.

Стремление к лидерству присутствует у многих студентов. Конечно, с такими ребятами работать сложно, но интересно, поэтому пытаюсь воспитывать лидерские качества у всех студентов группы. Активисты являются опорой куратора в учебной и внеучебной деятельности, на них всегда можно положиться.

Очень важно отметить, что адаптация первокурсников к учёбе в техникуме при системе преемственности  происходит быстрее. Они становятся более уверенными в себе, так как владеют частью опыта, переданного им старшекурсниками.

  1. Роль педагога-куратора студенческого самоуправления – руководство процессом подготовки и деятельности активистов.

  Я считаю, что в формировании организации деятельности команды, развитии корпоративной культуры, развитии коммуникативных навыков активистов важную роль играет педагог-куратор студенческого самоуправления (старший товарищ).

Для эффективной деятельности активистов студенческого самоуправления недостаточно сформировать группу студентов, необходимо организовать подготовку команды актива.

Прежде чем начать работу по формированию команды активистов и обучению её, куратору необходимо усвоить несколько правил:

  1. Работать имеет смысл не с отдельными активистами, а с командой. Необходимо поощрять групповую сплочённость и доверие.
  2. Куратор  должен помочь определить основную задачу и содействовать преодолению внешних препятствий, что, в свою очередь сплачивает членов команды во имя общей цели и создаёт пространство для деятельности каждого.
  3. Куратор должен уметь оценить свой образ действий. Он должен знать, что в его поведении способствует становлению команды, а что мешает. Если он взвалил на себя слишком большую ответственность, ему нужно осознать это и исправлять ситуацию.
  4. Куратор не ищет все ответы сам, не принимает важнейшие решения в одиночку, поскольку понимает, что  команду удастся привести к успеху лишь благодаря вкладу каждого в общее дело.

В своей работе я  постоянно нацеливаю команду на самостоятельность. Стараюсь быть терпеливой, выжидаю, пока члены команды не придут к решению самостоятельно.

Как куратор поощряю активность и уверенность членов команды.

 Подмечаю даже самый маленький прогресс и тут же поощряю его, демонстрируя собственную уверенность в силах команды и гордость за неё.

 Задача куратора – заботиться о развитии в коллективе положительного чувства «Мы», чтобы активисты могли сказать: «Мы гордимся тем, что мы члены этой команды, и тем, что можем внести вклад в успех всего коллектива».

Куратор следит за тем, чтобы члены команды имели возможность полностью реализовывать свой потенциал и повышать его.

  1. Для решения поставленной задачи нужны активисты, обладающие разнообразными, дополняющими друг друга навыками.
  2. Куратор должен поощрять активистов за готовность к риску и стремление к высоким целям, которые подстегнут их рост и развитие.
  3. Следить за тем, чтобы никто из них не выполнял монотонную работу и не стоял на одном месте. Это значит, что ни один из них не должен выполнять лишь то, что хорошо умеет делать; каждый должен пробовать делать что-то новое.

Куратор даёт возможность активистам раскрыть их лучшие качества.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Поэтому в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности студентов. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

В число активистов (лидеров) подбираются, как правило, наиболее деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей студенты. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых формальных лидеров.

Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Эта работа осуществляется мной в форме коллективных и индивидуальных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения с активистами.

В современном быстро меняющемся мире позиция лидера является неоспоримо значимой. Лидеры важны как в профессиональной среде, так и в личной и социальной сферах. Лидерство — это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.

  1. Секрет успешно проведённого внеклассного мероприятия.

Я хочу поделиться одним из удачно проведённых внеклассных мероприятий. Это был вечер, посвящённый международному женскому дню 8 Марта, «Солнечная женщина». В организации классного часа приняли участие две группы второго и четвёртого курса специальности «Технология машиностроения». В этих группах, куратором одной из которых я являюсь (теперь 3М1), неоднократно проводились совместные классные часы и встречи. Так мои ребята ещё в первый год обучения перенимали опыт достойной жизни в техникуме у старшекурсников.

Изначально была проведена большая подготовительная работа. Кураторы групп и студенты занимались поиском интересной информации. Не хотелось, чтобы наш классный час был похож на чей-то другой. За две недели до мероприятия была проведена видеосъёмка высказываний преподавателей и студентов техникума о том, какими должны быть настоящие мужчина и женщина. Оказалось, что мужчины больше любят душевных, красивых женщин, хороших хозяек, а для женщин важны мужская поддержка, уважение и терпеливость.

По ходу работы подбирались видеослайды  с портретами известных женщин, информация об эмансипации и феминизме, музыка. Ребята репетировали песни, сценки, чтение стихотворений все вместе и оттого ещё больше сдружились.

Мероприятие проходило в читальном зале техникума. Среди зрителей были преподаватели, работники библиотеки и студенты из других групп. Всё удалось на славу. С интересом все слушали информацию о том, как менялось отношение к женщине на протяжении многих веков, в том числе и в России. Студенткам удачно удалось вжиться в образы известных женщин мира: Беатриче, Мумтаз-Махал, Марии Магдалены и др. Студенты с выражением читали стихи, посвящённые женщинам, и поздравили всех присутствующих женщин и девушек с наступающим праздником 8 Марта, подарили им цветы. А когда они исполняли песню «А как без них прожить…», им подпевал весь зал.

Неудачной была только погода за окном, а у нас светило солнце от улыбок и счастливых лиц.


Используемая литература:

  1. Лидерство в детском коллективе/ авт. Сост. Л.М.Волкова, А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2008.
  2. Самоуправление и школа/ авт. – сост. А.Р.Борисевич, В.Н.Пунчик.  Минск: Красико-Принт, 2008.
  3. Патока Л.Л. Система ученического самоуправления.// Классный руководитель. - №4 -  Москва, 2005.
  4. Шаповалова Н. Педагогическое сопровождение деятельности команды актива ученического самоуправления.// Воспитательная работа в школе.-№6 – Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Классный час: "Женщины на Великой Отечественной войне"

Внеклассное мероприятие «Классный час: «Женщины на Великой Отечественной войне».Разработка внеклассного мероприятия  утверждена «24» января 2014г. на ПМО «Информатика и вычислительная техника».Со...

Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч

Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....

Организация командной работы в БУ «Нижневартовский строительный колледж», на примере проведения мероприятия, посвященного 85-летию округа «М. К. Анисимкова: путь, предначертанный судьбой».

    В последние годы в связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в системе образования произошли существенные изм...

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац

Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»

Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов,  формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...

Классный час "Женщины в медицине",5 марта 2019

Положение женщины в обществе является актуальной проблемой уже долгое время. Ее пытаются решать во всех сферах жизни - экономике, культуре, различных науках, и, конечно же, в медицине. Мы бы хотели ра...