сборник практических занятий по экономике
методическая разработка на тему

Бурченкова Надежда Ильинична

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ  « ЛОКОН»

«Рассмотрено»

                                                                                                                На заседании цикловой комиссии

                                                                                 Председатель   ЦК                                                                                    

                                                                                                          ____________ Белякова С.Е.

                                                                                                           «___»  _____________ 2014  

                                                                                                                                      «Согласовано»

                                                                                                                            Зав. директора

                                                                                                                   по УМР

                                                                                                         ____________ Королева.Ю.В.

                                                                                                     «____»  ______________ 2014 г.

Сборник практических занятий

по экономике

Учебное пособие

для специальностей

«Парикмахерское искусство»,
«Стилистика и искусство визажа»
«Прикладная эстетика»

СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

Разработчик: преподаватель  экономики Бурченкова Н.И.

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для организации практических занятий по учебной дисциплине «Экономика» и является частью учебно-методического комплекта по данной дисциплине. Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательному стандарту и «Примерной программе реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Учебно-методический комплект включает в себя учебник, сборник практических заданий и методические рекомендации по работе с учебником.

 Цель настоящего пособия – овладение студентами основными навыками самостоятельной работы с учебником, с документами, с контурными картами.  

Материал по каждому занятию излагается в следующей последовательности: кратко формулируется цель занятия, определяется конкретное задание и порядок его выполнения. По каждой теме разработаны контрольные вопросы, которые помогут студентам хорошо подготовиться к практической работе.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для практических занятий по дисциплине «Экономика»

Ф.И.О. студента_________________________________________________

Группа____________________ специальность________________________

Учебный год_______________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...5

Вводный инструктаж……………………………………………………………...6

Практические работы:

1. Расчет альтернативной стоимости…………………………………………….7

2. Расчет семейного бюджета…………………………………………………...10

3. Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия…………………….13

4. Труд и  заработная плата ……………………...……………………………..16

5. Расчет темпов роста инфляции………………………………………………20

6. Расчет основных макроэкономических показателей……………………….23

7. Государство и экономика………………………………………………….....26

Тестовый контроль знаний……………………………………………………...29

Литература……………………………………………………………………….32

Введение

Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М.Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей.  В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой изучения экономики.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен уметь:

 - приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

- описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;

- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

В результате освоения учебной дисциплины Экономика обучающийся должен знать:

- функции денег,

- банковскую систему,

- причины различий в уровне оплаты труда,

- основные виды налогов,

- организационно-правовые формы предпринимательства,

- виды ценных бумаг,

- факторы экономического роста.

Цель рабочей тетради – оказать помощь студентам в выполнении практических работ, а так же облегчить самостоятельную работу над курсом обучения.

Задачи, упражнения и тесты  в рабочей тетради предназначены для того, чтобы научиться применять теорию для решения практических вопросов.

Вводный инструктаж

Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам изучить предмет Экономика.

Структура рабочей тетради соответствует структуре рабочей программы, а уровень заданий – требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, ответить на контрольные вопросы при допуске к работе, внимательно ознакомиться с содержанием работы, ответить на контрольные вопросы для зачета.

 Оценка за практическую работу складывается из оценки за решение задач, за ответы на теоретические вопросы и собеседование студента и преподавателя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема: «Выбор и альтернативная стоимость».

Наименование  работы: Анализ альтернативных издержек.

Цель работы: усвоить методику расчета альтернативных издержек.

Приобретаемые  навыки  и  умения: строить кривую производственных возможностей, рассчитывать альтернативные издержки.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник  А.И. Гомола М.: Академия 2013г.  А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое альтернативные издержки?

2.Что такое производственные возможности?

3.Назовите виды экономических ресурсов?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой производственных возможностей и расчете альтернативных издержек. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить график и решить  задачи.

Задача 1: В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены в таблице №1:

     Таблица 1

Варианты

Тостеры,

тыс. шт.

Компьютеры,

тыс. шт.

А

100

0

В

90

10

          С

70

20

          D

40

30

          E

0

40

1) Постройте  кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.

2) Какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.

3) Чему равны альтернативные издержки увеличения производства компьютеров:

с 20 тыс. до 30 тыс. штук;

с 10 тыс. до 40 тыс. штук;

с 30 тыс. до 40 тыс. штук?

Задача 2: Иванов отказался от работы столяром с зарплатой 102 тыс. р. в год и отказался от работы продавцом за 80 тыс. р. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 16 тыс. р. Половину платы за обучение Иванову компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год?

Задача 3:  После окончания школы вы решили жить отдельно от родителей и должны сделать выбор: поступить ли вам на учебу на платный юридический факультет гуманитарного университета или поработать несколько лет секретарем в районном суде. Подсчитайте альтернативные издержки вашего решения учиться, если:

плата за учебу составляет 40 тыс. р. в год;

 расходы на питание . 35 тыс. р.;

 транспортные расходы . 5 тыс. р.;

оплата снимаемой комнаты . 25 тыс. р.;

 расходы на одежду . 20 тыс. р.;  

заработная плата секретаря . 48 тыс. р. в год;  

расходы на учебники . 4 тыс. р.

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1.Что демонстрирует кривая производственных возможностей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите экономические ресурсы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что называют факторами производства?

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     

Дата                     Оценка                  Преподаватель          

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: «Семейный бюджет».

Наименование  работы: Расчет семейного бюджета.

Цель работы: научиться планировать семейный бюджет.

Приобретаемые  навыки  и  умения: составлять баланс доходов и расходов семейного бюджета.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г.    А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое семейный бюджет?

2.Объясните разницу между номинальным и реальным доходом?

3. Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете семейного бюджета. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить  задачи.

Задача 1: Рассчитать структуру расходов семьи за месяц,  сделать выводы как меняется структура расходов семьи, если доходы возрастают.

Статьи расходов

1 месяц

2 месяц

руб.

%

руб.

%

Питание

4000

5400

Одежда

1297

2625

Коммун. услуги

490

1530

Культура быт

693

1245

Налоги

844

1950

Прочие расходы

676

2220

Всего

8000

15030

Задача 2. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен (ИПЦ).

Товар

1 период

2 период

Потребление

шт.

Цена

руб.

Потребление

шт.

Цена

руб.

Хлеб

10

4

6

6

Мыло

4

3

3

7

Молоко

6

8

5

12

Конфеты

2

40

1

50

Задача 3. Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

 

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1.Что такое трансферты? Приведите примеры трансфертов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое товарная корзина?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите основные статьи доходов семьи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные статьи расходов семьи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Что такое семейный бюджет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                  

Дата                     Оценка                  Преподаватель          

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие».

Наименование  работы: Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

Цель работы: Усвоить методику расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения.

Приобретаемые  навыки  и  умения: строить кривые спроса и предложения, рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и предложения.

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник. Гомола А.И. М.: Академия 2013г.    Булатова А.С. Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Что такое спрос?

2.Дайте определение закону спроса?

3.Что такое предложение?

4.Дайте определение закону предложения?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривых спроса и предложения, расчета коэффициентов эластичности спроса и предложения. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Коэффициент эластичности спроса:

Коэффициент эластичности предложения

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить график и решить  задачи:

Задача 1: В таблице №1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированной фасоли:

Ситуация на рынке фасоли

     Таблица 1

Цена одной банки,

ден. ед.

Объем спроса,

млн. банок в год

Объем предложения,

млн. банок в год

        8

70

10

         16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90

А) Начертите кривую спроса (D) и кривую спроса (S) консервированной фасоли.

Б) Если рыночная цена на банку фасоли составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

В) Если рыночная цена на банку фасоли составила 32 денежные единицы, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

Г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

Задача 2: Определите коэффициент эластичности предложения по следующим данным:

 Выпуск продукции в базисном году  составил 70 тыс. руб.,

 Выпуск продукции в отчетном году  составил 100 тыс. руб.,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 21 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 26 руб.

Задача 3: Определите коэффициент эластичности спроса по следующим данным:

Объем продаж в базисном году  составил 160 000 кг,

 Объем продаж в отчетном году  составил 200 000кг,

Цена 1 ед. продукции в базисном году составила 5,5 руб.,

Цена 1 ед. продукции в отчетном году составила 4 руб.

                 Контрольные  вопросы для зачета:

1.Дайте определение рыночной равновесной цены?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Приведите примеры эластичных по цене товаров

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.Приведите примеры не эластичных по цене товаров.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     

        Дата                     Оценка                  Преподаватель  

       

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Тема: Труд и заработная плата.

Наименование  работы: Заработная плата и рынок труда.

 Цель работы: Усвоить экономическое содержание понятия «заработная плата» в условиях рынка.

Приобретаемые  навыки и умения: научиться использовать свои знания на рынке труда, в практической деятельности.

 Норма времени: 2 часа

 Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г.    Н.А.Сафронова Экономика организации М.: Экономист, 2007.

Порядок  выполнения работы

Задание 1. Ответить  на   контрольные  вопросы.

Задание 2. Решить  задачи.

Контрольные  вопросы  при  допуске к занятию:

  1. Что продаётся на рынке труда?  Кто является продавцом, а кто – покупателем?
  2. Какая зарплата – номинальная  или реальная – не зависит от уровня цен?
  3. Какие причины  могут понизить производительность труда?

Контрольные  вопросы  

1.Дайте определение понятия «рынок труда».

2. Назовите основные  способы купли-продажи рабочей силы, используемые в мировой практике.

3.Перечислить факторы, которые влияют на рынок труда.

4.Почему подавляющее число людей занимаются трудовой деятельностью?

5. Сформулируйте закон предложения для рынка труда.

6. Что такое оплата труда  и заработная плата?

7. Какие три основные функции выполняет заработная плата?

8. От каких факторов зависит размер заработной платы наёмного работника?

9. Чем отличается номинальная заработная плата от реальной?

10. Какие формы оплаты труда разрешены Трудовым кодексом РФ?

11. Что такое коллективный договор? С какой целью он составляется и кем утверждается?

12. Какие основные вопросы включают в текст коллективного договора?

13. Почему возникает необходимость в мотивации труда?

Ситуационные задачи.

  1. По данным, приведённым в таблице, рассчитайте недостающие показатели, осуществите анализ использования фонда рабочего времени.

Анализ фонда рабочего времени за год

показатель

значение плановое

значение фактическое

отклонение

темп изменения %

Число отработанных человеко-дней

384 100

385 320

+1 220

100,3

Число отработанных человеко-часов

3 034 390

3 005 496

-28 894

99,1

Среднесписочная численность рабочих, человек

1 670

1 690

+20

101,3

Продолжительность рабочего года, дни

230

228

-2

99,1

Продолжительность рабочего дня, часы

7,9

7,8

-0,1

98,7

Решение:

1.Рассчитаем отклонение по каждому показателю (385 320-384 100=1 220)

2.Рассчитаем темпы изменения по каждому показателю -  путём деления его фактического значения на плановое и умножения результата на 100%

 (385 320:384 100х100%=100,3)

3.Видно, фактическое число отработанных человеко-часов меньше планового на 28 894. Это обусловлено меньшей продолжительностью фактического рабочего года (на 2 дня) и фактического рабочего дня (на 0,1 ч) по сравнению с плановым. Темп роста среднесписочной численности составила 101.2%, в то время как темп роста числа отработанных дней(100,3%) отстает от роста среднесписочной численности, это недостатки организации труда и производства.

  1. С работником предприятия заключён договор о повремённо-премиальной оплате труда по 4 разряду, тарифная часовая ставка 4 разряда составляет 70 рублей, премия по итогам месяца выплачивается в размере 30%. Рассчитайте месячную оплату труда работника, если он отработал весь месяц: 22 дня по 8 часов.

Контрольные  вопросы для зачета:

1. Назовите условия возникновения скрытой  безработицы.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.. Назовите признаки проявления структурной безработицы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы социальные последствия безработицы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какова цель создания профсоюзов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     

        Дата                     Оценка                  Преподаватель  

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: «Инфляция».

Наименование  работы: Расчет темпов роста инфляции.

Цель работы: Усвоить методику расчета темпов роста инфляции, уровня безработицы.

Приобретаемые  навыки  и  умения:

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г.    А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Дайте определение понятию «Инфляция».

2. Что такое норма инфляции?

3.Каковы основные причины инфляции?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков в построении кривой Филлипса, расчета темпов роста инфляции и уровня безработицы. Практическое занятие выполняется, как правило, индивидуально каждым студентом. За каждое практическое занятие, после представления отчета и защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Построить графики и решить задачи.

Задача 1: По исходным данным начертите кривую Филипса:

Год

Индекс цен

Норма безработицы, %

1

1,5

3

2

1,4

4,5

3

1,2

5,0

4

1,15

6,0

5

1,1

7,0

Что показывает график?

Задача 2: На основе исходных данных задачи 1, определите темпы роста инфляции по годам и постройте график. Сделайте выводы: в какие годы инфляция возрастает, а в какие уменьшается?

Задача 3:. Определите уровень безработицы в городе, если численность трудоспособного населения  составляет 132652 человека, а из них безработными считаются – 10615 человек.

    Контрольные  вопросы для зачета:

1. Дайте определение понятию «дефляция».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Назовите возможные причины  инфляции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Перечислите формы инфляции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4.Охарактеризуйте умеренную инфляцию. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата                     Оценка                  Преподаватель

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема: «ВВП».

Наименование  работы: Расчет основных макроэкономических показателей

Цель работы: Усвоить методику расчета основных показателей системы национальных счетов: ВВП, ВНП, ЧНД, НД.

Приобретаемые  навыки  и  умения: расчет показателей

Норма  времени: 2 часа.

Оснащение  рабочего  места: рабочая тетрадь, калькулятор.

Литература: учебник А.И. Гомола М.: Академия 2013г.   А.С.Булатова Экономика, М.: Экономист, 2008.

Контрольные  вопросы  при  допуске  к  занятию:

1.Дайте определение понятию «Валовой внутренний продукт».

2.Дайте определение понятию «Валовой национальный продукт».

3.Дайте определение понятию «Национальный доход».

4.Как рассчитываются основные показатели системы национальных счетов?

Методические  указания

Практическое занятие предназначено для приобретения практических навыков при расчете основных показателей системы национальных счетов. Выполнение заданий студент начинает с повторения темы и ответов на контрольные вопросы. За каждое практическое занятие, после защиты, студенту выставляется оценка.

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить  задачи.

Выполнить задание.

Задача 1: Определить реальный ВНП и индекс цен, если номинальный ВНП составил за год 4037,5 млн. руб. Цена потребительской корзины в данном году составила 7280 руб., в прошлом году – 4890 руб. сделать выводы.

Задача 2: Определите темп роста ВНП, приходящегося на душу населения в данном и прошлом году, если ВНП данного года 4037,5 млрд.руб. Численность населения в данном году составила 176320 тыс.чел., в прошлом году – 172130 тыс.чел.

Задача 3: Определить ВНП и ВВП, если стоимость всей продукции произведенной всеми предприятиями, включая иностранных, составила 4037,5 млрд. руб. Из них ушло за границу платежей на сумму 973 млрд.руб. Из-за границы получено платежей – 512 млрд.руб. Определить Сальдо и сделать выводы.

Задача 4: Определить ЧНП и НД, если ВНП составил 4037,5 млн.руб. Стоимость амортизации за год составила 761 млн.руб., косвенные налоги за год составили 598 млрд.руб.

Контрольные  вопросы для зачета:

  • 1.Дайте определение ВВП.
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 2.Дайте определение ВНП.
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • 3.Дайте определение понятию «Промежуточный продукт».
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  •  4. Дайте определение НД.
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                    

Дата                     Оценка                  Преподаватель

Порядок  выполнения  работы:

Ответить  на   контрольные  вопросы.

Решить  задачи.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСВА

Дайте определения понятиям:

1.  Финансы

2.  Финансовая система

3.  Государственный бюджет

4.  Внебюджетные фонды

5.  Бюджетная система

6.  Бюджетный дефицит

7.  Государственный долг

8.  Уровень дефицита госбюджета

9.  Уровень внешнего долга

10.  Налоги

11.  Субъект налогообложения

12.  Объект налогообложения

13.  Прямые налоги

14.  Косвенные налоги

15.  Фискальная политика

16.  Дискреционная политика

17.  Автоматическая политика

18.  Мультипликатор госрасходов

19.  Налоговый мультипликатор

2.  Узловые вопросы темы

1.  Общее понятие и функции финансов

2.  Принципы построения и структура финансовой системы государства

3.  Бюджет и бюджетное устройство

4.  Функции государственного бюджета

5.  Доходная часть государственного бюджета

6.  Расходная часть государственного бюджета

7.  Причины образования бюджетного дефицита

8.  Источники финансирования бюджетного дефицита и возможные последствия. Кривая Лаффера.

9.  Государственный долг и его виды

10.  Функции налогов

11.  Принципы налогообложения

12.  Налоговая система РФ

13.  Влияние государственных расходов на совокупный спрос

14.  Влияние налоговых ставок на совокупный спрос

15.  Стимулирующая фискальная политика

16.  Сдерживающая фискальная политика

3.  Тесты

Таблица для ответов

Номер теста

1

2

3

4

5

Вариант ответа

1.  Инфляционным финансированием дефицита госбюджета является:

а)  сокращение бюджетных расходов;

б)  сокращение денежной массы;

в)  выпуск государственных ценных бумаг;

г)  эмиссия денег.

2.  Какие из ниже перечисленных налогов относятся к прямым:

а)  акцизы;

б)  налог на прибыль корпораций;

в)  налог на добавленную стоимость;

г)  таможенные пошлины.

3.  Какие из ниже перечисленных налогов относятся к косвенным:

а)  индивидуальный подоходный налог;

б)  земельный налог;

в)  налог на наследство;

г)  социальные налоги.

4.  Следствием большого государственного долга является:

а)  увеличение трансфертных платежей;

б)  увеличение расходов на общественные товары;

в)  снижение расходов на общественные товары;

г)  рост цен.

5.  Трансфертные платежи:

а)  относятся к доходам госбюджета;

б)  относятся к расходам госбюджета;

в)  могут быть как доходами, так и расходами госбюджета;

г)  не имеют отношения к госбюджету.

4.  Задачи

Задача 1

Предположим, что стимулирующая фискальная политика, в рамках которой государственные расходы увеличиваются на 30 млрд. руб., приводит в краткосрочном периоде к росту национального продукта на 100 млрд. руб. Определить величину мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора, если предельная склонность к сбережению (MPS) равна 0.4.

Задача 2

ВВП в условиях полной занятости составляет 30 млрд. ден. ед. Фактический ВВП равен 20 млрд. ден. ед. Сумма налогов составляет 20% от объёма ВВП. Госзакупки товаров и услуг равны 5 млрд. ден. ед. Определите:

1.  сводится ли госбюджет с дефицитом или профицитом и установите его размеры;

2.  как изменится сальдо госбюджета в условиях достижения полной занятости?

Дополнить таблицу новыми данными.

Федеральный бюджет Российской Федерации, млрд.р.

Бюджет

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Доходы

232.1

281.9

343.4

325.9

615.5

1132.1

Расходы

275.2

356.2

436.6

472.2

666.9

1029.2

Сальдо

Бюджет

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Доходы

1594.0

2204.7

2586.2

3428.9

5127.2

6170.5

Расходы

1321.9

2054.2

2358.9

2698.9

3514.3

4431.1

Сальдо

  • Сопоставить доходы и расходы госбюджета в каждом году.
  • Постройте график динамики доходов и расходов госбюджета. В какие годы доходы превышают расходы?
  • Рассчитать величину дефицита (профицита)  госбюджета по каждому году. Сделать выводы.

   

Контрольные  вопросы для зачета:

1.  Функции государственного бюджета

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Причины образования бюджетного дефицита ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Принципы налогообложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                    

Дата                     Оценка                  Преподаватель

         

Тест

1. Закон спроса гласит:

а) чем выше цена на товар, тем больше спрос;

б) чем ниже цена на товар, тем больше спрос;

в) чем выше цена на товар, тем меньше спрос;

г) чем ниже цена на товар, тем меньше спрос.

2. Цена, при которой на данный товар на рынке нет излишка и дефицита – это:

а) рыночная цена;

б) оптовая цена;

в) равновесная цена;

г) розничная цена.

3. Предложение – это:

а) количество продукта, которое продаётся на рынке;

б) количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить на рынок по каждой конкретной цене;

в) количество продукта, которое производитель желает продать по высокой цене.

4. Потребительское поведение – это:

а) функция всего многообразия товаров, а не только тех, которые выбирают потребители;

б) процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынках;

в) поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения  потребительских благ индивидуально и субъективно.

5. Точка равновесия в терминах теории потребительского поведения – это:

а) равновесие между спросом и предложением;

б) точка, где достигается максимизация полезности, всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета;

в) такая ситуация на рынке, когда на данный товар нет ни излишка, ни дефицита.

6. Для какой формы предпринимательской деятельности справедливо утверждение о том, что имущественная ответственность распространяется как на собственно капитал, так и на имущество, используемое предпринимателем для личных нужд:

а) индивидуальное предпринимательство;

б) товарищество;

в) смешанное товарищество;

г) акционерное общество (АО).

7. Что включается в понятие основной капитал:

а) готовая продукция;

б) станки, машины, оборудование;

в) сырье, материалы, заработная плата;

г) ценные бумаги.

8. Какой из предложенных признаков характеризует рынок совершенной конкуренции:

а) наличие одного продавца на рынке;

б) большое количество продавцов на рынке с разнородными товарами;

в) на рынке действует большое количество продавцов с идентичными товарами;

г) на рынке существует несколько продавцов с однородным товаром.

9. Для предприятия-монополиста характерно:

а) завышение цен на выпускаемую продукцию;

б) равенство дохода и цены;

в) стремление к снижению производственных издержек;

г) заинтересованность в развитии НТП.

10. Особенность олигополии заключается:

а) в присутствии на рынке множества конкурентов;

б) в зависимости от действий конкурентов;

в) в возможности фирм неограниченно повышать цены;

г) в жестком контроле и регулировании со стороны государства.

11. Реальный доход – это:

а) доход за вычетом налогов;

б) количество товаров и услуг, которое можно приобрести на сумму номинального дохода;

в) реально полученная прибыль.

1) Перечислить экономические функции государства.

2) Что является главным источником доходов государства?

3) Перечислить основные статьи расходов государства.

Литература

  1. А.И. Гомола Экономика. Учебник  М.: Академия 2013г.  
  2. А.И. Гомола Практикум. Экономика М.: Академия 2014г.
  3. Г.Э. Королёва, Т.В .Бурмистрова . Экономика.  Учебник.                          М.: Вентана – Граф, 2013г.
  4. А.С.Булатов. Экономика. Учебник. – М.: Экономист, 2008.- 831с.

5.  О.Ю.Мамедов. Современная экономика. Учебное пособие.                

    Ростов- на- Дону: Феникс, 2007 – 410 с.

6. А.С.Пелих. Экономика отрасли. Ростов –на –Дону : «Феникс», 2003

  1. Т.А.Слепнева. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине «Экономика»

Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы помочь студентам колледжа изучить предмет Экономика....

поурочное планирование "Основы экономики" тема занятия "Оборотные средства предприятия"

Комбинированное занятие по "Основам экономики", "Экономики организации" на тему "Оборотные средства предприятия". ...

Методические указания и задания к практическим занятиям по дисциплине Статистика для студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Пособие содержит тематический план практических занятий. Основные теоретические сведения и примеры решения задач, задания для практической работы по важнейшим разделам статистики: описательная статист...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения

Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли пот...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Финансовый рынок. Деньги и их роль в экономике" для укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция

Цель занятия: овладение системой знаний о роли финансового рынка, о природе денег как особого товара. о денежной массе и проблемах ее ликвидности с целью применения юридического подхода для всесторонн...

Внеклассное занятие по экономике 2 класс "Что такое деньги?"

Тема урока; «Что такое деньги?»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель: Формирование у учащихся основных экономических знаний о деньгах, истории их появления.Планируемые результаты:1....