Технологическая карта занятия по дисциплине "Русский язык" для 1 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
учебно-методический материал на тему

Технологическая карта занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t1-1_1.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Технологическая карта занятия по русскому языку

Тема: Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым

Группа БС 1-13

Дисциплина: русский язык, СПО, 45 минут

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: комбинированный

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изучения, репродуктивный.  

Средства обучения: проектор, презентация,  тестовое задание, учебник Русский язык. Сборник упражнений Т. М. Воителева М: Издательский дом «Академия», 2012 г.

Преподаватель: Шандрина Ольга Васильевна

Цель деятельности преподавателя: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым,  отрабатывать умение правильно ставить тире в простом предложении

Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные одной частью речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Основные понятия темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое  предложение, члены предложения (главные и второстепенные); знаки препинания, тире между подлежащим и сказуемым; синтаксический и пунктуационный разборы.  

Межпредметные связи:      Литература, экономика, бухгалтерский учёт, менеджмент

Цели занятия:

развивающая:совершенствование навыков правильной постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умения применять правило в письменной речи;

обучающая:отработка навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым; конструирование предложений, в которых необходима постановка тире.

воспитывающая: воспитывать бережное и внимательное отношение к слову, книге,чтению.

Задачи занятия:

Образовательные:

- ознакомить обучающихся с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым»

- сформировать знания о правилах постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым

- сформировать знания об основных случаях постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым

- способствовать пониманию алгоритма выбора тире между подлежащим и сказуемым

Развивающие:         

 - способствовать овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации в рамках информационной компетенции - ОК 4

- совершенствовать коммуникативные навыки в рамках ОК 5

- развивать навыки организации деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения задач, оценки их эффективности и качество в рамках ОК 2

-  развивать навыки логического мышления, умение обобщать цепь отдельных событий и делать выводы на основании фактов        

Воспитательные:

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию

                                   

  Технологическая карта занятия.  

   

№№

пп

Наименование этапа

Время

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

1

Организационный момент

2 мин.

Познакомить обучающихся с целью, задачами, планом  занятия и основными видами деятельности на занятии

Объясняет цели и задачи учебного занятия, мотивирует обучающихся, перечисляет виды деятельности,  создаёт эмоциональный настрой на занятии.

Слушают преподавателя, задают вопросы, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к занятию записывают тему и тезисы  в тетрадях, участвуют  в диалоге с преподавателем.

Контроль преподавателя, вопросы, понятна ли тема, перефразирование темы

2

Актуализация имеющихся  знаний обучающихся по теме.

3 мин.

Подготовить обучающихся к работе над новой темой

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выдвигает проблему . Подводит к теме урока (на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока) (Приложение 2)

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы
на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов, составляют схему 

Контроль преподавателя, устный опрос

3

Изучение новой темы. Работа с учебником

5 мин.

Сформировать представление о правилах постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым

Предлагает выполнить письменную работа с последующей взаимопроверкой (приложение №3) Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр. № 336, с.73, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с преподавателем и одно-курсниками делают выводы. Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, Слушают и обсуждают ответы других

Проверка работ, объяснение постановки знаков препинания

4

Изучение новой темы. Освоение правила отсутствия тире

8 мин.

Сформировать представление о правилах отсутствия тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым

Предлагает выполнить письменную работу в группе (приложение №4) 

Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы

Ответ на вопросы, приложение

5

Изучение новой темы. Конструирование предложения

3 мин.

Сформировать представление о структуре предложения, правилах постановки тире

Предлагает выполнить творческую работа
в группах- игра «Корректор» (приложение №5) 

Анализируют знаки препинания, записывают предложение, отвечают на вопросы 

Ответы на проблемные вопросы

6

Изучение новой темы. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

6 мин.

Способствовать формированию алгоритма применения правила

В соответствии с уровнем подготовки группы подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения обучающимися (приложение № 6)

Выполнение упражнений

Работа со схемой, проверка упражнения по эталону ответ на вопрос

7

Изучение новой темы. Систематизация полученных знаний

10

Систематизировать полученные знания

Преподаватель обобщает, задаёт вопросы, составляет таблицу на изученную пунктограмм  (приложение № 7) 

Слушают, отвечают
на вопросы, предлагают свои примеры 

Контроль преподавателя, ответы на вопрос, запись в тетради

8

Подведение итогов занятия

5  мин.

Возвращаясь к поставленной проблеме в начале занятия, сформировать представление о постановке знаков препинания

Предлагает  короткий тест; задаёт вопросы(приложение № 8)

Выполнение теста; ответы на вопросы

тестирование

9

Закрепление изученного

3 мин.

Выяснить степень усвоения темы

Проводит заключительную беседу по вопросам; заслушивает монологические высказывания, дает домашнее задание (приложение №9) 

Определяют свое эмоциональное состояние
на занятии; закончить фразы

Вопросы по домашнему заданию

               

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, мотивирует их к работе, знакомит обучающихся с целью, задачами, планом занятия и основными видами деятельности (приложение №1)

Слушают преподавателя, участвуют
в диалоге
с ним; размещают учебные материалы
на рабочем месте, демонстрируют готовность к занятию;
 задают вопросы, записывают тему и план в тетрадях

Контроль  преподавателя, вопросы, понятна ли тема, перефразирование темы

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выдвигает проблему . Подводит к теме занятия (на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход занятия)

(приложение №2)

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы
на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов, составляют схему

Контроль преподавателя, устный опрос

Предлагает выполнить  письменную работа с последующей взаимопроверкой (приложение №3)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с преподавателем и од-

нокурсниками делают выводы.

Ответы на вопросы

параграфа

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№234, с.73, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире

Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Ответ на вопрос

ПРИЛОЖЕНИЕ 4  

Предлагает выполнить письменную работу в группа(приложение №4)

Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

4м

Предлагает выполнить творческую  работа
в группах- игра «Корректор»(приложение №5)

Анализируют знаки препинания, записывают предложения, отвечают на вопросы

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют упражнения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Учитель обобщает(работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами уществительными(приложение №6)

Слушают, отвечают
на вопросы

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Проводит  заключительную  беседу по вопросам; заслушивает  монологические высказывания, дает домашнее задание(приложение №7)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

1.Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Также частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточия.

  • О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?  Как  думаете, с правилом постановки какого знака препинания вы сегодня познакомитесь?
  • Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось  благодаря писателю  и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов

2. Прочитайте тезисы. Как вы понимаете их? Запишите в тетрадь.

К.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».

А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Приложение №2

– Но прежде повторим изученное. Найдите  главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.

Вариант 1.

Моя будущая професссия связана с точными расчётами.

Она предполагает сосредоточенность, внимательность и пунктуальность работника.

Бухгалтерия интересна.

Вариант 2.

Бухгалтерия точна и верна.

Её основы помогают составлять экономический анализ.

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации, основанная на документах; непрерывное и взаимосвязанное отражение имущества и хозяйственных операций в денежной оценке.

– При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.)

– Обратите внимание на предложения. Задайте вопросы к сказуемому.

Амортизация - постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на произведенную продукцию. 

Сальдо - остаток по счету бухгалтерского учета. 

– Объясните смысл этих предложений. Объясните постановку тире.

– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

СУЩ. И.П.                                                  СУЩ.И.П.

____________                                 ___________________________

                                                         ___________________________

Что?Кто?                                          Что это такое? Кто это такой?

Приложение 3

1.ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ О знаке препинания  тире

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались безвсем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённымзнаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».Заимствованы были названия только двух знаков:дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французскогоtiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

2.А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)

 (Лингвистическая сказка)

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

  1. 3. 1.Прочитайте текст,  расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите вид сказуемых и ответьте на вопросы:

Каким настроением проникнут текст?

При помощи каких слов и выражений создается это настроение?

К какому стилю речи вы отнесете этот текст?

К какому типу речи вы отнесете этот текст?

Какими красками написан пейзаж? Выпишите слова и выражения, передающие цвет.

Какие сказуемые преобладают в тексте?

Как это «работает» на идею текста?

  1. Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были черные, красные, желтые как охра. Их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налет свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и пепла. Зеленоватый сумрачный воздух наполненный солнечным дымом и желтыми отсветами скал струился над ними. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затененные углы, гроты выстланные черным блеском и светлой подводной травой.

(Разберите каждое предложение по алгоритму: 1. обозначить грамматическую основу. 2. Определить , чем выражен каждый главный член. 3. Посмотреть, нет ли между главными членами частицы НЕ. Союзов КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

В бою побывать цену жизни узнать.

Богатство добыть братство забыть.

Наши души зеркала, отражающие золото.

Молчать потворствовать злому делу.

В человеческой темной судьбе ты крылатый призыв к вышине.

Города озаренные солнцем словно клады в зеленых трущобах.

И воздух как роза и мы виденья.)

Приложение №4

Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

  1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).
  2. Сделайте вывод: в каких случаях тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

Приложение №5

Упражнение “Корректор”

  • По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Из, облигация, предъявителя, один, на, наиболее, бумаг, распространённых, ценных, видов. (Облигации- один из наиболее распространенных видов ценных бумаг на предъявителя). 

Приложение №6

1 вариант

A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

  1. Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.
  2. Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.
  3. Этот яркий свет _ словно ливень золотой.
  4. Наш край _ богат и прекрасен.
  5. Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.

B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.

  1. Голова без ума _ что фонарь без света.
  2. Волков бояться _ в лес не ходить.
  3. Большой театр _ один из самых известных в мире оперных театров.
  4. Я _ честный человек и никогда не говорю комплиментов.
  5. Сердце _ не камень.

C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

  1. Двадцать пять лет возраст зрелый.
  2. Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.
  3. Разумно жить минутой дорожить.
  4. Воздух - словно поцелуй ребёнка.
  5. Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер - добротой и порядочностью.

2 вариант

A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

  1. Вся женская родня прочила его в военную службу, а мужская _ в гражданскую.
  2. Мой отец _ врач военного госпиталя.
  3. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.
  4. Любимое дело _ как вечная любовь.
  5. Россия _ необъятна и загадочна.

B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.

  1. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.
  2. Печорин _ тоже лишний человек.
  3. Дальнее расстояние _ не помеха для дружбы.
  4. Иванов _, кажется, неплохой шахматист.
  5. Прочесть книгу и понять её _ значит стать на уровень автора.

C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

  1. Моя мечта - поступить в военную академию.
  2. Музыка - как небо над землёй.
  3. Лишнее говорить только делу вредить.
  4. Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
  5. Он - порча, он - чума, он - язва здешних мест.

Проверка

1 вариант

A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

  1. Твоя радость и горе - это радость и горе для меня.
  2. Иметь разборчивый почерк - первое правило вежливости.
  3. Этот яркий свет словно ливень золотой.
  4. Наш край богат и прекрасен.
  5. Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря - белый медведь.

B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.

  1. Голова без ума что фонарь без света.
  2. Волков бояться - в лес не ходить.
  3. Большой театр - один из самых известных в мире оперных театров.
  4. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
  5. Сердце  не камень.

C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

  1. Двадцать пять лет - возраст зрелый.
  2. Кино, безусловно, самый массовый вид искусства.
  3. Разумно жить - минутой дорожить.
  4. Воздух  словно поцелуй ребёнка.
  5. Наташа Ростова привлекает нас своей непосредственностью, а Пьер - добротой и порядочностью.

2 вариант

A. Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

  1. Вся женская родня прочила его в военную службу, а мужская - в гражданскую.
  2. Мой отец  - врач военного госпиталя.
  3. Радоваться успехам другого - это прекрасное человеческое качество.
  4. Любимое дело как вечная любовь.
  5. Россия необъятна и загадочна.

B. Отметьте номера предложений, в которых тире не ставится.

  1. Мой девиз - мыслить обо всём и писать понятно для всех.
  2. Печорин  тоже лишний человек.
  3. Дальнее расстояние  не помеха для дружбы.
  4. Иванов , кажется, неплохой шахматист.
  5. Прочесть книгу и понять её - значит стать на уровень автора.

C. Отметьте номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка.

  1. Моя мечта - поступить в военную академию.
  2. Музыка  как небо над землёй.
  3. Лишнее говорить только делу вредить.
  4. Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
  5. Он - порча, он - чума, он - язва здешних мест.

Приложение №7

1.В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

2.В каких не ставится?

3. Заполните таблицу своими примерами.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

  1. Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Шестью шесть тридцать шесть.

3.Сущ. + числ.

  Длина Волги3688 километров 

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

  1. Тире не ставится:

1. При сказуемом есть не

Бедность не порок

2. При сказуемом есть как, будто, словно, точно 

 Глаза будто вишни.

3. Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

4. Перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

Приложение №8

1. Продолжи фразу:

  1. На занятии  я задумался над…
  2. Я открыл для себя…
  3. Урок помог мне…
  4. Мои чувства по уроку можно выразить словами…

Тест:

1.Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу.
2) Устройство выставок, конкурсов – всё это проходило через её руки.
3) В серой воде качались отражения пёстро раскрашенных - зелёных, жёлтых и синих - домов на набережной.
4) Ощущение жизни как непрерывной новизны - вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

2. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Их раздражала жара, пыльный сад санатория, лечебные процедуры - одним словом, всё.
2) На Поганое озеро бабы ходить опасались - около него были какие-то "зеленущие трясины".
3) Солотча - извилистая, неглубокая река.
4) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна.

3. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Плавание всегда приводит к неизвестной цели - к лесному озеру или к лесной реке, несущей чистую воду над хрящеватым дном.
2) Путь в лесах - это километры тишины, безветрия.
3) От старого времени остался только дряхлый пес - никак не хочет умирать.
4) "Здравствуйте,- писал Вася.- Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать».

4. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.
2) Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет.
3) Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями.
4) Мещёра - остаток лесного океана.

5. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Бык - озеро таинственное, далекое, тянущееся на много километров.
2) Её звали вековушей - весь свой век она коротала одна, без мужа, без детей.
3) Они вдвоём подняли офицера - он был лёгкий, как мальчик, - и понесли по дороге.
4) Бабам только дай волю - они все ягоды оберут, до последней, семечка не оставят.

6. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой - он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.
2) Почва Мещёры - это торф, подзол и пески.
3) «Вернусь и, если останется свободное время, поеду в Ленинград», - говорила она себе, хотя хорошо знала, что свободное время останется.
4) Самовара ей, конечно, вовсе не было жаль - бог с ним, с самоваром! - а просто она хотела узнать, что натворили гитлеровцы в этом старом любимом доме.

7. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околицы.
2) Она везла в Горький к своей дочери внука - толстощёкого мальчика с сонным лицом.
3) Баулин полез первым, за ним - Леонтьев, позади - девушки.
4) Этот частокол - западня для деревенских котов, любителей рыбы.

8. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Гравёр Пожалостин - один из лучших русских граверов, работы его разбросаны всюду.
2) Лесной дом, должно быть, сгорел дотла - уж очень он был сухой и маленький.
3) «Досижу тут до утра, а там посмотрю», - решил Пашка, сел, уткнулся носом в колени, натянул на уши шапку и затих.
4) На реке стояла до войны водяная мельница, но фашисты ее сожгли, и осталась только плотина - любимое место Полины Максимовны.

9. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1) Ради них стоит работать, преодолевать и побеждать, чтобы оставить им в наследство эту любимую землю, великие леса, этот чистейший воздух, богатые поля и города, талантливые книги, разумный, привлекательный труд - все, что наполняет жизнь смыслом и радостью.
2) А Швейцер увлекался театром, любил споры до рассвета, хорошее вино - словом, все, что в их белой больничной квартире выглядело бы совершенно нелепо.
3) Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.
4) Она остановилась - лыжный след пересекали маленькие частые ямки, очень глубокие, с пятью вдавлинами от когтей.

10. Укажите предложение, в котором тире стоит между подлежащим и сказуемым.

1)Воображение основано на памяти, а память - на явлениях действительности.
2) Второй сын, Ваня,- учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе, за сто километров от родного озера.
3) Несколько слов: «Ночь прошла под большой чистой луной» - совершенно ясно передают молчаливое и величавое течение ночи над спящей страной.
4) За лаптями тянется узкая травянистая прогалина, а за ней - крутой обрыв.

Приложение  № 9

Дифференцированная работа:  

1.Домашнее задание: параграфы 42-46, упражнение 337,

1.А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из  научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым

Б: написать мини-сочинение на тему «Моя будущая профессия-бухгалтер», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.

2.Группа А - работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 - 3 примера.

Группа В - упр.335 (письменно).

Группа С - составить рассказ на тему "Моя будущая профессия-бухгалтер", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.

3. – написать мини-сочинение, используя как можно больше (7 – 10) предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте.

 – выберите из произведений художественной литературы примеры, в которых между подлежащим и сказуемым ставится и не ставится тире, при этом примеры должны быть на все имеющиеся модели в учебнике или блокноте. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте

 – спишите предложения, расставив в них, где это необходимо, тире. Условия постановки тире или его отсутствия графически обозначьте.

1.Лес это самый верный наш помо..ник в борьбе за ур..жай. (По К.Паустовскому).

2.Слово (не) стрела, да острее стрелы. (Пословица).

3.Сл..дковатый зап..х вод..ных лилий смешан с зап..хом смолы. (По К.Паустовскому).

4.Двадцать лет совершенно н..чтожный срок в ж..зни народов. (По К.Паустовскому).

5.Твои речи будто острый нож. (По М.Лермонтову).

6.Осн..вной мотив моей ж..зни ..делать что(нибудь) полезное для людей. (По К.Циолковскому)

7.Грибы самое удивительное растение. (По Д.Зуеву).

8.Они питомцы сырых туманов. (По Д.Зуеву).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по "Обществознанию" для 1-го курса обучения

Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.Цель : формирование представления у учащихся о государст...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

технологические карты комбинированного урока для 1 курсов

технологические карты комбинированного урока...

Технологическая карта к открытому уроку по дисциплине ОП.07 Бухгалтерский учет на тему "Бухгалтерский баланс"

Данное занятие предусмотрено рабочей программой ОП.07 Бухгалтерский учет в разделе «Теория бухгалтерского учета». На предыдущем занятии студенты изучали методы бухгалтерского учета, а бухг...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Технологическая карта урока английского языка (1 курс) для специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Тема урока "Путешествие  в Великобританию". Тип урока: Урок комплексного применения умений и знаний. Цели урока: Формирование лексики по теме «Географическое положение, ...

Технологическая карта занятия в рамках курса "История святости и главные святыни земли Смоленской"

Технологическая карта занятия по теме "Ростислав – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский"  ...