Методическая разработка. Занятие для подростков "Жизнь опытом учит"
план-конспект занятия по теме

Земницкая Юлия Станиславовна

Занятие с подростками «Жизнь опытом учит»

Цели:

1.Формирование культуры выбора у подростков в различных социальных ситуациях,

2. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях, формирование стремления к самосовершенствованию;

3.Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Ход занятия :

1.Приветствие.

Игра «Снежный ком»

Цель: знакомство участников, создание положительной атмосферы в группе.

Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

 

Сегодня на занятии мне бы хотелось поговорить с вами о жизни ..И о трудностях ,которые встречаются на нашем жизненном пути.

Пускай каждый из Вас выскажется на тему того, как он понимает что же такое Жизнь?

Итак, как мы понимаем, точно ответить на вопрос «что такое жизнь» не в силах никто, каждый человек по-своему относится к этому и строит свои рассуждения исходя из накопленного багажа знаний.

 

2. Упражнение «Ценности-цели»

Каждый человек имеет свои ценности в жизни, отдавая первенство некоторым из них. Познакомьтесь с «терминальными» Ценностями личности». Что ты поставишь на 1-е, 2-е, 3-е и т.д. место? Что окажется в самом конце списка?

•          Активная, деятельная жизнь.

•          Жизненная мудрость.

•          Физическое и психическое здоровье.

•          Интересная работа.

•          Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

•          Материальное обеспечение жизни.

•          Наличие хороших и верных друзей.

•          Мир и благополучие народа.

•          Общественное признание.

•          Познание мира, углубление своих знаний.

•          Самостоятельность и уверенность в себе.

•          Счастливая семейная жизнь.

•          Творчество.

•          Удовольствия (развлечения, приятное времяпровождение)

 

«Без цели нет деятельности, без интереса — нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Г. Белинский). Как вы это понимаете?

Каковы ваши цели в жизни? Умеете ли вы принимать самостоятельные решения? Вы — целеустремленный человек? Какие качества вам помогают в достижении цели? Что мешает? Допускаете ли вы ошибки? Какие? Как реагируете на них?

 

Ошибаться свойственно каждому человеку.

Благоразумному свойственно ошибки осознавать;

Глупому творить, повторять их испокон веку;

А умному ошибаться, исправлять и стараться не повторять.

«Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из средств самовоспитания» (Т. Карлейль).

 

Для успешной деятельности каждый человек должен знать себя. Я предлагаю вам пройти небольшой тест.

 

3.Тест «Семь «Я» человека».

           

Посмотрите на эту человеческую фигуру, она состоит из семи частей, семи людей, объединенных в единое целое. Ваша задача — выделить ту из фигур, которая кажется вам наиболее важной, основной. Возможно, вы выделите не одну фигуру, а две или несколько, это на ваше усмотрение.

(Ребята выполняют задание (2-3 минуты).)

Для того чтобы вам стал понятен смысл этого теста, надо расшифровать значение каждого символа. Один человек состоит из семи так называемых оболочек, семи жизненно важных элементов. Остановимся на каждой оболочке в отдельности.

Ключ к тесту.

•          ОБОЛОЧКА ПЕРВАЯ, ВНЕШНЯЯ - это человек общественный, то есть отношение человека с обществом, с его непосредственным окружением. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то можно говорить о том, что в вашей жизни большую роль играет социальный статус, иерархия, положение в обществе, материальные ценности и блага цивилизации.

•          ОБОЛОЧКА ВТОРАЯ — это собственно личность человека, накопленный им жизненный опыт, его отношение к добру и злу, жизненные установки, воспитание и заложенные в него родителями моральные ценности. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то для вас на первом месте стоит душа человека, духовные ценности.

•          ОБОЛОЧКА ТРЕТЬЯ — высокие помыслы человека, его мечты, заложенный в нем творческий потенциал. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы, несомненно, являетесь натурой творческой, богато одаренной, вы цените окружающий вас мир и умеете наслаждаться его красотой, не пытаясь извлечь из нее корысть. Вы эстет, художник и поэт.

•          ОБОЛОЧКА ЧЕТВЕРТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ – это интеллект человека, эрудиция, способность к трезвому восприятию мира, адекватность оценки и здравый смысл. Если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы в полной мере обладаете всеми перечисленными качествами и в других людях цените то же самое.

•          ОБОЛОЧКА ПЯТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это область человеческих чувств, эмоции. Если вы ЗАКРАСИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ, то вы живете,  прежде всего чувствами, вы воспринимаете мир сердцем, для вас на первое место выходят отношения с людьми, ваши ощущениями впечатления от мира. Вы ненавидите холодную расчетливость и за искренность готовы простить человеку любую нанесенную вам обиду.

•          ОБОЛОЧКА ШЕСТАЯ, ВНУТРЕННЯЯ - это женственность или мужественность, чувственность.

ОБОЛОЧКА СЕДЬМАЯ, ВНУТРЕННЯЯ — импульсивность, противоречивость, склонность к сомнениям. В любом человеке сидит чертик, и если вы ВЫДЕЛИЛИ ЭТУ ОБОЛОЧКУ то в вас он очень силен.

 

 

image

 

 

 

 

 

 

Обсуждение : Согласны ли вы с результатами теста? Да/ нет и почему?

Каждый из Вас должен понимать ,то работать над собой необходимо каждый день и час, только так вы  сможете добиться успеха!!!

 

Но наша жизнь настолько многогранна, что и успех может соседствовать с неудачам,обидами или трудностями. Все это расстраивает нас и может даже приводить с стрессу.

4.Итак, какие способы борьбы со стрессом Вы знаете?

Давайте запишем наиболее популярные советы :

1.Спортивные занятия

2.Контрасный душ

3.Общение с близкими

4. Уборка )

5.Прогулка на свежем воздухе

6. Занятие любимым делом( рисование ,музыка, игра на муз . инструменте)

И т.д.

Да, универсального рецепта побороть стресс нет. Каждый должен найти что-то своё. Главное — не опускать руки и делать хоть что-нибудь.

Притча:

Однажды великий Соломон обратился к придворному мудрецу с просьбой дать совет. Царь сказал, что очень многое выводит его из себя, и он не знает, как с этим справляться. В ответ мудрец передал царю кольцо, на котором была высечена фраза «Всё пройдёт». Каждый раз, гневаясь, Соломон смотрел на перстень и успокаивался. Но однажды он настолько разозлился, что надпись не помогла.сорвал кольцо и отбросил его прочь, но потом заметил надпись на его обратной стороне. «Пройдёт и это» — гласила она. Соломон прочёл это и сумел перебороть свой гнев. С этой поры кольцо всегда было при нём.

О Чем эта притч а, как вы считаете?

Какой вывод можно сделать?

( Вывод: Все проходит , не нужно отчаиваться и останавливаться! Нужно всегда двигаться толькл вперёд!)

 

 

5. Упражнение «Воздушные шары»

Психолог. Для того, чтобы легче перенести стресс давайте попробует его материализовать и визуализировать!

Каждому ученику раздается по два воздушных шара и фломастеры. Ребятам предлагается вспомнить несколько неприятных ситуаций, приводящих к стрессу. Надувая шарик, представить, что в него передаются отрицательные эмоции.  Затем проколоть шарик иголкой, представив, что все отрицательные эмоции улетучились.

Ученикам предлагается надуть еще один шарик, представляя, что он наполняется положительной энергией. Подобрав, слово, обозначающее положительную эмоцию, написать его на шарике. Шарик подбрасывается вверх. Наблюдая за ним, следует попытаться закрепить в сознании те слова, которые на нем написаны. Которые были на нем изображены. В дальнейшее, когда учащимся придется столкнуться с какой-либо неприятной ситуацией, им следует вспомнить об этом шарике и о том, что было на нем изображено.

 

Еще одним важным компонентом нашей жизни является Выбор!

Когда мы стоим на пороге выбора, мы задаём себе много вопросов : правильно ли это,хочу ли я этого и смогу ли я ? и т.п.

И это нормально , но всегда необходимо понимать ,что выбор должен приносить пользу вам , вашему будущему и вашим близким.

 

6.Прочитать эпиграф и обсудить:

 

Глаза у нас намного выше ног

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть перед тем, как сделать шаг.

Р.Гамзатов

 

Обсуждение :О чем идет речь в стихотворении?Что хотел сказать нам автор?

Что такое выбор?Что мы выбираем? Почему? На что ориентируемся, делая выбор?

 

 

Иногда стоя на пороге выбора нам приходится отказываться от чего-то!  От каких-то предложений. И зачастую бывает, что отказать мы хотим, но «не можем»

Но иногдаотказаться, отстаивая свою позицию гораздо проще , чем согласиться с тем , что навязывают тебе другие.

Психолог. Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планам, интересами? Как?

 

7.Упражнение «Алгоритм двух «О»

Учащимся предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Например, друзья приглашают на дискотеку, но у вас другие планы. Психолог сообщает алгоритм двух «О» (алгоритм «ОптимальногоОтказа»):Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино»). Алгоритм записывается на доске.  Далее учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого ( за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

 

Также в нашей жизни есть и место испытаниям. Но мы все борцы , и мы должны с этими испытаниями справляться достойно!

8.Упражнение «Вырвись из круга»

Участники встают в круг и берутся за руки. Один из них находится внутри круга, его задача – вырваться. Затем, проходит обсуждение – как вёл себя участник, чтобы вырваться из круга и почему; как вели себя участники, образующие круг и почему и т. п ( за пределами круга жизнь, Ваша задача-выйти в жизнь, т.е. вырваться за пределы круга. Как только участники поймут, что вы достойно боролись -они могут расцепить руки!)

Какие все вы умнички! Как хорошо вы боролись! Вы доказали всем, что готовы бороться за свою жизнь! А это очень ценное качество! 9. Нам пора прощаться! Надеюсь каждый из вас вынесет из нашего занятия что-то своё, что- то , что будет ему помогать в дальнейшем!

Закончить мне бы хотелось игрой «Комплимент»

Способность видеть хорошее во всём и во всех- это способность сильных и мудрых людей. Давайте мы с вами попробуем это сделать!

 9.Прощание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...

Методическая разработка по обобщению педагогического опыта преподавателя Елизаровой Н.Н. на тему: "Русское зодчество, от землянки до палат. Деревянное кружево Руси".

Русская культура является главным носителем традиций, нрвственных и духовных ценностей, сформировавших русский народ, как единую общность. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культу...