Методическая разработка
методическая разработка на тему

Кириченко Ирина Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_sam._rabota_uchashchihsya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «АЛЕКСИНСКИЙ МАШИНОСТОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» ГПОУ ТО

Методическая разработка

«Совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся в свете требований ФГОС-3»

Автор: Кириченко Ирина Александровна

Преподаватель электротехники и электроники                        

п. Колосово

2015

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов.  

Самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа)

является одним из видов учебных занятий студентов из видов учебных занятий студентов

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширение теоретических знаний;  
  • формирования умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов творческой инициативы, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Выделяются два вида самостоятельной работы;

  • аудиторная
  • внеаудиторная

Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине выполняются на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности регламентирует максимальный объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по практическому обучению.

    Объем времени, отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу, находит в отражение:

  •  в рабочем плане – в целом по теоретическому обучению, по каждой дисциплине;
  • В рабочих программах учебных дисциплин с распределением ее по разделам и темам.
  1. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы.  

При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется:

  • общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенный на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенный на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучение);
  • объем времени отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по циклам дисциплин с учетом требования к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящих в цикл;
  • объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания самостоятельного внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объем теоретической учебной информации практические задания по каждой теме.

  Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии в рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.

   Распределение объема времени на самостоятельную внеаудиторную работу для студента не регламентируется расписанием.

Видами заданий для самостоятельной внеаудиторной работы могут быть:

        для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составления плана текста; графическое изображения структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использования аудио и видеозаписей компьютерной техники, интернет и др.;

        для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; таблиц для систематизации  учебного материала; изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др.), подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов докладов, составление библиографии; тестирование др.;

        для формирования умений: решение задач и упражнений пo образцу решение вариантных задач и упражнений, выполнение чертежей схем выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм проектирование Моделирование разных видов и компонентов, профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.

виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, их содержание и учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.    

 Этапы самостоятельной работы студента.  

  • Выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен ля пройти следующие этапы:
  • определение цели самостоятельной работы;
  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задач;
  • самооценка готовности к самостоятельной работе;
  • выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи;
  • планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя над заданием;
  • осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов слежение за ходом самой работы самоконтроль промежуточного и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы.  

2.        Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

При выдаче заданий на самостоятельную внеаудиторную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, к включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный.    

Объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объемы времени, отведенного на изучение дисциплины.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине; может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением  изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и т.д.
Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

-уровень освоения студентом учебного материала;

-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-сформированность общеучебных умений;

-обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

Во время выполнения студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени.

Уровни самостоятельной работы студентов

Следует выделять пять уровней самостоятельной работы обучаемых. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов. Студенту предоставляется возможность работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время. Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.
Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.
Первый уровень самостоятельных работ – дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень – самостоятельные работы ПО образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умешенному груду. Другая форма самостоятельных заданий этого уровня – составление тестовых заданий по прежним правилам.
Третий уровень –  реконструктивно - самостоятельные    работы:
преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразование типовых задач. Работы этого типа учат обобщать явления.
Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.
Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.

1. Прочти абзац и постарайся задать вопрос студенту, преподавателю.

2. Из перечня вопросов выбери те, которые необходимы в данной ситуации.

3. Оцени, насколько правильно изучено содержание материала, для этого придумай вопрос, направленный на уяснение материала.

4. Задай вопрос с целью устранения логических, фактических и других ошибок

5. Задай вопрос с целью развития содержания материала.

 6. Программа действия преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

 Программа действий преподавателя по созданию  необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов :
- изучение квалификационной характеристики специалиста;
-анализ учебного плана;
-подготовка перечня умений, компетенций которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;
-подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
-разработка бланка профессионально - ориентированных задач для  самостоятельной деятельности;
-группировка задач в блоке задания на семестр;
-определение  качественно – количественных критериев выполнения задания;
-определение периодичности контроля;
-разработка вариантов контрольных работ;
-выработка системы информирования студентов об их достижениях;
-создание необходимого информационно – методического обеспечения;
- определение системы индивидуальной работы;
-внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:
-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (пояснить, что такое реферат, конспект, как составить аннотацию, сценарий, как выполнить требования к записи лекций преподавателя и т.д.)

-учебную и методическую литературу;
-учебные пособия и программы дисциплин;
-тематические словари;
-лекции, консультации(текст, фонозапись, видеозапись);
-разработки лабораторно-практических заданий (работ), планы семинарских занятий;
-творческие работы студентов;
-видеофильмы и ТСО;
-текстовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний студентов.

Вывод: Самостоятельная деятельность студентов – задача, которую решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:
-воспитание культуры самостоятельной деятельности  студентов;
-развитие профессиональной деятельности преподавателя.
Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей:
-постоянно обновлять терминологический  словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;
-накапливать и обобщать индивидуальный опт по руководству самостоятельной деятельности студентов;
-вести методическую работу и методический обмен с коллегами;
-заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации);
-использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условия для их самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...