Использование кейс - технологий в учебном процессе
статья на тему

Беседина Татьяна Ивановна

В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии. Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса студентов к учебному процессу. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических ситуаций и заданий, которые группе необходимо проанализировать и решить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologii.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кейс - технологий в учебном процессе

                                                               Все уроки, как люди, похожи и разные,

Если к ним приглядеться с разных сторон,

Ведь бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они, как мучительный сон.

В. Троицкий

Мастер своего дела, профессионал. Какой смысл вкладывается в эти понятия? Наверное, так можно сказать о человеке компетентном в определенной сфере деятельности. Например, компетентный педагог - это  специалист, который хорошо знает не только преподаваемый предмет, но и методику обучения и психологические, возрастные особенности своих слушателей, умеющий найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся.  

Все педагоги мечтают о студентах, которые схватывают информацию « на лету», самостоятельно заполняют  пробелы  в знаниях и активно с интересом работают на учебных занятиях. Реальная картина, увы, не столь радужная. Если студент конспектирует лекции, отвечает на вопросы, выступает с презентациями и докладами,  но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интерес–процесс запоминания развивается слабо. Часть информации он усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний.  Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, без эмоций, без осмысления значимости учебного материала, остаются «мертвым грузом».

Проблема усвоения знаний обучающими давно не дает покоя педагогам. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд для того, чтобы процесс познания был более продуктивным [3, с. 234].В последние годы, в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе профессиональной школы России, происходит поиск новых эффективных методов  и технологий обучения. Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки студентов в рамках компетентностно-ориентированных требований.

Информация, чтобы получить статус профессионального знания, должна усваиваться в контексте собственного практического действия студента. Такое действие должно быть не чисто академическим, а приближенным к специальным и социокультурным ситуациям будущей реальной профессиональной деятельности. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты служебной деятельности и межличностные отношения занятых в ней людей. Такое обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как  учебная дисциплина, на которую должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения профессиональных задач в деятельности  будущего специалиста.

Один из путей  решения обозначенной проблемы и реализации этих задач, в учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Впервые метод был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. К нам истинный интерес к кейс-технологии пришел в 1990-х годах.

На современном этапе во всех сферах становится востребованным специалист, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов. Использование педагогами активных технологий обучения является источником удовлетворения его желания подготовить обучающихся, которые овладели бы секретом профессионального мастерства на уровне более высоком, чем у наставника. Суть кейс-технологии состоит в том, что в процессе обучения используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен отражать: реальную жизненную ситуацию; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения обучающимся; требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем.

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге студенты делают собственные выводы и находят выход из проблемной ситуации в виде неоднозначных множественных решений.

Основной целью данной технологии является активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счет стимулирования интереса студентов к учебному процессу. Использование метода кейсов на учебных занятиях помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических ситуаций и заданий, которые группе необходимо проанализировать и решить. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса, периодически он может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс–технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

 Внедрение данной технологии при изучении специальных предметах позволяет приблизить  деятельность студентов к профессиональной деятельности, усвоенные профессиональные знания в процессе работы непосредственно связаны с формированием практических навыков. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от студентов требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

Проблема внедрения кейс– технологии в практику профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Использование метода сase-study как технологии профессионально-ориентированного обучения представляет собой сложный процесс, плохо поддающийся алгоритмизации. Формально можно выделить следующие этапы: ознакомление студентов с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.

Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода сase-study. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:

- объективность — создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания студентов, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;

- обоснованность оценок — их аргументация;

- систематичность — важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий студентов, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;

- всесторонность и оптимальность.

Методы  кейсов очень разнообразны  и существует классификация по разным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

- иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

- учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

- учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Несомненным достоинством технологии является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Преодолевается проблема традиционного обучения, связанная с не эмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этой технологии  так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. Разумеется, чтобы «спектакль» был успешным, немаловажную роль должен внести режиссер–преподаватель. Педагог должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Эффективность деятельности преподавателя, использующего метод кейс- технологий связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

- принцип партнерства, сотрудничества со студентами, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире информации;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность;

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт, вовлечение в творчество студентов, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у студентов навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Деятельность преподавателя при использовании рассматриваемой технологии включает в себя две фазы:

- трудоемкая  внеаудиторная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа;

-  деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

В последнее время все более популярным становится использование кейсов не только на стадии обучения студентов, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить студентам кейс и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки

Кейс– технологии — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления. но чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого «нормативного скелета», все его знания будет сводиться к знанию множества ситуаций без определенного методологического принципа или системы. Педагогический потенциал кейс-технологии  значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения. Но все же, его  необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе и с традиционными, закладывающими у студентов обязательное нормативное знание.

Список литературы:

  1. Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. – 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net/case/casestadu.html (16.01.2015)
  2. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 1999. – 352 с.
  3. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н\Д.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода в учебном процессе

В настоящее время кейс-метод получил широкое распространение в учебном процессе.Он заключается в том, что обучающимся предлагается провести исследвание события или какой-либо ситуации.Это командный, о...

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

Кейс – технологии в учебном процессе

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)....

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях....

Использование компьютерных технологий в учебном процессе

содержит информацию о  средствах электронных ресурсах...

Использование кейс – технологии в учебной практике по специальности 15.01.32 Оператор станков с ПУ

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить профессиональную ситуацию. Кейс создает практическую «действующую» модель ситуации. Учебное назнач...