Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
статья на тему

Тема опыта:

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.

Актуальность опыта:

Соответствует  современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-ориентированное деятельностное   обучение, способствует реализации компетентностного подхода.

Педагогическая  цель инновационного поиска:

Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.

Задачи:

1. Проектирование содержания, методики и форм обучения менеджмента и маркетинга с целью развития компетенций.

2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс-технологии.

3. Создание условий для успешной социализации студентов.

Информация об опыте

1 Технология реализации идеи: 

1. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина,   В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова   и др.,  на идеях Концепции модернизации российского образования

2. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология-  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Сущность технологии

Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев

Название технологии  произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ Чувашской Республики СПО

«Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Обобщение педагогического опыта

преподавателя специальных дисциплин

Попковой Ольга Александровны

Тема: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Алатырь, 2013

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

экономических дисциплин

Протокол № __ от «___» ______ 2013г.

Председатель                  Л.Н.Кирюхина

Тема опыта:

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.

Актуальность опыта:

 

Соответствует  современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно-ориентированное деятельностное   обучение, способствует реализации компетентностного подхода.

Педагогическая  цель инновационного поиска:

Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов.

Задачи:

1. Проектирование содержания, методики и форм обучения менеджмента и маркетинга с целью развития компетенций.

2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс-технологии.

3. Создание условий для успешной социализации студентов.

Информация об опыте

1 Технология реализации идеи: 

1. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина,   В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова   и др.,  на идеях Концепции модернизации российского образования

2. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология-  технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Сущность технологии

Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев

Название технологии  произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай

Структура процесса обучения по КТ

1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

-  он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать  альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.

2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности),

3. выявляется ПОЗИЦИЯ студента  по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление).

Коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Используя кейс-технологию,  я преследую следующие  цели

1. «погружение в ситуацию, в ходе которого студенты эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)

2. способствую тому, чтобы студенты пришли к выводу о том, что из любой  ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность за выбор

3. развитие компетентностей студентов

Кейс-технология работают на развитие

1. Учебно-информационной компетенции

2. Коммуникативной (социальной) компетенции

Роль кейс-технологии в формировании компетентностей

Учебно-информационные  

(интеллектуальные) компетенции

Социальные компетенции

1. Освоение методов анализа и критического мышления

2. Умение работать с текстом

3. Создание авторского продукта

4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

5. Освоение методов сбора данных

1. Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе

2. Получение коммуникативных навыков

3. Развитие презентационных умения

4. Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

2 Описание опыта

В своей педагогической деятельности я использую метод ситуационного упражнения (задачи). Он  заключается в том, что студенту предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи

- в тексте задания уже дается готовая информация и задача студента - её анализ

- для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение студентов работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.  

Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто учащимся требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций

Организуя уроки на основе кейс-технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).

Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» факты и явления, как нечто  не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации. Кейс- технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания действительности

3 Мои этапы формирования опыта:

2006 – 2008г – разработка и  проведение ситуационно-ролевых игр

2008 – 2009г – разработка комплекса  ситуационных заданий по маркетингу и использование их в образовательном процессе

2009 - 2010г – разработка календарно-тематического планирования с использованием элементов кейс-технологии, разработка рекомендаций для студентов по решению заданий на анализ конкретной ситуации

2010-2012г – представление опыта среди педагогов техникума и города

4 Представление опыта

1. Заседание предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин техникума.  Выступление  «Применение кейс-технологий в профессиональном обучении», 2010г.

2. Педагогическая конференция, 2011г.

3. Открытое занятие по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»,2013г.

Методическая разработанность опыта

1. Комплект ситуационных задач по маркетингу.

2. Методические разработки уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. На мой взгляд, именно при помощи  деловой  игры мож...

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...

РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...