Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
статья на тему

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. На мой взгляд, именно при помощи  деловой  игры можно разнообразить учебный процесс и сделать его интересным для студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей.

           В процессе реализации ФГОС особое внимание уделяется формированию у студентов способности к самостоятельной деятельности, таким как поиск информации, работа в команде, отстаивание собственной позиции и умение выслушать других, нести ответственность за принятые решения и т.д

 Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

На современном этапе развития образования существуют различные методики и технологии, применяемые в образовательном процессе.

Одно из главных направлений методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, к которым относятся и игровые технологии.

В образовательных учреждениях игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать занятие более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия студентов, они обучаются, даже не подозревая об этом.

По мнению С.А.Шмакова игра выполняет важные функции: (на слайд)

  • функцию социализации,
  • самореализации,
  • коммуникативную,
  • диагностическую,
  • терапевтическую,
  • развлекательную функцию и
  • функциюкоррекции.

Наиболее часто используется в образовательном процессе деловая  игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%». (на слайд)

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. (слайд)

В настоящее время они используются в учебном процессе школ, вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

 В педагогической практике деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования умений, даёт возможность студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций, учит применять знания на практике; приближать ситуацию к реальным условиям работы, развивает интерес к предмету, исследовательские и творческие навыки студентов, позволяет сформировать у студентов  как общие, так и профессиональные компетенции.

Деловая игра способствует созданию положительного эмоционального отношения студентов к занятиям, позволяют более длительно сохранить их работоспособность.

Кроме этого она может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и другие.

Деловую игру как форму обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

1)  формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

2)   развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

3)   приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

4)   формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

 При определении целей важно ответить на следующие вопросы:

1)      для чего проводится данная деловая игра;

2)      для какой категории студентов проводится данная деловая игра;

3)      чему именно следует обучать студентов;

4)      какие результаты должны быть достигнуты с помощью игры

В педагогической литературе представлены  различные  классификации деловых игр,  рассмотрим классификацию по Л.В. Ежовой: (слайд)

1. «По времени проведения:

· без ограничения времени;

· с ограничением времени;

· игры, проходящие в реальное время;

· игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

· оценка того кто как работал, отсутствует.

2. По конечному результату:

· жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

· свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

3. По конечной цели:

· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

· констатирующие - конкурсы профессионально мастерства;

· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения

5. По методологии проведения:

· ролевые игры

· групповые дискуссии

· имитационные

 -организационно-деятельностные игры

· инновационные игры

Чаще остальных в педагогической практике используются такие виды деловых игр как:

Ролевые игры - это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации.

Дискуссия - хороший способ познакомиться со взглядами и позициями разных людей, удобный повод отточить навыки публичного выступления.

Организационно-деятельностная игра - форма активного обучения разрешения проблемных ситуаций посредством моделирования  деятельности. Цель организационно-деятельностной игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации.

Технология деловой игры включает в себя следующие этапы.

Этап подготовки

  • Разработка игры
  • разработка сценария
  • план деловой игры.
  • общее описание игры
  • содержание инструктажа
  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • постановка проблемы, целей
  • условия, инструктаж
  • регламент, правила
  • распределение ролей
  • формирование групп
  • консультация

Этап проведения

  • процесс игры

Этап анализа и обобщения

  • вывод из игры
  • анализ, рефлексия
  • оценка и самооценка работы
  • выводы и обобщения
  • рекомендации

Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра», необходимо учитывать следующие правила:

-        необходимо  в работу вовлечь наибольшее количество студентов;

-          проявить заботу «о психологической» подготовке участников;

-       необходимо    уделить большое внимание подготовке помещения, материала, условий, постановки цели «деловой игры», подготовить все необходимое участникам для работы в больших и малых группах;

-          обозначить каждому участнику в группе свою роль, при этом в случае необходимости всегда иметь возможность заменить их другими;

-          преодолеть стереотипы в обучении, развивать творческие способности студентов, создавать при этом необходимые условия для формирования профессиональных компетенций, умения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.

Проводя занятия в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную и групповую работу студентов.

Используя деловую игру как средство развития общих и профессиональных компетенций  важно продумывать эмоциональный и мотивационный фон игры.

Тематика, целевая установка, формы, методы  деловых игр разные, но все они способствуют развитию общих и профессиональных компетенций, можно выделить группу общих компетенций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать

с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Часто в проведении деловых игр возникает ряд трудностей. Назову некоторые из них: 

1.Не всегда участники деловой игры действуют в соответствии с ролью.

2.Возникают трудности, как правило, в начальном периоде  игры при формировании групп. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Поэтому мы рекомендуем процесс формирования группы лучше провести заранее.

3.Трудности могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей: демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры.

И последнее, напомню о роли преподавателя в игре:

1.Преподаватель действует перед игрой, до начала, в конце и при анализе игры

Для того чтобы не погасить активность участников игры,  преподаватель не должен:
1.Превращать дискуссию в контрольный опрос студентов.
2.Давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать своё мнение.
3.Подавлять аудиторию лекторским многословием.
4. Занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы.
5.Помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является сами студенты.

руководитель игры должен уметь наблюдать   и поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности.

Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией. Тем не менее, способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной деятельности в современный период, и это лишь один из методов, который можно использовать в новых образовательных технологиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...

Деловая игра как средство развития профессиональной компетентности студентов.

Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опир...

Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...

Доклад «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»

В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогическ...

Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов

Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов...