Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.
Функции игр (С.А. Шмакова) • функция социализации • самореализации • коммуникативная • диагностическая • развлекательная функция • функция коррекции
При лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, При самостоятельной работе с литературой — до 50%, При проговаривании — до 70%, При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%»
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М . Бирштейн . В 1938 году деловые игры в СССР были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг ., после того как появились первые деловые игры в США
Деловая игра может включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию , мозговой штурм , анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и другие.
Деловую игру как форму обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач: 1) формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; 2) развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; 3) приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; 4) формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации
Классификация деловых игр по Л.В. Ежовой: 1 . «По времени проведения: · без ограничения времени; · с ограничением времени; · игры, проходящие в реальное время; · игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности: · балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; · оценка того кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: · жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; · свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. 4. По конечной цели: · обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; · констатирующие - конкурсы профессионально мастерства; · поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения 5. По методологии проведения: · ролевые игры · групповые дискуссии · имитационные -организационно- деятельностные игры · инновационные игры
Чаще остальных в педагогической практике используются такие виды деловых игр как: Ролевые игры - это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся (например, аттестация, защита или презентация какой-либо разработки, конфликт с однокурсниками и др.). Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Дискуссия - хороший способ познакомиться со взглядами и позициями разных людей, удобный повод отточить навыки публичного выступления. Организационно- деятельностная игра - форма активного обучения разрешения проблемных ситуаций посредством моделирования деятельности. Цель организационно- деятельностной игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации.
Технология деловой игры включает в себя следующие этапы. Этап подготовки • Разработка игры • разработка сценария • план деловой игры. • общее описание игры • содержание инструктажа • подготовка материального обеспечения Ввод в игру • постановка проблемы, целей • условия, инструктаж • регламент, правила • распределение ролей • формирование групп • консультация Этап проведения • процесс игры Этап анализа и обобщения • вывод из игры • анализ, рефлексия • оценка и самооценка работы • выводы и обобщения • рекомендации
«докладчики» «критики» «союзники» Ролевая игра «Психология общения»
- «докладчики» люди, которые, как можно подробнее раскрыть данный вопрос, за 4 минуты; приводят примеры и обосновывают их. - « критики» любую информацию подвергают критике, просят привести доказательства; задают провокационные вопросы, просят привести примеры упражнение или составить рекомендации по данному вопросу; на это дается 1 минута . - «союзники» - пытаются уточнить информацию, и выражают собственные суждения по поводу полученной информации; могут, поддерживают «докладчика», стараются ему помочь в доказательствах, могут поддерживать «критиков» если уверены, что их высказывания верны.
Тематика , целевая установка, формы, методы деловых игр разные, но все они способствуют развитию общих и профессиональных компетенций, можно выделить группу общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Ряд трудностей в проведении деловой игры: 1.Не всегда участники деловой игры действуют в соответствии с ролью. 2.Возникают трудности, как правило, в начальном периоде игры при формировании групп. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Поэтому мы рекомендуем процесс формирования группы лучше провести заранее. 3.Трудности могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей: демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры.
Для того чтобы не погасить активность участников игры, преподаватель не должен: 1.Превращать дискуссию в контрольный опрос студентов. 2.Давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать своё мнение. 3.Подавлять аудиторию лекторским многословием. 4. Занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы. 5.Помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является сами студенты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует современной государственн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/13/picture-402016-1402674054.jpg)
Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...
Деловая игра как средство развития общих и профессиональных компетенций.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. На мой взгляд, именно при помощи деловой игры мож...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/02/picture-700918-1446478619.jpg)
Деловая игра как средство развития профессиональной компетентности студентов.
Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опир...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/29/picture-928734-1546062959.jpg)
Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»
Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1215523-1581253896.jpg)
Доклад «Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов»
В связи с востребованностью на рынке труда специалистов экономического профиля и высокими требованиями, предъявляемыми работодателями, перед нами встала проблема повысить результативность педагогическ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-1431653-1667126096.jpg)
Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов
Деловые игры как средство развития профессиональной компетентности студентов...