Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.
статья

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития

общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.

Основное противоречие современной системы образования – это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию перейти к максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию, то есть на первый план выходит проблема формирования общих компетенций у студентов любых направлений подготовки.

Методическая служба техникума пытается решать проблемы, связанные с оптимизацией процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через:

•        внедрение современных педагогических и информационных технологий профессионального образования;

•        формирование инновационной образовательной среды;

•        совершенствование профессионализма и обеспечение повышения квалификации педагогов;

•        обобщение и распространение педагогического опыта педагогов.

Инновационные технологии позволяют оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения. Основные из них:

•        технология модульного обучения,

•        технология проблемного обучения,

•        технология контекстного обучения,

•        кейс-технологии,

•        проектные технологии,

•        здоровьесберегающие технологии,

•        технология развития критического мышления через чтение и письмо,

•        технология интерактивного обучения и др.

Выбор технологии обучения определяется рядом факторов:

•        содержанием учебной дисциплины,

•        средствами обучения,

•        оснащенностью учебного процесса,

•        составом обучающихся,

•        уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Реализация ФГОС предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.

Методы обучения должны отвечать требованиям активизации и интенсификации обучения; быть ориентированными не на простое получение знаний о каком-то объекте, а на деятельность с этим объектом, на развитие личности студента. Для обучения с целью формирования максимального количества общих и профессиональных компетенций могут использоваться методики:

- создание опорных конспектов (в том числе графических), графическое изображение структуры текста;

- составление плана текста;

- просмотр учебного видеофильма;

- работа со словарями и справочниками: поиск объяснения отдельных терминов и др. информации по заданию;

- выполнение практических заданий с использованием нормативной, справочной литературы;

- программированное задание;

- эвристическая беседа;

- учебная дискуссия;

- рецензирование или взаимопроверка;

- работа в малых группах;

- решение ситуационных задач;

- имитация деятельности на тренажере (в т.ч. на виртуальном оборудовании, в виртуальной лаборатории);

- деловые игры или их элементы;

-исследовательский метод: составление реферата по исследовательскому вопросу, выполнение исследовательского задания в соответствии с проектом, анализ специальной литературы;

- проблемный метод: формулировка проблем, составление ответов на проблемные вопросы в работе с дополнительной литературой, разрешение проблемных ситуаций с аргументацией устно и письменно.

Обучение должно строиться на применении в образовательном пространстве проблемных методов, эвристических, рефлексивных, которые имеют «субъект – субъектный» характер взаимоотношений, на использовании групповых форм организации учебного прогресса, где обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности студентов на занятии и во внеурочной деятельности.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Интерактивные методы предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), а преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей: на основе такого опыта формируются новые знания и умения.

Судя по результатам опроса педагогического коллектива, треть коллектива уже применяет активные и интерактивные методы обучения в своей деятельности, другая треть – готова к внедрению таковых в ближайшее время, а остальные начнут внедрять, как только этому будут соответствовать условия работы. Но, тем не менее, аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, загружены не в полной мере, да и не всякая интерактивная технология требует наличия такого оборудования.

В условиях глобальной информатизации важнейшим фактором общественного развития и средством повышения результативности всех сфер деятельности, включая образование, выступают информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Как следствие, одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которое заключается в обеспечении данной сферы образования теорией и практикой использования и создания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на достижение психолого-педагогических целей обучения и воспитания обучающихся.

Информатизация образования позволяет решать ряд принципиально новых задач. В частности:

1.        изучение явлений и процессов в микро- и макромире;

2.        изучение явлений и процессов внутри сложных технических и биологических систем;

3.        представление в удобном для изучения масштабе и времени различных физических, химических, биологических и социальных процессов, реально протекающих с очень большой или слишком малой скоростью;

4.        моделирование ситуаций профессиональной деятельности.

Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. Это нашло отражение в использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность обучающегося. Благодаря новым информационным технологиям в мировом образовательном пространстве стало возможным дистанционное обучение.

Литература:

Чебанов К.А., Богданова М.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся колледжа // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

Статья на тему "Бригадное обучение как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся"

Бригадное обучение – форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи об...

РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В РАЗВИТИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье ставится задача рассмотреть конкурсы профессионального мастерства как средство развития общих и профессиональных компетенций студентов. В результате анализа конкурсов профессионального мастер...