СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Хомченко Нина Андреевна

Раскрыты поняти "котроль", педагогические требования к проведению контроля, типы контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Контроль - обязательная часть процесса обучения, это инструмент, измеряющий результаты учебной работы; он обеспечивает обратную связь, является средством корректировки учебного процесса.» [2]

Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль студента). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения.

«Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний обучающимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют больший объем в современной педагогике.» [3] Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого студента, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных обучающихся итогами работы коллектива, и наоборот;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
  • разнообразие форм контроля;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков студентов;
  • объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества обучающихся, требующий от преподавателя педагогического такта, адекватной методики контроля;

«Оценочные средства – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения обучающимся учебного материала – являются неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы.» [5]

Оценочные средства:

• во-первых, позволяют формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции,

• во-вторых, проводить комплексную оценку всех составляющих понятия «компетенция».

При этом необходимо в полной мере осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса – образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени их сформированности (соответствующие оценочные средства). Формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю – направить деятельность обучающегося в необходимое русло.

Согласно действующим нормативным документам федерального уровня, выделяются следующие типы контроля:

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. К достоинствам данного типа относится его систематичность, постоянный и непрерывный мониторинг качества обучения. Минусом же является фрагментарность и локальность проверки. Компетенцию целиком, а не отдельные ее элементы (знания, умения и практический опыт) при подобном контроле проверить едва ли возможно. Текущий контроль знаний обучающихся может представлять собой:

- устный опрос (групповой или индивидуальный);

- проверку выполнения письменных домашних заданий;

- проведение лабораторных, расчетно-графических и иных работ;

- проведение контрольных работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- контроль самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация может завершать изучение как отдельной дисциплины или профессионального модуля, так и их раздела (разделов). Подобный контроль помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций. Основными формами промежуточной аттестации являются зачет и экзамен.

 Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом. Это своего рода «государственная приемка» выпускника при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Лишь она в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом общих и профессиональных компетенций.  

В рамках каждого из данных типов контроля (аттестации) могут быть задействованы разные виды контроля. К видам контроля можно отнести:

– устный опрос (УО);

– письменные работы;

– контроль с помощью технических средств и информационных систем. Каждый из видов контроля имеет собственные преимущества и недостатки. Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор обучающнгося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.

Важнейшими достоинствами письменных работ являются:

– экономия времени преподавателя, (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);

– возможность поставить всех обучающихся в одинаковые условия;

– возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

– возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

– возможность проверить обоснованность оценки;

– уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки обучающегося, обусловленного его индивидуальными особенностями.

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:

• быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении обучающимися контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;

• возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

• формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений обучающихся по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;

• привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

• возможность самоконтроля и мотивации обучающихся в процессе самостоятельной работы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которые  получаются посредством контроля. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия «качественное образование». Поэтому актуальна проблема повышения эффективности педагогического контроля.

Литература:

  1. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]:-учебное пособие/ В.А. Сластенин -М: Академия, 2010. - 576 с.
  2. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография. СПб А.И.Субетто -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 280 с.
  3. Крившенко Л.П.. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Л.П. Крившенко - М: Проспект, 2010. - 432 с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего Профессионального Образования (ФГОС СПО), Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1386

Интернет источники:

  1. Богословский В.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе.

Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1191395/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА ПО ПРОФЕССИИ «СЕКРЕТАРЬ»

В статье рассматривается метод интеллект-карт как один из методов формирования общих и профессиональных компетенций студентов по профессии СПО 034700.01 Секретарь и описывается система работы с интелл...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Рассматривается вопрос формирования компетенции обучающихся в системе профессионального образования с использованием метода анализа ситуаций и инструментальных средств MS Excel на примере и...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....