Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования
статья по теме

Кузьминова Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                                                               Кузьминова Людмила Викторовна

Тема: «Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Краснодар, 2013 г.



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

Глава 1. Патриотизм – важнейшее моральное качество человека        

1.1.        Сущность патриотизма, его содержание        

1.2. Структурные компоненты патриотического воспитания        

Глава 2. Организация практической деятельности студентов по формированию патриотизма        

2.1. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания        

2.2. Туристско-краеведческая работа        

Заключение        

Список используемой литературы        

Введение

        «Если человек не любит смотреть хотя бы

        изредка на старые  фотографии своих

        родителей , не ценит память о них, оставленную

        в саде, который они возделывали, в вещах,

        которые им принадлежали, значит, он не любит

        их. Если человек не любит старые дома, старые дома,

        старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит,

        у него нет любви к своему городу. Если человек

        равнодушен к памятникам истории своей страны,

        значит, он равнодушен к своей стране».

                Академик Д.С. Лихачев

        Гражданско-патриотическое воспитание студентов в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Представители различных слоев российского общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.

        Причины создавшегося положения во многом обусловлены сложностью и противоречивостью протекающих в России социально-экономических, политических и духовных изменений, глубоким социальным расслоением российского общества, девальвацией духовных ценностей особенно в молодежной сфере, отсутствием единого научно-методологического подхода в теории и практике гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

        Проблема гражданско-патриотического воспитания стала осознаваться и обществом в целом, в том числе и на государственном уровне. Не случайно разработан и принят ряд документов, в числе которых и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы» (первая была принята на 2001-2005 гг.) Свою программу на этой основ разработала и Федеральное агентство по образованию.

        Что такое патриотизм? Хорошо ли знакомы с эти понятием наши студенты? На каких примерах надо воспитывать юных патриотов, если самые массовые источники воздействия на их сердца и умы пропагандируют сегодня бездуховность, культ насилия и стяжательства?

        Развитие у студента чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важнейших компонентов воспитательной работы колледжа. Воспитание любви к Родине, готовности встать на защиту своего Отечества составляет основу формирования гражданской позиции будущего специалиста. «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь», - писал Н.А. Некрасов.

        Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.

        В последние годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, ослабла. Такие понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств гражданственность, долг, патриотизм.

        Словом, новые реалии заставляют искать и новые формы работы. Такие формы, которые позволили бы сделать диалог с молодежью, выросшей в годы нестабильности, выработавшей в себе критическое отношение к стране, государственной политике, полезным и действенным.

        Воспитание гражданина и патриота государства – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая такую важную проблему, учебное заведение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у студентов ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

        Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имеет патриотизм. Он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

        Преподавание истории в колледже имеет свои особенности. Во-первых, студенты в большинстве своем уже профессионально ориентированы, и поэтому требует более индивидуального подхода. Во-вторых, уровень знаний, личные способности восприятия, адаптация полученной информации играет большую роль.

        Целью данной работы было обобщение и систематизация опыта учебно-воспитательной работы преподавателя по нравственно-патриотическому воспитанию у студентов среднего профессионального (СПО), возможность поделиться накопленными материалами с другими педагогами.

        Все представленные в работе материалы отражают основные задачи по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов:

  1. привитие нравственно-эстетических качеств;
  2. формирование в период обучения в колледже активную жизненную позицию;
  3. воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам (старшему поколению) и к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;
  4. привить чувство любви к родному краю.

        В главе первой рассказывается о сущности патриотизма, его содержании; дается характеристика основным структурным компонентам патриотического воспитания. Глава вторая содержит описание форм практической деятельности студентов по формированию нравственно-патриотических качеств.

Глава 1. Патриотизм – важнейшее моральное качество человека

                                  « Воспитание, если оно не хочет быть

                                  бессильным, должно быть народным».

                                                К.Д. Ушинский

  1. Сущность патриотизма, его содержание

        Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, своему дому, деревне, городу или области, ко всей стране. Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Отчизне, готовность служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Он неразрывно связан с воспитанием чести, чувств долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира. Героическое в судьбе России должно активно пропагандироваться независимо от того, при каком государственном строе оно проявлялось – при первобытно-общинном, феодальном, капиталистическом или социалистическом.

        Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданские активные, социально-значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе. Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон в развитии человека и народа в целом.

        Как сказал А. Камю «Не существует культуры без наследия прошлого, и мы не можем и не должны ничего отвергать из нашей «культуры»». На нравственно очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, указывал А.Н. Радищев: «На все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)… Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же… Он пламенеет важнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей… Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия… И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу Отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества…»

        Русский критик – демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

        К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

        Патриотизм является глубоким чувством которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

        Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой отечественной революции 1789-1793 гг. патриотами тогда называли себя борцы за народное дело- защитники республики в противовес, как тогда считали изменниками и предателями родины из лагеря монархистов.

        В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». «Патриот, - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

        Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность нему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

        Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

        Однако, следует более детально уяснить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявления гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

        Для осуществления воспитательной работы по формированию у студентов патриотизма необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек  в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни и в этом случае нравственная форма «отдай все силу на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека  определенному отношению к действию. Воспитание патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.

        Но бывает иначе, когда нравственное переживание не сразу овладевает человеком, встречает сопротивление в его эгоистических побуждениях, желаниях. Тогда в начале возникает негативное отношение к требованию. Происходит борьба мотивов. В процессе развития нравственного переживания побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что, мешает ему следовать этим требованиям. Он испытывает нравственное удовлетворение от того, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность.

        Патриотизм формируется при соблюдении некоторых условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности.

        Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитания патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения студентов в различные виды учебной и внеклассной работы.

        Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние или, как иначе их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить некоторые из этих компонентов, например, потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный.

1.2. Структурные компоненты патриотического воспитания

        Как уже отмечено выше, важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование и развитие у студентов потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда, он под влиянием внешних воздействий или внутренних побуждений переживает противоречие между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

        Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работе в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали возбуждению у студентов этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей преподаватель использует самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы: проведение тематических классных часов, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и войнами – интернационалистами, уроки – Мужества, исторические вечера, предметные недели, поисково-краеведческая работа, экскурсии.

        С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию преподавателя и студента, в результате которого происходит усвоение студентами знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства преподавателя. Классно-урочная система обучения, как не одна другая предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы.

        История – проявление души народа, она золотой запас наш. Одна из главных задач на уроках истории – воспитать историческую память. Например, студенты изучают тему «Отечественная война 1812 года». Патриотически подвиг народных героев, как правило, не оставляет студентов равнодушными. Он вызывает у них чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность родине, храбрость и мужество в отстаивании её чести и независимости.

        На уроке по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» студенты испытывают чувства гордости за свою страну; уважение к ветеранам, восхищение подвигом простого народа-труженика.

        В программе учебных занятий по истории и кубановедения студенты знакомятся с биографиями выдающихся исторических личностей, оставивших глубокий след в патриотическом служении родине, своему народу.

        Особое место в воспитательной работе занимает формирование у студентов интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма на классных часах.

        Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя обогащение студентов знаниями, развитие их мнения, а также чувств, связанных с любовью и преданностью к родине. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

        Прежде всего, нужно формировать у студентов знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились, выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

        Именно это имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

        В иной форме, но об этом же уже в наше время писал широко известный русский писатель Л.М. Леонов: «Большой патриотизм, - отмечал он, - начинается с любви к тому месту, где живешь».

        В этом смысле проведение тематических часов расширяет и углубляет процесс познания родного края.

        В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и другое.

        Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

        Основная функция классного часа – обогащение студентов нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения. Формы проведения классных часов могут быть различными: уроки – Мужества, тематические классные часы, уроки – Памяти, встречи с ветеранами и т.д.

        Студенты с интересом пишут рефераты, выступают с докладной о своей малой родине. Например, Корнева Елена – студентка группы 13-04 специальности «Государственное и муниципальное управление» нашла интересный материал о своей родине станице Старовеличковская, стихи местных поэтов, снимки. Учаящаяся Маньшова Яна – будущий специалист государственного и муниципального управления свой реферат посвятила учителю-фронтовику Коломийцу Василию Терентьевичу из станицы Роговской. В ее работе были интересные приложения: служебная характеристика, датируемая 1950 годом, и копия свидетельства об окончании объединенной школы Каспиской военной флотилии, датированная 1944 годом.

        Студенты порой находят необычные исторические документы, например Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности 1895 года; выписка из метрической книги 1907 года; выписка из актовой книги для актов на недвижимость 1916 года. Все это помогает при создании сценариев для классных часов.

        Очень интересными для студентов оказался материал, посвященный изучению обычаев и обрядов местного населения. С большим удовольствием обыгрываются в сценах обряды сватовства, куначества, старинных игр и забав. Студенты выполняют с энтузиазмом и большим вдохновением творческие работы на эту тему, например, костюмы или макеты кубанских казаков и горцев.

        Существенной стороной обогащения студентов патриотическими чувствами на классном часе являются усвоение ими исторического материала о героическом прошлом нашего народа, его стремлении к укреплению могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками.

        У П.П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитываете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии».

        Да не прервется наша память… Потому что живы еще участники, защитники, очевидцы Великой Отечественной войны, которые могут на незабываемых вечерах-встречах, уроках мужества, вечерах памяти учащимся поведать о человеческой трагедии и счастье Победы, о своей большой любви к Родине. Ведь как сказал Ш. Монтескье: «… лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

        Патриотическое воспитание усложняется еще и тем, что в рамках его в нашем колледже мы ведем еще одно направление – туристско-краеведческая работа, которая является практическим применением знаний студентов по истории и краеведению.

        

Глава 2. Организация практической деятельности студентов по формированию патриотизма

2.1. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

                                                            «То, что важно для воспитателя, должно

                                                            быть развернуто перед ним как

                                                            географическая карта или по возможности

                                                            как план хорошо построенного города»

                                                                                         И.Ф. Гербарт

        Об успехах в формировании патриотизма можно говорить только при условии, если у студентов воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, то есть собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения. Вот  почему необходимо вовлекать студентов в разнообразные  виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотизма.

        Студенты реально переживают чувства привязанности к своей родине, когда они занимаются краеведческой работой.

        «Знание родного края – наша сила и величие Родины» - так сказал Ф.А. Щербина. Мы не можем изучать историю нашей страны, не зная истории ее отдельных регионов – краев и областей. А через познание своей малой родины – места, где ты родился, - человек сознает сопричастность к краю, к стране, к их прошлому, настоящему и будущему.

        Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще  и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город или хутор – несравним ни с кем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

        Главными методологическим принципом патриотического воспитания студентов должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школах существовал предмет «Родиноведение» , который позднее был переименован в «Краеведение».

        В толковом словаре В.И. Даля читаем : «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т.п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности, природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

        «Краеведение – это прежде всего краелюбие» - напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России  избранной его председателем  профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении Д.С. Лихачев.

Краеведение – это то направление научно – творческой деятельности, где могут успешно работать профессиональные и самодеятельные исследователи, то есть научные работники, для которых изучение какой – либо отрасли знаний является профессией, и исследователи – любители, и что особенно важно – изучение города , края, станицы, хутора могут заниматься не только взрослые, но и студенты. Так, преподаватель привлекает к исследовательской деятельности наиболее заинтересованных студентов. В нашем колледже была  проведена большая работа по изучению студентами своей родословной. Эта работа, как показал опыт, дает студенту возможность попробовать себя в роли  исследователя и хрониста истории своей семьи. В этом направлении используется много разнообразных форм и методов учебной деятельности. Но особое место занимает поисковая работа, которая позволяет студенту самостоятельно добывать исторические знания, формировать собственную гражданскую позицию.

        Часто ли мы общаемся со своими родными  и близкими, даже если живем в одном городе? Знаем ли мы семейную летопись? Висят ли на стенах наших домов фотографии далёких предков? Уважение к своей родословной, к семейным традициям – одна из важнейших основ человеческого бытия. В ходе работы студенты собрали уникальный материал, который оформили в несколько тематических альбомов.

        Причем некоторые студенты кроме сбора фотографий, документов провели самостоятельное  исследование по изучению происхождения своей фамилии и родословной. Например, студентка Юлия Дуплякина получила официальный документ из Москвы от Русского дворянского общества. В нем говорилось, что: «Многие  представители этого рода служили при царском дворе и занимали высокие должности. Сведения об этой фамилии содержатся  в различных документах, подтверждающих след, оставленный фамилией Дуплякин в истории России. Эта фамилия произошла из Москвы… Самым известным представителем этого знатного рода был Никифор Дуплякин. Среди потомков этого знатного рода были стряпчие, стольники и воеводы». Далее приводится список документов, в одном из них, было доказано, что эта фамилия берет свое начало с 1579 года. Очень примечательно еще и то, что был выслан рисунок герба этого знатного рода. И это лишь один из примеров стремления молодежи узнать свою родословную.

        Студентка Серженко О. нашла и оформила  материал по истории своей родословной, в который вошли редкие и уникальные фотографии семьи, подлинники и копии документов, например, о бракосочетании за 1917 год,  подписанное должностным духовным лицом, выписки из метрической книги за 1907 год.

        Как видим, в ходе такой краеведческой работы не прервется связующая нить между поколениями.

2.2. Туристско-краеведческая работа

        Немало возможностей для формирования у студентов патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В ходе таких экспедиций, например в нашем колледже, были собраны немалые сведения об истории станиц и городов, выполнены фотографии уникальных природных и исторических памятников, пополнен был студенческий музей новыми уникальными экспонатами.

        Эффективным средством воспитания может быть этнографический музей, который создается в результате совместной поисковой работы преподавателя и студентов с целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностей, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины.

        Музей – это важное звено системы нравственно-патриотического воспитания студентов, которые не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготовляют копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, головные уборы, организуют народные гуляния и праздники.

        Из фондов музея организуются передвижные тематические выставки на уроках истории, классных часах, мероприятиях в актовом зале колледжа. Например, к памятной юбилейной дате, 60-тию Победы была организована выставка  из шести планшетов (86 фотографий), фотоальбомов, рефератов, экспонатов (вещи, документы, награды).

        В последнее время расширился интерес к историческим названиям улиц, городов, станиц. Студенты также принимают активное участие в изучении этих вопросов, собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов. Этот материал впоследствии удачно используется в различных конференциях.

        К практическому виду деятельности студентов относятся и экскурсии. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле пол экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой студенты воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий можно развить познавательные способности студентов, привить нравственно-эстетические качества, воспитывать чувство патриотизма… Например, природа родного края позволяет формировать у студентов прекрасное чувство Родины. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «…местная река своим течением должна вывести дитя из ближайших окрестностей в обширное Отечество. Преподаватель помогает студентам открыть красоту родного края и привить любовь к нему на основе своего более развитого эстетического опыта. При этом природа как фактор патриотического воспитания оказывает на студентов более сильное влияние в том случае если она не только наслаждаются ею, но и твердо, усваивают, что за эту красоту боролись наши деды и отцы, эту красоту создавали они и защищали во имя жизни на земле, многие из них погибли здесь. Тогда студенты чувствуют свое родство с прошлым и свою ответственность за настоящее и будущее.

        Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной и воспитательной работы.

        Для того чтобы экскурсия достигла целей, преподаватель должен тщательно ее подготовить: определить задачи и содержание экскурсии, выбрать объект ее проведения, посетить его. Преподаватель намечает этапы работы студентов в ходе экскурсии. Перед экскурсией студенты получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый учащийся, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии. Важный этап экскурсии – итоговая беседа, в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений.

        Не потеряла своего значения и поисковая работа студентов. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции «Твоя родословная», «Орден в твоем доме», «История колледжа».

        Формированию патриотизма способствует участие студентов в художественно-творческой деятельности. Здесь, прежде всего, используются такие формы работы, как участие в театрализованных постановках литературно-драматических композициях, посвященных юбилейным датам родного края (например «Пушкин на Кавказе»), неделях культуры («Неделя Кубановедения»), читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края и так далее. Например, в колледже была проведена неделя кубановедения. В программе проведения ее были включены следующие мероприятия: выставка творческих работ студентов по дисциплине; выставка экспонатов; работа лекторов; демонстрация фильма в холле колледжа, классный час «Начало освоения Кубани».

        

Заключение

        В данной разработке представлены некоторые формы работы, используемые для организации практической деятельности студентов нашего колледжа по формированию у них патриотического поведения.

        Если эта деятельность несет регулярный, содержательный характер и органически сочетается с развитием у студентов потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма, она, несомненно, способствует развитию и упрочнению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших моральных качеств.

        Сегодня, как никогда возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого преподавателя. Студенты стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменение отношений между преподавателями и студентами. Поэтому педагоги должны личным примером показать образец гражданственности и патриотизма.

        Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природная, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

        Преподаватель имеет дело с растущим и развивающимся человеком и с целым коллективом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувство и поведение студентов. В зависимости от индивидуальных возрастных особенностей студентов, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Никакая система методов не может быть рекомендована как раз навсегда данная. Методы патриотического воспитания – это способы целенаправленного формирования высоконравственных качеств личности. Выбор методов зависит от целей воспитания и индивидуальных особенностей воспитанников. Воспитательная работа будет успешной только в том случае, если обеспечены единство цели, содержание, общих принципов и методов воспитания.

        В заключении нельзя не вспомнить одну из казачьих заповедей: «Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее». Аналогичную идею завещал нам и выдающийся педагог-гуманист ХХ века В.А. Сухомлинский: «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». А известный русский мыслитель ХХ века И.А. Ильин утверждал: «Человек находит Родину не просто инстинктом, но и инстинктивно укорененным духом, и имеет ее любовью. А это означает, что вопрос о Родине разрешается в порядке самопознания и добровольного избрания».

Список используемой литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук //Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
  3. Белинский В.П. Полное собрание сочинений. М., 1954, Т. 4. С. 488-489
  4. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. /Под ред. В.А. Березиной и др.; Сост. Л.И. Виноградова. - М., 2000.
  5. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2007.
  6. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей//Сов. Педагогика. 1991, №9.
  7. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе.
  8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т.З. С. 24
  9. Евгеньевой А.П. Словарь русского языка. / М., 1984. Т.З. С. 33
  10.  Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт//Сов. Педагогика. 1990, №5.
  11.  Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы – Ростов-на-Дону., 2002
  12.  Леонов Л.М. Собрание сочинений. – М., 1972. Т.10. С.191
  13.  Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995
  14.  Радищев А.Н. Избранные сочинения. М., 1952. С. 205-206
  15.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004
  16.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002
  17.  Симушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.
  18.  Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/ - М., 2002.
  19.  Сластенин В.А. и Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога /.-М., 2005
  20.  Словарь современного русского литературного языка. М., Л., 1959. Т.9. С. 296
  21.  Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000.
  22.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. С. 160
  23.  Ушинский К.Д. Пед. Соч.: В 6т. – М., 1988. – Т.5
  24.  Фролов И.Т. Философский словарь. / М., 1986. С. 358
  25.  Ясная Поляна и вокруг нее. / Лит. Газета. 1987, 11 марта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»

Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...

Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»

В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве ос­новного...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски...