Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 16399 Официант
рабочая программа по теме

Шафинская Елена Евгеньевна

Образовательная программа предназначена  для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  16399  Официант на базе среднего (полного) общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

по профессии   16399  Официант

Форма подготовки: очная

2013г

 Пояснительная записка

Рабочий учебный план предназначен для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  16399  Официант на базе среднего (полного) общего образования.

Рабочий учебный план Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования технологического колледжа№28 разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии 100114.01 Официант, бармен, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №483 от 11 мая 2010 г).

Нормативный срок обучения – 2 года. Начало занятий – 1 сентября, окончание занятий – 30 июня. Объем обязательных учебных занятий в период теоретического обучения, учебной практики составляет 6 часов в неделю.

Рабочий  учебный план определяет перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, этапы учебной практик, виды  итоговой  аттестации. В соответствии с рабочим учебным планом обязательное обучение составляет 750 часов: по дисциплинам «Общепрофессионального цикла» - 170 часов; «Профессионального цикла» - 310 часов; по «Учебной практике (производственному обучению)» - 252 часов.

        Практика является обязательным разделом ОПОП, представляет собой вид учебных занятий,  обеспечивающих  практико-ориентированную подготовку обучающихся. Учебная практика (производственное обучение)  проводится при освоении обучающимися  общих и профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей.

        Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы по профессии 16399  Официант включает текущий контроль освоенных компетенций, итоговую аттестацию (сдача квалификационного экзамена) обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля по каждой дисциплине и профессиональному модулю разработаны и фиксируются в рабочих программах, доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев после начала обучения. По окончании обучения и успешной сдачи итоговой аттестации выпускник получает свидетельство государственного образца о присвоении 3-го квалификационного разряда по профессии «Официант» (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 3 июня 1994 года №183).

Учебный план

для профессиональной подготовки учащихся

общеобразовательных учреждений

по профессии

                   16399  Официант

Квалификация: Официант 3-го разряда                          

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения  – 2 года

Количество часов- 750 час.

Индекс

Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули

Обязательная учебная нагрузка

Всего

в том числе   лаб.и практ. занятий

1

2

4

5

ОП.01

Основы физиологии питания, санитарии и гигиены

44

12

ОП.02

Основы  культуры профессионального общения

42

12

ОП.03

Основы товароведения пищевых продуктов

48

6

ОП.04

Правовые основы производственной деятельности

36

4

ПМ.01

Организация обслуживания в общественном питании

140

78

ПМ.02

Организация обслуживания в барах, буфетах

106

88

ПМ.03

Организация обслуживания иностранных туристов

64

44

УП

Учебная  практика

252

Консультации

12

Квалификационный экзамен

6

Итого

750

244



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы физиологии, санитарии и гигиены

Москва 2013

Программа учебной дисциплины разработана по профессии  

16399        Официант

 

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Технологический колледж№28

Разработчики:

Шафинская Е.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Мальгина  С.Ю., методист



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Основы физиологии, санитарии и гигиены

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы по профессии  

16399                 Официант

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки работников индустрии питания)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина  входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

- готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные группы микроорганизмов;        

- процессы, вызываемые микроорганизмами при производстве и хранении пищевых продуктов;

- микрофлора основных продуктов однородных групп;

- условия, позволяющие обеспечить микробиологическую стойкость продуктов при хранении;

- возбудители и основные виды микробиологической порчи разных групп;

- показатели микробиологической обсемененности;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

- санитарно-гигиенические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде,

- правила личной гигиены работников пищевых производств;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

- правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Обязательной  учебной нагрузки обучающегося  34 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

     практические занятия

12

     контрольные работы

2

Итоговая аттестация в форме  зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы физиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы физиологии питания

24

Тема 1.1. Пищевые вещества и их значение

Содержание учебного материала

6

Роль пищи для организма человека. Состав, физиологическое значение, энергетическая и пищевая ценность различных продуктов питания. Роль питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания. Виды заболеваний, возникающих при недостатке или переизбытке белков, жиров, углеводов. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания.

Тема 1.2. Пищеварение и усвояемость  пищи

Содержание учебного материала

6

Пищеварение: сущность, строение пищеварительной системы. Физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения. Понятие об усвояемости пищи основных пищевых веществ. Факторы, влияющие на усвояемость пищи.

Тема 1.3.

Обмен веществ и энергии

Содержание учебного материала

6

Основные процессы  обмена веществ, происходящие в организме человека. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Факторы, влияющие на обмен веществ и процесс регулирования его в организме человека. Суточный расход энергии. Понятие рациона питания. Суточная норма потребности человека в питательных веществах. Нормы и принципы рационального сбалансированного питания. Методика расчета рационов питания.

Практическая работа №1 «Составление суточного рациона питания для определенной группы населения»

6

Раздел 2. Гигиена и санитария предприятий общественного питания

20

Тема 2.1. Пищевые заболевания, гельминтозы и их профилактика

Содержание учебного материала

6

Пищевые заболевания, их  классификация. Пищевые инфекции, пищевые отравления, причины их возникновения, меры профилактики. Гельминтозы, характеристика гельминтов, способы заражения и меры профилактики.

Тема 2.2. Санитарно-гигиенические

требования к помещениям, оборудованию, инвентарю.

 Содержание учебного материала

6

Санитарный режим. Санитарные требования к территории предприятий. Уборка помещений, виды и способы уборки. Требования к уборочному инвентарю. Гигиенические требования к содержанию рабочих мест, производственному и обслуживающему персоналу. Дезинфекция, способы и методы дезинфекции. Дезинсекция и дератизация, способы обработки помещений и санитарно- бактериологический контроль качества уборки помещений. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию, инвентарю, посуде.

Практическая работа №2 « Подбор моющих и дезинфицирующих средств для санитарной обработки и мытья посуды  в предприятиях общественного питания с учетом цехового деления»

6

Контрольная работа

2

ИТОГО

44


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:

Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве;

Наличие лаборатории: микробиологическая лаборатория

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы; плакатницы.

Технические средства обучения: аудивизуальные, компьютерные, телекоммуникационные средства;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: оборудование, микроскопы, инвентарь, инструменты, посуда для микробиологической лаборатории общественного питания

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия:

1. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: учеб. для нач. проф. образования/Л.В.Мармузова-2 изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008;

2. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: Учеб. для нач. проф. образовании/З.П.Матюхина.-2-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительные источники:

Микробиология, физиология питания, санитария: учеб. пособие /Е.А.Рубина, В.Ф.Малыгина .М.:ФОРУМ, 2009-(Профессиональное образование);

Интернет-ресурсы:

- http://www.tehbez.ru

- http://www.vashdom.ru

- http://www.tehdoc.ru

- http://www.xserver.ru

- http://sklad-zakonov.narod.ru

- http://spacelint-spb.ru



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы культуры  профессионального общения

Москва 2013

Программа учебной дисциплины разработана  по профессии

16399  Официант

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Технологический колледж№28

Разработчики:

Шафинская Е.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Мальгина  С.Ю., методист


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы культуры  профессионального общения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы  по профессии

16399  Официант

Программа учебной дисциплины может быть использована в__ дополнительном профессиональном образовании (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки работников индустрии питания)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать знания психологии и этики в профессиональной деятельности;
  • предотвращать и  регулировать конфликтные ситуации;
  • психологически грамотно строить беседу;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;
  • применять в профессиональной деятельности приемы управленческого общения;
  • соблюдать этические нормы поведения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности;
  • психологию труда и профессиональной деятельности;
  • психологию коллектива и руководства;
  • причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • особенности профессиональной этики;
  • основные нормы и правила современного этикета;
  • профессиональная значимость дисциплины;
  • методы в психологии;
  • психические процессы и состояния;
  • мотивационная сфера личности;
  • деловое общение;
  • приемы ведения беседы;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  42  часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

     практические занятия

12

Итоговая аттестация в форме зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   

Основы культуры  профессионального общения

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

1

2

3

Тема 1. Введение.

Содержание учебного материала,

2

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Межпредметные связи. Профессиональная значимость дисциплины. Психология: понятие, предмет, цели. История психологии как науки. Основные отрасли в психологии.

Тема 2. Методы исследования в психологии

Содержание учебного материала,

2

Методы исследования в психологии (наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, психологические тесты, анкетирование, моделирование):  задачи, функции, применение в профессиональной деятельности

Тема 3. Психика человека

Содержание учебного материала,

2

Понятие психики. Биологическое и социальное в человеке. Сознание, как высшая форма развития психики. Бессознательное. Структура психики, основные формы психического. Функции психики.

Тема 4. Психические познавательные процессы и состояния

Содержание учебного материала,

2

Психические процессы и состояния: понятие, виды, общая характеристика, особенности.

Практическое занятие №1 «Определение особенностей памяти, внимания, силы воли, тревожности» Тестирование.

2

Тема 5. Психологические свойства личности

 Содержание учебного материала,

2

Личность: понятие. Психологические свойства личности, их роль в профессиональной деятельности. Структура, самопознание личности. Психологическая защита личности. Понятие о способностях и задатках. Влияние способностей на результаты профессиональной деятельности.

Практическое занятие № 2 «Определение характера и темперамента. Опросник Айзенка».

2

Тема 6. Мотивационная сфера личности в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала,

2

Потребности и цели личности. Мотивационная сфера личности: понятие. Практическое проявление мотивационной сферы человека и его профессиональной деятельности в общественном питании

Практическое занятие №3 Анализ производственных ситуаций, возникающих в коллективе и при обслуживании посетителей в предприятии общественного питания, связанных с проявлением характера и темперамента

2

Тема 7. Группа и взаимодействие в ней

Содержание учебного материала,

2

Коллектив: понятие, формальная и неформальная структура. Психология коллектива и руководства. Классификация групп. Групповая динамика. Социально-психологическая характеристика коллектива в организации общественного питания

Практическое занятие №4 Тестирование на уровень общительности

2

Тема 8. Психология общения

Содержание учебного материала,

2

Общение: понятие, структура процесса, виды. Средства общения. Деловое общение: понятие, механизмы.

Тема 9.  Принципы ведения партнерской беседы

Содержание учебного материала,

2

Приемы ведения беседы. Запрещенные приемы во время деловой беседы. Значение выбора модели поведения для установления взаимопонимания и взаимодействия с посетителями и персоналом

Тема 10.  Конфликты в профессиональной деятельности

Содержание учебного материала,

2

Конфликты: понятие, объекты, виды, причины возникновения и способы разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Последствия конфликтов. Предотвращение конфликтов

Практическое занятие №5  «Отработка приемов по выходу из конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Психологический анализ». Тест «Твоя конфликтность»

2

Тема 11.  Психология труда

Содержание учебного материала,

2

Психология труда в профессиональной деятельности: понятие, предмет, задачи, методы. Стадии трудового процесса в общественном питании. Психология работоспособности и ее регуляция. Оптимизация режимов труда и отдыха.

Тема 12.  Психология профессиональной деятельности

Содержание учебного материала,

2

Деятельность: понятие, виды, структура и элементы деятельности. Специфика трудовой деятельности в

общественном питании. Профессиограмма и психограмма в организации общественного питания.

Тема 13.  Профессиональная этика труда официанта

Содержание учебного материала

2

Этика: понятие, назначение. Профессиональная этика и создание собственного имиджа. Особенности профессиональной этики.

Практическое занятие №6 Тренинг диалогической речи. Разработка рекомендаций профессионального поведения персонала

2

Тема 14.  Нормы и правила современного этикета. Деловой этикет

Содержание учебного материала

Этикет: понятие, история возникновения и развития, структура, функции, виды. Основные нормы и правила современного этикета. Профессиональный и речевой этикет.

2

Контрольная работа

2

Всего:

42


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:

Психологии и этики профессиональной деятельности;

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы.

Технические средства обучения: аудиовизуальные, мультимедийные и телекоммуникационные;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия:

  1. Морозов А.В. Деловая психология. – М, «Академический проект», 2005 год.

Дополнительные источники:

  1. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент.- М.: МГУ, 1995 год.
  2. Руденко Е.В. Социальная психология: курс лекций - М.: Новосиб., 1994 год.
  3. Лавренко В.Н. Социальная психология и этика делового общения - М.: ЮНИТИ, 1995 год.
  4. Немов Р.С. Психология ( 1 и 2 книга) - М.: Просвещение, 1994 год.
  5. Куликов Л.В. Психология настроения - С-Пб., 1997 год.
  6. Порыгин Б.Д. Социальная психология - С-Пб.: ГУП, 1999 год.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.edu.ru/db/portal/sred/os_zip/0603.htm Российское образование. Федеральный портал
  • http://www.ostu.ru/vzido/resurs/eco.predpr/rp.htm Рабочая программа, методические указания и вопросы для самоконтроля.
  • http://www.aup.ru/books/i000.htm         Электронный учебник.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы товароведения  пищевых продуктов

Москва 2013

Программа учебной дисциплины разработана по профессии  

16399        Официант

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Технологический колледж№28

Разработчики:

Шафинская Е.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Мальгина  С.Ю., методист


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Основы товароведения пищевых продуктов

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы профессии  

16399   Официант

Программа учебной дисциплины может быть использована в__ дополнительном профессиональном образовании (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки работников индустрии питания)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный  цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить органолептическую оценку качества пищевого сырья и продуктов;

-использовать различные группы пищевых продуктов в кулинарии;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

-общие требования к качеству сырья и продуктов;

-условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  48 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     Лабораторные работы

6

     контрольные работы

2

Итоговая аттестация в форме  зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы товароведения пищевых продуктов

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

1

2

3

Тема 1.1. Теоретические

основы  товароведения

Содержание учебного материала

32

Ассортимент и характеристика основных групп продовольственных товаров. Общие требования к качеству сырья и продуктов. Факторы, влияющие на качество сырья и продуктов. Методы определения качества продуктов: органолептические и лабораторные.

Зерно и продукты их переработки. Показатели качества зерна. Крупы. Мука. Виды макаронных изделий.

Плоды, овощи, грибы и продукты их переработки.

Вкусовые продукты. Чай. Кофе. Пряности и приправы. Алкогольные и безалкогольные напитки. Табак.

Крахмал, сахар и кондитерские изделия.

Молочные продукты. Пищевые  жиры. Мясо  и мясные продукты. Яйца и яичные продукты. Рыба и рыбные  продукты. Дрожжи и химические разрыхлители. Вспомогательные материалы для производства  кулинарных и мучных изделий.

Лабораторная  работа №1 «Органолептическая оценка качества продовольственных товаров: овощей, мяса, рыбы, молока и молочных продуктов по стандарту»

6

Тема 1.2. Хранение продовольственных товаров

Содержание учебного материала

8

Основы хранения продовольственных товаров. Условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных товаров. Факторы, влияющие на качество продовольственных товаров при хранении и транспортировании.

Контрольная работа

2

Всего:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия

лаборатории: товароведения продовольственных товаров;

Технические средства обучения: аудивизуальные, компьютерные, телекоммуникационные;

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: оборудование,  инвентарь, инструменты;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия:

1.Товароведение пищевых продуктов: Учеб.для нач. проф. образования/З.П.Матюхина.; Э.П. Королькова . стер.- М.: ПрофОбрИздат, 2001;

2.Товароведение пищевых продуктов: Учеб.для нач. проф.

 образования/Дубцов Г.Г.  изд. Академия 2006

Дополнительные источники:

Микробиология, физиология питания, санитария: учеб. пособие /Е.А.Рубина, В.Ф.Малыгина .М.:ФОРУМ, 2009-(Профессиональное образование);

Интернет-ресурсы:

-WWW.tehbez.ru

-WWW.vashdom.ru

-WWW.tehdoc.ru

-WWW.xserver.ru

-http://sklad-zakonov.narod.ru

-http://spacelint-spb.ru



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 Организация обслуживания на предприятиях общественного питания

МОСКВА 2013


Программа профессионального модуля является частью

профессионального цикла ОПОП  по профессии

16399  Официант

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Технологический колледж№28

Разработчики:

Шафинская Е.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Мальгина  С.Ю., методист

1.        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация  обслуживания на предприятиях общественного питания

1.1.        Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью профессиональной образовательной программы по профессии

16399 Официант

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Организация  обслуживания на предприятиях общественного питания

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Организовывать  обслуживание  потребителей в ресторане;
  2. Организовывать обслуживание потребителей в баре;
  3. Организовывать  обслуживание иностранных туристов

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения  квалификации и переподготовки работников индустрии питания)

1.2.        Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

организации обслуживания и обслуживание потребителей на предприятиях общественного питания;

обслуживания иностранных туристов

уметь: 

  • применять на практике правила и приемы обслуживания потребителей разных категорий;
  •  подготавливать столовую посуду и приборы к обслуживанию;
  •  владеть основными правилами  сервировки стола;
  •  составлять  меню для различных видов банкетов и приемов;
  •  владеть приемами сервировки холодных и горячих блюд и закусок и правилами их подачи;
  •  подавать блюда и напитки согласно установленным правилам обслуживания;
  •  вести отчетную документацию, принимать заказ от клиентов, предоставлять счет клиенту и получать оплату по счетам;
  • приготовлять широкий ассортимент  смешанных  напитков и коктейлей, используя различные методы;
  • подбирать столовую и стеклянную посуду  для приготовления и отпуска барной продукции (напитков, закусок и блюд);
  •  оформлять и подавать смешанные напитки и коктейли;
  • выбирать необходимые оборудование, инвентарь, инструменты для приготовления смешанных напитков и безопасно их использовать;

знать:

  •  классификацию и характеристику ресторанов и баров;
  •  организацию работы в ресторане и в баре;
  •  должностные обязанности и права работников ресторана и бара;
  •  характеристику, оборудование  и общие требования к торговым помещениям ресторана и бара;
  •  ассортимент столовой посуды и приборов;
  • правила  подготовки торгового зала, посуды, приборов, столового белья к обслуживанию посетителей;
  • приемы  сервировки столов (предварительная, исполнительная);
  • назначение, виды и принципы составления меню;
  •  ассортимент и кулинарную  характеристику различных видов закусок, блюд, мучных изделий  и напитков;
  •  ассортимент и характеристику ликероводочных изделий, вин и прохладительных напитков;
  •  правила подбора и подачи напитков к закускам и блюдам:
  •  правила встречи посетителей,  приема  и оформление заказа и отчетной документации;
  •  способы подачи закусок, блюд и напитков;
  •  специальные и прогрессивные формы обслуживания; 
  •  особенности организации питания иностранных туристов;
  •  последовательность подготовки бармена к работе;
  •  классификацию, методы и правила  приготовления смешанных напитков и коктейлей;
  • варианты оформления и украшения коктейлей;

1.3.        Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  310 часов;

и учебной  практики -252 часа.

всего – 310 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 310часа, включая:

обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 102 часов;

лабораторные работы и практические занятия, 210 часов

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности

Организация обслуживания на предприятиях общественного питания

 в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Организовывать  обслуживание  потребителей в ресторанах

ПК 1.2

Организовывать обслуживание потребителей  в барах

ПК 1.3

Организовывать  обслуживание иностранных туристов

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК .2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК.3

Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК.4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем

ОК.7

Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Учебная практика

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

4

5

6

ПМ.1.1

Раздел ПМ 1. Организация  обслуживания потребителей в ресторане

140

78

108

ПМ.1.2

Раздел ПМ 2 Организация обслуживания потребителей в баре

106

88

108

ПМ.1.3

Раздел ПМ 3.

Организация  обслуживания иностранных туристов

64

44

36

Всего:

310

210

252

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

Объем часов

1

2

3

Введение

2

Раздел ПМ 1. Организация  обслуживания  посетителей в ресторане

МДК 10.01. Технология обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания

140

Тема 1.1.

 Подготовка ресторана к обслуживанию потребителей.

Содержание  учебного материала

14

Классификация и характеристика ресторанов. Организация работы в ресторане. Должностные обязанности и права работников ресторана. Характеристика, оборудование  и общие требования к торговым помещениям ресторана.

Подготовка торгового зала ресторана, посуды, приборов, столового белья  к обслуживанию посетителей. Сервировка столов (предварительная, исполнительная), виды складывания салфеток. Специфика работы бармена, официанта. Назначение, виды и принципы составления меню.

Лабораторная работа№1 

8

Выполнение предварительной сервировки стола тарелками, столовыми приборами и стеклянной посудой в зависимости от вида обслуживания;

Лабораторная работа№2

Выполнение исполнительной  сервировки стола тарелками, столовыми приборами и стеклянной посудой по определенному меню;

Практическое занятие№1

18

Ознакомление с должностными обязанностями и правами работников ресторана (бар);

Практическое занятие№2.Ознакомление с видами и ассортиментом столовой посуды;

Практическое занятие№3

 Ознакомление с видами и ассортиментом столовых приборов и столового белья;

Практическое занятие№4

Ознакомление со схемами и правилами расстановки столов в зале;

Практическое занятие№5

Подбор столовой посуды, приборов для сервировки стола к завтраку в зависимости от меню.

Составление схем сервировки;

Практическое занятие№6

Подбор столовой посуды, приборов для сервировки стола к обеду в зависимости от вида

обслуживания. Составление схем сервировки; Практическое занятие№7

Подбор столовой посуды, приборов для сервировки  десертного и чайного стола. Составление схем сервировки;

Практическое занятие№8

Составление различных видов меню.

Практическое занятие№9

Ознакомление с видами (схемами) складывания салфеток

Тема 1.2.Ассортимент и характеристика блюд, кулинарных изделий, алкогольных и прохладительных напитков

Содержание учебного материала

14

Краткая  характеристика блюд, рекомендуемые гарниры и соусы.  Правила сервировки и подача блюд и кулинарных изделий.

Ассортимент и характеристика прохладительных напитков. Правила подачи прохладительных напитков.

Характеристика и ассортимент алкогольных напитков:   водка,  ликероводочные изделия,  коньяки  и прочее. Смешанные напитки.

Классификация вин. Подбор  напитков к закускам и блюдам. Порядок подачи  вин и напитков.

Практическое занятие№10

12

Составление краткой кулинарной характеристики блюд к определенному меню  (название основного продукта, вид полуфабриката, способ тепловой обработки, необходимый гарнир или соус, способ подачи блюда).

Практическое занятие№11

 Подбор посуды для отпуска блюд;

Практическое занятие№12

Ознакомление с ассортиментом алкогольных напитков, правилами подбора и подачи к  блюдам;

Практическое занятие№13

Ознакомление с ассортиментом вин, правилами подбора и подачи к блюдам;

Практическое занятие№14

Подбор и правила подачи напитков к закускам и блюдам.

Практическое занятие№15

Порядок подачи  вин и напитков.

Тема 1.3. Организация обслуживание потребителей в ресторане

Содержание учебного материала

20

Встреча и размещение гостей. Прием и оформление заказа. Правила работы с подносом. Подача буфетной продукции.  

Способы подачи блюд и закусок. Правила подачи блюд и напитков. Последовательность  и правили подачи закусок, супов, вторых горячих и сладких блюд, фруктов,  напитков. Подача деликатесных закусок. Транширование птицы, дичи, рыбы, окорока, поросенка. Доготовка и фламбирование различных блюд. Подача фирменных блюд.

Расчет с гостями. Уборка со стола и замена использованной посуды, приборов.

Организация обслуживания  на предприятиях различных категорий и оформленных в национальном стиле

Лабораторная работа№3

16

 Отработка  приемов подачи холодных и горячих  закусок различными способами;

Лабораторная работа№4

 Отработка  приемов подачи супов и вторых блюд различными способами; Отработка  приемов подачи сладких блюд, фруктов  и десертов;

Лабораторная работа№5

 Отработка приемов подачи горячих (чай, кофе, какао) и безалкогольных напитков;

 Отработка приемов подачи крепких напитков (аперетивов), вин и горячих алкогольных напитков;

Лабораторная работа№6

 Проведение фламбирования и транширования определенных блюд.

Практическое занятие№16

Встреча и размещение посетителей, подача меню, прием и оформление заказа. Подготовка, перенос и подача столовых приборов, применяя различные способы. Составление и подача счета,  проводы посетителей

 (тренинг)

2

Тема 1.4. Формы обслуживания в ресторанах. Банкет. Приемы.

Содержание учебного материала

14

Специальные  (в гостиницах,  на различных видах транспорта)   и прогрессивные  (экспресс-обслуживание, зал-экспресс, стол-экспресс, шведский стол )  формы обслуживания.

Характеристика и обслуживание приемов и банкетов  (дипломатические  приемы). Виды банкетов, порядок  их обслуживания. Банкет с полным обслуживанием официантами. Банкет с частичным обслуживанием официантами. Банкет-фуршет. Прием-коктейль. Банкет-чай.

Лабораторная  работа№7

20

Организация обслуживания банкета за столом с полным обслуживанием официантами: ознакомление  с «заказ-меню», получение столового белья, подбор необходимой посуды, подготовка посуды для банкета, расстановка мебели, накрытие столов скатертями, украшение столов, сервировка столов.

Лабораторная  работа№8Организация обслуживания приема с частичным обслуживанием официантами: ознакомление  с «заказ-меню», получение столового белья, подбор необходимой посуды, подготовка посуды для банкета, расстановка мебели, накрытие столов скатертями, украшение столов, сервировка столов, расстановка закусок, блюд, напитков.

Лабораторная  работа№9 Организация обслуживания банкета - фуршет (прием – коктейль, банкет - чай):  ознакомление  с «заказ-меню», получение столового белья, подбор необходимой посуды, подготовка посуды для банкета, составление столов,  накрытие столов скатертями, оформление стола и торгового зала, подготовка посуды и сервировка фуршетного стола, расстановка напитков и блюд.

Лабораторная  работа№10Организация обслуживания свадебного банкета: ознакомление  с «заказ-меню», подготовка зала и аванзала,  получение столового белья, подбор необходимой посуды, подготовка посуды для банкета, расстановка мебели, накрытие столов скатертями, украшение столов, сервировка столов, раскладывание холодных закусок, блюд и напитков.

Практическое занятие№17

2

Ознакомление с порядком приема и оформления  заказов на обслуживание торжеств.Расчет потребности в посуде для различных форм обслуживания банкетов.

Учебная  практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1.  Подготовка посуды, приборов, столового белья;
  2.  Сервировка столов для различных видов обслуживания;
  3.  Прием и оформление заказа;
  4.  Обслуживание посетителей в ресторане;
  5. Обслуживание посетителей с использованием специальных форм обслуживания:

-экспресс обслуживание;

- шведский стол;

  1. Организация  и проведения обслуживания различных видов банкетов:

- с полным или частичным обслуживанием;

- банкет-фуршет;

- прием-коктейль;

- банкет-чай;

- свадьба;

108

Раздел ПМ 2.

Организация  обслуживания посетителей в  баре

МДК 10.01. Технология обслуживания посетителей на предприятиях общественного питания

106

Тема 2.1. Организация обслуживания  посетителей в баре

Содержание учебного материала

10

Бары, их виды и характеристики. Организация  работы в баре. Оборудование, инвентарь и посуда в баре. Должностные обязанности и профессиональная этика бармена. Подготовка бара и бармена к работе. Приемы работы бармена.

Методы и формы обслуживания потребителей в барах разных типов. Этапы обслуживания в баре. Расчет с посетителями. Виды отчетности бармена.

Лабораторная  работа№11

6

Подготовка и организация рабочего места бармена

Практическое занятие№18

8

 Ознакомление с оборудованием,  инвентарем и посудой бара;

Практическое занятие№19

Ознакомление с должностными обязанностями бармена

Практическое занятие№20 Расчет с посетителями. Виды отчетности бармена

Практическое занятие№21 Приемы работы бармена.

Тема 2. 2. Технология приготовления коктейлей и смешанных напитков

Содержание

8

Классификация и методы приготовления смешанных напитков и коктейлей. Основы построения, способы и правила приготовления смешанных напитков и коктейлей. Технология приготовления и рецептура безалкогольных коктейлей.

Технология приготовления слабоалкогольных  коктейлей. Технология приготовления и подача  коктейлей с мороженым.. Технология приготовления и подача групповых смешанных напитков. Технология приготовления и подача молочных коктейлей. Безалкогольные  горячие напитки. Украшение коктейлей. Закуски к смешанным напиткам. Карты вин и коктейлей бара.

Лабораторная работа№12:

56

Приготовление и подача  слабоалкогольных(освежающих) и  безалкогольных  коктейлей. Коблеры, фиксы, боули.

Лабораторная работа№13 Приготовление и подача  слабоалкогольных(освежающих) и  безалкогольных  коктейлей. Хайболы, слинги.

Лабораторная работа№14 Приготовление и подача  слабоалкогольных(освежающих) и  безалкогольных  коктейлей. Джулепы, смеши, крюшоны,фицы, коллинзы, физ и дейзи.

Лабораторная работа№15 Приготовление и подача   коктейлей с мороженым. Парфеты, айс-кримы, санди, фраппе

 Лабораторная работа№16Приготовление и подача   молочных безалкогольных коктейлей.

Лабораторная работа№17Приготовление и подача   безалкогольных коктейлей с сиропами и соками из растений, сорбеты, медовые коктейли и напитки.

Лабораторная работа№18 Приготовление и подача   безалкогольных коктейлей. Коктейли  с яйцом. Пунши.  Коктейли и напитки на основе кофе, какао-шоколада и чая.

Практическое занятие№22

18

.Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма  приготовления  определенных слабоалкогольных коктейлей;

Практическое занятие№23 Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма приготовления  определенных коктейлей с мороженым;

Практическое занятие№24 Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма приготовления  молочных  коктейлей;

Практическое занятие№25 Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма приготовления  коктейлей с яйцом и медом;

Практическое занятие№26 Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма  приготовления  и подачи напитков на основе кофе, какао-шоколада и чая;

Практическое занятие№27Подбор оборудования, инструментов, инвентаря и составление алгоритма приготовления  определенных молочных коктейлей;

Практическое занятие№28Анализ структуры и сравнительная характеристика карты вин и карты коктейлей бара;

Практическое занятие№29 Формы и методы украшений  коктейлей.методы подачи  закуски к смешанным напиткам.

Практическое занятие№30 Составление  карты вин и коктейлей бара.

Учебная  практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Подготовка бара к обслуживанию: подготовка барной стойки, оборудования, посуды и инвентаря к  работе;
  1.  Организация рабочего места бармена: посуды, инвентаря, мерных инструментов;
  2. Осуществление  размещения мебели в зале;
  3.  Формирование товарных запасов базисных напитков, фруктов;
  4. Приготовление компонентов для напитков
  5. Приготовление сиропов для коктейлей: сахарный, мятный, лимонный, клубничный, вишневый, апельсиновый;
  6. Приготовление, оформление и отпуск коктейлей на основе соков, сиропов;
  7. Приготовление, оформление и отпуск коктейлей на основе молока и молочных продуктов;
  8. Приготовление, оформление и отпуск коктейлей на основе мороженого;
  9. Приготовление, оформление и отпуск  коктейлей с яйцом;
  10. Приготовление, оформление и отпуск  крюшонов, пуншей и глинтвейна;
  11. Приготовление, оформление и отпуск безалкогольных смешанных напитков;
  12. Приготовление, оформление и отпуск горячих и холодных смешанных напитков и коктейлей на основе кофе, какао-шоколада, чая

108

Раздел ПМ 3.

Организация  обслуживания иностранных туристов

МДК 10.01. Технология обслуживания посетителей на предприятиях общественного питания

64

Тема 3. 1. Обслуживание иностранных туристов

Содержание

Виды иностранного туризма. Традиционные  особенности  питания. Прогрессивные формы обслуживания (комплексное недельное меню туристских завтраков, обедов и ужинов, обслуживание в «обнос» или по типу «шведского стола» и др.). «Европейский завтрак». Обязанности метрдотеля и официантов при обслуживании иностранных туристов

20

Лабораторная работа№19

32

Организация обслуживания иностранных туристов по типу «Европейский завтрак».

Лабораторная работа№20

Сервировка столов с учетом меню и необходимости быстрого обслуживания туристов.

Лабораторная работа№21

 Методы расстановки соков, холодных закусок, хлеба и хлебобулочных изделий, подача горячих блюд и напитков.

Лабораторная работа№22

Организация обслуживания иностранных туристов по типу «Шведский стол»: подготовка столов к обслуживанию, сервировка столов, расстановка блюд.

Практическое занятие№31

12

 Составление  варианта меню для определенной группы туристов.

Практическое занятие№32 Оформление «Подтверждения исполнения заказа»;

Практическое занятие№33 Обоснованный выбор метода обслуживания группы туристов. Практическое занятие№34 Составление алгоритма обслуживания. 

        Учебная  практика (по профилю специальности)

Виды работ

1 . Обслуживание групп иностранных туристов в «обнос»;

2. Обслуживание групп иностранных туристов  по типу «шведского стола»;

3. Обслуживание групп иностранных туристов по типу «европейский завтрак»;

4.  Обслуживание иностранных граждан в зале «экспресс»;

5. Обслуживания групп иностранных туристов с тележек.

36

Всего:

562


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета:

- технология организации обслуживания на предприятиях общественного питания;

- учебного ресторана

- учебного бара

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- рабочие места на 15 обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- технические средства обучения: персональные компьютеры и компьютерные системы, компьютерные обучающие и контролирующие  программы, образцы оборудования, инвентаря и посуды.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебного ресторана:

- оборудование зала: столы обычные, банкетные и фуршетные, кресла, стулья, подсобные столы для официантов, серванты, передвижные сервировочные столики, холодильные шкафы;

- инвентарь, столовая посуда (фарфоровая, стеклянная, хрустальная, металлическая), приборы и столовое  белье (скатерти, салфетки, полотенца и ручники)

 Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест учебного бара:

- оборудование бара: барная стойка, высокие стулья, электромиксер, автоматическая кофеварка, электротостер, кассовый аппарат, посудомоечная машина, льдогенератор,  термос для льда, низкотемпературный прилавок, электроплита, весы;

-инвентарь и посуда: шейкер, терка, щипцы, вилка  для фруктов, дозаторы, нож для цитрусовых, сито, ножи для открывания бутылок и банок, стеклянная посуда (мензурки, кувшины, креманки, графины, бокалы, рюмки, фужеры, чашки, крюшонницы, сифоны), подносы,  столовые тарелки, салфетницы ложки коктельные, шпажки, и  т.п

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300 // Защита прав потребителей. Сб. нормат. документов. - М.: ЭНН, 1995. - С. 3.
  2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей» и «Кодекс об административных правонарушениях»» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ // Российская газета. — 1996. — 16 янв.
  3. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 389).
  4. Барановский В.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и
    баров. Ростов н/Д, Феникс, 2008.
  6. Евсевский Ф. Библия бармена. Все спиртные напитки, вина и коктейли. Мастерство создания, искусство подачи и алхимия вкуса. М.: Евробукс, 2004.
  7. Извекова В.Г. Бармен, официант. М.: Дашков и К, 2008.
  8. Карл У.П. Организация обслуживания на предприятиях массового питания: Пер. с англ. М.: Сирин, 2001.
  9. Кучер Л. С, Шкуратова Л.М. Организация обслуживания на

предприятиях общественного питания: Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: Дел. лит., 2005.

  1. Лавренков В.К. Книга барменов. Приготовление коктейлей. М.: ACT,
    2006.
  2. Лоусан Ф. Рестораны, клубы, бары: планирование, дизайн, управление. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Полински С. Коктейли: Иллюстрированная энциклопедия: Пер. с англ. — М.: Лабиринт Пресс, 2006.
  4. Радченко Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие для колледжей, профессиональных училищ, лицеев. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  5. Ридель X. Бары и рестораны: техника обслуживания. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  6. Стиббен Р. Коктейли. Справочник для бармена. Ростов н/Д: Феникс,
    2001.
  7. Усов В.В. Организация производства и обслуживание на предприятиях
    общественного питания. М.: Академия, 2007




Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Технологический колледж №28

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономические и правовые основы производственной деятельности

Москва 2013

Программа учебной дисциплины разработана профессии  

16399                 Официант

Организация-разработчик: ГАОУ СПО Технологический колледж№28

Разработчики:

Шафинская Е.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Мальгина  С.Ю., методист


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. Экономические и правовые основы производственной деятельности

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы по профессии  

16399                 Официант

Программа учебной дисциплины может быть использована в__ дополнительном профессиональном образовании (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки работников индустрии питания)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина включена в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;

- защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы рыночной экономики;

- организационно-правовые формы предприятий;

- основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

- формы оплаты труда;

- механизмы формирования заработной платы;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  36 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

4

     контрольные работы

2

Итоговая аттестация в форме зачета    


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.03. Экономические и правовые основы производственной деятельности                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Основы организации производственной деятельности

14

Тема 1.1. Содержание производственной деятельности предприятия

Содержание учебного материала,

8

Введение. Основные понятия в области экономики. Сущность рыночной системы. Принципы рыночной экономики. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики.

Зарождение, развитие, сущность производственной деятельности. Условия и факторы развития производства. Результативность производственной деятельности.

Тема 1.2. Организационно-правовые формы предприятий

Содержание учебного материала

Принадлежность предприятий к секторам экономики. Виды организационно-правовых форм предприятий  и их функционирование (с учетом особенностей).

4

Практическое занятие №1 «Решение ситуационных задач по  защите  трудовых прав  работников  индустрии  питания

2

Раздел 2. Основы управления предприятием

14

Тема 2.2. Управление персоналом предприятия

Содержание учебного материала,

6

Трудовые ресурсы. Кадровая политика. Основные права и обязанности в трудовых отношениях. Защита  трудовых  прав  работников предприятий общественного питания. Основные положения законодательства, регулирующие трудовые отношения.  Структура персонала предприятия.

Служба управления персоналом. Производительность труда.  

Практическое занятие  №2 «Решение производственных ситуаций  по теме «Основные права и обязанности работников  предприятий общественного питания»

2

Тема 2.3. Организация оплаты труда

 Содержание учебного материала,

6

Рынок труда. Заработная плата: сущность и основные понятия. Механизмы формирования заработной платы.

Системы и формы оплаты труда. Тарифная система оплаты труда. Оплата труда работников предприятия.

Раздел 3. Основные  показатели эффективности производственной деятельности предприятия

6

Тема 3.1. Прибыль и рентабельность предприятия

Содержание учебного материала,

2

Основные показатели рентабельности предприятия. Эффективность производственной деятельности. Признаки несостоятельности предприятия. Пути ее преодоления. Финансовое обеспечение текущей деятельности организации. Определение себестоимости. Факторы, влияющие на себестоимость  пищевой продукции.

Тема 3.2. Цены и ценовая политика

Понятие ценовой политики, цель, анализ ценообразующих факторов. Выбор метода ценообразования.

4

Контрольная работа

2

Всего:

36


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы.

Технические средства обучения: аудиовизуальные, мультимедийные и телекоммуникационные средства;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники и учебные пособия:

1. Экономика организации: учебник / Сафронов Н.А – М.: Издательский центр «Экономист» 2006г.

2. Основы экономических знаний: учебник / Л.Л. Любимов Н. А. Раннева - М.: Издательский центр  «Вита – Пресс» 2008г.

3. Предпринимательство: учебник / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк - М.: Издательский центр  «Юнити – Дана» 2007г.

Дополнительные источники:

1. Практикум по экономике предприятия: учебное пособие / Чечевицына Л. Н.Терещенко О. Н  -  М.: Издательский центр  «Фокс» 2008г.

2. Экономика предприятия: учебное пособие / В.В. Жиделева Ю.Н. Капнтейн -М.: Издательский центр «Инфара – М» 2009г.

Интернет-ресурсы:

- http://www.edu.ru/db/portal/sred/os_zip/0603.htm Российское образование. Федеральный портал

- http://www.ostu.ru/vzido/resurs/eco.predpr/rp.htm Рабочая программа, методические указания и вопросы для самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии 12901 Кондитер

Образовательная программа предназначена для  профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ по профессии  12901  Кондитер на базе среднего (полного) общего образования....

Рабочая программа для профессиональной подготовки/переподготовки взрослого населения по профессии "Электросварщик ручной сварки" (2-3 разряд)

Программа подготовлена ГБПОУ города Москвы «Колледж градостроительства, транспорта и технологий №41», мастером производственного обучения Лаврухиным А.А. и заведующей отделением Галиченко И.А. Рабочая...

ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 21299 «Делопроизводитель»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имеющих профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: 11695 «Горничная»

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ для учащихся общеобразовательных организаций по профессии: «Маляр строительный» (2 разряд)

Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...